Программа элективного курса по химии Решение задач повышенного уровня
Пояснительная записка
Данная программа элективного курса разработана на основе программы элективного курса Филипповой Н.А. «Решение задач повышенного уровня сложности» (Филиппова Н.А. Решение задач повышенного уровня сложности // Приложение к 1 сентября. Химия. 2008. – №12. – С.17-18)Решение задач занимает в химическом образовании важнейшее место, т.к. это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретенных знаний.
Тесное взаимодействие знаний и действий является основой формирования различных приемов мышления: суждений, умозаключений, доказательств.
У учащихся в процессе решения задач воспитывается трудолюбие, целеустремленность, упорство в достижении цели. В процессе решения задач реализуются межпредметные связи, что позволяет развивать мировоззрение учащихся. Однако в школьной программе уделяется недостаточное внимание наработке системных навыков решения задач.
Программа данного курса предусматривает расширение и углубление знаний учащихся по химии, развитие их познавательных интересов, целенаправленную профессиональную ориентацию старшеклассников. Программа предназначена для учащихся, проявляющих интерес к изучению химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественно-научного профиля, а также в технических вузах.
Одной из предпосылок разработки данного курса явился социальный заказ учеников и их родителей помочь ученику сделать свой выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов, расширить и углубить знания и умения при решении нестандартных задач.
Целью данного курса является: закрепление и систематизация теоретических знаний учащихся по химии; обучение решению разнообразных задач повышенного уровня сложности, соответствующих требованиям вузов.
Задачи курса: повысить теоретический уровень знаний учащихся по химии; привить навыки решения типовых химических задач; способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении предметов естественно-математического профиля.
Требования к уровню подготовки
По окончании курса учащиеся должны уметь:
производить расчеты по химическим формулам;
производить вычисления на нахождение состава растворов, концентрации растворов, разбавление;
производить вычисления на определение массовой доли примесей в техническом продукте.
составлять уравнения методом электронного баланса;
составлять схему электролиза растворов солей;
знать генетическую связь между классами неорганических соединений, химические свойства и способы получения основных классов неорганических соединений;
производить расчеты по уравнениям: нахождение массы или объёма продукта реакции и его выход.
Учебно-тематический план
№ Тема Кол-во часов для занятий Дата проведения
1 Решение задач на растворы 2 2 Расчеты по химическому уравнению 1 3 Решение задач на вычисление примесей 2 4 Решение задач на нахождение избытка 2 5 Решение задач на смеси веществ 2 6 Решение задач на электролиз растворов 1 7 Генетическая связь между классами неорганических соединений 2 8 Составление уравнений методом электронного баланса 2 9 Решение задач на теоретический выход 2 10 Итоговое занятие 1 Содержание тем курса
Решение задач на растворы. Массовая доля растворенного вещества. Расчеты с использованием массовой доли растворенного вещества. Молярная концентрация. Расчетно-практические задачи на приготовление растворов заданной концентрации из чистого растворенного вещества и воды, кристаллогидрата и воды, другого раствора и воды. Растворимость веществ. Насыщенные растворы. Массовая доля вещества в насыщенном растворе. Решение задач на растворимость.
Расчеты по химическому уравнению. Вычисление объемных отношений газов. Составление пропорций. Задачи, связанные с вычислением массовой доли вещества в образовавшемся растворе. Вычисление массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке вещество, взятое в избытке, не реагирует с продуктом реакции; вещество, взятое в избытке, взаимодействует с продуктом реакции. Определение состава смеси, все компоненты которой взаимодействуют с указанными компонентами. Определение состава смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанным реагентом.
Решение задач на вычисление примесей. Вычисление массы и массовой доли примесей в техническом продукте. Вычисление объема примесей в газообразной семи веществ. Использование полученных данных для дальнейшего решения задачи.
Решение задач на нахождение избытка. Решение задач, в условиях задач содержится информация о массе (количестве, объеме) обоих исходных веществ. Определение вещества, находящегося в недостатке. Определение вещества, находящегося в избытке. Определение массы (объема, количества) вещества, не вступившего в реакцию.
Решение задач на смеси веществ. Составление проходящих химических реакций в смеси веществ. Расчет масс (объемов, количеств) вступивших в химическую реакцию веществ. Определение массовых долей веществ, оставшихся в конечной смеси.
Решение задач на электролиз растворов. Составление итоговых уравнений электролиза. Применение изученных способов решения задач к уравнениям электролиза.
Генетическая связь между классами неорганических соединений. Составление цепочек превращений, решение цепочек превращений, составление стехиометрических схем для решения задач.
Составление уравнений методом электронного баланса. Расставление коэффициентов методом электронного баланса, определение окислителей и восстановителей. Процессов окисления и восстановления. Решение задач по окислительно-восстановительным уравнениям.
Решение задач на теоретический выход. Расчет массы и объема практического и теоретического выхода. Определение массовой и объемной доли выхода продукта реакции.
Контроль уровня обученности
Достижения учащихся, успешность решения ими задач фиксируются по каждому блоку. По итогам курса проводится занятие, посвященное решению зачетных задач. По итогам выставляется зачет или незачет.
№ Тема Форма контроля
1 Решение задач на растворы Составить текст задачи на разбавление растворов
2 Расчеты по химическому уравнению Обмен текстами задач
3 Решение задач на вычисление примесей Составить текст задачи на вычисление примесей
4 Решение задач на нахождение избытка Составить текст задачи по образцу, решить рациональным способом
5 Решение задач на смеси веществ Составить текст по данным задачи
6 Решение задач на электролиз растворов Записывать итоговое уравнение реакции электролиза, проводить вычисления
7 Генетическая связь между классами неорганических соединений Составить цепочку превращений
8 Составление уравнений методом электронного баланса Составить уравнение реакции, указать электронный баланс
9 Решение задач на теоретический выход Составить текст задачи по условию
10 Итоговое занятие Семинар по решению основных типов задач
Перечень литературы и средств обучения
Кузьменко, Н.Е. Еремин, В.В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999. – 50 с.
Кузьменко, Н.Е. Еремин, В.В., Попков, В.А. Начала химии, современный курс для поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2007. – 384 с.
Хомченко, Г.П. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: Новая волна, 2010. – 224 с.
Еремина, Е.А. ЕГЭ 2007. Химия. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2007.