Рабочая программа по физике для 7 класса, УМК Л.Э.Генденштейн
Администрация муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Мирный
муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
Протокол №____
от «____»_______________ 20___ г. УТВЕРЖДЕНА
приказом директора школы №____
от «____»_______________ 20___ г.
СОГЛАСОВАНА
заместитель директора по УВР
_____________ Касимова Е.Ф.
«____»_______________ 20___ г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике для 7 класса
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)) (базовый уровень)
Учителя Ризвановой Г.И.
Ф.И.О. учителя-разработчика
с. Мирный 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса физики для 7-го класса (далее – рабочая программа) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») с учетом Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень, 10-11 классы) и Программы для общеобразовательных учреждений (Л.Э.Генденштейн, В.И.Зинковский. Физика. 7-11 классы. - М.: Мнемозина, 2010).Цели:
развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе программы: Л.Э.Генденштейн, В.И.Зинковский. Физика. 7-11 классы. - М.: Мнемозина, 2010 год.
Учебная программа 7 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.
По программе за год учащиеся должны выполнить 6 контрольных работ и 13 лабораторных работ.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Физика и физические методы изучения природы (7 часов)
Физика – наука о природе. Как физика изменяет мир и наше представление о нем. Наблюдения и опыты. Научный метод. Физические величины и их измерение. Международная система единиц.
Демонстрации
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.
Физические приборы.
Лабораторные работы
1) Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
2) Измерение линейных размеров тел и площади поверхности.
3) Измерение объема жидкости и твердого тела.
Строение вещества (4 часа)
Атомы. Молекулы. Размеры молекул и атомов. Движение и взаимодействие молекул. Броуновское движение. Диффузия. Три состояния вещества. Молекулярное строение газов, жидкостей и твердых тел. Кристаллические и аморфные тела. Объяснение свойств вещества на основе его молекулярного строения.
Демонстрации
Сжимаемость газов.
Диффузия в газах и жидкостях.
Модель хаотического движения молекул.
Модель броуновского движения.
Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.
Сцепление свинцовых цилиндров.
Движение и взаимодействие тел (22 часа)
Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Графическое представление движения. Неравномерное движение. Средняя скорость.
Закон инерции. Масса тела. Измерение массы взвешиванием. Плотность вещества.
Силы. Сила тяжести. Центр тяжести тела. Сила тяжести и всемирное тяготение. Сила упругости. Вес тела. Состояние невесомости. Закон Гука. Равнодействующая. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Силы трения. Силы трения скольжения, покоя и качения.
Демонстрации
Механическое движение.
Относительность движения.
Прямолинейное равномерное движение.
Неравномерное движение.
Взаимодействие тел.
Явление инерции.
Сложение сил.
Зависимость силы упругости от деформации пружины.
Свободное падение тел в трубке Ньютона.
Невесомость.
Сила трения.
Лабораторные работы
Измерение скорости движения тела.
Измерение массы тел.
Измерение плотности твердых тел и жидкостей.
Конструирование динамометра и нахождение веса тела.
Измерение коэффициента трения скольжения.
Давление. Закон Архимеда. Плавание тел (16 часов)
Давление твердых тел. Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Зависимость давления жидкости от глубины. Закон сообщающихся сосудов.
Атмосферное давление. Зависимость атмосферного давления от высоты.
Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Плавание судов.
Демонстрации
Зависимость давление твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
Закон Паскаля.
Зависимость давления жидкости от глубины.
Сообщающиеся сосуды.
Обнаружение атмосферного давления.
Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.
Гидравлический пресс.
Закон Архимеда.
Лабораторные работы
1) Закон Архимеда и гидростатическое взвешивание.
2) Условия плавания тел в жидкости.
Работа и энергия (17 часов)
Простые механизмы. «Золотое правило» механики. Рычаг. Условия равновесия рычага. Момент силы. Правило моментов. Нахождение центра тяжести тела.
Механическая работа. Мощность. Коэффициент полезного действия механизмов.
Механическая энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Закон сохранения энергии.
Демонстрации
Простые механизмы. Блоки, рычаг, наклонная плоскость.
Равновесие рычага.
Закон сохранения механической энергии.
Модели вечных двигателей.
Лабораторные работы
Изучение условия равновесия рычага.
Нахождение центра тяжести плоского тела.
Определение КПД наклонной плоскости.
Повторение (2 ч).
В 7 классе особое внимание при изучении физики необходимо уделять формированию у учащихся основ научного подхода к изучению природы, рассмотрению примеров проявления закономерностей в явлениях природы и пониманию сущности законов природы как наиболее общих из этих закономерностей. В начале изучения физики целесообразно рассматривать явления и факты, которые не только удивляют учеников, но и находят убедительное объяснение с помощью открытых законов природы.
Уровень математической подготовки учащихся в 7 классе еще невелик. Поэтому при решении задач надо обращать внимание учащихся, прежде всего, на понимание сути физических моделей, принципа записи физических закономерностей в виде формул. Желательно начинать изложение каждой новой темы с конкретных наглядных и понятных ученикам примеров и только после их рассмотрения формулировать определения и закономерности, лучше всего совместно с учащимися.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
( 2 часа в неделю, всего 68 часов)
№
урока Тема урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихсяВид контроля Дата Домашнее задание
план факт Физика и физические методы изучения природы (7 часов)
1/1 Физика – наука о природе. Необходимость познания природы.
Физика – фундаментальная наука о природе. Законы природы, физические явления. Знать/понимать смысл понятий: физическое явление, физический закон.
Уметь приводить примеры практического использования физических знаний: механических, тепловых, электрических, магнитных, оптических. Беседа по изученному материалу. 02.09 §1, №1.15, 1.24, 1.26, 1.31.
1/2 Как физика изменяет мир и наше представление о нем.
Связь физических знаний с пониманием, окружающего мира, с «чудесами техники», которыми учащиеся пользуются каждый день. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни. Фронтальный опрос. Беседа. 05.09 §2.
1/3 Наблюдения, опыты. Научный метод. Наблюдения и опыты. Научный метод познания. Развитие познавательных интересов в процессе выполнения эксперименталь-ных исследований. Различать наблюдения и опыты. Знать физические величины и их единицы измерения (путь, скорость, температура и другие).
Уметь проводить опыты, иллюстрирующие, что наблюдения и эксперименты служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий. Фронтальный опрос.
Задания на соответствие. 09.09 §3, №2.7, 2.19, 2.20, 2.23.
1/4 Физические величины и их измерение.
Лабораторная работа №1. «Определение цены деления измерительного прибора». Развитие познавательных интересов в процессе выполнения экспериментальных исследований. Уметь объяснять устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр). Лабораторная работа: наличие рисунка, правиль-ные прямые изме-рения, ответ с еди-ницами измерения в СИ, вывод. 12.09 §4, описание лабораторной работы №2 «Измерение линейных размеров и площади поверхности».
1/5 Лабораторная работа №2. «Измерение линейных размеров и площади поверхности». Развитие познавательных интересов в процессе выполнения экспериментальных исследований. Уметь проводить наблюдения и обобщать результаты, использовать простейшие измерительные приборы для изучения физических явлений. Лабораторная работа: наличие рисунка, правиль-ные прямые изме-рения, ответ с единицами измерения в СИ, вывод. 16.09 §4, описание лабораторной работы №3 «Измерение объема твердого тела и жидкости», №3.13, 3.29.
1/6 Лабораторная работа
№3. «Измерение объема твердого тела и жидкости». Развитие познавательных интересов в процессе
выполнения экспериментальных исследований. Уметь проводить наблюдения и обобщать результаты, использовать простейшие измерительные приборы для изучения физических явлений. Лабораторная работа: наличие рисунка, правиль-ные прямые изме-рения, ответ с еди-ницами измерения в СИ, вывод. 19.09 Повторить §1-4, по тетр. про-смотреть реше-ние задач по теме «Физика и физические методы изуче-ния природы.»
1/7 Обобщающий урок по теме «Физика и физические методы изучения природы». Контрольная работа №1. «Физика и физические методы изучения природы». Физика и физические методы изучения природы. Иметь представление о роли физики как науки, о некоторых учёных.
Уметь применять полученные знания для решения физических задач. Контрольная работа №1. «Физика и физические методы изучения природы». 23.09 Строение вещества(4часа)
2/1 Атомы и молекулы. Освоение знаний об атомах, молекулах, их размерах. Делимость атомов. «Живые» молекулы. Знать смысл физических понятий: молекула, атом.
Ответы на вопросы в ходе урока. Фронтальный опрос. 26.09 §5, №5.13, 5.19, 5.26.
2/2
Движение и взаимодействие молекул.
Движение молекул. Диффузия. Взаимодействие молекул. Знать смысл понятия «взаимодействие молекул».
Уметь объяснять примеры проявления сил взаимодействия между молекула-ми; объяснять примеры проявления диффузии. Ответы на вопросы в ходе урока. Фронтальный опрос.
30.09 §6, №5.16, 5.20, 5.28, 5.37.
2/3 Три состояния вещества. Газы. Жидкости. Твердые тела. Кристаллические и аморфные тела. Почему графит мягкий, а алмаз твердый? Почему воздух не покидает Землю? Почему капли круглые? Знать и понимать сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных состояниях.
Уметь объяснять свойства веществ в различных агрегатных состояниях. Ответы на вопросы в ходе урока. Фронтальный опрос.
Задания на соответствие. 03.10 §7, №6.10, 6.15, 6.30, по тетради просмотреть решение задач по теме «Строение вещества».
2/4 Обобщающий урок
по теме
«Строение вещества». Контрольная работа №2.
«Строение вещества». Строение вещества. Взаимодействие молекул. Знать и понимать представление о молекулярном строении вещества, модели газа, жидкости и твердого тела; о силах взаимодействия между молекулами, зависимости сил от расстояний между молекулами.
Уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явления смачивания и несмачивания, капил-лярности, а также различий между агрегатными состояниями вещества;
объяснять примеры проявления сил взаимодействия между молекулами. Уметь определять цену деления и пользоваться простейшим измери-тельным прибором (линейка), уметь рассчитывать размеры малых тел.
Контрольная работа №2. «Строение вещества». 07.10 Движение и взаимодействие тел (22часа)
3/1 Механическое движение. Относительность движения. Траектория и путь. От чего зависит вид траектории тела? Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Знать определения механического движения, пути, траектории.
Иметь представление о геоцентрической и гелиоцентрической системах мира. Фронтальный опрос. Задания на соответствие по определению: путь, перемещен., траектория. Еди-ницы измерения.
10.10 §8, №8.20, 8,27, 8.32, 8.50.
3/2 Прямолинейное равномерное движение. Прямолинейное равномерное движение. Скорость прямоли-нейного равномерного движения. Скорость относительного движения двух тел. Рекорды скорости. Международная система единиц. Знать определение механического движения, понятия равномерного пути.
Уметь различать виды движения. Фронтальный опрос. Решение задач.
14.10 §9.
3/3
Графики прямолинейного равномерного движения. Графики зависимости пути от времени.
График зависимости скорости от времени. Знать и понимать смысл физических понятий и величин: путь, скорость, время.
Уметь представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков: пути от времени. Ответы на вопросы в ходе урока. Задания на соответствие по определению
пути, времени,
скорости. Единицы измерения. 17.10 §10, описание лабораторной работы №4 «Измерение скорости движения тела».
3/4 Лабораторная работа №4. «Измерение скорости движения тела». Измерение скорости движения тела. Уметь работать с приборами: секундомер, линейка, метроном. Лабораторная работа: наличие таблицы, правиль-ные прямые изме-рения, ответ с единицами изме-рения в СИ, вывод. 21.10 §10, №9.14, 9.25, 9.27, 9.49.
3/5 Неравномерное движение. Неравномерное движение. Средняя скорость неравномерного движения. Знать определение механического движения, понятия равномерного и неравномерного движения, пути.
Уметь различать виды движений. Ответы на вопросы в ходе урока. Фронтальный опрос. Решение задач. 24.10 §11, №10.7, 10.14, 10.18. 10.33, по тет-ради просмот-реть решение задач по теме
«Механическое движение».
3/6 Контрольная работа
№3. «Механическое движение». Виды механического движения, путь, скорость, время. Знать определение механического движения, понятия равномерного и неравномерного движения, пути; формулы для определения скорости движения тела и пройденного пути.
Уметь различать движения; решать задачи на определение скорости движения тела, пройденного пути, затраченного времени; осуществлять перевод единицы скорости в систему СИ. Контрольная работа № 3. «Механическое движение». 28.10 3/7 Закон инерции. Масса тела. Как движется тело, если на него не действуют другие тела? Масса тела. Как сравнить массы двух тел? Измерение массы взвешиванием. Знать понятие явления инерции; определение массы тела, единицы измерения.
Уметь осуществлять перевод единиц измерения массы; пользоваться ры-чажными весами; объяснять примеры из жизни. Фронтальный опрос. Решение задач.
Задания на соответствие. 07.11 §12, №12.15, 12.19, 12.22, 12.26, 12.48.
3/8 Плотность вещества. Плотность вещества. Плотности некоторых веществ. Почему разрушаются горы? Знать определение плотности тела, единицы измерения.
Уметь осуществлять перевод единиц измерения, пользоваться формулой для решения задач, таблицей плотностей тел и веществ. Фронтальный опрос. Решение задач различного типа и уровня сложности. Выражать результаты в системе СИ. 11.11 §13 (пп.1-4),
№13.17,
13.33.
3/9 Решение задач. Решение задач по теме «Плотность вещества». Требования к уровню подготовки учащихся
к уроку 19. Решение задач различного типа и уровня сложности. Выражать результаты в системе СИ. 14.11 §13, описание лабораторной работы №5
«Измерение массы тел»,
№13.27,
13.40.
3/10 Лабораторная работа
№5. «Измерение
массы тел». Измерение массы тел с помощью рычажных весов. Знать определение массы тела, единицы измерения.
Уметь осуществлять перевод единиц измерения массы; измерять массу тела с помощью рычажных весов. Лабораторная работа: наличие таблицы, правиль-ные прямые изме-рения, ответ с единицами изме-рения в СИ, вывод. 18.11 §13, описание лабораторной работы №6 «Измерение плотности твердых тел и жидкостей».
3/11 Лабораторная работа №6. « Измерение плотности твердых тел и жидкостей». Измерение плотности твердых тел и жидкостей. Знать определение плотности тела, формулу, единицы измерения; определение массы тела, единицы измерения.
Уметь пользоваться формулой для решения задач, таблицей плотностей тел и веществ; измерять объём тела с помощью мензурки, осуществлять перевод единиц измерения; измерять массу тела с помощью рычажных весов. Лабораторная работа: наличие таблицы, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ, вывод. 21.11 №13.19,
13.39, 13.58.
3/12 Силы. Сила тяжести. Силы. Сила тяжести. Сила тяжести и всемирное тяготение. Знать понятие силы, единицу измерения силы, явления тяготения, силы тяжести как частного случая проявления сил тяготения, закон Всемирного тяготения.
Уметь пользоваться динамометром для определения сил, применять формулу для решения задач; графически изображать силы. Фронтальный опрос. Решение задач различного типа и уровня сложности. Выражать результаты в системе СИ. 25.11 §14,
№15.5, 15.15,
15.16, 15.20.
3/13 Сила упругости. Вес. Сила упругости. Вес. Чем отличается вес от силы тяжести? Вес тела на Луне, Юпитере и Солнце. Состояние невесомости. Знать определение силы упругости, определение и формулу веса тела, закон Гука.
Уметь измерять и рассчитывать силу упругости, представлять результаты измерений в виде графика зависимости силы упругости от удлинения пру-жины; применять формулу для решения задач; определять вес тела с помощью динамометра; графически изображать вес тела, силу тяжести. Фронтальный опрос. Решение задач различного типа и уровня сложности. Выражать результаты в системе СИ. 28.11 §15, №16.11, 17.13, 17.16, 17.39.
3/14 Закон Гука. Равнодействующая. Закон Гука. Равнодействующая. Сложение сил. Знать определение силы упругости, закон Гука; определение равнодействующей.
Уметь рассчитывать равнодействующую сил, графически её изображать. Ответы на вопросы в ходе урока. Решение задач различного типа и уровня сложности. Выражать резуль-таты в системе СИ. 02.12 §16 (пп.1-2),
№16.12,
16.24, 16.26,
16.38.
3/15 Решение задач. Решение задач по теме «Закон Гука. Равнодействующая». Знать основные понятия, определения, формулы по теме.
Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулы на-хождения силы тяжести, веса тела, силы упругости (Закон Гука), равно-действующей; работать с приборами. Фронтальный опрос. Решение задач различного типа и уровня сложности. Выра-жать результаты в системе СИ. 05.12 §16, описание лабораторной работы №7 №16.23,
16.34.
3/16 Лабораторная работа №7. «Конструирование динамометра и нахождение веса тела». Конструирование динамометра и нахождение веса тела. Уметь пользоваться динамометром, градуировать шкалу динамометра. Лабораторная работа, наличие рисунка, правиль-ные прямые изме-рения, ответ с еди-ницами измерения в СИ, вывод. 09.12 №16.18,
16.28, 16.29,
16.39.
3/17 Сила трения скольжения. Сила трения скольжения. Коэффициент трения. Знать определение силы трения, причины силы трения, трения скольжения.
Уметь измерять значение силы трения, приводить примеры проявления сил трения. Ответы на вопросы в ходе урока. Фрон-тальный опрос. Решение задач различного типа и уровня сложности. Выражать резуль-таты в системе СИ. 12.12 §17 (п.1),
№18.13,
18.38, 18.39,
18.56.
3/18 Сила трения покоя и качения. Сила трения покоя и качения. Почему поет скрипка и зачем смазывают дверные петли? Сила трения скольжения или сила трения покоя? Знать определение силы трения, причины силы трения, понятия трения качения, трения покоя.
Уметь измерять значение силы трения, приводить примеры проявления сил трения. Фронтальный опрос. Решение задач различного типа и уровня сложности. Выражать результаты в системе СИ. 16.12 §17 (пп.2-5),
№18.17,
18.35, 18.41,
18.53.
3/19 Решение задач. Решение задач по теме «Силы трения». Знать основные понятия, определения, формулы по теме.
Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулы на-хождения силы трения; объяснять примеры проявления сил трения в окружающей жизни. Решение задач различного типа и уровня сложности. 19.12 §17, описание лабораторной работы №8 «Измерение коэффициента трения скольжения», №18.15, 18.37, 18.42, 18.57.
3/20 Лабораторная работа №8. «Измерение коэффициента трения скольжения». Измерение коэффициента трения скольжения. Уметь определять коэффициента трения скольжения при помощи динамометра, строить график зависимости силы трения от силы нормального давления. Лабораторная работа, наличие таблицы, пра-вильные прямые измерения, вывод. 23.12 №18.15,
18.37, 18.42,
18.57.
3/21 Обобщающий урок по теме «Движение и взаимодействие тел». Движение и взаимодействие тел. Знать основные понятия, определения, формулы по теме «Движение и взаимодействие тел».
Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулы, объяснять примеры проявления сил трения в окружающей жизни. Решение задач различного типа и уровня сложности. Задания на соответствие. Физический диктант. 26.12 Повторить
§12-17, по тетради просмотреть решение задач по теме «Взаимодей-ствие тел».
3/22 Контрольная работа
№4 .
«Взаимодействие тел». Движение и взаимодействие тел. Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 18-32. Контрольная работа № 4.
«Взаимодействие тел». 16.01 Давление. Закон Архимеда и плавание тел.(16часов)
4/1 Давление твердых тел. Давление. Единицы давления. Знать определение и формулу давления, единицы измерения давления, зависимость давления от силы, действующей на опору и площади опоры.
Уметь применять полученные знания для решения задач и объяснения жизненных примеров. Фронтальный опрос. Решение задач различного типа и уровня сложности. 20.01 §18, №20.15, 20.28, 20.31, 20.46.
4/2 Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля. Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. Манометры. Как зависит давление газа от объема и температуры? Насосы. Знать формулу для вычисления давления; формулировку закона Паскаля.
Уметь объяснять давление жидкостями и газами, зная положения МКТ, пользоваться формулой для вычисления давления при решении задач, объяснять с помощью закона Паскаля природные явления, примеры из жизни
Ответы на вопросы в ходе урока. Фронтальный опрос. Решение задач различного типа и уровня сложности. 23.01 §19, №21.1, 21.4, 21.12, 21.32.
4/3 Зависимость давления жидкости от глубины. Зависимость давления жидкости от глубины. Требования к уровню подготовки учащихся к уроку 35.
Уметь пользоваться формулой для вычисления давления жидкости в зависимости от глубины. Ответы на вопросы в ходе урока. Фрон-тальный опрос. Решение задач различного типа и уровня сложности. 27.01 §20 (п.1),
№21.14,
21.24, 21.36,
21.65.
4/4 Решение задач. Решение задач по темам «Давление твердых тел», «Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля. Зависимость давления жидкости от глубины». Знать формулу для вычисления давления твёрдых тел, давления жид-кости в зависимости от глубины; формулировку закона Паскаля.
Уметь объяснять давление жидкостями и газами, зная положения МКТ; исполь-зовать формулы и законы при решении задач; с их помощью объяснять природные явления, примеры из жизни. Фронтальный опрос. Решение задач различного типа и уровня сложности.
Проверочная работа по темам. 30.01 §18-20;
№21.20,
21.38, 21.40,
21.70.
4/5 Закон сообщающихся сосудов. Закон сообщающихся сосудов. Шлюзы. Давление в океанических глубинах. Гидростатический парадокс. Сообщающиеся сосуды с различными жидкостями. Знать определение сообщающихся сосудов, теорию расположения уровней жидкостей в сосуде, зная плотности жидкостей; применение сообщающихся сосудов в быту, жизни (устройство шлюза, водомерного стекла и др.). Ответы на вопросы в ходе урока. Фронтальный опрос. Решение задач различного типа и уровня сложности. 03.02 §20 (п. 2-6),
№21.11,
21.21, 21.46,
21.67.
4/6 Решение задач. Решение задач по теме «Зависимость давления жидкости от глубины. Закон сообщающихся сосудов». Требования к уровню подготовки учащихся
к урокам 35-38. Фронтальный опрос. Решение задач различного типа и уровня сложности. Проверочная работа по темам. 06.02 §20, №21.27, 21.37, 21.47, 21.68.
4/7 Атмосферное давление. Атмосферное давление. Опыты по обнаружению и измерению атмосферного давления. Баро-метры. Как зависит атмосфер-ное давление от высоты? Мяг-кий и надежный щит. Магде-бургские полушария. Почему барометр «падает»? Знать, что воздух имеет вес, почему у Земли есть атмосфера, способы измерения атмосферного давления.
Уметь вычислять вес воздуха в помещении; объяснять опыт Торричелли; переводить единицы давления. Ответы на вопросы в ходе урока. Фронталь-ный опрос. Реше-ние задач различ-ного типа и уровня сложности. 10.02 §21, №22.12, 22.30, 22.33, 22.46.
4/8 Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Доказательство за-кона Архимеда для тела произ-вольной формы. Легенда об Архимеде и гидрост. взвеш. Знать, что на любое тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, уметь вычислять по формуле. Беседа по матери-алу урока. Фрон-тальный опрос. Решение задач различного типа и уровня сложности.
13.02 §22, №23.14, 23.25, 23.34, 23.50.
4/9 Решение задач. Решение задач по теме «Выталкивающая сила. Закон Архимеда». Уметь вычислять выталкивающую силу по формуле. Решение задач различного типа и уровня сложности. Проверочная работа. 17.02 §22, №23.17, 23.37, 23.38, 23.60.
4/10 Плавание тел. Условия плавания однородных тел. Знать условия плавания однородных тел.
Уметь объяснять жизненные вопросы по теме. Ответы на вопросы в ходе урока. Фронтальный опрос. Решение задач различного типа и уровня сложности. 20.02 §23 (п. 1),
№23.18, 23.29, 23.39,
23.58.
4/11 Решение задач. Решение задач по теме «Плавание тел». Требования к уровню подготовки учащихся
к уроку 43. Решение задач различного типа и уровня сложности. Проверочная работа. 24.02 №23.35,
23.36, 23.42,
23.57.
4/12 Воздухоплавание. Плавание судов. Воздухоплавание. Плавание судов. Управляемые воздушные шары. Уметь применять теорию плавания тел, теорию Архимедовой силы к плаванию судов и воздухоплаванию через знание основных понятий: водоизмещение судна, ватерлиния, грузоподъёмность. Беседа по материалу урока. Презентации учащихся. Фронтальный опрос. 27.02 §23 (пп.2-4), описание лабораторной работы №9 «Закон Архимеда и гидростати-ческое взве-шивание», №23.61,
23.68.
4/13 Лабораторная работа №9. «Закон Архимеда и гидростатическое взвешивание». Экспериментальная проверка закона Архимеда. Уметь измерять объём тела с помощью мензурки, осуществлять перевод единиц измерения; вычислять значение выталкивающей – Архимедовой – силы. Лабораторная ра-бота, наличие ри-сунка, правильные прямые измере-ния, ответ с еди-ницами измерения в СИ, вывод.
02.03 §23, описание лабораторной работы №10 «Условия плавания тел и жидкости»,
№23.23, 23.32.
4/14 Лабораторная работа №10. «Условия плавания тел и жидкости». Экспериментальная проверка закона Архимеда. Знать условия, при которых тело тонет, всплывает, плавает внутри или на поверхности жидкости.
Уметь проводить эксперимент по проверке условий плавания, записывать результаты в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и её результатах. Лабораторная работа, наличие таблицы, рисунка, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ, вывод. 05.03 №23.40,
23.69.
4/15 Обобщающий урок по теме «Давление. Закон Архимеда. Плавание тел». Давление. Закон Архимеда. Плавание тел. Знать основные понятия, определения, формулы и законы по теме «Давление. Закон Архимеда. Плавание тел».
Уметь применять теорию к решению задач и объяснять жизненные вопросы по теме. Решение задач различного типа и уровня сложности. Физический диктант. 09.03 Повторить
§18-23, по тетради про-смотреть решение задач по теме «Давление. Закон Архи-меда. Плава-ние тел».
4/16 Контрольная работа
№5. «Давление. Закон Архимеда и плавание тел». Давление. Закон Архимеда. Плавание тел. Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 34 – 48.
Контрольная работа № 5. «Давление. Закон Архимеда и плавание тел». 12.03 Работа и энергия (17 часов)
5/1 Простые механизмы. Простые механизмы. Блоки. Наклонная плоскость. Знать простые механизмы, их виды, назначение.
Уметь применять эти знания на практике для объяснения примеров. Беседа по материалу. 16.03 §24 (пп. 1-3),
№25.6, 25.7,
25.8, 25.34.
5/2 «Золотое правило» механики. «Золотое правило» механики. Неподвижный блок. Подвижный блок. Гидравлический пресс.
Знать «золотое правило» механики, условия равновесия рычага. Уметь объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость); решать задачи с применением изученных законов и формул.
Фронтальный опрос.
19.03 §24 (пп. 4-7),
№25.25, 25.35, 25.36, 25.37.
5/3 Рычаг. Условие равновесия рычага. Рычаг и «золотое правило» механики. Как найти центр тяжести тела? Правило моментов. Знать определение рычага, плечо силы, условие равновесия рычага.
Уметь применять эти знания на практике для объяснения примеров. Экспериментально определять условие равновесия рычага. Фронтальный опрос.
23.03 §25, №25.10,
25.30, 25.32,
25.44.
5/4 Решение задач. Решение задач по теме «Простые механизмы». Знать определение рычага, плечо силы, момент силы, условие равновесия рычага.
Уметь применять эти знания на практике для объяснения примеров в природе, быту и технике. Проверочная работа. 06.04 §24-25, описание лабораторной работы №11 «Изучение условия равновесия рычага»,
№25.14, 25.27.
5/5 Лабораторная работа №11. «Изучение условия равновесия рычага». Экспериментальная проверка правила моментов. Уметь объяснять устройство и чертить схемы простого механизма (рычаг), решать задачи с применением изученных законов и формул; экспериментально определять условия равновесия рычага. Лабораторная работа, наличие таблицы, рисунка, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ, вывод. 09.04 №25.31, 25.41, 25.45, 25.47.
5/6 Механическая работа. «Золотое правило» механики и механическая работа. Мощность. Знать определение, формулу, единицы измерения, способы изменения механической работы.
Уметь применять формулу к решению задач. Беседа по материалу. 13.04 §26 (пп.1,3),
№26.10,
26.23, 26.29,
26.45.
5/7 Мощность. Мощность. Выражение для мощности через силу и скорость. Знать определение, формулу, единицы измерения, способы изменения мощности.
Уметь применять формулу к решению задач. Фронтальный опрос. Проверочная работа.
16.04 §26 (пп.2),
№26.15,
26.32, 26.35,
26.50.
5/8 Коэффициент полезного действия механизмов. КПД простых механизмов. Как рассчитать КПД? Знать определение, формулу, единицы измерения КПД.
Уметь применять теорию к решению задач. Беседа по материалу. Фронтальный опрос.
20.04 §27 (пп.1-2);
№27.11,
27.18, 27.20,
27.28.
5/9 Решение задач. Коэффициент полезного действия механизмов. Знать определение КПД, причину нарушения «золотого правила» механики.
Уметь рассчитывать КПД рычага, блока, наклонной плоскости. Проверочная работа. 23.04 §27,
описание лабораторной работы №12 «Нахожд.центра тяжести плоского те-ла», №27.12, 27.14.
5/10 Лабораторная работа №12. «Нахождение центра тяжести плоского тела». Экспериментальная проверка – нахождение центра тяжести плоского тела. Уметь работать с лабораторным оборудованием. Лабораторная работа, наличие рисунка, модель, вывод. 27.04 №27.13, 27.21, 27.22, 27.31.
5/11 Механическая энергия. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Механическая энергия. Знать понятия энергии (кинетической и потенциальной), обозначение, формулы и единицу измерения.
Уметь решать задачи с применением изученных формул; объяснять преобразования энергии на примерах. Беседа по материалу. Фронтальный опрос.
30.04 §28 (пп.1-2),
№28.14,
28.15, 28.19,
28.30.
5/12 Закон сохранения механической энергии. Закон сохранения механической энергии. Когда механическая энергия сохраняется? Знать понятия энергии (кинетической и потенциальной), обозначение, формулы и единицу измерения, формулировку Закона сохранения и превращения энергии.
Уметь решать задачи с применением изученных законов и формул; объяснять преобразования энергии на примерах. 04.05 §28 (пп. 3-4),
№28.20,
28.21, 28.26,
28.39.
5/13 Решение задач. Решение задач по теме «Механическая энергия». Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 50-62. Беседа по материалу. Фронтальный опрос.
Проверочная работа. 07.05 §28, описание лабораторной работы №13 «Определение КПД наклон. плоскости».
5/14 Лабораторная работа №13. «Определение КПД наклонной плоскости».
Определение КПД наклонной плоскости. Знать определение, формулу, единицы измерения КПД.
Уметь применять теорию к решению задач; экспериментально определять КПД наклонной плоскости. Лабораторная работа, наличие рисунка, правиль-ные прямые изме-рения, ответ с еди-ницами измерения в СИ, вывод.
11.05 №28.18,
28.25, 28.34,
28.43.
5/15 Обобщающий урок по теме «Работа и энергия». Повторение темы «Работа и энергия». Знать определение, формулу, единицы измерения, способы изменения механической работы, мощности, энергии.
Уметь применять формулы к решению задач; применять эти знания на практике для объяснения примеров в природе, быту и технике. Беседа по материалу. Фронтальный опрос. 14.05 Повторить
§24-28, по тетради повторить решение задач по теме.
5/16 Контрольная работа
№6. «Работа и энергия». Контроль знаний и умений. Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 50-64. Контрольная работа № 6. «Работа и энергия». 18.05 5/17 Решение задач Работа над ошибками Знать определение, формулу, единицы измерения, способы изменения механической работы, мощности, энергии.
21.05 6/1 От великого заблуждения к великому открытию. История попыток изобретения вечного двигателя. Их роль в открытии закона сохранения энергии. Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 1-65. Беседа по материалу. Презентация по теме. 25.05 §28 (п.5).
6/2 Подведение итогов учебного года. Элементы содержания всего курса физики 7 класса. Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 1 – 65. 28.05 §28 (п.5).
итого ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения физики в 7 классе ученик должен:
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом;
смысл физических величин: путь, скорость; масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, диффузию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (Си);
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых и электромагнитных явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью рисунков);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
Владеть методами научного познания:
1.1. собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений;
1.2. проводить прямые измерения физических величин (расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления) и косвенные измерения физических величин (плотности тела, силы Архимеда);
1.3. представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические закономерности зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины;
1.4.объяснять результаты наблюдений и экспериментов:
зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления;
1.5. применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений:
равномерное прямолинейное движение;
передача давления жидкостями и газами;
диффузия;
плавание тел;
Владеть основными понятиями и законами физики:
2.1. давать определения физических величин и формулировать физические законы;
2.2. описывать:
физические явления и процессы;
зависимость выталкивающей силы от рода жидкости и объема погруженной части тела в жидкость;
1.3.вычислять:
путь, скорость, массу, плотность тела, силу тяжести, силу упругости, силу трения, давление твердых тел, жидкостей и газов, механическую работу, мощность, коэффициент полезного действия, механическую энергию;воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической):
3.1. приводить примеры:
физических явлений;
иллюстрации, физических законов;
опытов, подтверждающих основные положения молекулярно-кинетической теории;
3.2. выражать результаты измерений в единицах Международной системы;
3.3. читать и пересказывать текст учебника;
3.4. выделять главную мысль в прочитанном тексте;
3.5. находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы;
3.6. конспектировать прочитанный текст;
3.7. определять промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ
Личностные результаты:
•сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
•формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
•овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты;
•понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
•развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
•формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
•умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
•умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
•коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1.Уроки физики с применением информационных технологий.7-11классы.
Выпуск 2.методическое пособие с электронным приложением /З.В. Александрова,В.Н.Анатольев [и др.] ;сост. З.В.Александрова.– М.:планета,2013.–304с. – (Современная школа)
2.Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. Физика.
Постоянный ток.
9класс
3.Электронные уроки и тесты. Физика в школе (диски).
Электрический ток. Получение и передача электроэнергии.
Движение и взаимодействие тел.движение и силы.
Работа. Мощность. Энергия.
Свет. Оптические явления.
4.Видеоэнциклопедия для народного образования. Физика.
Тепловые явления.
Электрические явления.
Основы кинематики.
Электромагнитная индукция.
Геометрическая оптика.
5.Мультимедийное электронное приложение к учебнику физики авторов Л.Э.Генденштейна и Ю.И. Дика.
7класс
8класс
9 класс
ЛИТЕРАТУРА
1. Физика. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1 : учебник для общеобразовательных учреждений- / Л.Э.Генденштейн, А.Б. Кайдалов;под.ред. В.А.Орлова, И.И. Ройзена. –
6-е изд.,испр.–М.:Мнемозина,2013.–255с.:ил.
2. Физика. 7 класс. В 2 ч. Ч. 2 : задачник для общеобразовательных учреждений- / Л.Э.Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М.Гельфгат; под.ред. Л.Э.Генденштейна.
– 6-е изд.,стер.–М.:Мнемозина,2013.–191с.: ил.
3. Программы и примерное поурочное планирование для общеобразовательных учреждений. Физика. 7–9 классы /[авт.-сост. Л.Э.Генденштейн, В.И.Зинковский].
– М. : Мнемозина,2013. – 53с.
4. Физика. 7 класс. Методическое пособие для учителя / [Л.Э.Генденштейн и др.]; под ред. Л.Э.Генденштейна.–М. : Мнемозина,2014. – 87с. : ил.
5. Гельфгат И.М., Ненашев И.Ю., Петракова М.А.Контрольные работы по физике для основной школы.7-9 классы.– М.: ИЛЕКСА,2013.– 112с.: ил.
Приложение.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНОК.
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Оценивание тематических контрольных контрольных работ
(тестирование)
Все задания - 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания Отметка
95% и более отлично
80%-94% хорошо
60%-79% удовлетворительно
менее 60% неудовлетворительно
Оценивание итоговых контрольных работ
(тестирование)
Все задания - 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания Отметка
95% и более отлично
80%-94% хорошо
50%-79% удовлетворительно
менее 50% неудовлетворительно
Если нет особых пояснений к данной контрольной работе, то
Задания из части А- 1 балл;
Задания из части В - 2 балла;
Задания из части С- 3 балла.
Оценка лабораторных работ.
Оценка 5ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
Перечень ошибок.
I. Грубые ошибки.1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки.
1.Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
2.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
3.Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
4.Нерациональный выбор хода решения.
III. Недочеты.
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.