Доклад на тему Проблемное обучение на уроках в начальной школе


Доклад на педсовет учителя начальных классов ГБОУ НОШ №611
Богдановой Р. И.
Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе.
Чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сделать это совсем непросто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету. Немалая роль в этом отводится технологии проблемного обучения. При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создаёт проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно - познавательную деятельность. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют определение понятий. правила или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации. При проблемном обучении у детей формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путём выдвижения гипотез и их обоснования, вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое выражение, догадка.
Учёные выделяют три типа проблемного обучения:
1вид – это теоретическое исследование, то есть поиск и открытие ученикам нового правила, закона и т. д. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.
2 вид – это поиск практического решения, то есть поиск способов применения известного знания в новой ситуации. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем.
3 вид – это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающие в себя литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения.
Каждый из перечисленных видов проблемного обучения может протекать различной степенью познавательной активности ученика. определение этой степени, имеет важное значение для управления процессом формирования познавательной самостоятельности школьников. одной из закономерностей проблемного обучения является создание проблемных ситуаций на уроках. Исходя из опыта, можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций:
1. Проблемная ситуация возникает при условии, если учащийся не знает способа решения поставленной задачи, не может ответить на проблемный вопрос. В её основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью этого сделать без нового материала. (На уроке математики по теме «Порядок действий»). Дети под диктовку пишут выражения: от 8 отнимаем 3 и прибавляем 4. От 8 отнимаем сумму чисел 3 и 4. На доске: 8 – 3 + 4 =9 8 – (3+4) -1
-Ребята, почему получились разные ответы? (Дети высказывают различные гипотезы). Если никто не догадывается, полезно обратиться к учебнику и прочитать правило.
На уроке русского языка по теме «Три типа склонения имён существительных». На доске: Д.п. к сестре, к печи. Определи род данных имён существительных. Почему в одинаковых падежах существительные женского (одинакового рода) имеют разные окончания? Может так случается только с существительными женского рода? Посмотрим, как ведут себя существительные мужского рода: дядя, брат.
Р.п. дяди, брата. У существительных мужского рода тоже разные окончания в одинаковых падежах. дальше идёт исследование, работа с помощью учителя – у существительных какого рода окончания совпадают в одинаковых падежах. Дети сами делают вывод.
2. проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Осознание этого факта учащимися возбуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний. Например, по теме «решение задач на нахождение четвёртого пропор ционального. (Из 2 метров полотна получаются 3 наволочки. Сколько таких наволочек получится из 42 м полотна?). Дети предлагают знакомый алгоритм решения таких задач:
-Сначала узнаем, сколько полотна идёт на 1 наволочку.
-Как узнаете?
-Нужно 2м разделить на 3.
-Но 2 на 3 не делится. Как же быть? В таких случаях есть другой способ решения задачи. (открывается чертёж на доске) Если взять 2 м, то получится 3 наволочки, ещё 2м – ещё 3 наволочки и так, пока не израсходуется все 42 метра.
3.В некоторых случаях само название темы урока может стать учебной проблемой и натолкнуть детей на поиск.
Например, знакомство с новой частью речи – местоимением. На доске иллюстрации к басням И.А.Крылова «Кукушка и петух», «Стрекоза и муравей».
Как, милый петушок, Злой тоской удручена,
Поёшь …громко, важно! К муравью ползёт … .
Из каких произведений эти строки? Кто автор? Какие слова вы вставили? Вместо каких частей речи эти слова употребляются? Открывается плакат:
Вместо имени существительного
Почему новая часть речи называется местоимением? Что мы знаем об имени существительном? Так как местоимение заменяет имя существительное, выведи правило о местоимении. (Правило выводят дети).
4.Создкаю проблемные ситуации и во внеурочное время, когда домашним заданием является исследовательская деятельность. После изучения темы по окружающему миру «Кто дружит с дубом?», дети получают задание « Какие животные косвенно связаны с елью?»
Алгоритм создания проблемных ситуаций на уроке:
1. Выбор этапа урока (объяснение нового материала, этап к подготовке усвоения новых знаний. домашнее задание),
2. В зависимости от этапа урока – отбор материала для создания проблемной ситуации.
3. Выбор способов создания ПС.
4. Практическое внедрение ПС.
5. Предложения, мнения учащихся по решению проблемы.
6. Выбор рационального пути решения.
7. Выбор разрешения ПС.
Рекомендации учителю при разработки им проблемного урока:
-точное определение объёма и содержания учебного материала. предназначенного для изучения на уроке.
- систематизация учебного материала в соответствии с логикой учебного предмета, его структурой. а так же в соответствии с принципами дидактики.
-деление учебного материала на легко усваиваемые и тесно между собой связанные части.
-усвоение частей, сопровождающихся контролем и корректированием результатов усвоения.
-учёт индивидуальных темпов усвоения учебного материала школьниками и темпов работы группы.