Выставочная деятельность как фактор формирования познавательного интереса школьников к декоративно-прикладному искусству

Фадеева Ирина Анатольевна
Мастер производственного обучения
МКОУ «Унъюганская СОШ №1»


Выставочная деятельность как фактор формирования
познавательного интереса школьников к декоративно-прикладному искусству

В теории и практике современного педагогического образования весьма актуальной является проблема формирования познавательного интереса к изучаемым предметам в общеобразовательной школе.
Тяга к творчеству, как и всякая чисто человеческая потребность, является не врожденным качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), тяга к творчеству может быть сама обращена в средство формирования познавательных интересов школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.
Окружающая среда и общество - фактор большой эмоциональной силы, вовлекающей человека в водоворот чувств, волнений, творческих порывов. Но наполнить их ценностным содержанием способна только среда эстетическая, в которой зарождаются и проявляются эмоционально-ценностные отношения человека с миром.
Стремление к цели в творческом процессе всегда мотивировано интересом, а ее достижение вызывает у школьников радость и удовлетворение. Художественное видение мира, эстетическое созерцание, способность ценить красоту, неповторимость и выразительность чувственного облика вещей лежат в основе всех видов художественного творчества, но с наибольшей яркостью развиваются только на занятиях декоративно-прикладного искусства. Интерес же к творческому самовыражению с взрослением у детей снижается, а часто и вовсе исчезает. Для достижения главных задач актуальной является проблема стабильного развития познавательного интереса школьников на протяжении всего периода обучения.
Стимулирование активности учащихся, имеющих невысокий уровень показателей познавательного интереса, требует постоянного притока новой информации, содержащей элементы необычности, занимательности, интересных фактов и содержательных форм обучения. Поэтому от учителя требуется создание ситуаций творческого напряжения, заинтересованного внимания и осмысленного включения в творческий процесс. На протяжении всего учебного процесса учитель должен демонстрировать свою заинтересованность в качественном обучении детей, проявляя при этом профессиональную компетентность.
Интерес к изобразительной деятельности подростков – это наличие органического сплава интеллектуальных и эмоционально – волевых процессов к процессу добывания знаний, к процессу осуществления деятельности, в которой происходит оперирование уже приобретенными способами учения, овладение новыми и их совершенствование.
Творческий потенциал учащихся – это внутренние личностные возможности, проявляющиеся в творческой деятельности, которые включают: уровень развития художественно-образного творческого мышления, художественно – творческую направленность и творческую мотивацию, проявляющуюся в стремлении овладеть новыми знаниями и умениями в определенном виде творческой деятельности, способности к творческой самореализации.
Результатом образовательной деятельности по изобразительному искусству является детская творческая работа. В ней находят отражение, как детские интересы, так и педагогическое влияние. Педагог при этом выступает носителем культурного содержания, транслятором опыта, накопленного в области искусства.
В детской творческой работе, выполненном под руководством педагога, проявляются самобытность и индивидуальность юного мастера-художника, в то же время через творческую работу можно определить степень влияния на ребенка различных педагогических методов. Задача педагога научить ребенка новым способам изобразительной деятельности и сохранить его творческое «Я». При мудрой педагогической опеке юному мастеру удается раскрыть весь свой творческий потенциал и создать яркую, сложную по замыслу, содержательную и выразительную работу.
Творческая деятельность должна иметь выход, экспонироваться для зрителя. Исторически публичная демонстрация и продажа, в том числе творческих продуктов, изделий проходила в России на ярмарках. Выставки же художественного творчества начали своё существование с XIX века. В настоящее время ярмарки и выставки – это известный и популярный способ демонстрации достижений в различных областях деятельности человека. В образовательном процессе данный способ также популярен и используется чаще всего в экспонировании художественного творчества, как детей, так и взрослых. Учреждения школьного образования в практике своей учебно-воспитательной работы активно проводят выставки детского творчества, а также благотворительные и другие организации устраивают конкурсы детского рисунка с последующим экспонированием.
Участие в выставках – это не только реклама и самореклама. Это, прежде всего, подъём авторитета учреждения и конкретно участников выставки, активизация интереса сообщества к коллективному и персональному творчеству, выявление успехов, поддержка одарённых детей и подростков, демонстрация возможностей педагогов, привлечение внимания общественности и родителей к проблемам художественного творчества и детского творчества в частности.
Продукт детского художественного творчества – рисунки, поделки, становятся частью искусства, пусть и самодеятельного, непрофессионального. Можно посетить и виртуальные художественные выставки, как художников-профессионалов, так и детей.
Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества учащихся образовательных учреждений позволяет учащимся проявить свои художественные способности и представить творческие работы на суд жюри и зрителей – посетителей выставок, что, несомненно, привлекает интерес учащихся к предмету «Изобразительное искусство», так как даёт им возможность самореализации. Это, с одной стороны позволяет увидеть уровень художественного образования в общеобразовательных учреждениях, а с другой стороны – повысить престиж предмета «Изобразительное искусство» в среде учащихся, родителей, педагогов, показать необходимость нашего учебного предмета для формирования личности ребёнка.
Разнообразие тематики выставок, проводимых мною в школе, на выставке творческих работ ежегодного конкурса «Серебряное копытце» п.г. Унъюган, на ежегодной выставке-конкурсе «Юный мастер-2016» пгт. Октябрьское (от народной кистевой росписи деревянных изделий до сложного конструирование сувенирных кукол с комбинированной техникой исполнения) позволило расширить количество участников, дать возможность детям разного возраста представить творческие работы по темам: «Тестопластика», «Коллекция сувенирных кукол в национальных костюмах»», «Традиционная кистевая роспись по керамике», «Народная роспись по дереву», «Солдаты Российской Армии». Тематика выставочных проектов придаёт проектам особую актуальность и привлекает внимание общественности, например, «Сувенирная кукла Снегурочка», «Кукла в казачьем традиционном костюме», «Подарок бабушке». Эти проекты защищались моими обучающимися на школьном и районном уровне.. Подобную практику экспонирования детских работ МКОУ «Унъюганская школа №1» осуществляет уже в течение многих лет.
За пять лет существования выставочной деятельности создано портфолио выставочных материалов: фотографии творческих работ участников, инсталляций из предметов ДПИ, элементы дизайна, выставочные аксессуары - буклеты, благодарственные письма, дипломы.
Посетителями выставки являются учащиеся и педагоги образовательных учреждений, преподаватели и воспитанники художественных школ, а также их родители. Взрослым предоставляется возможность узнать о проблемах и интересах современных детей, узнать о том, что их по-настоящему волнует, увидеть себя глазами детей. Не секрет, что сегодня у родителей и педагогов, обремененных многими проблемами и заботами, нет ни времени, ни сил просто поговорить с детьми, уделить им внимание. В такой ситуации особенно ценно, что есть неравнодушные взрослые, готовые поддержать детское творчество, помочь, направить. Юный художник хочет услышать оценку своему творчеству, похвалу и даже замечания от профессионалов, каждый ребенок хочет быть принятым, понятым, увиденным и услышанным. Конечно, не каждый участник станет победителем конкурса или лауреатом выставки, но у каждого должна быть такая возможность. Ребенок должен знать, что он уникален и талантлив, что его творение интересно многим. Такую возможность и даёт процесс подготовки к участию в конкурсе, выставке и участие в экспонировании творческой работы.
Таким образом, выставочная деятельность объединяет педагогов, учащихся и родителей, формируя устойчивый интерес кдекоративно-прикладному искусству через детское художественное творчество.

Литература:
Зиновьева М.М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа. Пособие для учителей. – М., 2006.
Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл. под рук. Неменского Б. М. – М., 2009.













15