Рабочая программа по химии 11 класс (1ч) по программе О.С. Габриеляна
11 класс
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Рабочая программа по общей химии (базовый уровень) для обучающихся 11 класса дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных и личностных особенностей обучающегося. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.
Рабочая программа выполняет две основные функции: информационно-методическая, организационно-планирующая.
Цели учебного курса
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях
Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов
Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных
Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде
Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи учебного курса
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задач интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Нормативные документы,
на основании которых разработана программа
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г., № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011 г. № 2643, от 24 января 2012 г. № 39, от 31 января 2012 г. № 69).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Письмо Минобрнауки России от 24 ноября 2011г. №МД 1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» (с рекомендациями)
Авторская программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян – М.: Дрофа, 2011.
ООП МБОУ КСОШ имени Героя РФ В.И. Шарпатова
Сведения о программе
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса химии для
8-11 классов общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации /О.С.Габриелян – М.: Дрофа, 2011. Программа авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
Обоснование выбора программы
Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Особенность ее состоит в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим.
Программа:
позволяет сохранить достаточно целостный и системный курс химии, который формировался на протяжении десятков лет в советской и российской школе;
представляет курс, освобожденный от излишне теоретизированного и сложного материала, для отработки которого требуется немало времени;
включает материал, связанный с повседневной жизнью человека, также с будущей профессиональной деятельностью выпускника средней школы, которая не имеет ярко выраженной связи с химией;
полностью соответствует стандарту химического образования средней школы базового уровня.
Методологической основой построения учебного содержания курса химии базового уровня для средней школы явилась идея интегрированного курса химии.
Первая идея курса – это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия». Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии: вначале, в 10 классе, изучается органическая химия, а затем, в 11 классе – общая химия. Такое структурирование обусловлено тем, что курс основной школы заканчивается небольшим знакомством с органическими соединениями. Кроме того, изучение в 11 классе основ общей химии позволяет сформировать у выпускников средней школы
представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.
Вторая идея курса – это межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т.е. сформировать целостную естественнонаучную картину мира.
Третья идея курса – это интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой.
Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества) и химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах). Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах. Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин его многообразия, всеобщей связи явлений. В свою очередь, это дает возможность учащимся лучше усвоить собственно химическое содержание и понять роль и место химии в системе наук о природе.
Определенное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Информация о внесенных изменениях в программу
На основании календарного учебного графика на 2016-2017 уч.г. количество часов, отведенных на изучение курса сокращено с 34ч до 33ч.; изучение темы «Вещества и их свойства», сокращено с 9ч. до 8ч. (обобщение и систематизация знаний по теме «Вещества и их свойства» проводится в теме «Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений»).
Место и роль предмета
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса химии (базовый уровень) на ступени среднего (полного) общего образования выделено 68 часов, в том числе в 10, 11 классах – по 34 часа (1 час в неделю) за учебный год. В курсе общей химии 11 класса предусмотрены 3 контрольные и 2 практические работы.
Общая характеристика учебного процесса
Реализация данной рабочей программы предполагает сочетание разных форм и методов обучения.
Формы учебных занятий: лекция, урок-беседа, урок постановки проблем и их решения, урок целеполагания, метапредметный урок, межпредметный урок, урок-консультация, практикум, урок обобщения, контрольные работы и др.
В обучении химии возможно использование практически всех видов компьютерных обучающих программ: электронные учебники, тренажеры, контролирующие программы. Целесообразно сочетать их с другими видами некомпьютерных технологий обучения, совмещать с другими средствами обучения. Реализация данной рабочей программы предусматривает использование видеофильмов, особенно при проведении виртуального химического эксперимента.
Виды учебной деятельности: проектная деятельность, учебно-поисковая деятельность, учебно-исследовательская деятельность и др.
Важнейшим методом и средством обучения химии является химический эксперимент (демонстрационный и лабораторный), который является и источником знаний, и основой для создания проблемных ситуаций, и средством закрепления полученных знаний, а иногда и способом контроля достижений учащихся в усвоении материала курса.
Химический эксперимент в рабочей программе представлен демонстрационным и ученическим (лабораторные опыты и практические работы).
Демонстрационный химический эксперимент – главное средство наглядности на уроке. Требования к демонстрационному эксперименту:
Наглядность;
Простота – в приборах не должно быть нагромождения лишних деталей. Следует помнить, что объект изучения не прибор, а химический процесс, происходящий в нем.
Безопасность (при получении газов, опытов со взрывом необходимо использовать защитный экран, вытяжной шкаф)
Надежность – неудавшийся опыт вызывает разочарование у учащихся
Техника выполнения опыта должна быть безукоризненная.
Необходимость объяснения демонстрационного эксперимента. Перед демонстрацией опыта необходимо указать на цель эксперимента, сориентировать наблюдения эксперимента учащимися, после проведения опыта сделать выводы.
Ученический эксперимент.
Особое место в рабочей программе отведено лабораторным опытам, дидактическая цель которых состоит в приобретении новых знаний, т. к. они проводятся при изучении нового материала. Лабораторные опыты по форме организации могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными.
Оформление результатов опытов следует вести в рабочих тетрадях. Недостатком лабораторных опытов является то, что при их выполнении невозможно формировать экспериментальные умения и навыки. Эту задачу выполняют практические работы двух видов: проводимые по инструкции и экспериментальные задачи. Проведение практических работ в рабочей программе предусмотрено в конце изучения темы, и их целью является закрепление и систематизация знаний, формирование и развитие экспериментальных умений учащихся. При выполнении ученического эксперимента необходимо учитывать следующие этапы:
Осознание цели опыта.
Изучение веществ.
Монтаж прибора, если это необходимо.
Выполнение опыта.
Анализ результатов
Объяснение полученных результатов, написание химических уравнений.
Формулировка выводов и составление отчета.
Технологии обучения (в т.ч. возможной внеурочной деятельности)
индивидуально-ориентированная,
разноуровневая (дифференцированный подход),
ИКТ
критического мышления
развивающего обучения
технология проблемного обучения
Виды и формы контроля
При реализации содержания рабочей программы формы, виды и методы контроля предусмотрены самые разнообразные в зависимости от целей и специфики изученного материала:
Формы контроля:
По способу организации: индивидуальная; групповая; фронтальная; дифференцированная.
По способу подачи информации: устная, письменная, экспериментальная и компьютерная.
Виды контроля:
Предварительный контроль предусматривает диагностику исходного уровня знаний и умений учащихся в начале учебного года, перед изучением нового раздела или темы по предмету.
Текущий контроль проводится на протяжении всего учебного года с целью отслеживания качества усвоения химических знаний и умений, рассмотренных на уроке.
Тематический контроль проводится после изучения какого-либо крупного раздела курса, как правило, в конце четверти, полугодия, триместра, учебного года.
Заключительный контроль завершает процесс изучения предмета в учебном году и проводится в форме итоговой контрольной работы или контрольного теста.
Проведение мониторинговых контрольных срезов могут дать объективные данные об уровне подготовки выпускников. Главная цель таких срезов – выявление уровня усвоения обязательного минимума содержания образовательной программы. Анализ результатов мониторинга позволит получить информацию об уровне подготовки выпускников, выявить пробелы в знаниях.
Контрольно-оценочная деятельность строится по традиционной системе, включающей проверку трёх основных элементов: теоретических знаний (устный ответ, самостоятельная работа, химический диктант, семинарские занятия), умений применять полученные знания при решении типовых расчётных задач (контрольная работа, самостоятельная работа) и экспериментальных умений (лабораторные опыты и практические работы).
Принцип конструирования, как отдельных знаний, так и их системы состоит в следующем: содержание заданий и характер учебной деятельности ученика находятся в строгом соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников. В измерителях сочетаются такие виды заданий: с выбором ответов, кратким ответом, свободным ответом, а также практические задания. Задания-измерители используются при текущей и тематической проверке знаний учащихся. В каждой теме выделены уроки по обобщению и систематизации знаний, по отработке умений и навыков учащихся.
В рабочей программе предусмотрено проведение контрольных работ, которые охватывают обязательный минимум содержания образовательной программы. Проведение контрольных работ обеспечивает систематичность и полноту контроля знаний учащихся, способствует объективности их оценки.
Использование цифровых образовательных ресурсов даёт возможность проводить дифференцированное обучение, реализовывать контроль знаний учащихся, формировать приёмы умственной деятельности и мотивационной сферы ученика.
Результаты обучения
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «химия» на ступени среднего (полного) общего образования для базового уровня являются: распознавание объектов, сравнение и аналогия, классификация, анализ и синтез, систематизация и обобщение.
Результаты обучения полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Изучение химии способствует решению общей цели естественно-научного образования – дать единое представление о природе, сформировать естественно-научную картину мира, мировоззрение и экологическую культуру, а также вносит вклад в формирование нравственности, духовности, общих ключевых компетенций.
Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни;
понимание особенности жизни и труда в условиях информатизации общества;
формирование творческого отношения к проблемам;
подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;
умение управлять своей познавательной деятельностью;
умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной или игровой деятельности;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями;
развитие готовности к решению творческих задач; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная, поисково-исследовательская, проектная и др.);
формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
навык самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
планирование, контролирование и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
понимание проблемы, умение составить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
умение воспринимать, систематизировать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умения объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций, рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способность организовать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, принципах социального взаимодействия;
применение индуктивных и дедуктивных способов рассуждений, видение различных способов решения задач;
выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;
способность оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей;
умение оценивать свою познавательно-трудовую деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
понимание значимости различных видов профессиональной и общественной деятельности.
Используемый учебно-методический комплект
О.С. Габриелян. Химия.11 класс. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2016. Этот учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня по химии и имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», входит в Федеральный перечень учебников.
О.С. Габриелян. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
Содержание программы
Тема,
количество
часов
Понятийный аппарат
(дидактические единицы)
Планируемый результат
Система диагностики
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева
(3 часа)
Ядро: протоны и нейтроны. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень.
Электронное облако, электронная орбиталь. Энергетические уровни и подуровни. Максимальное число электронов на подуровнях и уровнях. Основные правила заполнения электронами энергетических уровней и подуровней.
Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов: s-, p-, d-,
·f- семейства.
Открытие Д.И.Менделеевым периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, их мировоззренчес-кое и научное значение.
Знать понятия: химический элемент, атом, изотопы.
Знать понятия: электрон, протон, нейтрон. Электронная оболочка, энергетический уровень.
Знать сущность понятий «электронная орбиталь» и «электронное облако», формы орбиталей, взаимосвязь номера уровня и энергии электрона.
Знать основные закономерности заполнения электронами энергетических уровней и поуровней.
Уметь составлять электронно-графические формулы атомов и ионов химических элементов.
Знать и понимать периодический закон.
Знать причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах)
Знать значение периодического закона и периодической системы химических элементов
Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Уметь характеризовать элементы малых и больших периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева.
Текущий
контроль
Тема 2. Строение вещества
(14 часов)
Ионная связь. Классификация ионов. Механизм образования связи. Свойства веществ с ионной кристаллической решёткой. Ковалентная неполярная химическая связь. Механизм образования связи. Свойства веществ с атомными и молекулярными кристаллическими решётками.
Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решётки.
Степень окисления и валентность химических элементов. Особенности строения атомов металлов. Металлическая кристаллическая решётка. Свойства веществ с этим видом связи. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Влияние водородной связи на свойства веществ. Значение водородной связи для организации структур биополимеров. Основные понятия химии ВМС: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса. Способы получения полимеров. Свойства особых групп полимеров: пластмасс, эластомеров и волокон. Классификация полимеров. Наиболее широко распространенные полимеры.
Термопласты и реактопласты, их представители и применение.
Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.
Реакции полимеризации и поликонденсации. Три агрегатных состояния воды. Молярный объём газов. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Правила техники безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Получение, собирание и распознавание газов: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака, этилена. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жёсткость воды и способы её устранения. Аморфные твёрдые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы; гели и золи. Истинные растворы. Эффект Тиндаля. Значение коллоидных систем в жизни человека.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Явления, происходящие при растворении веществ. Массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси – доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объёмная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного выхода.
Знать определение понятия «ионная химическая связь»
Уметь определять вид химической связи в соединении, составлять схемы образования веществ с ионной связью.
Знать определение понятия «ковалентная связь»
Уметь определять вид химической связи в соединении, составлять схемы образования веществ с ковалентной неполярной связью, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи.
Знать определение понятия «электроотрицательность»
Уметь различать понятия «полярность связи» и « полярность молекулы».
Уметь объяснять механизмы образования ковалентной связи: обменный и донорно-акцепторный.
Знать зависимость свойств металлов от вида связи и строения кристаллической решётки.
Уметь устанавливать причинно-следственную связь при рассмотрении цепочки: вид связи – тип кристаллической решётки-свойства вещества.
Знать основные понятия химии высокомолекулярных соединений: структурное звено, мономер, полимер, степень полимеризации, средняя молекулярная масса, основные способы получения полимеров, классификацию полимеров; наиболее широко распространенные полимеры, их свойства и практическое применение.
Уметь определять наиболее широко распространенные полимеры по их свойствам.
Знать классификацию волокон.
Уметь объяснять области применения волокон, исходя из их строения и свойств.
Знать особенности строения газообразных веществ.
Уметь применять понятие «молярный объём» при решении расчётных задач.
Знать основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Знать способы получения изученных газов, свойства на которых основаны методы собирания и распознавания газов.
Знать способы устранения жёсткости воды.
Знать определение и классификацию дисперсных систем, понятия: истинные и коллоидные растворы, дисперсионная среда, дисперсная фаза, коагуляция, синерезис.
Уметь приводить примеры
дисперсных систем, характеризовать их свойства, сравнивать по структуре, объяснять причины большей или меньшей устойчивости.
Знать закон постоянства веществ, уметь объяснять его смысл.
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве.
Уметь решать расчётные задачи.
Контроль знаний правил техники безопасности при выполнении практической работы.
Отчет о выполнении практической работы №1
Текущий, тематический контроль
Контрольная работа №1
по теме «Строение вещества»
Тема 3. Химические реакции
(8 часов)
Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомерия и изомеры.
Классификация химических реакций: по числу и составу реагирующих веществ; по изменению степеней окисления атомов химических элементов; по тепловому эффекту по участию катализатора; по направлению; по фазовому составу реагирующих веществ.
Скорость гомогенных и гетерогенных реакций. Влияние различных факторов на скорость химической реакции: природы и концентрации реагирующих веществ, площади соприкосновения реагирующих веществ, температуры, катализатора. Представление о ферментах как биологических катализаторах белковой природы.
Необратимые и обратимые химические реакции. Химическое равновесие. Условия смещения химического равновесия. Принцип Ле Шателье.
Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества. Электролиты и неэлектролиты. Кислоты, основания и соли с точки зрении теории электролитической диссоциации.
Гидролиз неорганических и органических соединений.
Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Катодные и анодные процессы, протекающие при электролизе различных веществ.
Практическое применение электролиза.
Знать основные типы химических реакций.
Уметь классифицировать предложенные реакции или самим приводить примеры на разные типы химических реакций.
Знать основные виды изомерии.
Уметь писать структурные формулы изомеров.
Знать основные типы химических реакций.
Уметь устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным типам по различным признакам классификации.
Знать понятие «скорость химической реакции».
Знать факторы, влияющие на скорость химической реакции.
Уметь объяснять действие каждого фактора, влияющего на скорость химической реакции на конкретных примерах.
Знать факторы, влияющие на смещение химического равновесия, определение принципа Ле Шателье.
Уметь определять смещение равновесия химической реакции от различных факторов.
Знать значение воды для химических и биологических процессов.
Знать основные положения теории электролитической диссоциации.
Уметь писать уравнения электролитической диссоциации солей, щелочей, органических и неорганических кислот, реакций ионного обмена в молекулярном и ионном видах.
Знать определение понятия «гидролиз».
Уметь составлять уравнения гидролиза солей (1-я ступень), определять характер среды в водных растворах неорганических соединений.
Знать понятия «степень окисления», «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление».
Уметь составлять уравнения ОВР методом электронного баланса.
Знать определение понятия «электролиз».
Уметь составлять уравнения электролиза.
Знать классификацию химических реакций. ТЭД. Ионные реакции. ОВР. Скорость реакций и факторы, на нее влияющие. Химическое равновесие и условия его смещения.
Текущий, тематический контроль
Контрольная работа №2
по теме «Химические реакции»
Тема 4. Вещества и их свойства
(8 часов)
Положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Металлическая связь. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов.
Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.
Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов.
Положение неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Простые вещества-неметаллы: строение, физические свойства. Аллотропия. Химические свойства. Строение, номенклатура. классификация и свойства органических и неорганических кислот. Взаимодействие кислот с металлами, оксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Строение, номенклатура, классификация и свойства органических и неорганических оснований. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. Соли средние, кислые и основные. Взаимодействие солей с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II)-малахит (основная соль). Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической химии. Генетические ряды металла и неметалла. Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической химии. Генетические ряды металла и неметалла.
Понятие о генетической связи и генетических рядах в органической химии. Правила техники безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.
Качественные реакции на катионы и анионы. Качественные реакции
на органические вещества и функциональные группы.
Знать основные металлы, их общие свойства.
Уметь характеризовать общие физические и химические свойства металлов.
Знать виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии.
Знать основные неметаллы, их окислительные и восстановительные свойства.
Уметь приводить примеры уравнений реакций, подтверждающих окислительные и восстановительные свойства неметаллов.
Знать классификацию кислот по различным признакам, номенклатуру, свойства кислот.
Знать специфические свойства азотной и концентрированной серной кислот.
Уметь доказывать химические свойства кислот уравнениями химических реакций в свете ТЭД и ОВР.
Знать классификацию, номенклатуру и свойства оснований.
Уметь писать уравнения реакций, подтверждающих химические свойства оснований в свете ТЭД и ОВР.
Знать классификацию, номенклатуру и свойства солей.
Уметь писать уравнения реакций, подтверждающих химические свойства солей в свете ТЭД и ОВР.
Знать важнейшие свойства изученных классов неорганических веществ.
Уметь составлять генетические ряды металлов и неметаллов, иллюстрировать уравнениями химических реакций генетическую связь между веществами.
Знать важнейшие свойства изученных классов органических веществ.
Уметь составлять генетические ряды органических веществ.
Знать основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Знать качественные реакции на катионы и анионы, на органические вещества и функциональные группы.
Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ.
Текущий, тематический контроль
Контрольная работа №3
по теме «Вещества и их свойства»
Контроль знаний правил техники безопасности при выполнении практической работы.
Отчет о выполнении практической работы №2
Учебно-тематический план
№
п/п
Название главы
Кол-во часов
Практические работы
Контрольные работы
1
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева
3
2
Тема 2. Строение вещества
14
№1
Контрольная
работа №1
3
Тема 3. Химические реакции
8
Контрольная
работа №2
4
Тема 4. Вещества и их свойства
8
№2
Контрольная
работа №3
Итого:
33
2
3
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
знать / понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ различным классам органических соединении;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Учебно-методическое обеспечение курса химии
Основная литература
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2016.
Методическая литература
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008.
Габриелян О.С., Лысова Г. Г., Введенская А. Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 кл.: в 2 ч. – М.: Дрофа, 2003-2004.
Габриелян О.С., Березкин П.Н., Ушакова А.А. и др. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 кл. Базовый уровень» – М.: Дрофа, 2015.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. – М.: Дрофа, 2003 – 2008.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 11 класс. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2008 – 2013
Информационное обеспечение курса
Электронные ресурсы
Основные табличные формы периодической системы. – М, 2006
Гипотеза о системном законе. – М, 2006
Химия общая и неорганическая,10-11 класс. - М.: Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2001.
Общая химия. 275 уроков. - М.: Магнамедиа, 2005.
Неорганическая химия. 275 уроков. - М.: Магнамедиа, 2005.
Тренажёр по химии. Пособие для подготовки к ЕГЭ.-М.: ООО «Меридиан», 2004.
Электронный учебник по неорганической химии. - М.: Магнамедиа, 2005.
Электронный учебник по общей химии. - М.: Магнамедиа, 2005.
Репетитор по химии Кирилла и Мефодия. - М.: 1998.
Видеофильмы из серии «Школьный химический эксперимент»
(М.: Современный гуманитарный университет, 2003.)
Кислород. Водород.
Вода. Растворы. Основания.
Периодический закон и периодическая система химических элементов
Д. И. Менделеева. Химическая связь.
Галогены. Сера.
Азот и фосфор.
Углерод и кремний (в 2-х частях)
Металлы главных подгрупп (в 2-х частях)
Общие свойства металлов.
Железо и медь.
Коррозия металлов.
Интернет-ресурсы и цифровые образовательные ресурсы(ЦОРы)
1. http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
2. http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки единого государственного экзамена.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – электронная библиотека по химии.
Материально-техническое обеспечение курса химии
Мультимедиа проектор
Компьютер
Интерактивная доска
Неорганическая химия
XI класс (1ч в неделю, всего 33 ч)
№
п/п
Нумера-ция по
четвер-
тям
Дата
Тема урока
Форма контроля
Приме-чание
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева (3ч.)
1
1
01.09
Основные сведения о строении атома.
Состояние электронов в атоме
2
2
08.09
Электронные конфигурации атомов химических элементов
3
3
15.09
Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома
Тема 2. Строение вещества (14ч.)
4
4
22.09
Ионная химическая связь
5
5
29.09
Ковалентная неполярная химическая связь
6
6
06.10
Ковалентная полярная химическая связь
7
7
13.10
Металлическая химическая связь.
Водородная химическая связь
8
8
20.10
Полимеры
9
1
03.11
Газообразное состояние вещества
10
2
10.11
Практическая работа №1
Получение, собирание и распознавание газов
п/р
11
3
17.11
Жидкое состояние вещества
12
4
24.11
Твердое состояние вещества
13
5
01.12
Дисперсные системы
14
6
08.12
Состав вещества и смесей
15
7
15.12
Понятие «доля» и её разновидности
16
8
22.12
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Строение вещества»
17
1
12.01
Контрольная работа №1 по теме
«Строение вещества»
к/р
Тема 3. Химические реакции (8ч.)
18
2
19.01
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии
19
3
26.01
Скорость химической реакции
20
4
02.02
Обратимость химических реакций
21
5
09.02
Роль воды в химической реакции
22
6
16.02
Гидролиз
23
7
02.03
Окислительно-восстановительные реакции.
Электролиз
24
8
09.03
Обобщение и систематизация знаний о химических реакциях
25
9
16.03
Контрольная работа №2 по теме
«Химические реакции»
к/р
Тема 4. Вещества и их свойства (8ч.)
26
10
30.03
Металлы
27
1
06.04
Неметаллы
28
2
13.04
Кислоты
29
3
20.04
Основания
30
4
27.04
Соли
31
5
04.05
Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений
32
6
11.05
Практическая работа №2
Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений
п/р
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Вещества и их свойства»
33
7
18.05
Контрольная работа №3 по теме
«Вещества и их свойства»
к/р
15