Математическая викторина Своя игра
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
Город Курск
Сценарий
математической викторины
"Своя игра"
Учитель Миргородова Т.Г.
2009
Цели мероприятия:
Повышение познавательного интереса к предмету математики.
Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихся.
Способствовать побуждению каждого учащегося к творческому поиску и размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала.
Способствовать развитию кругозора учащихся, математической речи и грамотности.
Викторина, проводится для учащихся 10-х классов. В игре принимают участие две команды (по 5 участников). Каждая команда выбирает себе название. В игре задействованы еще 2 ученика, которые выступают в роли консультантов. Игра проходит в два этапа: 2 отборочных тура и финальный тур.
Правила игры:
Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы 2 – х отборочных туров и в финальной игре не только правильно ответить, но и сделать большую ставку на свой ответ.
В отборочных турах каждый вопрос имеет свою стоимость, на обдумывание дается 30 секунд, отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку. Если команда ответила правильно, то она выбирает следующий вопрос. На вопрос – аукцион право ответа имеет та команда, которая назначит большую сумму, если на счету игроков сумма, меньшая чем стоимость вопроса, то они могут предложить только номинал (стоимость вопроса). На вопрос кот в мешке отвечает та команда, которой отдает это право команда, выбравшая вопрос.
За каждой командой закреплены по одному консультанту, они ведут подсчет баллов, если команда отвечает правильно – баллы прибавляются, если неправильно – вычитаются.
Также за правильностью хода игры наблюдают преподаватели школы и приглашенные.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютерное оснащение.
Ход игры:
Игра начинается с представления команд и сообщаются правила игры.
Сегодня в игре предлагаются вопросы по следующим темам:
1.Математики
2.Четырехугольники
3.Считаю устно
4.Числа вокруг нас
5.Тригонометрия
6.Геометрия
7.Многоугольники
8.Уравнения
9.Дни недели
10.Шифровки
11.Цифры
12.Ребус
13.Дети
Итак, начинаем 1 тур, темы которого: дети, окружность, считаю устно и логика. Путем жеребьевки выбирается команда, начинающая игру. Команда ___ выбирайте тему и стоимость вопроса.
1 тур
Темы
Стоимость вопроса
Математики
100
200
300
400
500
Четырёхугольники
100
200
300
400
500
Считаю устно
100
200
300
400
500
Числа вокруг нас
100
200
300
400
500
Математики:
100-Назовите авторов учебников алгебры и геометрии, по которым вы сейчас занимаетесь. (Алгебра автор – Мордкович, геометрия – автор Атанасян)
200-Назовите фамилию автора учебника математики по которому все вы учились в 5 классе. (Математика-5, автор Виленкин)
300- Во время ремонта не хватило обоев, и стены комнаты пришлось оклеить страницами из учебников по высшей математики Остроградского. От долгого созерцания формулы просто врезались в память, и с 15 лет она начала с интересом изучать высшую математику, впоследствии став академиком и членом-корреспондентом Петербуржской академии наук. А какие стихи писала!!! (Софья Ковалевская)
400-Кто из них сказал: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит! »?
(Автор этих слов Михаил Ломоносов)
500-Чтобы занять первоклассников, учитель велел им сложить все числа от 1 до 100. Но не успел он закончить чтение условия задачи, как этот первоклассник написал на своей грифельной доске ответ и положил на учительский стол.Позднее он стал одним из крупнейших математиков XIX века, «царем математиков»
(Это был Карл Фридрих Гаусс)
Четырёхугольники
100-Сколько тупых углов в квадрате? (В квадрате нет тупых углов. Все углы прямые)
200-Четырехугольник,у которого только две противолежащие стороны параллельны? (Этот четырёхугольник – трапеция)
300-В каких четырехугольниках диагонали взаимно перпендикулярны? (Этот четырёхугольник – ромб)
400-Какая фигура получится из 2-х равносторонних треугольников? (Эта фигура – ромб)
500-«Кот в мешке» Сколько осей симметрии у квадрата? (4 оси симметрии)
Считаю устно:
100 13 EMBED Equation.3 1415 ( 4 – 1 = 3)
200 13 EMBED Equation.3 1415 ( 5 - 0,5 = 4,5 )
300 13 EMBED Equation.3 1415 (Ответ 1, так как записано основное тригонометрическое тождество)
400 13 EMBED Equation.3 1415 (73 = 343; 343 : 49 = 7 или 73 : 49 = 73 ж 72 = 7 )
500 «Вопрос – аукцион» . Право ответа на этот вопрос имеет та команда, которая назначит большую сумму, если на счету игроков сумма, меньшая чем стоимость вопроса, то они могут предложить только номинал (стоимость вопроса).
Коле и Толе купили по 5 пирожных. Коля съел свои за 6 минут и стал сходить с ума от зависти глядя, как Толя ест каждое пирожное по 4 минуты. Долго ли будет сходить с ума от зависти Коля? ( Ответ: 14 минут , 5 · 4 – 6 = 14).
Числа вокруг нас
100 Назовите наименьшее натуральное число. (Это число 1)
200 Сколько атомов водорода в серной кислоте? (Формула серной кислоты H2SO4, значит в ней 2 атома водорода, т.к. H2)
300 Сколько чудес света создано людьми? (7 чудес света.Это – пирамиды в Эль-Гизе, статуя Зевса Олимпийского, Фаросский маяк, Храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей в Геликарнасе, Колосс Родосский, Висячие сады Семирамиды).
400 Назовите самое маленькое простое число. (Число имеющее 2 делителя, единицу и само число, называется простым, Значит самое маленькое простое число - это 2).
500 «Кот в мешке» - Может ли быть в одном месяце пять воскресений?
(Да может, если месяц начинается в пятницу, субботу или воскресенье)
2 тур
Темы
Стоимость вопроса
.Тригонометрия
100
200
300
400
500
Геометрия
100
200
300
400
500
Многоугольники
100
200
300
400
500
Уравнения
100
200
300
400
500
Тригонометрия
100 Основное тригонометрическое тождество (sin2 x + cos2x = 1)
200 Закончить формулу 13 EMBED Equation.3 1415 (Ответ: 13 EMBED Equation.3 1415)
300 Вопрос – аукцион Если а и в – катеты, с – гипотенуза прямоугольного треугольника АВС, то выполняется следующее равенство sin A = ?
(sin А = 13 EMBED Equation.3 1415, отношение противолежащего катета к гипотенузе).
400 Решить уравнение cos t = 0 ( cos t = 0; t = 13 EMBED Equation.3 1415)
500 Назвать значения cos t, если 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
Формулы и теоремы по геометрии
100 Площадь круга (S =
· R2)
200 Теорема Пифагора (В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов)
300 Формула длины окружности (c = 2
· R)
400 Объём прямоугольного параллелепипеда ( V = abc, где а-длина, в- ширина, с – высота)
500 Теорема косинусов (В треугольнике квадрат стороны равен сумме квадратов двух других сторон без удвоенного произведения этих сторон на косинус угла между ними)
Многоугольники
100 Какой многоугольник называют правильным? (Правильным называется многоугольник у которого все стороны и все углы равны)
200 Вопрос – аукцион Как называется данный многогранник? (Октаэдр)
300 В выпуклом 12-угольнике из одной вершины провели диагонали. Сколько можно назвать различных треугольников?
400 Какое геометрическое тело получается, если прямоугольный треугольник вращать вокруг одного их катетов? (конус)
500 Квадрат и ромб имеют одинаковые стороны. Площадь какой фигуры больше? (Площадь квадрата)
Уравнения
100 Так называют квадратное уравнение, если в нем коэффициенты b и (или) c равны нулю.(неполное квадратное уравнение).
200 Найти корни уравнения х2 - 5х + 6 = 0 (х1 = 2; х2 = 3)
300 «Кот в мешке» Решить уравнение 13 EMBED Equation.3 1415
400 13 EMBED Equation.3 1415
500 Бутылка с пробкой стоит 11 рублей. Бутылка на 10 рублей дороже пробки. Сколько стоит пробка? (Пусть пробка стоит х рублей, бутылка х + 10 рублей. Так как вместе они стоят 11 рублей, получим уравнение: х + х + 10 = 11, 2х = 1, х = 0,5
Пробка стоит 0,5 руб - 50 копеек, а бутылка 0,5 + 10 = 10,5 руб-10 руб. 50 коп.)
Финальный тур
Темы финальной игры: дни недели, шифровки, цифры, бизнес, дети. Команды по очереди исключают по одной понравившейся теме, начинает та команда, у которой большее количество баллов.
Свой ответ команда записывает на листе бумаги и ниже пишет свою ставку.
1. Дни недели
Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья осталось бы столько дней, сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Какой же сегодня день?
( Ответ: среда)
2. Шифровки
Расшифруйте слова и назовите лишнее:
Бку (куб)
лопсотькс (плоскость)
атчок (точка)
ямаяпр (прямая)
(Ответ: лишнее слово - куб)
3. Цифры
В вавилонских табличках это число изображалось в виде сдвоенного угла. Индийцы называли его словом «сунья» (пустое), арабы перевели его соответствующим словом «ас-сыфр». (Ответ – ноль)
4. Бизнес Вася печет пирожки и продает их на рынке. В первый день он продал 100 пирожков по цене 1 рубль за один пирожок. На следующий день он снизил цену на 10 ( и продал 110 пирожков. В какой день он заработал больше и на сколько?
(100·1 = 100 рублей в 1 день; 0,9 · 110 = 99 рублей во второй день; В первый день заработал больше на 1 руб.)
5. Дети
Один мальчик охотился в кухне на тараканов и убил пятерых, а ранил в три раза больше. Трех тараканов мальчик ранил смертельно и они погибли от ран, а остальные тараканы выздоровели, но обиделись на мальчика и навсегда ушли к соседям. Сколько тараканов ушло к соседям навсегда? ( 5· 3 – 3 = 12тараканов ушли).
Консультанты соберите листы с ответами команд.
Ответ команды ____: ___, ставка ___.
Ответ команды ____: ___, ставка ___.
Правильный ответ: ___.
Подводим итоги игры, награждение победителей.
Еще раз поздравляем победителей и благодарим всех за внимание!..
Root Entry