Рабочая программа по занимательному труду для 2 класса коррекционных школ VIII вида


Индивидуальное учебно-тематическое планирование
на 2014-2015 учебный год
1.1. Общие сведения
Предмет: Занимательный труд
ФИО учащегося: …………………….. Максим
ФИО учителя: Васина Елизавета Николаевна
Недельная нагрузка: 1ч.
Форма занятий: очное индивидуальное занятие
1.2. Пояснительная записка
1. Соответствие программе.
Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» (Занимательный труд) для 2 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII . Подготовительный класс.1-4классы.-8-е изд. под редакцией Воронковой В.В. М: Просвещение,2013 .-176с.
Программа рассчитана на 35 часов ( 1ч в неделю).
Индивидуальное учебно-тематическое планирование составлено в соответствии с образовательным стандартом основного образования. При формировании ИУТП учитывалась специфика состояния здоровья ученика, рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПК, а также личные достижения ученика.
На уроках будут использованы следующие ресурсы:
материалы курса «Трудовое обучение», расположенного на сайте школы;
наглядный материал (схемы, таблицы. предметные картинки, сюжетные картинки, размещённые в учебнике);
материалы внешних Интернет-ресурсов;
аудио- и видео материалы
• УМК
2. Количество часов в неделю- 1ч.--соответствует базовому и составляет 1 часа в неделю (Индивидуализация планирования связана:
с невозможностью ученика работать в группе в связи со спецификой заболевания,
со спецификой заболевания (быстрая утомляемость, особенности памяти и внимания, низкий темп деятельности),
со спецификой работы на уроке.
3. Виды деятельности.
1) Ученику доступны все виды учебной деятельности, но предпочтительными являются следующие:
--устный ответ,
--практическая работа
--работа по алгоритму,
-- сравнительный анализ,
-- поисковая работа,
-- экскурсия
4. Формы контроля
1) Предполагается осуществление промежуточного контроля в разных формах:
опрос
устный ответ
самостоятельная работа практическая работа по изготовлению поделки
5. Основные сложности
--- отсутствие систематических знаний,
---несформированность навыков самостоятельной работы,
------несформированность навыков работы с алгоритмом / текстом / таблицей / планом/ алгоритмом
---неумение устанавливать причинно-следственные связи,
---неумение строить развернутый устный ответ,
---слабые навыки устной монологической
----ограниченность словарного запаса,
-----неправильное употребление слов и фразеологизмов,
6. Корректировка ИУТП
1). Во время учебного года для повышения мотивации и общего развития ученика будет привлекаться к участию во внутри- и внешкольных мероприятиях (олимпиадах, конкурсах, предметных неделях и т.п.), поэтому ИУТП может незначительно корректироваться в течение учебного года.
2).Значительные корректировки возможны в связи с длительным непосещением занятий (болезнь,). В зависимости от динамики и качества усвоения материала в течение учебного года может быть произведено перераспределение часов.
В процессе трудового обучения с 0 по 4 класс должны решаться следующие задачи:
формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки в зависимости от их свойств;
коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учётом их возрастных особенностей;
формирование у детей интереса к разнообразным видам труда.
Программа по труду в 0—4 классах определяет содержание и уровень основных знаний и умений учащихся по технологии ручной обработки материалов (бумаги, картона, ткани, глины и т. д.), а также включает первоначальные сведения об элементах организации труда.
Программа разработана в двух вариантах, для групп учащихся с различными возможностями. Соответственно определены обязательные минимумы требований к основным знаниям и умениям учащихся в виде двух уровней усвоения: базовый и сниженный (минимально-необходимый)-
В зависимости от состояния здоровья ученика я выбираю 2 уровень
Содержание программы. 2 класс (2-ой уровень) ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ. Экскурсия в природу, сбор природных материалов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Игрушки, выполненные из скорлупок грецких орехов и др. материалов: гриб, кораблик, рыбка.
Выполнение стилизованных фигурок животных из персиковых косточек с применением пластилина. Игра «Зоопарк ».
Технические сведения. Названия используемых природных материалов, их свойства. Определение формы деталей и их соотнесение с формой реального объекта.
Приёмы работы. Подбор деталей для игрушки. Подбор природного материала для композиции.Работа с проволокой
Практические работы. Сгибание проволоки под углом, по кругу, вдвое, втрое, вчетверо. Получение контуров геометрических фигур (рыбок, бабочек и т. п.) путём накладывания проволоки на графическое изображение, по представлению. Откусывание лишней проволоки кусачками.
Технические сведения. Свойства проволоки: мягкость, гибкость, удержание формы. Понятие «контур».
Приёмы работы. Складывание проволоки в несколько слоев с выравниванием каждого слоя по предыдущему. Использование инструментов: кусачки. Правила безопасной работы. Организация рабочего места. Замыкание контура путём скручивания концов проволоки.
Работа с нитками
Практические работы. Выполнение кисточки. Плетение пояса, закладки из 4 прядей. Изготовление коврика полотняным переплетением. Выполнение сувениров — стилизованных фигурок человечков.
Технические сведения. Названия изделий. Способы использования изделий в быту. Простейшие понятия о сочетаниях цветов.
Приёмы работы. Начало работы: завязывание узла, изготовление кисточки, закрепление нити. Приёмы завершения работы. Подравнивание концов завязывающих нитей ножницами.
Работа с бумагой
Практические работы. Изготовление ёлочных игрушек. Гирлянды из одной полоски, из двух полосок; цепь. Вырезание снежинок. Выполнение сложных игрушек из 3—4 деталей круглой, треугольной, квадратной формы.
Технические сведения. Складывание бумаги-заготовки для вырезания снежинки.
Приёмы работы. Последовательное перекладывание полосок при выполнении гирлянды. Надрезание сторон полоски.
Второе полугодие
Работа с металлоконструктором
Практические работы. Соединение 3—4 деталей в контуры геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник. Сборка контура домика из 6 деталей, сборка ло-нитки, лесенки.
Опора при выполнении задания на образец поделки, натуральный предмет.
Технические сведения. Ознакомление с наборами конструкторов. Детали конструктора: плато, планки, скобы, пинты, гайки. Инструменты: ключ, отвёртка. Правила безопасной работы.
Приёмы работы. Завинчивание гайки рукой, ключом. 11одбор планок по количеству отверстий. Соединение деталей винтами и гайками. Правильная хватка инструментов.
Работа с нитками
Практические работы. Плетение в 4, 6, 8 прядей: косичка, поясок, круглая плетёнка.
Технические сведения. Определение длины нити для плетения пояса.
Приёмы работы. Закрепление нитей на булавке для плетения в 8 прядей. Выполнение круглой плетёнки вдвоём.
Комбинированные работы
Практические работы. Выполнение помпона из шерсти. Изготовление игрушки «Цыплёнок» из шерстяных помпонов с использованием проволоки и других материалов.
Работа с бумагой
Практические работы. Плетение ковриков из полосок бумаги. Изготовление салфетки, закладки с вплетением полосок бумаги сквозь прорези в основе. Плетение корзинки, челнока (лодочки) из полосок бумаги.
Технические сведения. Последовательность перепускания полосок. Подбор цвета при выполнении ковриков. Начало и завершение работы.
Приёмы работы. Закрепление полосок бумаги на основе.
Работа с проволокой.
Практические работы. Навивание пружинки на стер-Выполнение стилизованной фигурки «пружинного» человечка.
Плетение браслета, брелока, кольца, заколки путём обвязывания основы.
Технические сведения. Искусство плетения. Его история и значение в бытовой, художественной деятельности человека. Материалы для плетения. Необходимые свойства. Подбор проволоки по цвету, размеру.
Приёмы работы. Узловое плетение. Начало и завершение работы.
Работа с бумагой и картоном
Практические работы. Выполнение объёмных поделок из заготовки, состоящей из 2 деталей. Домик со ставнями и дверью. Опора на образец, рисунок, предметную карту.
Изготовление игрушки «Кукла с гардеробом». Использование шаблона для получения фигуры куклы из тонкого картона. Выполнение предметов одежды из цветной бумаги, отделка аппликацией.
Технические сведения. Применение и назначение картона. Свойства и особенности картона: ломается по сгибу, режется, впитывает влагу, более прочный, чем бумага. Толщина, цвет картона. Понятие «гардероб». Назначение и виды одежды. Понятие о комплекте одежды, фасоне.
Приёмы работы. Разметка по шаблону. Смазывание клеем бумаги по всей поверхности при склеивании картона.
Планируемые результаты:
знать:
•названия основных материалов для поделок и их свойства.
уметь:
•устанавливать соответствие поделки натуральному образцу;
•повторять показанные учителем приёмы выполнения работы;
•выполнять простейшие операции по устной инструкции учителя.
Учебно-тематический пла
Наименование раздела Количество часов
1ч (8)9
2ч 7
3ч 10
4ч 9
Итого 35
Ресурсное обеспечение рабочей программы
1 Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, Подготовительный класс 1-4 классы, допущено Министерством образования и науки РФ, М.: Просвещение, 2013, под редакцией В.В.Воронковой
2 Выгонов В.В., Галямова Э.М.»Аппликация».М.,2006.
3 Богатеева З.А.»Занятия аппликацией в детском саду.М.,1988.
4 Л.А.Кузнецова.-Технология:Ручной труд:2класс:Учебник для спец.(коррекционных)образ. учрежд. 8вида.-2-е изд.-СПб.:филиал изд-ва «Просвещение»,2011.-110с.:ил.
5 Выгонов В.В. «Игрушки и поделки из бумаги».М.,2006.
6 Трудовое обучение.2 класс. Поурочные планы.Автор-составитель:Н.А.Тараканова.Волгоград.:Учитель,-2007.-189с.
7 Художественный труд. 1 класс. Методическое пособие. Под редакцией Т.Я Шпикаловой-М.:Просвещение,2005.-112с.
Календарное планирование--35ч.
1 час в неделю
№ Название раздела, темы урока Кол-во час Тип урока Форма урока Информационное сопровождение дата
По плану фактически
Работа с глиной и пластилином 1 Лепка кубиков и брусков разной величины. Вводное занятие. 1 комбинированный практическая работа, демонстрация кубики, бруски, образец 2 Работа с пластилином. Лепка столярных инструментов (киянки, рубанка, молотка) 1 комбинированный практическая работа, демонстрация киянка, рубанок, молоток, стека 3 Работа с пластилином: лепка по образцу или с натуры грузового автомобиля. 1 комбинированный практическая работа, демонстрация игрушки грузового автомобиля, автобуса Работа с природными материалами
4 Работа с природными материалами.
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала 1 комбинированный экскурсия, объяснение, беседа папки для сбора материала, мешочки. 5 Работа с природными материалами. Изго
товление по образцу зайца из засушенных листьев. 1 изучения нового материала практическая работа, демонстрация картинка зайца, трафарет зайца, листья крылаток 6 Работа с природными материалами, завер
шение работы. 1 практическая работа, демонстрация картинка зайца, трафарет зайца, листья крылаток 7 Изготовление рыбки из чешуек шишки с применением цветной бумаги (по образцу) 1 комбинированный объяснение, практическая работа еловые шишки, цв. бумага, образец Работа с бумагой и картоном
8 Работа с бумагой и картоном. Изготовление
пакета из бумаги для хранения изделий 1 изучения нового материала объяснение, практическая работа бумага, технологические карты 9 Работа с бумагой и картоном: украшение аппликацией пакета из бумаги для хране
ния изделий. комбинированный объяснение, практическая работа цв. бумага, образцы аппликаций 10 Изготовление счетного материала для
уроков математики. 1 комбинированный мастерская трафареты, цв. бумага, Работа с текстильными материалами
11 Работа с текстильными материалами.
Плетение косички из шнура. Пряжа. 1 комбинированный практическая работа, демонстрация пряжа, образец, 12
Работа с текстильными материалами. Изго
товление стилизованных фигурок (маль
чика, девочки) из связанных пучков ниток 1 комбинированный практическая работа, демонстрация образец, пряжа, технологические карты 13 Пришивание пуговиц с двумя отверстиями 1 изучения нового материала дидактическая игра пуговицы, иглы, нитки, образцы 14 Шитьё «игла вверх- вниз». Завязывание узелков 1 изучения нового материала объяснение, практическая работа технологическая карта, образец, иглы, нитки 15 Экскурсия в швейную мастерскую(КБО-швей
ный цех). 1 комбинированный экскурсия, беседа
Работа с глиной и пластилином
16 Лепка предметов цилиндрической формы: стакана для карандашей, кружки 1 комбинированный объяснение, практическая работа стакан для карандашей, кружка, стека 17 Лепка с натуры предметов конической формы: ведёрка, цветочного горшка 1 комбинированный объяснение, практическая работа ведёрко, цветочный горшок, образец 18 Лепка с натуры и по представлению чайной посуды (чайника для заварки, чашек с блюдцем) 1 комбинированный практическая работа, демонстрация чайная посуда :чайник для заварки, чашки с блюдцем, Работа с проволокой
19-21 Сгибание проволоки под углом
.получение контуров геометрических фигур 3 Работа с бумагой и картоном 22 Изготовление закладок нескольких видов 1 комбинированный демонстрация практическая работа, образцы, цв. бумага, технологические карты 23 Изготовление из картона плоских елочных игрушек (рыбы, птицы, животные) 1 комбинированный мастерская картон, цв. бумага, клей, технологические карты 24 Изготовление из плотной бумаги елочных игрушек объёмной формы: фонари, шары 1 комбинированный мастерская образцы, бумага, картон Работа с глиной и пластилином
25 Лепка по образцу стилизованных фигур птиц: цыплёнка и утёнка, утки и гуся 1 комбинированный демонстрация практическая работа, картинки цыплёнка и утёнка, утки и гуся, образец 26 Лепка по образцу стилизованных фигур: животных: кошки и белки 1 комбинированный объяснение, практическая работа картинки кошки и белки, образец 27 Самостоятельная лепка с натуры игрушек: медвежонка, зайца, лисы 1 обобщ. и системат
знаний. самостоятельная работа игрушки: медвежонок, заяц, лиса Работа с металлоконструктором
28 Ознакомление с набором конструктора,
детали, инструменты. 1 комбинированный демонстрация, объяснение практическая работа, Плато, планки,скобы 29 Соединение деталей в контуры геометрических фигур 1 комбинированный практикум, игра Работа с бумагой и картоном 30 Изготовление аппликации (грузовик, автофургон) 1 обобщения и систематизации знаний объяснение, практическая работа иллюстрации грузовика, образец 31 Изготовление из бумаги и картона с использованием материалотходов поздравительных открыток 1 комбинированный демонстрация, практическая работа бросовый материал: тесьма, фольга, открытки и др., Работа с текстильным материалом
32 Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника 1 изучения нового материала объяснение, практическая работа ткань, выкройки, карандаш,[13] 33 Ознакомление с ручными стежками (сметочный стежок). Упражнение на полосе бумаги в клетку 1 изучения нового материала объяснение, практическая работа игла, нитки, бумага в клеточку 34 Изготовление по образцу плоскостной модели трёхсекционного светофора комбинированный объяснение, практическая работа, демонстрация модель светофора, картон, цв. бумага 35 Экскурсия на пришкольный участок:
Труд людей весной. комбинированный