Организация совместной деятельности с родителями. Семейный клуб «Непоседы»
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РОДИТЕЛЯМИ.
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ «НЕПОСЕДЫ»
Р.Б. Каримова
МБС(к)ОУ «Начальная школа-детский сад №152 IV вида» г. Перми
При патологиях зрения у дошкольников с амблиопией и косоглазием обнаруживается целый комплекс двигательных нарушений и проблем со здоровьем. Они обусловлены снижением остроты зрения, нарушением бинокулярности, глазодвигательных функций, поля зрения и т.д. В связи с этим у детей наблюдается ряд двигательных отклонений таких как: снижение двигательной активности из-за сложности зрительно двигательной ориентации, недостаточная двигательная подготовленность, такие специфические особенности координации движений, как асимметричность и несогласованность движений рук и ног, несформированность зрительно – двигательных взаимосвязей, нарушения координации и равновесия.
При выполнении заданий на равновесие у детей со зрительной патологией обнаруживается большая неустойчивость в сохранении туловища в прямом положении, наблюдающаяся в боковых раскачиваниях, резком наклоне туловища вперед или в сторону, сильном наклоне головы вниз. Описанные затруднения вызваны также тем, что при ходьбе ребенку приходится решать сразу несколько задач:
правильно ориентироваться в пространстве;
сохранять равновесие движения (осанку, координацию рук и ног);
удерживать тело в определенном положении.
Лечебно-профилактическое воздействие физических упражнений объясняется важной биологической ролью движений в жизни ребенка. Они благотворно влияют на нарушенные болезнью функции организма, ускоряют восстановительные процессы, уменьшают неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезии.
Решать вопросы всестороннего физического развития детей и вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и дошкольного учреждения. Физическое воспитание ребенка - не простое дело, чтобы добиться успеха, родителям нужно много знать и уметь, и особенно родителям имеющим ребенка с ОВЗ. Очень важно уметь правильно относиться к дефекту своего ребенка, понимать его реальные возможности. Многие родители неадекватно относятся к своим детям, они или излишне опекают его, или наоборот не учитывают особенности его зрения, завышают возможности ребенка. Серьезной проблемой является отсутствие знаний о способах коррекционно-развивающей работы с такими детьми. Поэтому всю работу по физическому воспитанию мы строим в тесном взаимодействии с семьями воспитанников по следующим направлениям:
ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья и физической подготовленности детей;
проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового образа жизни, необходимости выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, закаливания;
ознакомление родителей с содержанием физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ;
создание в семье условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости: создание спортивных уголков, закаливание, фитотератия, витаминотерапия и т.д.;
организация мероприятий с участием детей и взрослых членов семьи.
Совместно с инструктором по физическому воспитанию мы проводили консультации, открытые занятия, праздники, досуги, организовали в ДОУ выпуск бюллетеня «Зоркий глаз», где помещали информацию, советы и рекомендации по физическому воспитанию дошкольников.
Эти традиционные формы работы с родителями нас не устраивали, и мы решили придумать что-то новое, интересное для всех. Проведенное анкетирование позволило выяснить, какие проблемы больше всего волнуют родителей. Они ответили, что им хотелось бы больше узнать о способах закаливания, коррекционных упражнениях, спортивных играх, приемлемых для детей с нарушением зрения, о формах проведения физкультурных занятий и досугов, о содержании подвижных игр, в которые можно поиграть дома. На вопрос анкеты: «Желаете ли Вы вместе со своим ребенком посещать физкультурно-оздоровительные мероприятия?» большинство родителей ответили положительно. Результаты этого тестирования натолкнули на мысль создать семейный клуб.
В сентябре, на групповом собрании средней группы, мы предложили родителям создать семейный клуб, в процессе которого родители получили бы возможность лучше узнать своего ребенка, научиться организовывать физкультурный досуг с детьми в семье, понаблюдать за ним в коллективе сверстников, сравнить его физическую подготовку, физические качества с другими детьми. А самое главное родители смогли бы узнать, как помочь ребенку с нарушением зрения приспособиться к окружающей действительности, собственному дефекту в условиях двигательной активности. Родителей заинтересовало это предложение. Так появился наш клуб «Непоседы» – это название придумали сами дети.
Девизом нашего клуба стали слова: «Мы умеем веселиться, нам без дела не сидится, по плечу нам все победы, а зовут нас Непоседы!»
Цель работы клуба – вовлечение роди
·телей в образовательный процесс ДОУ; предупреждение и коррекция отклонений в физическом воспитании детей.
Основные задачи клуба:
установить тесное сотрудничество с семьями воспитанников по вопросам оздоровления детей и подъема уровня физической культуры;
обучить родителей способам взаимодействия со своим ребенком;
приобщить семьи к здоровому образу жизни;
формировать положительные взаимоотношения между детьми – родителями – педагогами.
На основе информации, полученной из анкет, определили тематику занятий клуба, составили перспективный план работы, который утвердили на очередном заседании клуба.
В план работы вошли обучающие, практические, игровые занятия, походы на природу, спортивные развлечения и соревнования между семьями. На каждом занятии родители получали теоретические знания, которые закреплялись на практическом материале. После занятий устраивали различные выставки, круглые столы, что способствовало сближению по разным направлениям: дети – дети, дети – родители; родители – родители, формированию взаимопонимания родителей и педагогов. Родители с удовольствием посещали занятия клуба. Почти всегда 100% посещаемость, они помогали готовить атрибуты, пособия, эмблемы команд, продумывали домашние задания, готовились к походам, активно участвовали в разных конкурсах. А сколько радости принесло детям такое общение с родителями, участие в общих мероприятиях.
Можно сделать вывод, что опыт такого сотрудничества с родителями очень эффективен. Он способствует оказанию реальной помощи родителям в повышении их педагогической компетенции, учит способам общения с собственным ребенком, помогает педагогам и родителям овладевать способами общения, наконец, способствует гармонизации отношений детей, родителей и педагогов как субъектов общения и деятельности.
Примерный перспективный план работы семейного клуба «Непоседы»
Тема
Задачи
Дата
«Здравствуй лес, волшебный лес". Прогулка-поход
Осуществлять работу с родителями по овладению знаниями, умениями и навыками организации семейных туристических прогулок и походов.
Развивать способность детей решать двигательные задачи в необычных условиях.
Создавать для детей и родителей атмосферу радости, обоюдного обогащения знаниями, умениями и навыками при выполнении различных заданий.
Пропагандировать среди родителей активный семейный отдых.
Сентябрь
Физкультурный досуг «Непоседы» в гостях у «Здоровячка»
Показать родителям, как проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и зрительных нарушений.
Обогащать представления о роли коррекционных упражнений.
Познакомить с оздоровительными играми и оборудованием, которые способствуют выработке правильной осанки, укреплению мышц глаз и общему оздоровлению организма.
Научить родителей как снимать у детей нервно-мышечное напряжение.
Октябрь
Обучающее занятие «Веселое общение»
Познакомить родителей с новыми подходами к гармонизации отношений в семье через развивающие игры и упражнения.
Обучить родителей, как можно играть с ребенком, создавая не только хорошее настроение, но и получить возможность поработать с отдельными группами мышц.
Рассказать о некоторых приемах игрового массажа.
Ноябрь
Спортивное развлечение
«Зимушка – зима спортивная пора»
Обогащать представления родителей о роли подвижных игр в развитии личности детей старшего дошкольного возраста.
Воспитывать игровые взаимоотношения с помощью правил.
Познакомить родителей с некоторыми моделями семейного досуга.
Создавать атмосферу радости, обоюдного обогащения знаниями, умениями и навыками при выполнении различных заданий в играх.
Январь
Физкультурный досуг «Веселая кутерьма»
Показать роль игры во всестороннем развитии детей.
Привлечь родителей к спортивным формам семейного досуга.
Нацелить на формирование здорового образа жизни.
Март
Игровое занятие
«Нам мячик, расти помогает»
Рассказать родителям, какое место во всестороннем физическом развитии детей занимают игры и действия с мячом, какие качества и навыки они развивают.
Познакомить родителей с играми, действиями и элементами спортивных игр с мячом.
Доставить детям и взрослым ощущение радости.
Апрель
Конкурсная программа
«Я и мои спортивные родители»
Формировать познавательный интерес к физической культуре.
Расширять представление о вариативном использовании физических упражнений для укрепления здоровья человека.
Повышать интеллектуальный уровень развития, создавая проблемно-практические ситуации.
Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь.
Создавать веселое спортивное настроение.
Май
15