Роль учителя в поддержании психологического комфорта и здоровья учащихся
Шалкина Снежана ВладимировнаУчитель математики МОУ «Северская гимназия» Роль учителя в поддержании психологического комфорта и здоровья учащихся По данным Минздрава: 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, 70% страдают нервно-психическими расстройствами. За последние 10 лет в 20 раз увеличилось количество низкорослых, ежегодно 300 тысяч юношей, что составляет около 35%, комиссованы военкоматом. Из 1000 новорожденных младенцев 800-900 уже имеют врожденные пороки развития. Среди подростков 15-17 лет: на первом месте - болезни органов дыхания, на втором месте - болезни глаза и его придаточного аппарата, на третьем месте - болезни костно-мышечной системы. Отмечается рост онкологической заболеваемости у детей от 0 до 14 лет на 26,2 %, среди подростков 15-17 лет на 83,3%. Острой социальной проблемой остаётся ухудшение состояния психического здоровья детей, а так же потребление психоактивных веществ. Увеличилось количество детей, состоящих на учёте со злоупотреблением ненаркотическими средствами в 4 раза и алкоголем в 3 раза. В Томской области в 2004 году зарегистрировано детей инвалидов от 0 до 17 лет 4062 человека. В возрастной структуре детской инвалидности дети 0-4 лет - 14,3%; 5-9 лет - 21,8%; 10-14 лет составляют 32,9%; 15 лет - 8,3%;16-17 лет - 22,7%. Причины деградации жизнеспособности государства: ухудшение качества жизни, обнищание, разрушение экономики; нехватка денег на социальные программы: «Образование», «Здравоохранение»; резкое ухудшение экологической обстановки; дефицит микроэлементов (например, йода в воде); нервно-психологический шок, вызванный проводимыми в стране реформами. Инструктивно-программирующие методики. Продолжительное воздействие на детей школьной среды.Словесно-информационный - вербальный принцип построения учебного процессаМетодики, разрушающие целостное восприятие мира. Чрезмерное увлечение методиками "интеллектуального" развития в ущерб чувственному, эмоционально образному. Какие же условия и факторы школьной жизни оказывают разрушающее воздействие на здоровье детей? Здоровьеразрушающие инновации: Замена парт на столы. Замена каллиграфического письма перьевой ручкой на безотрывное письмо шариковой. Замена электролампового освещения на высококачественное люминесцентное, которое заглушает внутренние биоритмы ребенка, влияет на ритмы головного мозга. Сокращение или изгнание из школы уроков труда. Ошибочной считают введение в середине 50-ых годов совместное обучение и воспитание мальчиков и девочек. Замена шестидневной учебной недели на пятидневную. Бесконечные смены содержание образования и учебных планов, результаты "инновации" не оцениваются медиками. Здоровье ученика в норме, если: в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость; в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности. Правильная организация учебной деятельности: строгая дозировка учебной нагрузки; построение урока с учетом работоспособности учащихся;соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой;проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках. А теперьФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Правополушарникам» свойственны: зрительное восприятие материала (наглядность);быстрая, мгновенная переработка материала;они более привержены к практике, чем к теории;они не контролируют правильность речи, делают смысловые пропуски (задание на пропуски, продолжить фразу)работа в группе … и т.д. Упражнения для развития памяти: Попытайтесь воспроизвести на слух: 43, 57, 12, 33, 96, 7, 15,81,74,46,4,23.Воспроизведите запись: 34, 15, 8, 52, 78, 41, 18, 63, 85, 39, 8, 24.Восстановите нумерацию и фигуры: 7 , 3 , 1 , 6 , 2 , 5 , 4 . Повторите за учителем ( любое определение или теорему).Запомните и повторите текст по начальным буквам входящих в него слов.Прочтите и перескажите текст своими словами.Повторите заученные формулировки, правила, теоремы (близкое повторение – через 15-20 мин, последующее – через 8-9 ч, затем через 24 ч). Упражнения для развития внимания, наблюдательности: Постарайтесь подольше удержать внимание на восприятии фигуры (усеченная пирамида или коридор).Через 1 сек. восстановите рисунок: Воспроизведите увиденное на картинке (10 с) (используя учебник).Найдите различия на двух похожих картинках (подбирает учитель).Называйте цифры от 1 до 20 и в то же время записывайте их в убывающем порядке. 9 4 XXII 2 XI XVII 16 5 14 15 V 23 III XXI VII I XX 10 13 25 XIV XXIV 12 18 VIII XVII 6 17 5 23 24 XV 20 I IX XIX XVI II 8 19 XIII II XII 24 22 VI 10 IV 7 Упражнения для развития внимания, наблюдательности: Покажите по таблице арабские (римские) цифры в возрастающем (убывающем) порядке: Упражнения для развития внимания, наблюдательности: Путешествие взгляда по указанному маршруту, например: от двери к окну, от стола к столу, от стола к доске и т.д.Рисование глазами различных объектов.Сортировка предметов, фигур, слов, чисел, инструментов и т.д.Определение на взгляд (количество букв, слов, предметов, размера, градусной меры, периметра, объема и др.).Концентрация взгляда в течение указанного времени на одном предмете, в одной точке.Восстановить запись, рисунок, таблицу, и т.д. Упражнения для развития воображения: Составьте рисунок из кругов, треугольников, квадратов.Минуты фантазии: - если бы треугольник вдруг ожил… - если бы я был волшебником…Составьте узоры, рисунки, стихи.Образное представление: закройте глаза и представьте себе изучаемый предмет или явление (можно использовать любую задачу, упражнение).Мысленное путешествие (с закрытыми глазами) по линиям, геометрическим фигурам, по рекам, полям, морям, горам и т.д. Упражнения для развития ощущений: Укалывание кончиков пальцев обратной стороной ручки, карандаша.Массаж каждого пальца.Потирание, обтирание ладоней.Угадывание на ощупь и описание плоских фигур, объемных тел, мелких предметов и т.д.Счет на ощупь материала (ткань, бумага, камень, дерево, металл и другие предметы одинаковой формы).Музыкальная пауза. Ответ: 12 и 6. О вреде курения Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа. Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета. Ответ: 20 и 62. О вреде курения Одно число на 42 меньше, чем другое. Если первое число увеличить в 4,5 раза, а ко второму прибавить 28, то их сумма будет равна 180. Найдите эти числа, и вы узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков и сколько лет в среднем живут в России мужчины.В Японии средняя продолжительность жизни мужчин составляет 78 лет. Ответ: 1,8 мг, 1,5 мг.Дефицит витамина В1 может привести к болезни «бери-бери», которая появляется из-за нарушения обмена углеводов. Витамин В2 отвечает за состояние зрения, он необходим для построения защитного слоя сетчатки. Правильное питание Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60%большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах. Ответ: 8 мг, 5 мг.Дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От железа зависит построение гемоглобина — переносчика кислородако всем органам. Медь также синтезирует гемоглобин и определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови. Правильное питание Одно число на 5 больше другого. 60% большегочисла на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа.Найдите эти числа и узнайте, какова суточнаяПотребность организма в железе и меди вмиллиграммах. Цветотерапия Красный повышает внутреннюю энергию, либидо (половое влечение) и сексуальность, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ. Цветотерапия Оранжевый помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх. Желтый повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Его влияние очень благотворно при нарушениях работы печени. Цветотерапия Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие, полезен при сниженной функции почек, головокружении, нервозности. Голубой успокаивает, повышает иммунитет, снимает воспаление и ощущение жжения, например при солнечных ожогах, благоприятно влияет на работу щитовидной железы. Цветотерапия Синий помогает при бессоннице, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание. Фиолетовый усиливает интуицию, нормализует состояние лимфатической системы, помогает при мигренях. Спасибо за внимание!