Технологическая карта урока Храмовая архитектура индейцев Месамерики как воплощение мифа о жертве, давшей жизнь

Тема урока № 9 - 10 класс
Древняя Америка
Храмовая архитектура индейцев Месамерики как воплощение мифа о жертве, давшей жизнь

Отражение в конкретном содержании
Пирамида Солнца в Теотиуакане
Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане
Комплекс майя в Паленке

Мотивированность
- профессиональная мобильность предполагает высокий уровень интеллектуальной культуры;
- без искусства невозможно интересно жить, быть счастливым и успешным, понимать окружающий нас мир;
- культура любого народа – некий феномен, который формируется в каждом человеке и влияет в той или иной степени на весь мир в целом

Возможность проверить
- ведем диалоги, выявляя проблемные вопросы;
- формулируем вопросы по теме урока, отвечаем на них;
- рисуем в тетради, записываем определения;
- осуществляем самоконтроль и взаимоконтроль;
- рефлексируем

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока 9 10 класс

Дидактическая структура урока
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Задания для учащихся
Планируемые результаты
УУД

Орг. момент
- Участвуют в беседе, отвечая на вопрос, какие ассоциации приходят на ум, когда мы говорим о майя, ацтеках, инках.
- Вспоминают о том, что майя построили большие города, храмовые пирамиды (некоторые сохранились до наших дней), и внезапно в Х веке без видимых практически все исчезли. Пришло запустение Погибла великая цивилизация, которой мы многим обязаны.
Учитель напоминает
Искусство – беспрерывный гармонический анализ мира. И начался он с момента возникновения наскальной живописи. Художественная культура Древнего мира не перестает удивлять нас своими загадками и шедеврами, например, скульптуры до 8 метров и весом более 20 тонн острова Пасхи империи инков. Культура любого народа – некий феномен, который формируется в каждом человеке и влияет в той или иной степени на весь мир в целом
Примерно 5000 лет назад возникла великая и одна из самых загадочных цивилизаций - Майя. Индейское слово «Маауя» означает «земля без воды».
Записать в тетрадь названия наиболее значимых культур древних племен индейцев Древней Америки
(стр. 60)

Личностные:
мотивировать интерес к изучаемой теме

Изучение
нового материала
1.Находят в учебнике информацию об
автохтонах (записывают определение в тетрадь – стр. 61).
2. Делают зарисовки в тетрадь бога дождя Тлалока и национального бога ацтеков, бога солнца, войны, покровителя города Теночтитлан – Уицилопочтли.

Учитель расставляет акценты:
Цивилизация майя исчезла, а в центральной Мексике появились воинственные и свирепые ацтеки. Они называли свою родину Астлаан («место, где живут цапли»). Ацтекский бог Уицилопочтли предсказал, что их народ поселится там, где увидит орла, сидящего на кактусе и пожирающего змею. 165 лет бродили ацтеки по древней Мексике. В июле 1325 г. они увидели эту картину и основали Тиночтитлан – свое первое поселение. Сейчас там – столица Мексики.
Найти в Интернете изображение богов ацтеков, внимательно их рассмотреть и выполнить
задание из Приложения 1
«Теотиуакан и четыре этапа ритуального праздника».

Предметные
- знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы:
- жертвенный ритуал как идея смерти, дающей жизнь, призванный влиять на силы природы;
- Пирамида Солнца в Теотиуакане;
- Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане;
- Комплекс майя в Паленке.
Личностные
- развивать учебно-познавательный интерес к разным видам искусства

Закрепление нового материала
Работают с предложенным текстом «Ацтекская легенда»

Учитель контролирует работу учащихся, отвечает на вопросы
Работа с предложенным текстом из Приложения 2 Ответ на вопрос, чем ацтекская легенда отличается от известных мифов о сотворении мира?
Предметные
- знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы
Предметные
- закреплять основные знания и получать новые в рамках обр. программ по истории и литературе, ИЗО, МХК

Контроль
1. Ведут самостоятельную подготовительную работу в группах
(2 и 4 ученика)
2. Формулируют вопросы по теме и отвечают на них сначала в паре, потом между парами в классе
Перед самостоятельной работой учащихся учитель проводит интеллектуальную разминку или простой опрос по базовым вопросам темы «Художественная культура Древнего мира»».
См. Приложение 3.

Предметные
- знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы
Предметные
- закреплять основные знания и получать новые в рамках программ по истории и литературе, ИЗО, МХК

Рефлексия
1. Обсуждают выполнения заданий.
2. Оценивают свою работу на уроке и урок в целом
Учитель напоминает, что саморефлексия – вещь очень непростая и иногда даже ядовитая

Метапредметные:
- осуществлять рефлексию школьных способов и умений действовать
Коммуникативные:
- выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.



Приложение 1
Прочтите текст «Теотиуакан и четыре этапа ритуального праздника»
Запишите в тетрадь четыре этапа ритуала.

Теотиуакан находится в Мексике, в 50 км от столицы Мехико в северо-восточном направлении, на территории муниципалитета Сан-Хуан-Теотиуакан.

Религиозный центр с храмами Солнца и Луны, дворцами, святилищами и алтарями возник на месте преображения двух богов.

Развитие цивилизации Теотиуакана по времени совпадает с расцветом Древнего Рима.

Город был основным объектом паломничества, посещали Теотиуакан и для того, чтобы заключить торговые сделки.

Вся жизнь древнего народа проходила в ожидании очередного ритуального праздника. Подготовка к нему включала четыре этапа:
1. Пост и воздержание
2. Выбор дня проведения праздника (его выбирал жрец в состоянии озарения).
3. Подготовка места празднования (изгоняли злых духов, читали заклинания, окуривали идолов).
4. Проведение в назначенный день главного праздничного мероприятия – жертвоприношения.

Приложение 2
Задание «Ацтекская легенда»
Внимательно прочтите текст.
Чем ацтекская легенда отличается от известных мифов о сотворении мира?
По тексту С.В.Гордеева «История религий». – М.: РИПОЛ классик, 2005
Ацтекский век продолжался 52 года, потом наступал новый. Последний день каждого пятидесятидвухлетия был великим праздником, поскольку ацтеки опасались, что скоро будет конец света, и новый век может никогда не наступить. Согласно древним легендам мир создавался пять раз. Каждое появление нового мира называлось «Солнце». В первое Солнце на Земле жили великаны. Но через 13 ацтекских веков (676 лет) бог Тескатлиопок превратился в большого ягуара и съел всех гигантов. Второе Солнце продолжалось 7 веков (364 года). В этот период бог Кетцалькоатль вновь сотворил человека. Однако страшная буря все уничтожила. Оставшиеся люди одичали и превратились в обезьян. Третье солнце создал бог воды Тлалок. Однака спустя 6 веков (312 лет) огонь все уничтожил. Остались только птицы. В конце четвертого Солнца был потоп, уцелели только рыбы. Пятое солнце создал бог Кетцалькоатль (один из главных богов ацтекского пантеона) из собственного члена. Этот век продолжается и поныне.
Ответ:
В отличие от известных мифов ацтекская легенда содержит достаточно точные даты стихийных бедствий, которые настигали «город богов» Теотиуакан.
Согласно ацтекскому календарю, каждое стихийное бедствие было в конце периода времени, кратного 52.


Приложение 3
Мини блиц-опрос «Художественная культура Древнего мира»».

Какую роль играли мифы в жизни первобытных людей?
Какие мифы относятся к разряду космогонических?
Какие современные обряды вы знаете?
Какие формы искусства характерны для первобытного мира?
Сравните египетскую пирамиду и месопотамский зиккурат.
Сравните индуистский храм и египетский поминальный храм.

Заголовок 315