Конспект урока по культурологии по теме Поэзия вагантов — прекрасная и вечно живая страница человеческой культуры


КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧ-РЕЖДЕНИЕ « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23 ИМЕНИ БОРИСА АЛЕКСАНДРОВИЧА КУЧЕРА »
ПОЭЗИЯ ВАГАНТОВ – ПРЕКРАСНАЯ И ВЕЧНО ЖИВАЯ
СТРАНИЦА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
КАЗАКОВА
ВЕРА ИВАНОВНА

Город Севастополь
Поэзия вагантов – прекрасная и вечно живая страница человеческой культуры Цель: Познакомить учащихся с художественными особенностями поэзии вагантов; показать различное творчество голиардов и трубадуров; развивать творческие способности, интеллект, расширять умственный кругозор семиклассников; совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся; воспитывать интерес к средневековой литературе. Тип урока: Урок сообщения новых знаний, усовершенствования умений и навыков - урок - конференция. Методы обучения: частично – поисковый, исследовательский, репро-дуктивный. Оборудование: Текст стихотворений, иллюстрации к произведениям; реквизит для инсценировки; схемы, таблицы; музыкальное сопровождение ( игра на скрипке); выставка художественной литературы.
Будет нынче учреждён
Наш союз вагантов
Для людей любых племён,
Званий и талантов.
Безымянный поэт
Ход урока
1. Организационный момент. 2. Инсценировка. Монастырский учитель: - Отрок Иоанн! Опять ты задумался о мирском. Не о божественном. ( Голос гремит, как военная труба. Он занёс палку над головой подростка). Отрок Иоанн ( втянул голову в худые плечи, ожидая удара, вывернулся из рук учителя и убежал). – Свободен! Наконец – то свободен! Как здорово, что я сбежал из мона-стырской школы. Прощайте, бесконечные молитвы, розги, противный страх перед учителем. То – то рассвирепеет наставник – монах, когда не увидит своего лучшего ученика (засмеялся от радости). Пойду во Францию. Буду учиться в городской школе. Она не зависит от церкви. Семь свободных искусств ( повторяет в такт шагом): граммати-ка, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Я обязательно изучу их. А потом овладею наукой наук – философией. Молодой вагант. – Эй, парень! Постой! Куда путь держишь? Может, нам в одну сторону? - Хочу попасть во Францию. А зовут меня Иоанн. – А я вагант. – Вагант? Монастырский учитель вас называл бесовским отродьем, объедалами, опивалами и насмешниками. – (Гордо). Да, я вагант. Ты, наверное, и слова такого не слыхал. Ведь редко птица, вроде меня, залетает в Англию. – Слыхал. Вагант – значит «бродячий». Слово это происходит от латинского «вагари», что означает «бродить». – А как же иначе? Мы, ваганты, странствующие школяры. Весёлое и бесстрашное племя, не желаем подчиняться лицемерным наставлениям священников. Идём мы из страны в страну, из города в город. Ищем учителей получше, жизни повольготней, собираем знания по школам, как пчёлы свой мёд по цветам. Ну что, идёшь со мной? - Конечно! 3. Знакомство с темой и целью урока. Вот сегодня на уроке мы и познакомимся с поэзией вагантов – прекрас-ной и вечно живой страницей человеческой культуры; рассмотрим её художественные особенности, различие творчества ва-гантов и трубадуров; будем учиться красиво и выразительно читать стихи; совершенствовать свою монологическую и диалогическую речь. Так кто же такие ваганты? А давайте спросим у архивариуса. Архивариус. Ваганты появились в Западной Европе в XII – столетии, в эпоху расцвета городов, между которыми пролегали пути – дороги. По этим дорогам двигались рыцарские ополчения, купцы со своими товара-ми послы и посланники, монахи и поломники. Кажется, вся Европа в то время пришла в движение. Странствовали и школяры, искавшие зна-ний в университетах. Расширился интерес к наукам. Складывалась но-вая городская культура, отражавшая вольнолюбивые идеи того време-ни, борьба против засилия церкви, критический настрой горожан в от-ношении феодальных порядков. 4. « Ах, вернисаж, ах вернисаж!..» Приглашаем на нашу выставку миниатюр. Слово искусствоведам. Первый искусствовед. Перед нами графика. Искусство изображения предметов линиями и штрихами, без красок. Миниатюра» Наказание школяра в средневековой монастырской школе» Грамотных людей не было не только среди крестьян, но они редко встречались и среди фео-далов. Многие рыцари вместо подписи ставили крест. Даже короли ча-сто не умели читать и писать. Долгое время в Западной Европе грамот-ными были главным образом служители церкви. Для подготовки свя- шенников Карл Великий приказал открыть школы при больших мона-стырях. Деления классов по возрасту не было. Восьиилетние дети учи-лись вместе с юношами. У детей не старались вызвать интерес к зна-ниям. В учении царила зубрёжка. Нерадивых и непослушных учеников жестоко били. На этой миниатюре изображён момент наказания школя-ра. Второй искусствовед. На второй миниатюре мы видим фрагмент урока в средневековой городской школе. Короли нуждались в подготовленных чиновниках и судьях. В городах возникали « нецерковные» школы. Они были частными или содерржались на средства городских советов. В этих школах лучше, чем в церковных, обучали письму, арифметике, чтению, пению. Занятия походили в небольшой комнате по всем предметам одно – временно. Третий искусствовед. В XXIIвеке в Европе появились первые высшие школы – университеты, в которых изучали богословие (науку о рели-гии), законы, медицину. Студенты (от латинского слова «студере», что значит « усердно заниматься», слушали и записывали лекции, которые дополнялись диспутами. На данной миниатюре изображён диспут сред – невековых учёных! Иногда эти состязания в знаниях, споры по заранее выдвинутым вопросам были такими бурными что заканчивались руко-пашной схваткой между участниками. А это заседание Учёного Совета, Собрание. Четвёртый искусствовед. C XIII по XIX век в Западной Европе дейст-вовал церковный суд по делам еретиках – инквизиция. После пыток «раскаявшиеся» обычно оставались в тюрьме, «упортствующие» же передавались в руки светской власти для «бескровного наказания», что означало сожжение на костре. Это и изобразил на последней миниатюре художник. 5. К каким же социальным слоям общества принадлежали ваганты? Об этом нам лучше всех расскажет историк. Ваганты всегда были в самой гуще культурной жизни городов. Среди них можно было встретить и сына рыцаря, и парня из купеческой семьи, но больше - бывших клириков (низших служителей церкви), которые сбежали из монастырей. Много было и горожан. Впрочем, вагантов мало интересовало, кто чей сын? Они оторвались от семей, от родных мест. Говорили на всех языках Европы, но своим общим и любимым считали латынь. Она не знала границ. Её понимали образованные люди и во Франции, и в Англии, и в Германии, и в Италии. Словом, повсюду. И стихи свои ваганты слагали на латинском языке. А за образец часто брали творчество античных поэтов.
6. А теперь, уважаемые гости, прошу в литературный салон, куда приглашают Вас наши словесники и актёры. Первый словесник. Дерзкие стихи и песни вагантов звучали на пло-щадях и улицах городов, призывая к справедливости. 7. Первый актёр. От монарха самого До бездомной голи - Люди мы и от того Все достойны воли. Состраданья и тепла, С целью не напрасной, А чтоб в мире жизнь была Истинно прекрасной. Первый словесник В XII веке странствующих школяров становилось всё больше. Они были полны надежд. Почти каждому из них удавалось, получив образование, в конце концов найти своё место в жизни. Они становились учителями, обществе. Второй словесник Однако через 50 - 100 лет многие ваганты, обучив – шиеся в университетах Парижа, Болоньи, Оксфорда, уже не смогут най - ти работу по призванию. Учёных людей станет больше, чем мест, кото – рые общество сможет им предложить. Но ваганты не сдадутся, а ещё больше укрепят своё братство – союз, возникший свободно, не требую-щий признания властей, объединяющий образованных людей, связан-ных духовным родством и общей судьбой. Они назовут его « Орденом вагантов. Третий словесник Ваганты называли себя голиардами – в честь библейского великана Голиафа, которому они придали черты стихотворца – обжоры и которо-госчитали своим «прародителем». Как у всякого братства – или скорее ордена наподобие тех рыцарско – монашеских орденов, что начали создаваться во времена Крестовых походов, у сообщества вагантов был устав, вышучивающий основные правила монашеской жизни. Второй актёр Орден благочестия мы одни являем. Бедного, богатого – всех мы принимаем; Знатных с низководными, дельного с лентяем, Кто от монастырских врат, в шею мы толкаем. Рады и монаху мы с выбритой макушкой, Рады и пресвитеру с доброю подружкой; Школьника с учителем, клирика со служкой И студента праздного – всех встречаем кружкой. Орден наш заслуженно братством стану звать я, Люди званья разного к нам бегут в объятья. Всех: того и этого, примем без изъятья – В братии скитальческой все скитальцы – братья. Четвёртый словесник Пункты « Орденского устава» выворачивают наизнанку устав мона-стырской жизни. Третий актёр Возбраняет орден наш просыпаться рано – Кто поутру в храм спешит - поступает странно. Возбраняет орден наш раннее служенье – Встав, мы ищем отдыха, ищем угощенья… Четвёртый словесник Вещей, привлекающих ваганта в мире, не так уж много: весёлое за-столье, игра в кости (зернь) и в карты, любовные утехи. В шутовской «Исповеди» одного из наиболее знаменитых вагантов Архипиита Кельн- ского содержатся красноречивые признанья. Четвёртый актёр Я иду широкою юности дорогой И о добродетели забываю строгой, О своём спасении думаю не много И лишь к плотским радостям льну душой убогой. Во вторых, горячкою мучимся игорной, Чисто ей обязан наготой позорной. Пятый словесник На первый взгляд кажется, что поэт похваляется своей непутёвой жизнью. Но если вдуматься в строки «Исповеди» и стихотворений других вагантов, то поймёшь, что поэты не богохульники и не еретики. Воспевая кабацкие радости и земную любовь, вагант никогда не забывает( и не назидательно напоминает слушателю – читателю), что блудницы, карты и кабаки – символы перевёрнутого, карнавального, игрового мира, рядом с которым должен существовать мир высокой любви к Богу. Пятый актёр В – третьих, в кабаке сидеть и доселе было И дотоле будет бесконечно мило, Как увижу на небе ангельские силы И услышу пенье их над своей могилой Пятый словесник Эта исповедь – самобичевание перерастает в проповедь и обличение греховности мира сего, каковыми для ваганта в первую очередь были высокопоставленные священнослужители. Шестой словесник Стихотворный « Устав Ордена вагантов», хотя и написан неизвестным автором в шутливой форме имеет глубокое содержание. В нём провоз - глашается равенство, братство всех людей независимо от их происхожде-ния, чинов и звания. Шестой актёр Будет нынче учреждён Наш союз вагантов Для людей любых племён, Знаний и талантов… « Каждый добрый человек, - Сказано в Уставе,- - Немец, турок или грек, Стать вагантом вправе». Кто для ближнего готов Снять с себя рубаху, Восприми наш братский зов, К нам спеши без страху! Все желанны, все равны, К нам вступая в братство, Не взирая на чины, Титулы, богатство. Наша вера не в псалмах! Господа мы славим Тем, что в горе и слезах Брата не оставим. Признаёшь ли ты Христа, Это нам не важно, Лишь была б душа чиста, Сердце не продажно. Шестой словесник В этих словах звучит протест против сословных и религиозных нравов, призыв к единению людей. Мечтая о свободе и человечности, воспевая их в своих стихах, ваганты хотели, чтобы окружающий мир стал более добрым и справедливым. Седьмой словесник Ваганты считали себя «культурными верхами общества», знали цену своей учёности, презирали жадность монахов, чванство знати, грубость и вероломство рыцарей, невежество. Седьмой актёр О возлюбленной моей День и ночь мечтаю, Всем красавицам её Я предпочитаю. Лишь о ней одной пишу, Лишь о ней читаю. Никогда рассудок мой С ней не расстаётся: Окрыленный ею дух К небесам взовьётся. Филологией моя Милая зовётся. Я взираю на неё Восхищённым взором, Грамматическим мы с ней Заняты разбором. И меж нами никогда Места нет раздорам. Смог я к мудрости веков С нею причаститься, Дорога мне у неё Каждая вещица: Суффикс, префикс ли, падеж, Флексия, частица, Можно песни сочинять О Прекрасной Даме, Можно прозой говорить Или же стихами, Но при этом надо быть В дружбе с падежами. Седьмой словесник А теперь заглянем в творческую лабораторию лингвистов. Попробуем проанализировать одно из стихотворений голиардов. Нет ли связи в стихосложении современных поэтов и поэзии вагантов? Седьмой актёр Быстро жизнь уносится, Предана учению, Молодое просится Сердце к развлечению. Наши нравы и уставы, Молодости сродные, Нас весной зовут забавы, Пляски хороводные. Первый лингвист - Назовите стиль этого текста (художественный). – Какова основная мысль этого стихотворения? ( Вагант отрицает, что человек рождён для страданий, как о том говорилось в христианском учении. Человек рождён для земных радостей, для любви). – Если говорить о композиции произведения, то стихотворения вагантов состояли в основном из одной строфы. А сколько стихов ( то есть строк) в ней? ( восемь). – Обращали ли внимание на рифму, разбивали ли слова на слоги? (да). – Какую рифму по распределению строк использовал средневековый поэт? ( по способу рифмовки - перекрёстная). – По звуковому строению? (точная – совпадает последний ударный гласный и звуки после него). – А по положению ударения? ( дактилическая – ударение на третьем от конца слоге; женская –то же самое, поскольку стопа трёхсложная ). – Выразительные средства. (Может быть, и не сознавая этого, вагант использовал технический приём: загиб). - В чём особенности этого приёма? ( Он дразнит любопытство, показыва-ет, что не всегда в конце строки надо делать паузу; интонация голоса повышается). – Обратим внимание на языковые средства. Какие паузы встречаем мы в стихотворении ваганта? (грамматические; смысловые; смысловые интонационного характера: 1) – сожаление; 2) желание, радость, веселье, жизнерадостность. – Цвет, Звук, Свет. Называет ли автор их прямо? (Нет). - А между строк, подспудно, можно ли представить себе краски, звуки, оттенки? ( Весна – зелень; цвет солнца – жёлтый, красный, оранжевый; цвет неба – голубой; лёгкие облака – белый; яркие одежды девушек, праздничные рубахи парней; весёлая, озорная, подвижная мелодия плясок). – Попробуем определить размер стихосложения
Быст`ро | жи`знь у| но`сит | ся,
Пре`да | на` у | че`ни | ю,
Мо`ло | до`е | про`сит | ся
Се`рдце | к ра`звле _| че`ни | ю.
На`ши | нра`вы | и` у | ста`вы,
Мо`ло | до`сти | сро`дны | е,
На`с вес | но`й зо | ву`т в за |ба` вы
Пля`ски | хо`ро | во`дны| е ( Четырёхстопный хорей. Четвертая стопа усечённая ) Учитель С произведениями вагантов мы только что познакомились. А творче-ство каких поэтов в XII веке достигло полного расцвета? (трубадуров). Давайте пригласим к нам в гости трубадура и ваганта. Пусть каждый из них расскажет о художественных особенностях своей поэзии.
Вагант Трубадур Я вагант Я трубадур У меня много сатирических и считаю, что любовь облагоражи- произведений, в которых я вы - вает человека. Она не совместима с смеиваю людские пороки. корыстью и тщеславием. Любовь - Я не приукрашиваю жизнь. не грех, о добродетель, силу кото - Мне чужда манерность твоего рой дурные люди становятся хоро – стиха. В моих произведениях шие совершенными. Любовь учит царит беспечное веселье, упое - благородству. В сиоих стихотворе - радостью жизни. Мои идеалы: ниях я изображаю любовь тайную, таверна, любовь, шутки, вино. Возвышенную, трепетную, которой Ничто мне так не отвратительно, соответствует робость, подчас ли - как скупость, аскетическое наст- шающая человека и дара речи. Я роение. прославляю Прекрасную Даму, до - Любовь в моих стихах - простое, стойную поклонения. Любовь моя обыденное чувство. Я не прекло- чаще всего безответная, она вызы- няюсь перед Прекрасной Дамой, вает страдания, сильные чувства, а воспеваю наслаждения, достав- вследствие чего творчество моё со- ляемые любовью и вином. совершенствуется.
Тестирование Поэзия вагантов – прекрасно и вечно живая страница человеческой культуры 1. Как называли средневековых бродячих поэтов, которые появились в эпоху расцвета городов? А) Скопы. Б) Трубадуры. В) Ваганты.
2. В каком веке в Западной Европе появились ваганты? А) IX веке. Б) XII веке. В) X веке. 3. Что в переводе с латинского языка означает слово «вагари?» А) Бродить. Б) Писать. В) Бежать. 4. В какой части света в XII веке появились ваганты? А) В Африке. Б) В Австралии. В) В Западной Европе. 5. Кем становились ваганты после окончания университета? А) Сапожниками. Б) Учителями. В) Нотариусами. 6. Как называлось братство вагантов, возникшее свободно, не требующее признания властей? А) Орден вагантов. Б) Союз вагантов. В) Общество вагантов. 7. Как называли себя ваганты в честь библейского великана, которого они считали своим «прародителем? А) Филидами. Б). Скальдами. В). Голиардами. 8. Что привлекало вагантов в жизни, в мире? А) Весёлое застолье. Б) Игра в кости. В) Любовные утехи. 9) Что провозглашали голиарды в своём стихотворном Уставе Ордена вагантов? А) Братство. Б) Невежество. В) Свободу.