Научная статья. Проблемное обучение. Развитие творческих способностей студентов на уроках cпециальных дисциплин и во внеурочной деятельности
Министерство образования Саратовской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Саратовский техникум строительных технологий
и сферы обслуживания»
Научная статья.
на тему: «Проблемное обучение. Развитие творческих способностей студентов на уроках cпециальных дисциплин и во внеурочной деятельности»
Преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ СО «СТСТиСО»
Н. Н. Борисова
г. Саратов – 2016
Содержание.
Аннотация
Введение
Проблемное обучение как одна из основ развития творческих способностей у студентов на уроках специальных дисциплин.
Глава 1
Педагогические проблемы по развитию творческих способностей студентов на уроках специальных дисциплин.
1.1 История исследуемой проблемы
1.2. Общие педагогические и другие научные положения, характеризующие объект исследования.
Глава 2
Разработка учебно-методического подхода к организации и проведения уроков по развитию творческих способностей.
2.1. Разработка и анализ способов решения заявленной проблемы.
2.2 Подготовка к осуществлению констатирующего эксперимента
Заключение. Анализ проведенного эксперимента.
Информационное обеспечение .
Аннотация
Проблемное обучение как одна из основ развития творческих способностей у студентов на уроках специальных дисциплин.
Развитие технического и личного творчества студентов в данной работе рассматривается как одно из основных направлений в педагогике.
Современные тенденции социально-экономического развития нашей страны создают актуальность выбранной темы и необходимость её дальнейшей разработки и совершенствования.
Роль человеческого фактора во всех сферах деятельности студентов делает ее приоритетной на уроках любой направленности и швейного производства в частности.
Такой подход в обучении формирует общие и профессиональные компетенции студентов, а так же удовлетворяет потребности государства и общества в квалифицированных кадрах.
2
3
4
7
11
12
Введение.
Возрастание требований к научной и практической подготовке современного молодого человека влечёт за собой возрастание роли преподавателей и их ответственности за подготовку молодых кадров.
Повышающая роль человеческого фактора требует от квалифицированного рабочего, инженера и техника применения широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств.
Данный аспект подтверждает актуальность выбранной темы, которая делает необходимым учёт нашей образовательной системой не только возможностей производства, но и их изменений в ближайшем будущем.
Экспоненциальный рост научно-технической информации и создание новых технических средств, избавляющих человека от ручной деятельности в области физического и умственного труда делает эту проблему первостепенной важности.
С учётом сказанного выше, задача подготовки студентов к творческому труду и развитию творческих способностей выходит на одно из первых мест в образовании и делает ее катализатором усвоения новой научной и технической информации.
Тем самым творческий труд обеспечивает расширенное воспроизводство информации в целях обеспечения непрерывного развития производства и общества.
Цель данного исследования – выявить эффективность проблемного обучения на творческих способностях студентов в современном обществе.
Объект исследования – учебный процесс в активном методе обучения.
Предмет исследования – развитие творческих способностей студентов на уроках специальных дисциплин, развитие нового отношения к выбранной профессии.
Гипотеза данного исследования состоит в следующем: используя активный метод обучения, преподаватель может повторить изученный ранее материал и развивать у студентов творческие способности, что непременно отразится на качестве и усвоении знаний и положительном отношении учащихся к урокам технологии швейного производства.
В соответствии с этим были намечены следующие задачи исследования:
- провести анализ существующих в педагогике подходов и разработке структуры технического творчества студентов;
- определить роль и место сбора научно-технической и другой информации в структуре технического творчества;
- совместно с учебно-творческой деятельностью студентов и преподавателя экспериментально проверить возможность развития технического творчества в процессе обучения на уроках технологии швейного производства с использованием методов разработанной структуры;
- разработать методические материалы, позволяющие применить метод активного обучения (проблемная ситуация) для формирования творческого мышления у учащихся.
Глава 1
1.1. История исследуемой проблемы.
Анализ педагогических и философских исследований технического творчества студентов показывает, что интерес к этим проблемам не ослабевает на протяжении многих десятилетий.
В разработке понятия «творчество» участвовали многие выдающиеся философы. Уже в средневековой философии творчество понимается как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. В XVIII в. Эммануил Кант, анализируя творческую деятельность, приходит к выводу о том, что она представляет собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Н. А. Бердяев (начало XX в.) считал носителем творчества личность, понятую как некоторое иррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, вообще «потустороннего» мира.
Существует множество различных определений понятия творчества. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение: "Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности". По мнению американского ученого П. Хилла, "творчество - это успешный полет мысли за пределы неизвестного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны прежде". Польский исследователь А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций.
В ходе нашего исследования мы рассматриваем творчество как деятельность человека (в основном её мыслительный компонент), включающую сознательную и бессознательную составляющие, целью которой является создание материальных и духовных ценностей, обладающих объективной новизной и общественной значимостью. Определённое таким образом понятие «творчество» охватывает все виды творческой деятельности, художественное творчество, музыкальное, научное, техническое и многие другие его виды.
Понятие «техническое творчество» является зависимым от понятия «творчество», как вид от рода, и относительно самостоятельным в связи с существованием самостоятельного объекта, на который направлен данный вид деятельности. Этот объект определяется понятием «техническое решение».
Техническое решение - это практическое средство удовлетворение определённых потребностей. Существуют следующие виды технических решений: способ, устройство, вещество, применение технического решения по другому назначению. Признаками способа являются действия с материальными объектами (операции), чередование операций, технические параметры, сопутствующие выполнению операций.
Признаками устройства являются узлы и детали, их взаимосвязь. Признаками вещества являются его ингредиенты. И, наконец, признаком применения по другому назначению является удовлетворение определённой потребности с помощью известного способа, устройства или вещества, которые ранее не использовались для удовлетворения этой потребности.
Уже в первых исследованиях начала XX в. (Т. Рибо, П. К. Энгельмейер, Д. Росман), посвящённых творческому процессу, разработке путей овладения изобретательством, развитию технического творческого мышления, важное место отводилось психолого-дидактическому поэтапному анализу процесса технического творчества, проблемам структуры изобретательства и процесса овладения изобретательством. Схемы технического творчества Т. Рибо и П. К. Энгельмейера, опубликованные соответственно в 1901г. и 1910г., отражают сходство взглядов этих исследователей на структуру процесса изобретательства. Таким образом, идея нового технического решения – это нечто, прошедшее первичный период развития вне мысленного контроля и превратившееся затем в факт сознания. Завершение осознанного развития идеи, её ремесленная стадия, по мнению этих авторов, могут быть вынесены за рамки творчества.
1.2. Общие педагогические и другие научные положения, характеризующие объект исследования.
В рассмотренных схемах недостаточно учитывается психологический аспект технической творческой деятельности, который особенно необходим при оценке возможностей педагогических подходов к использованию той или иной структуры в процессе технического творчества студентов. Перспективной в этом отношении является схема, предложенная Э.Ф. Зеером.
Автор схемы основывает решение вопросов психологической структуры и содержания творческой деятельности на общепсихологической теории деятельности, разработанной Л.Н, Леонтьевым и его учениками. Процесс технической творческой деятельности в соответствии с этой схемой начинается с усмотрения несовершенства производства, проявляющегося в виде технических противоречий.
Установление технического противоречия (или несовершенства) означает встречу потребности в технической творческой деятельности и с предметом деятельности, в результате чего разрешение найденного технического противоречия становится мотивом деятельности субъекта, собственно технической творческой деятельностью. Осознав техническое противоречие, субъект на основе имеющейся у него смысловой установки формулирует цель - устранить это противоречие. Таким образом, разрешение технического противоречия превращается для субъекта в мотив-цель. Тот факт, что техническая творческая деятельность побуждается мотивом и направляется целью, достижение которой осуществляется в ходе установления новых связей и отношений между исходными данными реальной ситуации, позволяет рассматривать техническое творчество, как процесс решения задачи, ибо «...задача - это и есть цель, данная в определённых условиях».
Первый этап процесса технического творчества представляет собой деятельность по критическому осмыслению существующего положения при единстве эмпирического и логического уровней познания. Это этап осознания проблемной ситуации с аналитическим осмыслением её структуры субъектом творчества. Реальное содержание творчества на этом этапе складывается из отражения технической потребности, осознания недостатков старого и необходимости нового, раскрытия конкретных технических противоречий и формулировки определённых технических задач.
В.И. Белозерцев предложил следующую структурную модель технической творческой задачи:
- конечная цель поиска, выражаемая в приблизительной форме;
- исходные данные;
- возможные условия решения;
- объективные ограничения;
- средства реализации задачи.
Творческая деятельность на первом этапе осуществляется при единстве внешних и внутренних факторов поиска: рождение технической задачи детерминировано объективными факторами развития, но характер её постановки связан со спецификой субъекта творчества.
На втором этапе процесса технического творчества наиболее полно проявляется гносеологическая роль технической творческой деятельности. Об этом говорит сам набор методов поиска нового на данном этапе: метод актуализации знаний; методы переноса и реконструкции идей, совпадения и различия, абстракции и обобщения; метод сопутствующих изменений и др. Все эти рациональные методы поиска не исключают действия фантазии и интуиции при рождении технической идеи. Но, даже будучи известными, применяемые методы и пути решения технических задач приводят к успеху не сами собой и не в ходе логических рассуждений, так как их действие в специфических условиях проблемной ситуации не предопределяется логикой наличных факторов. Поэтому столь важна в процессе «рождения и вынашивания» идеи роль других связей и свойств, опыта деятельности в различных ситуациях, действий побочных или посторонних явлений на субъект творчества при решении определённой технической задачи, т.е. всего того, что имеет место в процессе сбора информации о существующих творческих решениях. Именно это и «срабатывает» в виде интуиции, неожиданного установления новых связей и сочетаний.
Третий этап процесса технического творчества – этап разработки идеальной модели, идеальной как по форме существования, так и по содержанию.
Идеальная модель – это субъективное бытие нового технического объекта, продукт мысленного экспериментирования и моделирования; результат схематизации технической идеи. Техническая идея и идеальная модель соотносятся как сущность и её представление (образ). В создании идеальной модели отражается процесс доказательства осуществимости технической идеи, хотя ещё и не в предметной деятельности. Это процесс обоснования, продумывания и построения образа будущего технического объекта.
Идеальная модель всегда является более упрощённой, чем будущий объект, и находится с ним в отношении сходства, а не тождества. Из этого основного отличия идеальной модели в техническом творчестве вытекает особая роль комбинационного (построительного) воображения, актуализации знаний и заключений по аналогии отдельных свойств и структур существующих известных технических решений (конструкции) с гипотетическими свойствами и структурой будущего технического объекта. По нашему мнению, из необходимости обеспечения комбинационного воображения «строительным материалом» и из необходимости формирования фонда свойств и структур существующих технических решений, на базе которого осуществляются актуализация знаний и заключения по аналогии, следует и важная роль сбора информации о существующих технических решениях на третьем этапе процесса технического творчества.
Четвёртый этап процесса технического творчества является этапом конструирования. Главная задача этого этапа – разработка формы технического объекта, соответствующей содержанию, с учётом характера всех объективных и субъективных факторов его развития. Между тем, что представляет себе изобретатель при построении идеальной модели (схемы, структуры, функциональной зависимости частей и пр.), и реальной конструкторской схемой (рабочие проекты или макеты) Почти никогда не бывает соответствия. Сказываются погрешности и слабые стороны мысленных построений, их пригодность проверяется средствами эксперимента и логики конструкционных соотношений.
Пятый этап технического творчества – этап предметного и относительно завершённого воплощения изобретения в техническом объекте. На этом этапе выясняют достоинства и недостатки конструкторско-технологических разработок, проводят доводку и отработку всех элементов в рамках действующего целого и функций целого через отработку его элементов, а также отработку и доводку нового технического объекта через создание, и проверку экспериментального образца, освоение и внедрение новой техники в различные процессы производства. На данном этапе относительно завершается процесс технического творчества: относительно, поскольку этап служит основой возникновения новых технических задач и циклов творческого поиска.
Основным достоинством проанализированной нами схемы является то, что она даёт возможность рассматривать процесс воздействия личности на производственную ситуацию одновременно и как процесс развития самой личности, выделять этапы и условия развития погружённой в творчество личности. Это важно при определении путей и средств вовлечения студентов в техническую творческую деятельность.
Однако и в этой схеме не учтено влияние сбора научно-технической и патентной информации на формирование установок, мотивов творческой деятельности, не прослежена взаимосвязь с другими структурными единицами технического творчества.
Глава 2
2.1. Разработка и анализ способов решения заявленной проблемы.
Техническое творчество позволяет не только отражать и воспроизводить, существующую природную реальность, но и создавать новую - техническую среду общества – своеобразную материальную среду жизнедеятельности людей. В процессе технического творчества происходит проверка научных знании, их подтверждение или опровержение, а также постановка новых научных проблем и сбор фактического материала как экспериментальной основы новых исследований.
Методы, помогающие решить данную проблему.
В отличие от Т. Рибо и П.К. Энгельмейера, американский психолог Д. Росман впервые обратил внимание исследователей на такие важные элементы процесса технического творчества, как усмотрение потребности и анализ её с использованием сбора информации, отведя ему самостоятельное место в структуре изобретательства.
Схема творческого процесса изобретательства, опубликованная Д. Росманом в книге "Психология изобретательства" в 1918 году включает в себя семь этапов:
Усмотрение потребности или трудности.
Анализ этой потребности или трудности.
Просмотр доступной информации.
Формулировку всех объективных решений.
Критический анализ этих решений.
Рождение новой идеи - изобретения.
Экспериментирование, предполагающее подтверждение правильности идеи и её конечное воплощение в вещах.
Эта схема оказала большое влияние практически на все более поздние структуры процесса технического творчества и технического творчества студентов вплоть до наших дней.
Применительно к техническому творчеству студентов в его развитии к своей высшей форме - изобретательству - важно разработать такое его содержание, определить такие формы и методы включения учащихся в эту деятельность, чтобы развить у них черты личности, обеспечивающие творчество, вооружить их изобретательскими умениями, необходимыми техническими знаниями, соответствующими современному уровню развития техники и человеческого общества.
Мы согласны с этими высказанными в 1969 г. Г.С. Альтшуллером мыслями о важности сбора научно-технической и патентной информации в процессе технического творчества, о том, что деятельность изобретателя по сбору информации повышает его творческое мастерство. Но вместе с тем, нельзя согласиться с подходом Г.С. Альтшуллера к сбору информации всего лишь как к важному средству предварительной подготовки изобретателя. По-видимому, именно такая точка зрения Г.С. Альтшуллера объясняет тот факт, что в своей дальнейшей (после 1969 г.) исследовательской работе в области технического творчества он не занимался вопросами повышения эффективности изобретательского процесса путём разработки творческих технологий сбора информации о существующих технических решениях.
В работах В.П. Пархоменко, В.А. Пяткова, А.В. Чуса различные формы сбора информации также вводятся в структуру технического творчества на различных его этапах, но опять же в качестве вспомогательных, технических, нетворческих структурных единиц.
Помимо интенционального аспекта творческая деятельность имеет и операционный аспект, который определяется не только целью, но и объективными предметными условиями её достижения. В процессе технического творчества в качестве операций выступают действия субъекта, необходимые для анализа ситуации, формулировки задач, выдвижения гипотез, поиска направления решения, выполнения эскизных набросков и расчётов. Эти действия направляются операциональной установкой и поддерживаются стремлением снять флуктуирующую психическую напряжённость.
На последнем этапе технического творчества в схеме Э.Ф. Зеера – этапе завершения – полученное решение соотносится с техническим противоречием, оценивается с точки зрения его разрешения и эффективности и в случае положительного результата принимается. При этом психологическая напряженность, преследовавшая субъекта на протяжении всего технического творчества, снимается, и субъект испытывает огромное облегчение, ни с чем не сравнимое ощущение радости. Но на этом процесс творчества ещё не заканчивается. Необходимо оформить результат решения в виде заявки на изобретение или рационализаторское предложение, внедрить его в производство. Это требует от субъекта проявления волевых усилий и стимулируется моральными и материальными факторами.
В процессе изложения программного материала необходимо обращать внимание на изучение технических и экономических проблем качества продукции, прогрессивных технологических процессов, обеспечивающих выпуск высококачественных изделий разнообразного ассортимента на основе маркетинговых исследований; на особенности обработки деталей и узлов изделий в зависимости от их конструкции, на особенности изготовления изделий в индивидуальном производстве; дать понятие технологичной конструкции, малооперационной ресурсосберегающей технологии параллельными и последовательно-параллельными способами обработки.
Занятия должны сопровождаться демонстрацией наглядных пособий:
плакатов, схем, графического изображения разрезов узлов, образцов обработки узлов и готовых изделий. Для лучшего усвоения студентами учебного материала рекомендуется проводить экскурсии на предприятия, уроки на производстве, использовать на занятиях технические средства, активные методы обучения.
Для закрепления и углубления теоретических знаний студентов предусмотрено проведение лабораторных и практических работ.
2.2 Подготовка к осуществлению констатирующего эксперимента
Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее создание должно отвечать личным интересам студента. Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность студентов во внеклассной работе больше, чем на уроках спецтехнологии, нельзя исходить только из их желаний. Преподаватель должен выполнять свою направляющую роль потому, что лучше знает, что понадобиться детям в самостоятельной жизни.
Отдельно следует сказать о широких возможностях преподавателя технологии в формировании у студентов интереса к творческой деятельности, научно-техническому творчеству. Именно во внеклассной работе можно успешно культивировать у них те качества, без которых творческая личность может не состояться.
Принципы организации внеклассной работы.
Дидактические принципы – это исходные пополнения теории обучения, которыми руководствуется учитель при организации и проведении занятий. Они вытекают из задач воспитания, закономерностей процесса обучения и определяют его содержание, формы организации и методы. Принципы имеют характер объективных законов, но в отличие от законов естественных стихийно не действуют. Для успешного осуществления учебного процесса они должны быть реализованы преподавателем.
В дидактике рассматриваются принципы, которые являются общими для преподавания всех предметов. Но каждый предмет имеет свои особенности, которые оказывают влияние и на принципы обучения ему. Поэтому наряду с общедидактическими положениями преподавание каждой дисциплины определяется также специфическими для нее принципами. Принципы организации внеклассной работы сформированы на основе обобщения педагогического опыта и результатов научных исследований. Система их следующая: связь теории с практикой; научность; систематичность и последовательность; доступность и посильность труда для учащихся; сознательность и активность студентов; прочность усвоения студентами знаний, умений и навыков; наглядность; воспитание учащихся в процессе трудового обучения.
Большую роль в достижении прочности усвоения знаний, умений и навыков поддержание у учащихся интереса к работе. Это достигается путем подбора изделий, конструкторских задач для учащихся, включение их в работу по рационализации и творчеству.
Наглядность. Этот принцип требует, чтобы учитель широко опирался на чувственно-практический опыт школьников, непосредственное восприятие ими предметов и трудовых процессов.
Чувственное восприятие играет большую роль в трудовом обучении, но представляет лишь начальную ступень познания. Следующий его этап – абстрактное мышление. Восприятие должно сопровождаться и направляться активным мышлением, которые ставит познавательные задачи, дает план наблюдений, сообщает его результаты.
Применяются следующие виды наглядных пособий: демонстрация различных реальных предметов; показ изделий и макетов; изображение предметов, процессов и зарисовка на доске; условие изображения.
Преподаватель должен руководить восприятием показываемого учащимся, направлять их внимание на главные и существенные стороны объекта, не перегружать наглядными пособиями, использовать их в таком количестве, которое необходимо для достижения цели. Если на занятии предстоит показать несколько пособий, то рассматривать их следует по мере надобности, а не все сразу.
Воспитание учащихся во время трудового обучения. Процессы обучения и воспитания осуществляются в органическом единстве. Их объединяет общая цель – формирование всесторонне развитой личности.
Однако воспитание в процессе внеклассного мероприятия осуществляется не стихийно. Его цели, содержание, направленность и эффективность воздействия на учащихся зависит от многих условий: содержание труда, его организация и методики, условий труда, коллектива, личности преподавателя и др.
Содержание внеклассного мероприятия, определяется программой. Однако при отборе видов труда необходимо учитывать интересы учащихся, их индивидуальные особенности и уровень подготовки. Большую воспитательную работу играет строгое выполнение студентами правил техники безопасности, требований культуры труда, норм времени, взаимных обязательств в коллективе и т.д.
Воспитательное воздействие на студентов во многом и в различной мере зависит от нравственного облика преподавателя, проводящего занятия, его знаний и умений, организаторских способностей, отношение к делу и студентам, педагогического мастерства, такта и других качеств. В большинстве случаев это воздействие является решающим.
Заключение. Анализ проведенного эксперимента.
Объектом экспериментального исследования являлась учебно-творческая деятельность студентов.
Предметом экспериментального исследования была оценка динамики развития технического творчества студентов в учебно-творческой деятельности.
Цель эксперимента состояла в проверке истинности выдвинутой основной гипотезы исследования.
Гипотеза исследования состояла в следующем: используя активный метод обучения (проблемная ситуация), преподаватель может одновременно повторить изученный ранее материал и развивать у студентов творческое мышление, что непременно отразится на качестве знаний и положительном отношении студентов к урокам спецдисциплин.
Результативность технической творческой деятельности оценивалась двумя оценками. Первая оценка выставлялась за соответствующий уровень овладения отдельными элементами технического творчества, за решение учебных задач и выполнение творческих заданий, вторая – за вклад, который был сделан студентами в разработку реального рационализаторского предложения.
С помощью анкетирования, тестирования и выставленных оценок за успеваемость были вычислены средние значения каждого из показателей. Было проведено 2 контрольных среза этих показателей: в начале эксперимента и по его завершению (через 1,5 месяца).
Полученные начальные знания будят фантазию студентов в направлении не столько создания изобретений, сколько формирование образа себя – изобретателя. И это, безусловно, оказывает положительное влияние на творческое становление студентов, но лишь в том случае, если учебно-творческая деятельность даёт им возможность достижения реального творческого результата – разработки технического решения, претендующего на новизну или общественную значимость.
В случае, когда деятельность по достижению творческого результата подменяется обычной, рутинной учебной деятельностью по решению известных задач известными способами, когда отсутствует ситуация выбора и нет необходимости собирать недостающую для комбинирования информацию, сформированная на первых уроках поверхностная мотивация оказывает обратное, отрицательное воздействие! Следует реакция на неуспех, на несбывшуюся мечту о себе – изобретателе, творце. Отсюда отрицательные тенденции в развитии у студентов любознательности, увлечённости, стремления к новым творческим подходам, решениям. Характерно, что в стремлении к получению высокой оценки отрицательных тенденций не обнаружено.
Зафиксированные отрицательные тенденции в мотивационной сфере, несомненно, повлияли на развитие таких способностей студентов, как целеустремленность, гуманистическая направленность творческой деятельности, коммуникативно-творческие способности.
Итак, анализ полученных результатов эксперимента подтвердил возможность и необходимость развития технического творчества у студентов.
Список использованной литературы
Алексеева, Е.А. Творческий потенциал личности / Е.А. Алексеева. - Нижний Новгород: ВГАВТ, 1998. - с. 31.
Библер, В. С. Мышление как творчество / В. С.Библер. - М.: Политиздат, 1975. - с. 399.
Богоявленская, Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей /Д. Б. Богоявленская // Психологический журнал, 1995. - Т. 16, № 5. - С. 49-58.
Выготский, Л.C. Психология искусства / Л. С. Выготский. Под общ.ред. М.Г. Ярошевского. - Москва: Педагогика, 1987. -с. 344.
Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992.- с. 435-442.
Дорфман Л., Ковалева Г. Полимодальность Я и креативность мышления // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. - М.: Наука; Смысл, 2000. - с. 241.
Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Исследование креативности в науке и искусстве. // Вопросы психологии. 1999. - № 2.- С. 5-7.
Дорфман, Л. Я.Основные направления исследований креативности в науке и искусстве / Л. Я. Дорфман, Г. В.Ковалева // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 101-106.
Калошина, И.П. Психология творческой деятельности: Текст. Учеб. Пособие / И.П. Калошина. Москва: Юнити-Дана, 2003. - с. 430.
Лук, А.Н. Психология творчества Текст. / А.Н. Лук. - Москва: Наука, 1978. - с. 128.
Москвичёва, Л.Н. Эстетическое развитие личности и её творческий потенциал / Л.Н. Москвичёва. - М.: Знание, 1985. - с. 64.
Ожегов, С.И. Словарь русского языка. М.: Политиздат, 1984.
Педагогика. Учебное пособие. /Под ред. П.И. Пидкасистого. Москва: Высшее образование, 2007. - с. 430.
Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. По-номарев. - Москва: Педагогика, 1976. - с. 280.
Психология. Словарь./ред. Петровский А. М.: Политиздат, 1990. - 448с.
Советский энциклопедический словарь. М.: Политиздат. 1977. - 501с.
Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина.- М.: ТЦ "Сфера", 2002. - с. 420.
Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям/ В.А. Сухомлинский. - Москва. - с. 90.
Футлик, Л. Я вхожу в мир искусств. - М.: Всероссийский центр художественного творчества/ Л.Я. Футлик. - 1995. - с. 143.
Харламов, М. Ф. Педагогика: Учеб. - 6-е изд. - Мн. :Университэцкаэ, 2000. - с. 345.
Хуторской, А.В. "Эвристическое обучение: теория, методология, практика"/ А.В. Хуторской. - М: Международная педагогическая академия, 1998. - с. 205.
Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. - Москва: "Флинта", 1997. - с. 224.
Яникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. М.: Изд-во гр. НОРМА-ИНФА М, 2000. - с. 187.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515