Урок – путешествие «Путешествие по долине ПДД»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Менделеевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»








Урок – путешествие
«Путешествие по долине ПДД»







Подготовила:
Шарашкина Вера Николаевна
Учитель начальных классов





г.Менделеевск, 2016
Тема: Путешествие по долине ПДД

Актуальность: На дорогах Татарстана гибнет более сотни детей и подростков в возрасте 16 лет, получают различные травмы и ранения. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно–транспортных происшествий является дети. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения. Значит, ребенок должен максимально эффективно усвоить правила дорожного движения. Что же должен усвоить ребенок, чтобы у него сформировались навыки правильного поведения на улице? Дети должны научиться понимать, что являются участниками дорожного движения, какие бывают элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, обочина, перекресток). Очень хорошо, если дети умеют различать виды транспортных средств (автобус, троллейбус, легковой и грузовой автомобили, велосипед, мотоцикл). Также деткам необходимо рассказать про средства регулирования движения и цвета сигналов светофора. Юные пешеходы должны знать правила движения по тротуарам и обочинам, правила перехода проезжей части. Немаловажным в процессе обучения правил дорожного движения является и изучение правил поведения, посадки и высадки в общественном транспорте. Во время путешествия ребята останавливались на остановках: «загадки светофора», «дорожная азбука», «пешеходы пассажиры», «автомульти», где повторили правила пешеходов, пассажиров, дорожные знаки и их назначение, транспортные средства. На остановке «инспектор предупреждает», ребят ожидала встреча с сотрудником отдела пропаганды ГБДД. Он призвал ребят быть внимательными и ответственными участниками дорожного движения. Данный урок рассчитан для учащихся 1 – 2 классов.
Цели: систематизировать, обобщить и закрепить у учащихся знания правил дорожного движения, применение знаний на практике; углублять знания учащихся о правилах дорожного движения; формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам;  воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков.
Вид урока: игра – путешествие.
Методы обучения: сочетание диалогического и практического.
Методы преподавания: объяснительный, инструктивный, стимулирующий.
Метод учения: репродуктивный, практический.
Метод воспитания: косвенное воздействие через товарищей.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, плакаты с знаками дорожного движения.
Методические ключи.
Что нужно вспомнить учащимся:

2
Дорожные знаки
Основные термины «дорога», « перекрёсток», «светофор», «водитель», «транспортное средство», «правила поведения», «дорожные знаки», «пешеход»
Значение знаков светофора
Что нужно уметь учащимся:
Использовать на практике правила дорожного движения по улицам.
Читать основные дорожные знаки для пешеходов.
Поступать адекватно требованиям знаков ДД.



































3
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте , ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся с вами в путешествия в долину правил дорожного движения. А поможет нам путешествовать компьютер, мультимедийный проектор и конечно ваши знания по правилам дорожного движения. Во время путешествия нас будут встречать лесные жители, которые хотят знать правила дорожного движения. Наша с вами задача помочь им и поделиться своими знаниями. Я вам буду помогать в трудных ситуациях, но вы все такие молодцы, что думаю вы справитесь с поставленной задачей. Уже не терпится отправиться в путь. Вы ребята готовы?
Учащиеся: Да.
Учитель: Тогда в путь!
Путешествие.
А вот уже и первое испытание. (слайд) Отгадайте загадку и вы узнаете на чем мы отправимся в путь. (на слайде).
Что за чудо этот дом!
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Учащиеся: Автобус.
Учитель: Да да будем путешествовать на комфортабельном автобусе.(В классе необходимо имитировать автобус из стульев). Прошу всех занять свои места. Кто же мы теперь с вами, когда вошли в автобус?
Учащиеся: Пассажиры.
Учитель. Верно. (шум двигателя автобуса). Но почему не едет автобус? Подумайте, что нужно сделать, когда сели в автобус или в автомобиль?
Ученики: ???
Учитель: Ремень безопасности вам о чем – нибудь говорит?
Учащиеся: Пристегнуться.
Учитель: Правильно. Пристёгиваемся и поехали.
1-ая остановка «Пешеходы и пассажиры»
Учитель: Наша остановка называется «Пешеходы и пассажиры».
Чтобы узнать кто нас встретит на остановке нужно отгадать загадку.
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
живо угадай-ка,
кто же это? (зайка)
Учащиеся: Зайка.
Учитель: У зайки есть вопросы о правилах поведения, на которые вы должны отвечать. Как бы поступили, если бы были пешеходом или пассажиром.
1) На какой сигнал светофора мы переходим дорогу будучи пешеходом?
Учащиеся: На зелёный.
4
Учитель: Правильно, молодцы.
2) Посмотрите внимательно на слайд какой цифрой обозначен знак “Пешеходный переход”?
Учащиеся: Цифра .
Учитель: Опять правильно.
3) Почему надо переходить дорогу по пешеходным переходам?
Учащиеся: Там безопасно.
Учитель: Верно. Водитель знает, что в этих местах разрешается движение пешеходов, он снижает скорость, более внимателен. Пешеход, который переходит дорогу не там, где положено, мешает движению транспорта и сам может пострадать.
4) Переходя дорогу, куда нужно посмотреть сначала, куда потом?
Учащиеся: Сначала налево, а затем направо.
Учитель: Где разрешается ожидать троллейбус, автобус?
Учащиеся: На остановке.
Учитель: Ждать автобус или троллейбус надо на специальной посадочной площадке, у остановки, отмеченной желтой линией на асфальте, если же таковых нет, то на тротуаре или у обочины шоссе.
5) Какие правила должны соблюдать пассажиры в общественном транспорте?
Учащиеся: Не кричать, не скакать, не высовываться из окна, не кушать в автобусе, не отвлекать водителя, уступать место старшим.
Учитель: Молодцы!
Вот такие памятки вам вручит зайчик.

«Памятка юному пассажиру»
Ребенок пассажир.
Когда ты едешь в автобусе, трамвае, такси, автомобиле – ты пассажир. Инженеры во всем мире работают над тем, чтобы сделать транспорт безопаснее, но некоторые правила должен соблюдать сам пассажир, чтобы обеспечить свою безопасность.
Что ты можешь сделать в автомобиле?  Всегда:
Пристегивай ремень безопасности, когда ты едешь в машине.
Помоги младшей сестренке или братишке сесть в специальное кресло или
пристегнуться ремнем с удерживающим устройством.
Выходи из машины только со стороны тротуара, так ты будешь защищен от проезжающих мимо машин.
Какие правила нужно соблюдать, находясь на остановке в ожидании транспорта? Нельзя подходить к краю тротуара, вставать на поребрик. Нельзя выходить, выглядывать на проезжую часть, чтобы заметить нужный Вам транспорт.
Если в салоне автобуса все места заняты, нужно обязательно держаться за спинки кресел, за поручни, чтобы не упасть при резком торможении.
Какие правила должен соблюдать пассажир в транспорте? Не задерживаться на входе; не прислоняться к дверям; не стоять на ступеньках; не мешать выходящим пассажирам; не отвлекать водителя; не высовываться в окно! Да. к стати! На переднем сидение автомобиля ездят только с 12 лет. Тем более что заднее сидение машины безопаснее, чем переднее.



5
Продолжаем наше путешествие. Прошу занять свои места. Пристегнуться не забудьте.
2 – я остановка. «Задачи ПДД реши и сможем дальше ехать мы.»
А встречает нас:
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Учащиеся: Медведь
Учитель: У него тоже есть задания. Вам нужно решить задачи, но для того, чтобы их решить вам нужно очень хорошо знать правила дорожного движения и уметь их объяснить.  Задача 1. Во дворе Петя встретил своего друга Арсения, который предложил: «Хочешь на «зебру» посмотреть? ». Арсений, схватив Петю за руку, поспешил к дороги, где ездили машины, автобусы, троллейбусы
Как ты думаешь, почему мальчики пошли не в зоопарк, а на улицу? Объясни.
Учащиеся: Там полосатая разметка.
Учитель: Молодцы ребята. Задача 2.  Наступила зима, выпал первый снег, все ребята помчались во двор. Все рады первому снегу. А Слава взял санки и побежал к горке, горки совсем рядом – у дороги. Влез Слава на горку, сел на санки и- помчался вниз! Но вдруг неожиданно из-за поворота выскочила машина  Как ты думаешь, что могло случиться?  Где можно кататься на санках, лыжах, коньках?
Учащиеся: Кататься можно на катках, в парках, скверах, на стадионах. Нельзя кататься по улицам и дорогам Учитель: «Где можно кататься на санках, коньках, лыжах?». Ответ обычно бывает только один – играть можно только во дворе, на детской или спортивной площадке. С точки зрения дорожной безопасности так и должно быть. Но практика показывает, что около 3040 процентов детей попадают в дорожные происшествия во время игр на проезжей части дорог ил около неё. Дети, особенно мальчики, стремятся с раннего возраста утвердить себя. Нередко можно услышать от водителей, что мальчики, доказывая друг другу смелость и ловкость, перебегают через проезжую часть очень близко перед движущимся транспортом или прицепляются сзади за автомобиль. Учитель должен показать ученикам, в чем опасность таких экспериментов на про- езжей части: машина может резко затормозить или начать поворот; ребенок может запнуться и упасть, а сзади приближается другой автомобиль, который на зимней скользкой дороге не сможет сразу остановиться и совершит наезд. Кататься на коньках или лыжах можно только в парках, скверах, стадионах,


6
катках. Горки, с которых катаются на санках, не должны заканчиваться у края проезжей части – есть опасность выезда на дорогу, по которой с большой скоростью движутся автомобили.
Хоккей, санки, коньки, снежки – это далеко не полный перечень того, что может подсказать детская фантазия. Причем мысль об игре может прийти в самом неожиданном месте и в самое неподходящее время. Кто-то тряхнул ветку дерева и с неё посыпался снег на товарища. Тот воспринял это, как игру – и вот уже пошли в ход снежки. Дети бегают, догоняют друг друга и совершенно забыли о том, что рядом находится проезжая часть дороги, по которой движется транспорт.
Снова в путь.
3-я остановка «Самый внимательный»
Учитель: Кто же здесь нас встретит?
Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дуб, Орешки я грызу. (белка)

Учащиеся: Белка.
Учитель: Молодцы. Здесь вам предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.
1. На чем ехал Емеля к царю во дворец. (на печке)
Учащиеся: На печке
Учитель: 2 .Любимый вид транспорта кота Леопольда.
Учащиеся: Велосипед
Учитель: 3. Чем смазывал свой моторчик Карлсон который живет на крыше. Учащиеся: Вареньем
Учитель: 4. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину.
Учащиеся: Велосипед
Учитель: 5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки.
Учащиеся: В карету
Учитель: 6. Личный транспорт Бабы Яги.
Учащиеся: Ступа
Учитель: 7.Ехали медведи на велосипеде  А за ним комарики
Учащиеся: На воздушном шарике
Учитель: И здесь вы справились. Продолжаем наше путешествие.
4-я остановка «отгадай знак»
Учитель:
На овчарку он похож,  Что ни зуб - то острый нож! Он бежит, оскалив пасть,
7 На овцу готов напасть.

Учащиеся: Волк
Учитель: Волк нам предлагает отгадать загадки.
На дорожном знаке том
Человек идет пешком.
Полосатые дорожки
Постелили нам под ножки.
Чтобы мы забот не знали
И по ним вперед шагали.
Учащиеся: Пешеходный переход.
Учитель:
Чтоб тебе помочь Путь пройти опасный, Горит и день и ночь-
Зеленый, желтый, красный.
Учащиеся: Светофор
Учитель:
Этот конь не ест овса, Вместо ног - два колеса.
Учащиеся: Велосипед
Учитель:
Все водителю расскажет,  Скорость верную укажет.  У дороги, как маяк,  Добрый друг - ...
Учащиеся: Дорожный знак
Учитель:
Пьёт бензин, как молоко, Может бегать далеко, Возит грузы и людей. Будь внимателен при ней.
Учащиеся: Машина
Учитель:
Вот дорожная загадка: Как зовется та лошадка, Что легла на переходы, Где шагают пешеходы?
Учащиеся: Зебра
Учитель: Хорошо вы справляетесь. А нам снова в путь.
5-я остановка. «Одну- две буквы измени – другое слово получи»
У меня торчат кругом Тысячи иголок.
8
У меня с любым врагом Разговор короток.
Учащиеся: Ёжик
Учитель: Но для начала ёжик просит вас размяться потому, что устал нас ждать.
Физкультминутка.
Ирина Гурина «Подземный переход»
Шли пешеходы по чистой дорожке: (ходьба на месте)
Бабушки, мамы, школьники, крошки.
И даже собаки, вороны и кошки (прыжки на месте на двух ногах)
Гуляли без страха по этой дорожке.
Проспект очень шумный лежал на пути. (поочередное поднимание рук - вперед, вверх, развести в стороны, опустить)
Машины мешали его перейти.
Машины, как галки, шумели, галдели,
И фарами яркими строго глядели.
Дорожка как хвостик щенячий вильнула (руки на плечи - круговые движения вперед)
И вниз по ступенькам под землю нырнула, (руки на плечи - круговые движения назад)
Дорожка сказала животным и людям: (прямую ногу вперед на носок поочередно)
- Машинам сердитым мешать мы не будем. (прямую ногу назад на носок поочередно)
А сейчас и можно делом заняться. Поиграем в игру «Одну- две буквы измени – другое слово получи»
Что добавит нужно к шине,  Чтоб помчатся на машине? (Слог «ма»- машина) . В кузов машины слог «ту» погрузили  И в полководца его превратили.  А полководец, увы, одноглазый.  Кто назовёт нам фамилию сразу? (Кутузов)  С буквой «п» я часть велосипеда,  А вот с «м» - награда на груди у деда. (Педаль- медаль)
6-я остановка «Вопрос – ответ»
Учитель:
Какое животное очень красивое, Самое высокое, самое длинное?

Учащиеся: жираф
Учитель: Жираф приготовил вопросы и варианты ответов и просит разобраться в ответах. Выбирать нужно только верные.
1. Какая часть улицы и предназначена для пешеходов?

9
1) мостовая; 2) тротуар; 3) велосипедная дорожка.  2. Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара?  1) по правой стороне обочины; 2) по правому краю дороги; 3) по левой обочине, навстречу движению транспорта.  3. Как пешеход должен ходить по тротуару?  1) придерживаясь левой стороны; 2) придерживаясь правой стороны; 3) придерживаясь середины.  4. Автобус остановился на остановке, вы вышли из него, Как вам правильно перейти дорогу при выходе из транспорта?  1) только после отправления автобуса (троллейбуса) ; 2) сзади автобуса; 3) впереди автобуса.  5. Кому подчиняются пешеходы, если перекрёсток регулируется светофором ?
1) сигналам светофора; 2) сигналам водителя; 3) это зависит от ситуации.  6. Как называется пешеходный переход?  А) лошадь Б) зебра В) корова 7. Как называют водителя, управляющего такси?  А) таксоман Б) таксофон В) таксист 8. Как водители называю руль?  А) бублик Б) баранка В) сушка 9. Что является «сердцем» машины?  А) мотор Б) бензобак В) колеса
Молодцы! Вы так старались. И светофорик предлагает вам поиграть в игру  «Перейди улицу».  Прошу всех выстроится в одну линию. Вспомните, что означают сигналы светофора? Красный – стой, двигаться опасно! Желтый - лучше подожди. Зеленый – движение разрешается.

10
Представьте, что перед Вами дорога. Я сейчас буду показывать флажками
сигналы светофора, а вы будьте внимательны: на красный сигнал вы должна сделать шаг назад; на зелёный два шага вперед; на желтый оставаться на месте и хлопнуть в ладоши.  Приготовились! Начали!  Молодцы ребята! Замечательно знаете сигналы светофора. Займите свои места.
Ну вои и подошло время заканчивать наше путешествие. Вам понравилось? Будете соблюдать ПДД всегда и везде.
И помните ребята, что азбуку дорожного движения вы должны знать как таблицу умножения.
А сейчас пора прощаться.
Спасибо за игру. До свидания!































11
Литература:
1. Правила дорожного движения.-  М, 2004г.
2. Ахмадиева Р. Ш. «Основные вопросы организации юидовского движения». – К, 2011
3. Ахмадиева Р. Ш. «Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге». – К, 2010
4. Ирина Гурина. Участники дорожного движения. 
5. Артемьева Л. А. и др. «Обучение детей городских школ правилам безопасного поведения на дороге». – К, 1995
6. Волина В.В. «Праздник букваря». – М, 1996
7. Правила дорожного движения. Памятка учащимся.
8.Васильева М. А. «Развитие мыслительной деятельности детей с раннего возраста». – В, 2013. – 88с.
9. Открытия  и изобретения. – М.: РОСМЭН,2011г.
10.  Правила дорожного движения РФ, - М., ООО «Атберг 98», 2006.












12