Методический материал для внеаудиторной работы студентов по дисциплине История на тему Кардинальные перемены в стране. Перестройка.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский политехнический техникум»
(ГБПОУ ВО «ВПТ»)
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
для внеаудиторной работы студентов
Кардинальные перемены в стране. Перестройка.
Дисциплина: История
для специальностей:
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном);
23.02.02 Техническое регулирование и управление качеством
Разработал:
преподаватель Л. Е. Власова
г Воронеж
ПОЯСНЕНИЕ
Данный методический материал предназначен для использования на занятиях по дисциплине «История» на 2 курсе при изучении темы
«Кардинальные перемены в стране. Перестройка»
в Разделе II «На новом переломе истории. 1990-2000 гг»,
а так же для внеаудиторной работы студентов при изучении данной темы.
План:
1. Провозглашение нового курса развития страны
2. Цели и этапы реформирования
3. Внешняя политика
4. Итоги перестройки
5. Распад СССР
Целью данного материала является структурирование материала по теме, выявление основных определений и понятий, формулировка контрольных вопросов.
Материал предоставляется в библиотеку.
Тема:
Кардинальные перемены в стране.
Перестройка» (1985 –1991)
1. Провозглашение нового курса развития страны
В апреле 1985 года пришедшее к власти высшее руководство во главе с М.С. Горбачевым провозгласило новый курс развития страны. Его объективной целью был переход от созданной в 30-е годы модели общества, основанной на централизованной плановой экономике и всевластии КПСС, к социал-демократической модели. В области международных отношений предполагалось добиться прекращения холодной войны и включения СССР в мировую, то есть созданную странами западной цивилизации экономическую систему на основе равноправного партнерства. Это был курс, направленный на очередную модернизацию и европеизацию страны. Необходимость глубокого реформирования общества вызывалась следующими причинами.
Прогрессирующее снижение темпов экономического роста, начавшееся в 1971 году и резко ускорившееся со второй половины 70-х годов, показывало, что существующая экономическая система более не способна обеспечивать развитие страны. Одиннадцатая пятилетка (1980-1985 годы) – единственная в истории советского пятилетнего планирования, которая не была выполнена ни по одному показателю. Отторжение НТР плановой экономикой Советского Союза в условиях, когда в СССР производительность труда в промышленности была в 2 раза, а в сельском хозяйстве в 5 раз ниже, чем в США , показывало советскому руководству, что если существующие тенденции сохранятся, экономическое соревнование с развитыми капиталистическими странами будет проиграно.
Новый виток гонки вооружений, спровоцированный недальновидным решением советского руководства о вводе войск в Афганистан, поставил Советский Союз перед вполне реальной перспективой проигрыша «холодной войны».
Экономическая стагнация СССР и динамичное развитие экономики США со временем должны были сделать несопоставимыми средства, выделяемые обеими странами на развитие ВПК.
В условиях «холодной войны» огромная, богатая природными ресурсами, но слабо населенная территория СССР не оставляла Советскому Союзу возможности отказаться от роли великой державы, поддерживающей свои вооруженные силы на самом современном уровне. В противном случае СССР из активного субъекта международных отношений со временем непременно превратился бы сферу влияния более сильных государств и объект дележа. Отсюда вытекали задачи прекратить «холодную войну», не дожидаясь поражения, и, используя финансовую помощь западных стран, осуществить модернизацию страны, что позволило бы обновленному Советскому Союзу вписаться в западные экономические и политические структуры.
Важную роль сыграл субъективный фактор. Образованность М.С. Горбачева, ставшего в марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС, его знакомство с лидерами «пражской весны» 1968 года и с концепциями реформ, подготовленными в начале 80-х годов группой новосибирских экономистов, определила готовность нового советского лидера к масштабному реформированию экономической и политической системы СССР.
2. Цели и этапы реформирования.
Формулировки непосредственных целей реформирования на протяжении периода несколько раз менялась.
Первоначально был взят «курс на ускорение социально-экономического развития», которое понималось как повышение темпов экономического роста. Для достижения этой цели предполагалось осуществить переход к новому классу машин – промышленным роботам и производственным комплексам. В связи с отсутствием необходимых средств, было решено сделать ставку на энтузиазм, укрепление трудовой дисциплины и ввести госприемку – контроль за качеством производимой продукции. Опора на трудовой энтузиазм, не подкрепленная необходимой техникой и организацией труда, привела не к ускорению, а к росту аварий и катастроф в различных отраслях народного хозяйства. Повысить качество выпускаемой продукции также не удалось.
В 1987 году было решено сменить «концепцию ускорения» на «концепцию перестройки». Ускорение оставалось целью, а перестройка рассматривалась как главное средство его достижения. Однако очень скоро понятие ускорения вышло из политического оборота, и все внимание государства и общества сосредоточилось на перестройке, которая включала радикальную экономическую реформу, изменение политической системы и курс на обновление идеологии.
Сущность экономической реформы заключалась в переходе от планово-государственного хозяйства к регулируемой рыночной экономике в рамках социализма. Первым шагом к рыночной экономике стал Закон о государственном предприятии 1987 года. Он предоставлял значительные права предприятиям и трудовым коллективам. Предприятия переводились на хозрасчет и самоокупаемость, могли сами подбирать себе деловых партнеров, а после выполнения госзаказа – свободно продавать свою продукцию, в том числе на внешнем рынке.
Трудовые коллективы получили право выбирать руководителей всех рангов (через несколько лет это право было ликвидировано). В условиях, когда госзаказ составлял до 90% выпускаемой продукции, а цены по-прежнему устанавливались государствам, закон не привел к реальной хозяйственной самостоятельности предприятий, а налаженные экономические связи стали разрушаться.
Экономическая реформа предполагала перестройку центрального аппарата управления: сокращение численности министерств и ведомств, переход на партнерские отношения с предприятиями. Но попытка реформы привела не к сокращению, а к росту бюрократического аппарата, а ослабление централизованного управления имело следствием нарастание элементов анархии в экономике страны.
В 1988 году были приняты законы, разрешившие частное предпринимательство. Это «Закон о кооперации» и «Закон об индивидуальной трудовой деятельности». Предполагалось, что частный сектор поможет наполнить внутренний рынок недостающими товарами и услугами. Но возникший в одночасье и, как правило, без обращения к банковским кредитам частный сектор, начал в огромных масштабах «отмывать» капиталы «теневой» экономики, а предлагаемые товары и услуги были невысокого качества и очень дороги. В условиях непродуманных реформ теневая экономика стала быстро расти и, по некоторым данным, вовлекла в свою сферу около 15 миллионов человек.
В 1988 году начались преобразования в аграрном секторе. Было признано равенство пяти форм ведения хозяйства на селе: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств. Большие надежды возлагались на фермерские хозяйства. Ориентация на их развитие стала результатом провала Продовольственной программы, принятой во времена застоя и призванной решить проблему снабжения населения продуктами питания на основе деятельности совхозов и колхозов. Создавать фермерские хозяйства предполагалось на базе долгосрочной аренды земли. Но в ситуации отсутствия доступной сельскохозяйственной техники и сопротивления местных властей (совхозы и колхозы не хотели отдавать землю) арендное движение не получило широкого распространения: к лету 1991 года в хозяйствах арендаторов было 2% обрабатываемых земель и 3% поголовья скота. В условиях провозглашенной, но ничем не обеспеченной самостоятельности эффективность работы колхозов и совхозов, которая и прежде была не высока, начала падать.
В конце 1989 и в 1990 годах реформирование экономической системы приняло широкие масштабы. Теперь оно включало перестройку отношений собственности во всех отраслях народного хозяйства кроме оборонной и тяжелой промышленности. Целью экономической реформы было объявлено не ускорение, а переход к регулируемой рыночной экономике.
Новая концепция предполагала децентрализацию и разгосударствление собственности, ликвидацию крупных промышленных монополий, создание акционерных обществ, развертывание свободы хозяйственной деятельности и предпринимательства. С конца 1989 года по 1991 было принято более ста законов, призванных законодательно обеспечить эти процессы, но большинство из них не работало: прежняя экономическая система ушла в прошлое, а новая возникала стихийно и никак не походила на регулируемую рыночную социально ориентированную экономику, провозглашенную целью перестройки летом 1990 года.
В стране нарастал кризис. Показатели прироста промышленного производства постоянно снижались, пока не достигли нулевого уровня в 1989 году. Затем началось сокращение объемов производимой продукции, достигшее в первом полугодии 1991 года 10%. Сельскохозяйственное производство стало заметно сокращаться еще раньше - с 1988-1989 годов. Недогрузка и остановка производственных мощностей немедленно сказались на снабжении населения продовольствием и товарами широкого потребления. В стране начался острый дефицит всех товаров. Цены на них росли.
В апреле 1991 года правительство, надеясь оздоровить финансовую систему, провело обмен денег и повышение цен в 2-10 раз. Это вызвало резкое недовольство населения, но не оживило экономику и не решило проблему дефицита. К лету 1991 года усилились инфляционные тенденции, связанные с очень большим бюджетным дефицитом (11% ВНП). Инфляция, официально оцениваемая в 1990 году примерно в 10%, резко усилилась в течение 1991 года, достигнув к его концу 25% в неделю. Одновременно происходило падение курса рубля. До начала перестройки официальный курс рубля по отношению к доллару составлял 60 копеек, курс на «черном» рынке – 4-6 рублей. В начале 1991 года он составил 10 рублей за доллар, в конце года - 110-120 рублей. Уровень жизни населения стремительно падал.
Реформа политической системы осуществлялась, начиная с 1988 года. В это время союзное руководство во главе с М.С. Горбачевым пришло к выводу, что экономическое развитие страны сдерживает несоответствующая новым условиям политическая система.
Цель политической реформы заключалась в демократизации и европеизации политической системы. Предполагалось реорганизовать СССР, сохранив единое государство, но предоставив широкие полномочия республикам, и утвердить в стране политическую систему, основанную на разделении властей, политическом плюрализме и парламентаризме, сохранив преемственность по отношению к прошлому.
В 1988-1989 годах политическая реформа проходила под лозунгом «Вся власть Советам!». Высшим органом государственной власти стал Съезд народных депутатов, состоявший из 2250 человек. Две трети его состава избирались населением в условиях однопартийной системы, но на альтернативной основе, одна треть представляла КПСС, профсоюзы и другие общественные организации. Съезд должен был принимать решения о проведении конституционных, политических и социально-экономических реформ, избирать президента страны и Верховный Совет СССР - постоянно действующий парламент.
В мае-июне 1989 года состоялся первый Съезд народных депутатов СССР. Был избран Верховный Совет во главе с М.С.Горбачевым, проведены республиканские съезды. Председателем Верховного Совета РСФСР в мае 1990 года стал Б.Н.Ельцин. Таким образом, инициатива реформирования политической системы перешла от партии к народным депутатам.
Весной 1990 года была определена новая цель политической реформы - переход к правовому государству. По существу имелось в виду не правовое, а социальное государство, поскольку наряду с главным принципом правового государства – верховенством закона, государство по-прежнему сохраняло все свои социальные обязательства. Правда, его способность хотя бы частично выполнять эти обязательства неуклонно падала. Термин правовое государство подчеркивал важность утверждения в стране такой политической системы, в которой правят законы, а не люди. Это считалось важнейшим условием перехода к рыночной экономике и политической демократии.
Создание президентской системы власти рассматривалось как первостепенная задача. Эта система должна была уменьшить зависимость главы государства от КПСС, утвердить принцип его выборности населением и обеспечить лично М.С. Горбачеву народную поддержку, на которую он мог бы опереться в борьбе с противниками перестройки – значительной частью государственной и партийной номенклатуры. Ш съезд народных депутатов СССР в марте 1990 года избрал Президентом СССР М.С. Горбачева. Создание постоянно действующего парламента и учреждение поста президента означало сворачивание, а в перспективе ликвидацию советской системы власти.
Этот же съезд изменил редакцию ст.6 Конституции СССР, изъяв из нее положение о КПСС как руководящей и направляющей силе общества и ядре политической системе. Такое изменение Конституции означало отделение КПСС от системы органов государственной власти и открывало возможность возрождения многопартийности.
Формирование многопартийной системы шло двумя путями. Неформальные объединения единомышленников, существовавшие со времен застоя, увеличивались в числе, объединялись и начинали заявлять о себе как сила, оппозиционная КПСС. Это стало заметно с весны 1990 года. Среди неформалов были люди самых разных взглядов: либералы, сторонники социал-демократии западного типа, национал - патриоты.
Одновременно шел процесс политической дифференциации в коммунистической партии. В 1990 в КПСС образовалось несколько платформ, среди которых наиболее влиятельными были Демократическая, Большевистская, Марксистская и платформа под названием Коммунистическая инициатива. Часть коммунистов, объединившихся на основе демократической платформы, во второй половине 1990 года вышла из КПСС и, соединившись с рядом неформальных объединений, приняла участие в создании партий либеральной направленности, получивших в российских условиях название демократических. Другая часть коммунистов-демократов вместе с некоторыми неформалами образовала партии западного социал-демократического типа.
На базе Коммунистической инициативы в июне 1990 году была создана Коммунистическая партия РСФСР.
Таким образом, формирующаяся многопартийность означала раскол КПСС – главной цементирующей силы политической системы СССР. Раскол очень скоро перерос в распад партии. Новая редакция программы КПСС, предложенная в конце 1985 года, предполагала отказ от построения коммунизма как практической цели партии, но вводила понятие «совершенствование социализма». Такая программа более не устраивала никого. Летом 1990 года партийным руководством была разработана платформа строительства «демократического социализма», в центре которого должен стоять человек. Это была программа мирного преобразования КПСС из коммунистической партии в социал-демократическую западного типа. Но осуществлять ее уже было некому. После ХХУШ съезда (июль 1990 года) КПСС распалась.
Политическая реформа не привела к созданию системы власти, которая могла бы обеспечить реализацию целей перестройки. Однако в ходе ее проведения прежняя политическая система оказалась полностью разрушена не только в плане отказа от ее основных принципов, но и в качестве политической системы единого государства.
Экономическая и политическая реформы сопровождались и стимулировались новым направлением идеологического процесса. Сущность идеологии перестройки заключалась в обосновании историческими, экономическими и нравственными средствами необходимости коренного изменения модели общества, созданной в СССР в 30-х годы. Процесс широкого развертывания дискуссий на запрещенные ранее темы получил название «гласность». Поскольку цели реформирования менялись, менялись и аргументы в пользу перестройки. Критика советской действительности углублялась по мере углубления реформ. Публицистика быстро перешла от разоблачений И.В. Сталина и сталинского периода советской истории к жесткой критике В.И. Ленина и его идей, к вскрытию преступлений периода гражданской войны и военного коммунизма. Затем пересмотру подвергся марксизм. В публицистике он стал рассматриваться как очередная утопия или как проект создания тоталитарного общества.
Развернулись дискуссии о природе общественного строя, построенного в СССР, о характере взаимоотношений между союзными республиками и центром, о том, какие ценности следует теперь поставить во главу угла, чтобы осуществить необходимое моральное возрождение общества. Наряду с серьезными статьями, основанными на достоверных исторических фатах, появилось много публицистической «пены» – неглубоких работ, написанных в расчете на сиюминутный эффект. Среди наиболее ярких статьей - размышлений на политические, социальные и экономические темы можно назвать работы Н. Шмелева, Г. Попова, В. Селюнина, И. Клямкина, А. Ципко. Задуманная как управляемый процесс, «гласность» постепенно превратилась в полноценную свободу слова, что стало главным позитивным результатом перестройки.
В период перестройки началась публикация ранее запрещенных произведений, был снят запрет с творчества репрессированных авторов, эмигрантов первой, второй и третьей волны. Издавались произведения Б. Пильняка, А. Платонова, М. Булгакова, О. Мандельштама, А. Галича, И. Бродского, А. Солженицына и многих других широко известных за рубежом, но мало знакомых советскому читателю авторов. Однако новые имена почти не появлялась. Общий кризис СССР не мог не затронуть сферу культуры.
«Гласность» была задумана как средство мобилизации народных масс на поддержку политики перестройки под лозунгом «больше социализма», как критика недостатков социализма без подрыва его ценностей. Но удержать идеологический процесс в пределах верности социалистической идее не удалось. В условиях нарастающего экономического и политического кризиса, а также под воздействием все новых и новых разоблачений исторического прошлого «гласность» способствовала быстрому росту популярности либеральной идеологии, дискредитации социалистического идеала во всех его проявлениях. Свобода слова способствовала идеологическому, политическому и национально- политическому размежеванию, выходу перестройки за намеченные ее идеологами и творцами пределы.
Концепция глубокого реформирования страны предполагала разработку новых подходов во внешней политике. Впервые они были отражены в работе М.С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира» (осень 1987 года), а затем в тезисах «Социальный прогресс в современном мире», опубликованных во второй половине 1988 года в журнале «Коммунист». Новое политическое мышление предполагало отказ от вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы – социалистическую и капиталистическую и признание современного мира взаимосвязанным и взаимообусловленным. Эта концепция утверждала, что капиталистические и социалистические страны идут к справедливому обществу разными путями, но цель у них одна. Интересы выживания человечества в условиях обострения так называемых глобальных проблем современности (безопасности, экологической, проблемы Север-Юг, распространения новых болезней и других) требуют объединения усилий всех стран, что возможно лишь в случае признании приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, конфессиональными, государственными и т.п.)
3. Внешняя политика.
Исходя из такой оценки современного мира, были определены новые приоритеты советской внешней политики: деидеологизация межгосударственных отношений, объединение усилий с западными странами с целью решения глобальных наднациональных проблем, совместное строительство «общеевропейского дома» и единого европейского рынка.
В соответствии с обозначенными приоритетами отношения СССР с развитыми капиталистическими странами, с социалистическими государствами и со странами «третьего мира» определялись одной общей целью – стремлением прекратить «холодную войну».
Курс советского руководства на безъядерный мир последовательно реализовывался в ходе советско-американских встреч на высшем уровне, которые с 1985 года стали ежегодными.. В 1987 году в Вашингтоне был подписан договор по ракетам средней и меньшей дальности. Впервые в мировой истории он привел к уничтожению более 2,5 тысяч ракет, что составляло 4% мирового запаса ядерного оружия. В ходе подготовки этого документа СССР в полной мере проявил свою добрую волю: почти две трети ликвидированных ракет были советскими. В 1991 году в Москве был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Это был второй договор, предусматривающий уничтожение части ядерного оружия.
В 1987 году в ходе переговоров М.С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам Афганистана и о выводе оттуда советских войск. После вывода советских войск из Афганистана (май 1988 – февраль 1989 года) помощь просоветскому режиму Кабула оказывалась в виде поставок оружия, боеприпасов и продовольствия.
В 1989 году Президиум ВС СССР принял указ «О сокращении вооруженных сил СССР и расходов на оборону в течение 1989-1990 годов». В том же году началось сокращение вооруженных сил (на 500 тыс. чел.), оборонных расходов (на 14,2%) и форсированный вывод советских частей из европейских и других социалистических стран. Вывод советских войск не сопровождался принятием каких-либо документов, гарантирующих безопасность СССР в новых условиях.
В 1989 году в связи с выводом советских вооруженных сил из Монголии и Афганистана, а также войск ДРВ из Кампучии были нормализованы советско-китайские отношения. Возобновились переговоры по спорным пограничным территориям, было налажено широкое культурное и экономическое сотрудничество.
1989 год стал переломным в отношениях между СССР и странами «социалистического содружества», руководство которых не приняло «нового политического мышления», считая что оно приведет к изменению общественно- политического строя в их государствах. Вывод советских войск стимулировал всплеск антисоветских и антикоммунистических настроений, переросших в серию восточноевропейских революций, в ходе которых коммунистические партии были отстранены от власти (вторая половина 1989 начало 1990 года).
Либеральные силы, пришедшие к власти в государствах Восточной Европы, взяли курс на сближение со странами НАТО. Они выразили готовность вступить в НАТО и Общий рынок, потребовали ускорить вывод советских войск со своих территорий. В 1990 году ГДР прекратила свое существование, войдя в состав ФРГ. Политическому обострению отношений между странами бывшего социалистического содружества и СССР способствовало ослабление экономических связей между этими государствами, свертывание процесса экономической интеграции между ними. В результате весной 1991 года был официально оформлен роспуск СЭВ и ОВД. Началось массированное проникновение западноевропейских товаров и капиталов в страны Восточной Европы.
В обмен на грандиозные односторонние уступки руководство СССР рассчитывало на политическую поддержку и финансовую помощь. Экономический кризис заставил руководство М.С. Горбачева в 1990-1991 годах обратиться за финансовой и экономической помощью к ведущим странам мира, прежде всего, к странам «большой семерки».
Но они оказали СССР лишь гуманитарную помощь. Серьезной финансовой помощи не последовало. Страны «семерки» и контролируемый США Международный валютный фонд летом 1991 года отказали СССР в предоставлении кредитов, ссылаясь на нестабильность внутриполитической ситуации в Советском Союзе. Политические и экономические потери СССР стали в полной мере очевидны.
4. Итоги перестройки.
Эпоха перестройки закончилась прекращением существования СССР и образованием на его территории новых независимых государств. Сформулируем основные причины распада Советского Союза.
Экономическая реформа привела к прогрессирующему падению промышленного и сельскохозяйственного производства и как следствие к распаду экономических связей внутри страны, основанных на региональном разделении труда. Инициированный реформой экономический кризис привел к резкому падению жизненного уровня народов СССР и способствовал катастрофическому падению авторитета центральной власти в глазах населения.
Политическая реформа привела к ликвидации КПСС – основной цементирующей силы единого союзного государства. Новые центральные органы власти - институт президента и парламент (реорганизованный Верховный Совет) в условиях раскола и распада КПСС и отсутствия единой общесоюзной системы работоспособных органов государственного управления не имели никаких рычагов реализации принимаемых решений. В этих условиях реальная власть все больше и больше концентрировалась в руках республиканских политических элит, которые захотели воспользоваться ситуацией с целью повышения собственного политического статуса. Это было возможно лишь путем отделения республик от СССР.
Реальный прогресс, достигнутый союзными республиками в годы существования СССР, рост их экономического потенциала, материального благосостояния, общеобразовательного и профессионального уровня населения создавал основу естественного стремления советских наций к самоопределению вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. Политика «гласности» вскрыла существование в СССР многочисленных нерешенных национальных проблем. В свете появившихся публикаций общесоюзный центр стал рассматриваться как тормоз экономического развития и культурного расцвета народов СССР. Союзное руководство, продемонстрировавшее в годы перестройки свою неспособность наладить в стране нормальную жизнь, не могло противостоять стремлению к самоопределению, предлагая внутренне противоречивые варианты сохранения единства.
5. Распад СССР
Гласность привела к дискредитации марксизма-ленинизма – официальной идеологии СССР, игравшей в многонациональном и многоконфессиональном государстве объединяющую роль. Это вызвало рост национализма и распространение в широких слоях населения убежденности в отсутствии какой-либо объединяющей разные республики общей цели.. Раньше такой целью было строительство общества социальной справедливости – социализма, коммунизма, совершенствование развитого социализма. Теперь был сделан вывод, что поскольку прежняя цель была неверна, сохранять единство более ни к чему..
Определенную роль сыграл и политический просчет Б.Н. Ельцина. Подписывая «Беловежское соглашение», он рассчитывал на новое добровольное объединения республик вокруг России, но этого не произошло.
Распад Советского Союза не выл единовременным актом. Это был относительно длительный процесс, в котором можно выделить три этапа.
В 1988 - начале 1991 года ослабление центральной власти и усиление центробежных тенденций проявились в целом ряде фактов. Это обострение межнациональных конфликтах, крупнейшим из которых был вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном; декларации о национальном суверенитете республик СССР, включая Россию; «война законов» между союзными и республиканскими органами власти; применении военной силы руководством СССР против оппозиции в Тбилиси, Баку, Вильнюсе, Риге. В 1988 году оппозиционные силы в Прибалтике взяли курс на выход своих республик из состава СССР.
Период с конца апреля и до августовского путча 1991 года характеризуется «новоогаревским процессом» - обсуждением различных вариантов нового союзного договора. (Обсуждение проходило в резиденции М.С. Горбачева).
Первый вариант, предложенный М.С. Горбачевым, предполагал сохранение единого федеративного государства с сильным центром. Представители республик считали, что акцент следует делать не на сильном центре, а на сильных республиках.
17 марта 1991 года почти во всех республиках СССР был проведен референдум о судьбе Советского Союза, на котором абсолютное большинство граждан высказались за сохранение союзного государства в обновленном виде. М.С. Горбачев рассчитывал укрепить свои позиции всенародной поддержкой идеи сохранения единого государства, но в условиях, когда властные полномочия все более сосредотачивались в руках национальных элит, а центр быстро утрачивал рычаги управления, мнение народа было недостаточной опорой для проведения какой-либо политической линии.
В апреле 1991 года в обновленный союз под названием «Содружество Суверенных Государств» согласились вступить десять из пятнадцати союзных республик хранением единой президентской власти.
19-21 августа 1991 года консервативные силы попытались силовым путем предотвратить эту перспективу и сохранить реальную власть в руках союзного центра. Находившийся на отдыхе в Крыму М.С. Горбачев был лишен власти. Созданный консерваторами Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) заявил о своем намерении восстановить порядок в стране и не допустить распада СССР. В ряде областей было объявлено чрезвычайное положение. В Москву были введены войска. Решающую роль в провале путча сыграло население Москвы, Ленинграда и ряда других городов. На улицы Москвы вышли сотни тысяч людей, протестуя против неконституционных действий ГКЧП. Оппозицию возглавил Президент РСФСР Б.Н. Ельцин. На сторону российского руководства перешел ряд воинских частей. 21 августа ГКЧП лишился власти, а 22 августа его члены были арестованы.
После неудавшейся попытки государственного переворота начался последний этап распада Советского Союза. Сразу же после подавления попытки «августовского путча» три прибалтийские республики заявили о своем выходе из СССР. В сентябре М.С. Горбачев подписал указы о признании этого выхода.
8 декабря на встрече лидеров трех «славянских республик», входивших в число учредителей СССР, Президент РСФСР Б.Н. Ельцин, Президент УССР Л.М. Кравчук и Председатель Верховного Совета БССР С.С. Шушкевич заявили о роспуске СССР и создании «Содружества Независимых Государств». Это событие, не более конституционное, чем создание ГКЧП (ни Договор об образовании СССР от 1922 года, ни Конституция СССР 1977 года не содержали механизма ликвидации Советского Союза решением каких-либо должностных лиц нескольких союзных республик), вошло в историю под названием «Беловежское соглашение». 21 декабря одиннадцать союзных республик поддержали «Беловежское соглашение» на совещании в Алма-Ате.
25 декабря 1991 года Президент СССР М.С. Горбачев сложил свои полномочия в связи с прекращением существования государства, которое он возглавлял, а 26 декабря Верховный Совет СССР решением одной палаты – Совета Союза – официально признал роспуск Советского Союза и самоликвидировался.
На фоне набирающего силу процесса европейской интеграции распад СССР не может рассматриваться как своевременное и прогрессивное событие. Возможности новых суверенных государств создать эффективную экономическую и политическую систему, проводить активную внешнюю политику существенно меньше, чем они могли бы быть у единого государства.
Таким образом, реформирование страны под руководством М.С. Горбачева не привело к намеченным результатам. СССР не смог осуществить переход к социал-демократической модели развития и вписаться в мировую экономическую систему, став равноправным партнером Запада. Более того, он прекратил свое существование.
По каким причинам перестройка потерпела неудачу? Прежде всего, реформы проводились в условиях прогрессирующего и инициированного самой властью ослабления общегосударственного центра. В этой ситуации число принятых, но не реализованных решений неуклонно возрастало. Ослабление централизованного управления экономикой и создание частного сектора в условиях отсутствия работоспособной законодательной базы, создающей «правила» игры для честного предпринимательства, вели не к рыночной, а к криминальной экономике и анархии производства.
В ситуации нарастающего экономического кризиса свобода слова способствовала дискредитации социалистического идеала и популярности либерализма в широких слоях населения, в среде формирующегося слоя предпринимателей – легальных и «теневых», в правящих кругах. Либеральная модель привлекала советскую бюрократию и по другой причине.. Экономические реформы и реформа политической системы наносили удар по ее положению привилегированного господствующего слоя. В условиях экономического кризиса и распада страны наилучшим решением проблем высшей и средней госпартноменклатуры оказалось конвертирование власти в собственность, что и обусловило, наряду с популярностью либеральных идей, выход перестройки за предполагаемые ее инициаторами границы.
Попытка перехода к западной социал-демократической модели не была ни последовательной, ни четко сформулированной. М.С. Горбачев колебался между совершенствованием модели общества, созданной в 30-е годы, путем внедрения в нею рыночного механизма регулирования экономики и системы разделения властей с одной стороны и социал-демократической моделью, предполагающей решение социальных задач за счет перераспределения демократическим государством прибыли частных предприятий в условиях существования государственного сектора – с другой. СССР никогда не был страной с высоким уровнем национального дохода в расчете на душу населения, а начиная с 1990 года национальный доход неуклонно сокращался. В этих условиях возможность утверждения в стране социал-демократической экономической модели был проблематична. Наконец, предпринятая в СССР неудачная и непоследовательная попытка перехода к социал-демократической модели совпала по времени с кризисом этой модели в Европе, обозначившемся в конце 70 - начале 80 годов и с переходом реформаторской инициативы к неоконсерваторам, воскресившим экономическую концепцию классического либерализма.
Итоги перестройки кардинально отличаются от целей. Но ее значение огромно. Глубокие изменения, произошедшие в 1985-1991 годах в экономике, социальной структуре общества, в политической системе и в духовной жизни страны подготовили отказ от социалистической идеи и смену модели общественного развития. Начало этого процесса, объективно являющегося революционным, относится к эпохе перестройки, завершение - к принципиально новому периоду, начавшемуся после распада СССР и образования на его территории новых независимых государств.
Контрольные вопросы:
1. В чем заключались цели нового курса развития страны в середине 80-х?
2. Охарактеризуйте три этапа перестройки
3. В чем специфика внешней политики конца 80-х?
4. Почему перестройка потерпела крах?
5. В чем значение перестройки?
6. Какова причина распада СССР?
Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1 Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История Отечества: с древних времен до наших дней. - ОИЦ Академия, 2012.
2 Самыгин П.С., История. Серия «Учебники и учебные пособия». Для средних профессиональных заведений. - Ростов на Дону, Феникс. 2012
3 Загладин Н.В. Всемирная история 10-11 кл. – М.: 2012.
4 Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России. Конец 19-20 вв.- М.: 2011.
5 Алексашкина Л.Н. Россия и мир в 20 в. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
6 Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) [Электронный ресурс]/создатель: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"; – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], свободный. – Загл. с экрана. 7 Мультимедийный учебно-методический комплекс-супертьютер по курсу «История Отечества» ЗАО «Новый диск» СТАТПРО г Москва 2011
Дополнительные источники:
1. Цивилизация и культура: научный альманах. - М.: 2012-2013 гг.
2. Проблемы человека в истории. Сборник статей.- М.: 2011
Заголовок 1Заголовок 215