Рабочая программа внеурочной деятельности «Семейный клуб»


Рабочая программа внеурочной деятельности
начального общего образования
для 3 класса
по социально-педагогическому направлению
«Мы вместе» (семейный клуб)
на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа разработана на основе методических рекомендаций Минобразования РФ о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования РФ № 90/30-16 от 31.01.2001 г.)
Составитель:
Колесниченко Елена Геннадьевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Славгород 2013 год
Оглавление
Раздел 1.Пояснительная записка3-4
Планируемые результаты 4-6
Содержание тем учебного курса6-8
Учебно-методическое обеспечение……………………………………………………….....….8
Календарно- тематическое планирование9-10
Раздел 2. Лист внесения изменений11
Раздел 3. Контроль выполнения программы 12
Раздел 1.
Пояснительная записка
В концепции модернизации российского образования подчеркнута особая роль семьи и школы в решении задач воспитания подрастающего поколения. Единство семьи и школы в воспитании - главнейшее условие формирования личностной цельности ребенка, его сознательного мировоззренческого выбора и поведенческого стереотипа. И семья, и школа призваны давать ему представления о жизненных целях и ценностях, характере взаимоотношения с другими людьми, критериях и нормах поведения в обществе и быту. Тот дух, который царит в семье и школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.
Актуальность и перспективность программы обусловлена тем, что ее реализация позволяет успешно разрешить противоречия, встречающиеся в массовой практике.
С одной стороны, в общеобразовательной системе очевиден разрыв учебно-познавательного и воспитательного процессов, школа все больше превращается в учреждение, предоставляющее образовательные услуги в ущерб формированию и воспитанию личности ребенка. Информационные технологии и «знаниевый подход» в образовании не способны решить воспитательных проблем: средство не может быть целью, иначе сама жизнь становится бесцельной.
С другой стороны, в силу серьезных объективных причин в стране наблюдается кризис семейных отношений, во многом обусловленный утратой их традиционных основ.
Только в процессе взаимодействия педагогов с родителями можно успешно решить проблему развития и социализации школьника. Деятельность педагогов и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и понять индивидуальные особенности детей. Для решения этих проблем разработана данная программа.
Цель программы: способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального и культурного уровня.Задачи программы: · формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;· пропаганда и возрождение семейных традиций;· всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;· организация и проведение досуга и совместного творчества в семьях учащихся.
В области формирования семейной культуры:· формирование отношения к семье как основе российского общества;· формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;· формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;· знакомство обучающегося с культурно-историческими традициями российской семьи.Возрастная группа учащихся: 7 -11 лет.
Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю (35 часов в год).
Принципы функционирования программы.
- принцип сотрудничества предусматривает объединение целей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь.
принцип культуросообразности предполагает формирование растущей личности на лучших традициях семейного воспитания, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех членов семьи.
принцип дифференциации направлен на отбор содержания, методов и форм работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей всех участников образовательного процесса.
принцип доверия и поддержки предполагает веру в ребенка, доверие ему, поддержку его устремлений к самореализации, исключает требовательность и контроль.
принцип творчества и успеха. Осуществление воспитания на основе данного принципа направлено на развитие творческих задатков и способностей каждого ребенка. Достижение успеха в том или ином виде деятельности стимулирует стремление личности, направленные на самосовершенствование и самореализацию
- принцип активности предполагает вовлеченность детей и родителей в специально разработанные различные виды индивидуальной и коллективной деятельности;
- принцип оптимального выбора методов, форм и средств, направленных на развитие творческой и нравственной личности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и родителей.
Планируемые результаты
ЛичностныеБазовый уровень
Формирование следующих базовых ценностей:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
Уважение к своему народу, к своей родине, своим родителям Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Повышенный уровень
ценностно-смысловая ориентация учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Метапредметные
Базовый уровень
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Повышенный уровень
приобретение обучающимися знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения;
о правилах конструктивной групповой работы;
об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
о способах организации взаимодействия людей и общностей;о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни.
Развитие компетентности в вопросах нормативного поведения.
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
Выделение нравственного содержания своих поступков
Познавательные
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные
Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности
Умение адекватно оценивать свою деятельность
Умение адекватно воспринимать оценку со стороны
Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности
Формирование основ оптимистического восприятия мира
Формирование готовности к преодолению трудностей
Коммуникативные
Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия решения
Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия.
Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество
Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения
Выражение своего мнения и аргументация свое точки зрения
Содержание тем
№ раздела Наименование раздела Краткое содержание Формы внеурочной деятельности Количество часов
1. Сентябрь.
«Осенняя мозаика» знание:- названий осенних месяцев;- основных примет осени; - изменений в живой и неживой природе осенью;- чем занимаются люди;- даров осени;
- мира осенней природы в художественных образах и в литературных произведения конкурсы чтецов, художников, поэтов;
викторина, КВН, игровое путешествие; выставка детского творчества; семейный праздник 4
2. Октябрь.
«Живите долго- долго»
знание:
истории жизни своих дедушек и бабушек;
родословной своей семьи;
уважение традиции поколений, соблюдение их преемственности устный журнал, встреча поколений, беседа, КВН, праздник 5
3. Ноябрь.
«Право быть ребёнком»
первоначальные правовые знания; побуждение детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путём обсуждения; способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений; развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям. игра-путешествие; беседа; творческая мастерская; театрализованное представление 3
4. Декабрь.
«Новогодний калейдоскоп» знакомство с традициями встречать новый год на Руси;
дать представление о том, как отмечали праздники наши предки;
воспитание любви к
истории России, национальной гордости. устный журнал, викторина, КВН, художественное творчество, театрализованное представление 4
5. Январь.
«Все профессии нужны, все профессии важны» знакомство с различными видами труда человека, многообразием профессий;
воспитание уважительного и доброго отношения к людям разных профессий;показать значение трудовой деятельности в жизни человека; приобщать к общечеловеческим ценностям. экскурсия, беседа, устный журнал, викторина, творческая мастерская 3
6. Февраль.
«Русские забавы» знакомство с историей возникновения игр и забав;
воспитание чувства патриотизма, любви к традициям родной страны, своего народа. беседа; диалог; презентация; устный журнал; игры; массовое гуляние 4
7. Март.
«Всё для мамы»
создание теплого нравственного климата между матерями и детьми;развитие творческих и актерских способностей детей, а также желания устраивать праздники для близких людей;воспитание любви, чувства благодарности и уважительного отношения к мамам. беседа, устный журнал, викторина, творческая мастерская, семейный праздник 3
8. Апрель.
«Природа и мы» знание законов сохранения родной природы, окружающей среды и здоровья человека; воспитание интереса и любви к природе, бережного отношения к ней. круглый стол, анкетирование, викторина, конкурс-выставка плакатов, творческая мастерская, трудовой десант 4
9. Май.
«Знай правила движения, как таблицу умножения!»
знакомство с опасностями, которые подстерегают детей на улицах, способами избегания неприятностей на дорогах, знакомство со знаками дорожного движения. практические занятия по ПДД;
творческие занятия; заочная экскурсия по городу; диалог 5
ИТОГО: 35 часов
Учебно-методическое обеспечение программы:
Ковалев С.В. Психология семейных отношений.- М.: «Педагогика», 2007
Крюкова С.В.,Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Генезис, 2007.
Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 2009.
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: ООО «Издательство «Речь», 2008.
Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2009.
Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М., «Просвещение», 2011 г.
Система работы с родителями: разработки внеклассных мероприятий и родительских собраний/авт.-сост. Г.А. Леликова, Г.П. Попова. - Волгоград: «Учитель», 2013 г.
Совместные праздники для школьников и родителей/Коллектив авторов. - М.: «Глобус», 2012 г.
Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников.- М.: «Просвещение», 2011.
Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Мы вместе»
№ п/п Тема занятия Форма занятия Кол-во часовдата проведения
планируемая фактически
1 «Приметы осени» устный журнал 1 06.09 2 «Осенняя ярмарка. Дары осени» выставка детского творчества 1 13.09 3 «Загадки Лесовичка» викторина о природе 1 20.09 4 «Волшебница Осень» праздник 1 27.09 5 «Дорогие мои старики, мы ещё повоюем!» фотовыставка 1 04.10 6 «Старость - к мудрости ступенька» устный журнал 1 11.10 7 «Все цветы и подарки - для вас» творческая мастерская 1 18.10 8 «Моя бабушка - самая лучшая!» конкурсная программа 1 25.10 9 «От всей души» праздник-концерт 1 01.11 10 «На что имеем право» учебно-игровое путешествие 1 15.11 11 «Права детей – забота государства» беседа 1 22.11 12 «День прав ребёнка» театрализованное представление 1 29.11 13 «Новогодние загадки» путешествие по станциям 1 06.12 14 «Откуда ёлка в гости пришла» устный журнал 1 13.12 15 «Новогодние хлопоты» творческая мастерская (изготовление открыток, газет, украшений для кабинета) 1 20.12 16 «Новогодний хоровод» театрализованное представление 1 27.12 17 «Профессии моей семьи» выставка рисунков 1 17.01 18 «Профессии в моей школе» экскурсия 1 24.01 19 «Все работы хороши - выбирай на вкус!» конкурс-представление профессии 1 31.01 20 «История возникновения забав, подвижных игр» беседа 1 07.02 21 «Подвижные игры и забавы моих дедушек и бабушек» встреча-презентация 1 14.02 22 «Масленица на Руси и в России» массовое гуляние 1 21.02 23 «Жизнь забавами полна» конкурсная программа 1 28.02 24 «Мамин день» семейный праздник 1 07.03 25 «Моя мамочка» выставка рисунков 1 14.03 26 «Я эти строки посвящаю маме» конкурс чтецов 1 21.03 27 "Зеленый патруль" конкурс плакатов о природе 1 04.04 28 "Природа и фантазия". конкурс лесных поделок 1 11.04 29  "Чистота спасет мир" экологическая акция 1 18.04 30 "Все о лесе" эрудит-шоу 1 25.04 31 «Школа безопасности» игра-практикум 1 30.04 32 «Знакомство со знаками» творческая мастерская 1 07.05 33 «Почитаем знаки?» заочная экскурсия по городу 1 16.05 34 «Чтобы лето было счастливым…» беседа-диалог 1 22.05 35 Итоговое занятие. «Встречай лето красное!» Семейный праздник 1 29.05