Рабочая программа по химии 10 класс
Глазковский филиал имени Героя Советского Союза
Н. Н. Шерстова МБОУ Кочетовская СОШ
Рассмотрено и рекомендовано Утверждаю
к утверждению директор школы
управляющим советом школы Петрищева Т. А.
Протокол № от 2014 г. Приказ № от 2014 г.
Рабочая программа
по химии в 10 классе
на 2014 г – 2015 учебный год
(профильный уровень)
к УМК Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана (Химия 10 класс)
Составил учитель биологии и химии
Подольский Алексей Владимирович
Глазок 2014
Пояснительная записка
Статус документа
Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (2004г); федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Министерством образования РФ (05. 03. 2004), примерной программы по химии среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и авторской программы Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации к учебнику авторов Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Химия 10 класс»
Программой предусмотрено проведение 8 контрольных работ и 6 практических работ.
Структура документа Программа включает пять разделов:
пояснительную записку
основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий
требования к уровню подготовки обучающихся
календарно-тематическое планирование
перечень учебно-методического обеспечения
Изучение химии должно способствовать формированию у учащихся научной картины мира, их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, готовности к труду.
Изучение химии направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Результаты обучения
Результаты изучение курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования на профильном уровне направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, описывать, выявлять, сравнивать, решать задачи, анализировать и оценивать, изучать, находить и критически оценивать информацию о химических объектах.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Учебно-тематический план.
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов (всего)
Из них(количество часов)
Контрольные работы
Практические работы
1
Тема 1 . Теория химического строения органических соединений.
Электронная природа химических связей.
6
Углеводороды и их природные источники (32 часа)
2
Тема 2. Предельные углеводороды
9
1
1
3
Тема 3. Непредельные углеводороды
11
1
4
Тема 4. Ароматические углеводороды
5
1
5
Тема 5. Природные источники углеводородов и их переработка
7
1
Кислородосодержащие органические вещества (23 часа)
6
Тема 6. Спирты и фенолы
6
7
Тема 7. Альдегиды
4
8
Тема 8. Карбоновые кислоты
9
1
2
9
Тема 9. Сложные эфиры. Жиры.
4
Углеводы (10 часов)
10
Тема 10. Углеводы
10
1
1
Азотсодержащие органические соединения (11 часов)
11
Тема 11. Амины. Аминокислоты
4
12
Тема 12. Белки
7
1
Синтетические полимеры ( 10 часов)
13
Тема 13. Синтетические полимеры
10
1
1
Повторение (10 часво)
Тема 14 Првторение
10
1
Итого
102
8
6
Требования к уровню подготовки учеников
В результате обучения в 10 классе ученик будет
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: валентность, степень окисления, гомологи, изомеры.
- основные теории химии: химической связи; теорию строения органических веществ Бутлерова.
уметь:
- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: основные классы органических веществ
- объяснять: природу химической связи
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Содержание программы
Тема 1. Теория строения органических соединений ( 6часов )
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества.
Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории строения А.М.Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана. Изомерия и ее виды. Структурная изомерия, её виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия.
Требования ГОС
Знать:
важнейшие химические понятия: предмет орг. химии, тип хим. связи и кристаллической решетки в орг. в-вах, валентность, степень окисления, углеродный скелет, электроотрицательность, изомерия, роль химии в естествознании; значение в жизни общества; теорию строения, углеродный скелет, радикалы, гомологи, изомеры , понятие структурной изомерии
Уметь:
объяснять зависимость свойств в-в от их состава и строения.
составлять структурные формулы изомеров.
определять валентность и степень окисления элементов.
характеризовать углерод по положению в ПСХЭ
принимать критические оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
П.р. Качественный анализ органических соединений.
Углеводороды и их природные источники (32 часа)
Тема 2. Предельные углеводороды . (9часов)
Алканы Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекул метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические и химические свойства алканов (на примере метана и этана: горение, замещение, разложение, дегидрирование). Алканы в природе. Применение.
Циклоалканы. Понятие о циклоалканах и их свойствах. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Изомерия циклоалканов (по «углеродному скелету», цис-, транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Тема 3. Непредельные углеводороды.(11часов)
Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекул этена Изомерия алкенов: структурная. Положение
·-связи, межклассовая. Номенклатура алкенов. Физические свойства алкенов. Получение этилена (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства: горение, качественные реакции, гидратация, полимеризация. Применение этилена. Алкодиены. Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические и химические свойства изопрена и бутадиена -1,3(обесчвечивание бромной воды, полимеризация в каучуки). Резина. Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекул ацителена . Изомерия алкинов (структурная: по положению кратной связи и межклассовая). Номенклатура алкинов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические и химические (горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода, гидратация) свойства этина. Р-ция полимеризации винилхлорида и его применение. Тема 4. Ароматические углеводороды.(5часов)
Ароматические углеводороды. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Физические и химические (горение, галогенирование, нитрование) свойства бензола. Применение бензола. Получение бензола из гексана и ацетилена . Тема 5. Природные источники углеводородов и их переработка.(7часов) Природные источники углеводородов. Нефть. Состав и её промышленная переработка. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Природный газ, его состав и практическое использование. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Каменный уголь. Коксохимическое производство и его продукция Расчетные задачи. 1. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. 2. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. 3. Комбинированные задачи.
Демонстрации. Коллекция «Природные источники углеводородов». Сравнение процессов горения нефти и природного газа. Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Каталитический крекинг парафина. Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание). Разделение смеси бензин вода с помощью делительной воронки.
Получение метана из ацетата натрия и гидроксида натрия. Модели молекул алканов шаростержневые и объемные. Горение метана, пропанобутановой смеси, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение метана, пропанобутановой смеси, бензина, парафина к бромной воде и раствору перманганата калия. Взрыв смеси метана и хлора, инициируемый освещением. Восстановление оксида меди (II) парафином.
Шаростержневые и объемные модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов. Объемные модели молекул алкенов. Получение этена из этанола. Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора перманганата калия. Горение этена.
Получение ацетилена из карбида кальция. Физические свойства. Взаимодействие ацетилена с бромной водой. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия. Горение ацетилена. Взаимодействие ацетилена с раствором соли меди или серебра.
Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением
·-связей. Деполимеризация каучука. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением
·-связей. Коагуляция млечного сока каучуконосов (молочая, одуванчиков или фикуса).
Шаростержневые модели молекул циклоалканов и алкенов. Отношение циклогексана к раствору перманганата калия и бромной воде.
Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. Разделение с помощью делительной воронки смеси бензол вода. Растворение в бензоле различных органических и неорганических (например, серы) веществ. Экстрагирование красителей и других веществ (например, иода) бензолом из водных растворов. Горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Получение нитробензола. Обесцвечивание толуолом подкисленного раствора перманганата калия и бромной воды.
Лабораторные опыты. 1. Построение моделей молекул алканов. 2. Сравнение плотности и смешиваемости воды и углеводородов. 3. Построение моделей молекул алкенов. 4. Обнаружение алкенов в бензине. 5. Получение ацетилена и его реакции с бромной водой и раствором перманганата калия.
Практическая работа № 1. Качественное определение углерода, водорода, хлора в органических соединениях.
Практическая работа № 2 Получение этилена и опыты с ним
Контрольная работа № 1 по теме «Предельные углеводороды»
Контрольная работа № 2 по темам «Непредельные углеводороды», «Ароматические углеводороды»
Контрольная работа № 3 по теме «Углеводороды».
Требования ГОС.
Знать:
важнейшие химические понятия: вещество, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, моль, вещества молекулярного строение, углеродный скелет, изомерия, гомология, радикалы, общую формулу, гомолог. ряд.
основные теории химии: ТХСОС А.М. Бутлерова.
важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, каучуки, природные источники углеводородов: нефть, природный газ, продукты переработки нефти.
Уметь:
называть углеводороды по тривиальной номенклатуре и по ИЮПАК,
характеризовать строение, свойства и основные способы получения углеводородов.
определять принадлежность в-в к определенному классу. Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших органических веществ;
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения хим. явлений, происходящих в быту и на производстве и для экологически грамотного поведения в окружающей среде, а также для оценки влияния хим. загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов, для безопасного обращения с горючими в-ми.
Кислородосодержащие органические вещества (23 часа)
Тема 6. Спирты и фенолы (6 часов) Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных групп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм, его последствия. Профилактика алкоголизма. Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Классификация фенолов. Сравнение кислотных свойств веществ, содержащих гидроксильную группу: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола. Электрофильное замещение в бензольном кольце. Применение производных фенола.
Расчетные задачи. Вычисления по термохимическим уравнениям.
Демонстрации. Физические свойства этанола, пропанола-1 и бутанола-1. Шаростержневые модели молекул изомеров Получение простого эфира. Получение сложного эфира. Получение этена из этанола. Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. Реакция фенола с хлоридом железа (III). Реакция фенола с формальдегидом.
Лабораторные опыты. 6. Построение моделей молекул изомерных спиртов. 7. Растворимость спиртов с различным числом атомов углерода в воде. 8. Растворимость многоатомных спиртов в воде. 9. Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II). 10. Взаимодействие водного раствора фенола с бромной водой.
Тема 7. Альдегиды и кетоны. (4 часа) Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Особенности строения и химических свойств кетонов.
Тема 8. Карбоновые кислоты ( 9 часов) Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения.
Демонстрации. Шаростержневые модели молекул альдегидов и изомерных им кетонов. Окисление бензальдегида на воздухе. Реакция «серебряного зеркала». Окисление альдегидов гидроксидом меди (II). Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, пропионовой, масляной, щавелевой, лимонной, олеиновой, стеариновой, бензойной. Возгонка бензойной кислоты. Отношение различных карбоновых кислот к воде. Сравнение кислотности среды водных растворов муравьиной и уксусной кислот одинаковой молярности.
Лабораторные опыты. 11. Построение моделей молекул изомерных альдегидов и кетонов. 12. Реакция «серебряного зеркала». 13. Окисление альдегидов гидроксидом меди (II). 14. Окисление бензальдегида кислородом воздуха. 15. Сравнение силы уксусной и соляной кислот в реакциях с цинком. 16. Сравнение растворимости в воде карбоновых кислот и их солей. 17. Взаимодействие карбоновых кислот с основными оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами и солями.
Тема 9. Сложные эфиры. Жиры. (4 часа)
Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеродного скелета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации гидролиза; факторы, влияющие на него. Решение расчетных задач на определение выхода продукта реакции (в %) от теоретически возможного, установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания (или гидролиза). Жиры сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение жиров. Номенклатура и классификация жиров. Масла. Жиры в природе. Биологические функции жиров. Свойства жиров. Омыление жиров, получение мыла. Объяснение моющих свойств мыла. Гидрирование жидких жиров. Маргарин. Понятие о CMC. Объяснение моющих свойств мыла и CMC (в сравнении).
Демонстрации. Получение приятно пахнущего сложного эфира. Отношение к бромной воде и раствору перманганата калия предельной и непредельной карбоновых кислот. Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масла к водным растворам брома и перманганата калия.
Лабораторные опыты. 18. Построение моделей молекул изомерных карбоновых кислот и сложных эфиров. 19. Растворимость жиров в воде и органических растворителях.
Практическая работа № 3 Получение и свойства карбоновых кислот.
Практическая работа № 4 Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.
Контрольная работа №4 по темам «Спирты и фенолы», «Альдегиды», «Карбоновые кислоты».
Требования ГОС.
Знать:
важнейшие химические понятия:
Функциональные группы, изомерия, гомология, окисление, восстановление.
важнейшие вещества и материалы:
этанол, уксусная кислота, жиры, мыла.
Уметь:
называть: вещества по “тривиальной” и международной номенклатуре.
определять: принадлежность веществ к разным классам органических соединений.
характеризовать: основные классы органических веществ, строение и химические свойства изученных органических соединений.
объяснять: зависимость свойств кислородсодержащих органических соединений от их состава и строения.
Выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших кислородсодержащих органических веществ.
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения хим. явлений, происходящих в быту и на производстве и для экологически грамотного поведения в окружающей среде, а также для оценки влияния хим. загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы, для охраны окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол, для оценки влияния действия альдегидов на живые организмы, для безопасной работы со средствами бытовой химии, для оценки влияния алкоголя на организм человека.
Тема 10. Углеводы (10 часов)
Моносахариды. Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.
Дисахариды. Строение дисахаридов. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.
Полисахариды. Крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика: строение, свойства, биологическая роль). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами образование сложных эфиров.
Демонстрации. Образцы углеводов и изделий из них. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II). Реакция «серебряного зеркала» для глюкозы. Отношение растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к гидроксиду меди (II) при нагревании. Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и крахмала. Набухание целлюлозы и крахмала в воде.
Лабораторные опыты. Ознакомление с физическими свойствами глюкозы. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при обычных условиях и при нагревании. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с аммиачным раствором оксида серебра. Кислотный гидролиз сахарозы. Качественная реакция на крахмал. Знакомство с коллекцией волокон.
Требования ГОС.
Знать: важнейшие химические понятия: функциональные группы, изомерия, гомология, окисление, восстановление.
Уметь: называть: вещества по “тривиальной” и международной номенклатуре.
определять: принадлежность веществ к разным классам органических соединений.
характеризовать: основные классы органических веществ, строение и химические свойства изученных органических соединений. выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших кислородсодержащих органических веществ. проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения хим. явлений.
Практическая работа № 5 Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ
Контрольная работа №5 по темам «Сложные эфиры. Жиры», «Углеводы»
Азотсодержащие органические соединения (11 часов)
Тема 11. Амины и Аминокислоты (4 часа) Состав и строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов. Применение аминов.
Тема 12. Белки (7 часов) Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями. Взаимодействие аминокислот с кислотами, образование сложных эфиров. Образование внутримолекулярных солей (биполярного иона). Реакция поликонденсации аминокислот. Синтетические волокна (капрон, энант и др.). Биологическая роль аминокислот. Применение аминокислот.
Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения.
Нуклеиновые кислоты. Общий план строения нуклеотидов. Понятие о пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры молекулы ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и растений. Лекарственная химия: от агрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Демонстрации. Физические свойства метиламина. Горение метиламина. Взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами. Отношение бензола и анилина к бромной воде. Окрашивание тканей анилиновыми красителями. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот. Нейтрализация щелочи аминокислотой. Нейтрализация кислоты аминокислотой. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Качественные реакции на белки. Модели молекулы ДНК и различных видов молекул РНК.
Лабораторные опыты. Качественные реакции на белки.
Контрольная работа №6 по темам «Амины и аминокислоты», «Белки».
Требования ГОС.
Знать:
важнейшие химические понятия: валентность, степень окисления углерода, водорода, азота, кислорода; функциональные группы (амино-, нитро), изомерия, гомология; лекарственные препараты домашней медицинской аптечки. Искусственные и синтетические волокна, каучуки и пластмассы.
Уметь:
называть по «тривиальной» и международной номенклатуре.
объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; природа химической связи; проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
характеризовать строение и химические свойства.
определять валентность, степень окисления элементов, тип химической связи, принадлежность веществ к определённому классу органических соединений, типы химических реакций,
выполнять химический эксперимент
по распознаванию веществ, качественная реакция на белки
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах.
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, по химическим уравнениям массу, объём и количество продуктов реакции по массе исходного вещества и вещество, содержащее определённую долю примесей.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения хим. явлений, происходящих в быту и на производстве и для экологически грамотного поведения в окружающей среде, а также для оценки влияния хим. загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы, для охраны окружающей среды от промышленных отходов.
Синтетические полимеры (10 часов)
Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Синтетические каучуки. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная, пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон, капрон.
Демонстрации:
Коллекция искусственных волокон.
Распознавание волокон по отношению к нагреванию и хим. реактивам.
Коллекция пластмасс и изделий из них.
Коллекция синтетических волокон.
Распознавание волокон по отношению к нагреванию и хим. реактивам.
Практическая работа № 6 Распознавание пластмасс и волокон.
Контрольная работа №7 по теме «Синтетические полимеры»
Итоговая контрольная работа № 4 за курс органической химии
Повторение (10 часов)
Итоговая контрольная работа за курс органической химии
Календарно-тематическое планирование
Тема 1. Теория химического строения органических соединений.
Электронная природа химических связей. (6 )
№
Тема
Календарные сроки
По плану
фактически
1
Органическая химия – химия соединений углерода. Значение органической химии
2 -3
Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова.
4
Классификация органических веществ
5
Электронная природа химической связи в органических соединениях
6
Семинар по теме: «Теория химического строения А.М. Бутлерова. Электронная природа химических связей в органических соединениях».
Тема 2. Предельные углеводороды. (9ч)
№
Тема
Календ. сроки
7
Электронное и пространственное строение алканов, гомологический ряд алканов.
8
Номенклатура и изомерия алканов. Составление формул и изомеров алканов
9
Физические и химические свойства алканов
10
Получение и применение алканов
11
Решение задач на определение молекулярной формулы по массовым долям элементов (по продуктам реакции горения)
12
Циклоалканы
13
Практическая работа №1Качественное определение углерода, водорода, хлора в органических соединениях.
14
Подготовка к контрольной работе
15
Контрольная работа № 1 по теме «Предельные углеводороды»
Тема 3. Непредельные углеводороды. (11ч)
№
Тема
Календ. сроки
16
Электронное и пространственное строение алкенов, гомологический ряд алкенов.
17
Номенклатура и изомерия алкенов. Составление формул и изомеров алкенов
18
Физические и химические свойства алкенов. Понятие о высокомолекулярных веществах на примере полиэтилена и полипропилена.
19
Получение и применение алкенов.
20
Практическая работа №2 Получение этилена и опыты с ним
21
Понятие о диеновых углеводородов.
22
Природный каучук.
23
Электронное и пространственное строение алкинов, гомологический ряд алкинов.
24
Номенклатура и изомерия алкинов. Составление формул и изомеров алкинов
25
Физические и химические свойства алкинов Получение и применение алкинов.
26
Обобщающий урок по теме «Непредельные углеводороды»
Тема 4. Ароматические углеводороды.(5ч)
№
Тема
Календ. сроки
27
Бензол – представитель ароматических углеводородов. Физические и химические свойства бензола.
28
Гомологи бензола. Получение и применение ароматических углеводородов
29
Многообразие углеводородов. Взаимосвязь гомологических рядов.
30
Решение задач и упражнений по теме «Ароматические углеводороды»
31
Контрольная работа № 2 по темам «Непредельные углеводороды», «Ароматические углеводороды»
Тема 5. Природные источники углеводородов и их переработка.(7ч)
№
Тема
Календ. сроки
32
Природный и попутный нефтяной газы.
33
Нефть и её переработка
34
Крекинг нефти
35
Коксохимическое производство.
36
Обобщающий урок по теме «Природные источники углеводородов»
37
Повторение и обобщение знаний по теме «Природные источники углеводородов»
38
Контрольная работа № 3 по теме «Углеводороды»
Тема 6. Спирты и фенолы. (6ч)
№
Тема
Календ. сроки
39
Предельные одноатомные спирты: строение, номенклатура, изомерия гомологический ряд, физические свойства. Водородная связь
40
Химические свойства предельных одноатомных спиртов.
41
Применение и получение спиртов. Губительное действие спиртов на организм.
42
Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.
43
Фенолы. Охрана окружающей среды от фенола.
44
Обобщение и закрепление знаний. Генетическая связь между спиртами и углеводородами.
Тема 7. Альдегиды . (4ч)
№
Тема
Календ. сроки
45
Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура.
46
Свойства альдегидов.
47
Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение.
48
Обобщающий урок по теме «Альдегиды»
Тема 8.Карбоновые кислоты. (9ч)
№
Тема
Календ. сроки
49
Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура
50
Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Химические свойства
51
Получение карбоновых кислот и применение.
52
Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.
53
Практическая работа № 3 Получение и свойства карбоновых кислот.
54
Практическая работа №4 Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.
55
Обобщающий урок по теме «Карбоновые кислоты»
56
Подготовка к контрольной работе
57
Контрольная работа № 4 по темам «Спирты и фенолы», «Альдегиды», «Карбоновые кислоты»
Тема 9. Сложные эфиры. Жиры (4 ч)
№
Тема
Календ. сроки
58
59
Сложные эфиры: свойства, получение, применение.
60
Жиры. Строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение. Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.
61
Обобщающий урок по теме «Сложные эфиры. Жиры»
Тема 10. Углеводы (10 ч)
№
Тема
Календ. сроки
62
Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия. Фруктоза изомер глюкозы.
63
Свойства глюкозы. Применение
64
Сахароза. Строение молекулы. Свойства, применение.
65
Крахмал, его строение, химические свойства, применение
66
Целлюлоза, ее строение и химические свойства
67
Применение целлюлозы. Ацетатное волокно
68
Практическая работа №5 Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ
69
Обобщающий урок по теме «Углеводы»
70
Подготовка к контрольной работе
71
Контрольная работа № 5 по темам «Сложные эфиры. Жиры», «Углеводы»
Тема 11. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (11 ч)
Тема 11. Амины и аминокислоты (4 ч)
№
Тема
Календ. сроки
72
Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы анилина. Свойства анилина. Применение
73
Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение.
74
Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.
75
Обобщающий урок по теме «Амины и аминокислоты»
Тема 12. Белки (7 ч)
№
Тема
Календ. сроки
76
Белки природные полимеры. Состав и строение.
77
Физические и химические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.
78
Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях.Нуклеиновые кислоты.
79
Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
80
Обобщающий урок по теме «Белки»
81
Подготовка к контрольной работе
82
Контрольная работа № 6 по темам «Амины и аминокислоты», «Белки»
Тема 13. Синтетические полимеры (10ч)
№
Тема
Календ. сроки
83
Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации.
84
Строение молекул. Стереонерегулярное и стереорегулярное строение полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность.
85
Полимеры, получаемые в реакциях поликонденсации. Фенолформальдегидные смолы. Термореактивность.
86
Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение.
87
Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.
88
Практическая работа №6 Распознавание пластмасс и волокон.
89
Органическая химия, человек и природа
90
Обобщающий урок по теме «Синтетические полимеры»
91
Подготовка к контрольной работе
92
Контрольная работа № 7 по теме «Синтетические полимеры»
Тема 14 Повторение (10 часов)
№
Тема
Календарные сроки
93
Повторение темы теория химического строения органических соединений.
Электронная природа химических связей.
94
Повторение темы предельные углеводороды
95
Повторение темы непредельные углеводороды
96
Повторение темы ароматические углеводороды
97
Повторение темы спирты и фенолы
98
Повторение тем альдегиды, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры
99
Повторение темы углеводы
100
Повторение тем амины, аминокислоты и белки
101
Повторение темы синтетические полимеры
102
Итоговая контрольная работа за курс химии 10 класса
Учебно-методический комплект:
Рудзитис Г.Е., ФельдманФ.Г. Химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений -М.; Просвещение, 2009.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).
Дополнительная литература:
ЕрёминВ.В. Сборник задач и упражнений по химии: школьный курс - М.;ООО «Издательский дом «Оникс21век»; ООО «Издательство «Мир и образование», 2005.
Кузьменко Н.Е. Начала химии: современный курс для поступающих в вузы/ Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В, Попков В.А. - М.,
· Федеративная книготорговая компания, 2002.
Савин Г.А. Олимпиадные задания по органической химии. 10-11 классы/ Савин Г.А - Волгоград: Учитель, 2004.
Обеспечение учащихся:
Рудзитис. Г.Е., ФельдманФ.Г. Химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений -М.; Просвещение, 2009.
Библиотека научно- популярных изданий для получения дополнительной информации по предмету (в кабинете и в школьной библиотеке).
Дидактические материалы:
Комплекты карточек - инструкций для проведения лабораторных и практических работ
Комплекты контрольно- измерительных материалов для промежуточной и итоговой аттестации.
Комплекты тестов- тренажеров и тренажеры на электронных носителях.
Материально- техническое:
Наглядные пособия: серии таблиц по органической химии, коллекции, модели молекул, наборы моделей атомов для составления моделей молекул комплект кристаллических решеток.
Приборы, наборы посуды, лабораторных принадлежностей для химического эксперимента, наборы реактивов. Наличие лабораторного оборудования и реактивов позволяет формировать культуру безопасного обращения с веществами, выполнять эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ, проводить экспериментальные работы исследовательского характера.
Наличие компьютера в классе, доступа в кабинете информатики к ресурсам Интернет, наличие комплекта компакт-дисков по предмету позволяет создавать мультимедийное сопровождение уроков химии, проводить учащимися самостоятельный поиск химической информации, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации, её представления в различных формах.
Заголовок 315