Урок по окружающему миру на тему Растения леса (поход в лес) (3 класс)


3 класс
Конспект урока "Растения леса (поход в лес)"
Сейчас мы с вами отправимся в поход, где на привалах вы сможете показать знания, полученные на уроках. За правильный ответ вы будете получать листик. (С какого дерева этот листик?) Тот, кто к концу урока наберет большее количество листочков, будет считаться лучшим знатоком в нашем классе.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём! (Лес)
Привал 1. «В лес по загадки»
Загадки в лесу под каждым кустиком, за каждым поворотом. Нужно быть наблюдательным, чтоб их разгадать.
В названии устройства для накачивания или выкачивания жидкостей переставьте слоги, и вы получите название вечнозеленого хвойного дерева. (Насос - сосна.)
Название какого дерева состоит из восклицания, ноты и предлога?(О-си-на.)
3. С Л вместе означаю недостаток,
С П превращаюсь в дерева остаток. (Лень - пень.)
4. На меня уселась птичка весела,
И чувствует себя она прекрасно.
Но только с В для птички я мила,
А с С я для неё опасна.. (Ветка - сетка.)
5. Легко дышать в моей тени,
Меня ты летом хвалишь.
Но буквы переставь мои -
И целый лес со мною свалишь. (Липа - пила.)
6. Могу зимой тепло доставить
И дать прохладу в летний зной.
Но если буквы переставишь,
Футбольный мяч надуешь мной. (Сосна - насос.)
7. Просто кругом голова –
Перепутались слова.
Где одно, а где второе,
Догадаешься едва.
8. Найди 3 названия дерева: ХАЛОПИЬТИАПЛХА. (Пихта, ольха, липа.)
Привал 2. «Самые-самые»
1. Дерево средней полосы России с самой прочной древесиной. (Дуб.)
2. Самое светолюбивое дерево средней полосы России. (Сосна.)
3. У каких деревьев самый поздний листопад? (Дуб, осина.)
4. Самое «витаминное» дерево. (Рябина.)
5. Самое «медовое» дерево. (Липа.)
6. Самое белое дерево. (Береза.)
7. Дерево-долгожитель. (Дуб.)
8. Хвойное дерево с самой мягкой хвоей. (Пихта.)
9. Хвойное дерево с самыми питательными и вкусными плодами. (Кедр.)
Привал 3. «Лекарства из леса»
Здесь в зарослях лесных,
где все для сердца мило,
Где чистым воздухом
так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать.
В. Рождественский
Лес чистым воздухом, ароматными смолистыми веществами и успокаивающей красотой лечит человека. Если знать целебные свойства деревьев и трав, то можно обойтись без лекарств. Знаете ли вы целебные свойства деревьев нашего леса?
Назовите лечебные свойства дуба. (Кору дуба используют при кровоточивости десен, стоматитах, воспалении слизистой оболочки полости рта.)
Какие части березы используют для лечения? (Березовый сок-источник витаминов, листья используют при простуде, веник в бане при простуде, ревматизме.)
Что лечат липовым цветом? (Кашель и простуду.)
От каких болезней можно избавиться при помощи хвои ели? (Заболевания сердца, нехватка витаминов в организме.)
Чем можно восполнить нехватку витаминов в организме? (Еловой хвоей, плодами рябины, кедровыми орешками.)
Привал 4. «Растения-символы»
Еще в древности люди наделяли растения душой, считали их покровителями долголетия, могущества, счастливой жизни. На государственных флагах, гербах многих стран встречаются растения, которые являются олицетворением национальных традиций, верований, привязанностей, достопримечательностей страны.
1. Это дерево быстро оживает весной. Считается, что это происходит благодаря его особой плодоносящей силе, которую люди перенесли на поля. Поэтому оно стало символом праздника Троицы. Дерево украшали лентами, водили вокруг него хороводы, плели из его веток венки и гадали. Как называется это дерево? (Береза.)
2. Это высокое и могучее дерево целиком идет в дело, без остатка - от корней до вершины - как ценное сырье. У многих народов мира оно считается волшебным, приносящим счастье и отводящим беду. Славяне хранили в избах от одного новогоднего праздника до другого ветку этого дерева. Они верили, что это отгонит от дома злые силы и сбережет мир и благополучие его обитателей. Что это за дерево? (Сосна.)
3. Древние славяне верили, что это дерево священное, приписывали ему чудодейственную силу и посвящали его богу грома и молнии Перуну. Изображение Перуна вырезали только из этого дерева. (Дуб.)
Привал 5. «Пословицы и поговорки»
Русский народ любил и почитал лес, ведь он был источником жизни. Лес - это жилище, тепло в доме, еда, лекарство. Свои чувства, привязанности, наблюдения народ увековечил в пословицах и поговорках.
- Соедините начало и продолжение пословиц.
Не беречь поросли -
Зеленая ограда - плохой человек не сдержит слова.
Лесная сторона не одного а дрова припасай.
волка, будет служить и тебе, и внуку.
В лес не съездишь, будет хлеба боле.
Дальше в лес — не видать и леса.
Сажай лес в поле - нивам отрада.
На молодой лес а и мужика кормит.
не поднимай руку, больше дров.
Кривая береза не удержит и дома замерзнешь.
снега,
На весну надейся,
(Не беречь поросли - не видать и леса. Зеленая ограда - нивам отрада. Лесная сторона не одного волка, а и мужика кормит. В лес не съездишь, и дома замерзнешь. Дальше в лес — больше дров. Сажай лес в поле — будет хлеба боле. На молодой лес не поднимай руку, будет служить и тебе, и внуку. Кривая береза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова. На весну надейся, а дрова припасай.)
Привал 6. «Кто я?»
Много интересного могут рассказать о себе обитатели леса. Послушайте и определите, чей это рассказ подслушал Эдуард Шим?
1. «Посадил ты меня в землю, а теперь обижаешься - отчего, дескать, медленно расту?
Невдомек тебе, что расту я в обе стороны.
Кверху стволик тянется с веточками, а снизу – корень уходит, землю буравит.
И корень этот куда длинней, чем ствол. И работа у него тяжелая – землю раздвигать, до глубокой воды добираться...
А вот как доберется, укрепится, начнет воду качать – так и пойду в рост. Будет у меня веток – сотни, листьев – тысячи...» (Дуб.)
2. «Далеко-далеко внизу у корней моих, ручеек в траве позванивает. Вровень с поясом березки да осинки стоят. До плеч моих только ели старые дотянулись.
А выше моей головы только лишь облако ходячее в синем небе...
Не по мне коротышкой быть, в тени сидеть — свет люблю, ясное небушко... Я бы еще не так вымахала, но ведь мы, деревья, не круглый год растем. Я вот только два весенних месяца вверх тянусь, а там - стоп! Все. Другими делами надо заниматься: шишки завязывать, хвою обновлять, почки новые закладывать. Зато и вырастаю же я за эти два месяца... Будто подпрыгиваю!» (Сосна.)
3. «Мы,..., хозяйки добрые. Землю украшаем. Куда ни пойдешь - везде нас встретишь. s
И в густом лесу мы стоим.
И на болоте, среди кочек да мхов.
И на сухой земле, на песке, на старом пожарище...
Было место самое гиблое, самое пропащее. А пришли мы туда, встали - и сразу похорошело кругом:
Листва шелковистая шелестит - нашептывает, птицы на ветках гнезда вьют, от белых стволов свет над землей разливается. Забредет человек, глянет - и не уйти ему с этого места. Красота приворожила». (Береза.)
4. «Грибничок-лесовичок, постой! Не прячься под Осинку, не прячься под Березку... У них листочки хоть и лопушистые, да вертлявые, реденькие, пропускают дождь.
Ты ко мне подойди, у меня схоронись. Я тебя лапами густыми прикрою, от дождика заслоню - ни одна капелька ни просочится!
А чтоб сидеть было мягко - моховая подушечка есть. Сядь-ка на нее, спиной к стволу моему привались, удобно будет. Вот так...
Э, брат, да у тебя корзиночка совсем пустая! По лесу ходил, ничегошеньки не выходил?
Не беда, поможем твоему горю. Глянь-ка под нижнюю лапу... Во-он видишь? Крепенький боровичок растет. Да нет, погоди! Там еще есть. Боровички семьями держатся, их тут целый десяточек.
Вот и потяжелела корзинка!
А вот и дождик кончается. Нынче дождик - торопыга: спрыснул землю чуток и дальше побежал... Скоро опять сухо будет.
Можно тебе снова в дорогу. Прощай, грибничок-лесовичок!» (Ель.)
5. «В багряных листьях у меня ягодки поспели. Одна к одной – чистые, блесткие, будто угольки пламенные...
После морозца и без меда вкусны!» (Калина.)
6. «Очень я на людей обижаюсь...
По весне белого кружева напряду, с головы до ног наряжусь, стою - как невеста. Глядите, стар и мал, любуйтесь. Пусть у вас на душе станет радостно!
А люди - ломать меня.
По столу карабкаются, сучья гнут, веточки отдирают. И не поймут, что ведь себе хуже! Веточки в комнате долго ли простоят - вот уж и осыпались. А цвела бы я нетронутая, так сколько бы дней глаз веселила!
Поспеют летом черные ягоды, опять люди ко мне. Потихоньку бы собирали ягодки, бережно, я бы смолчала. Но ведь снова гнут меня, снова ломают...
Этакий сорванец качается на ветке, приятелей зовет:
- Эгей! Сюда!..
Ну, я на хитрость пустилась.
Хоть ягоды мои и сладкие, да вязкие они, рот вяжут.
Поел ягод, захотел крикнуть, а рот-то и связало. Ну, и поделом тебе. Ступай домой да помалкивай». (Черемуха.)
Привал 7. ОБЖ. «Как не заблудиться в лесу»
Добр и приветлив лес. Но не прощает он невнимательности и безрассудства. Легко в лесу заблудиться. В народе говорят: «Леший увел», «Леший по лесу водил».
Но Леший водит только тех, кто не знает правил ориентирования в лесу.
Давайте вспомним правила, которые помогут не заблудиться в лесу, а если и заблудился, то выйти из него.
- Когда заходите в лес, посмотрите на солнце и сориентируйтесь, в какой стороне света вы находитесь. Для чего это нужно? (Выходить нужно в противоположную сторону.)
- Если вы зашли с юга и пошли в сторону севера. В какую сторону вам нужно выходить? (В сторону юга.)
- Если вы пошли в западном направлении, то в каком направлении вам нужно выходить? (В восточном.)
- Как определить стороны света? (Встать лицом на север, за спиной будет юг, слева запад, справа - восток.)
- Как же определить в лесу, где север, где юг? Какие приметы вы знаете? (С северной стороны кора деревьев грубее, крона меньше.)
- Как вы думаете, почему? (На северной стороне солнышко бывает меньше, а листья тянутся больше к солнышку. Без солнышка и кора грубеет быстрее.)
- Если вы замечали, то форма муравейника не ровный конус, а с одной стороны он крутой, с другой - пологий. На какой стороне света он будет пологим и почему? (На южной, так как пологий склон занимает больше места, и, значит, большая площадь будет обогреваться солнышком.)
- Как вы думаете, на какой стороне дерева будет расти мох? Почему? (Мох - растение северное, не любит жары. Пересыхания, поэтому будет расти на северной стороне, а если все дерево во мху, то на северной стороне его будет больше.)
- Какое второе правило можно вывести из нашей беседы? (Наблюдай за природой, она тебе поможет.)
Итог урока.