Разработка урока по физике Распространение звука. Высота, тембр и громкость звука.(9 класс)


Урок 9класс
Распространение звука. Высота, тембр и громкость звука.
Цели:
Образовательные – ввести основные характеристики звука: высота, тембр, громкость звука, выяснить механизм возникновения звуковой волны;
Развивающие – продолжать формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, выделять главное, строить ответ с помощью обобщенных планов;
Воспитательные – развивать коллективные приёмы работы
Форма работы: индивидуально-групповая
Оборудование: 1)для групп: №1 – металлическая линейка, высокий цилиндрический сосуд, сосуд с водой;
№ 2- камертон с молоточком, легкий шарик на нити;
№ 3- два пустых спичечных коробка, нить;
Раздаточный материал: карточки-задания
План урока
Вступительное слово учителя о теме и форме урока – 1мин.
Актуализация знаний по теме – 5 мин
Изучение нового материала – работа групп – 20 мин.
Отчёты групп – по 4 мин. Каждая, всего 16-18 мин.
Итоги урока - 2мин.
Домашнее задание.
Содержание урока.
Фронтальный опрос
Что такое звук?
Колебания, каких частот способно воспринимать человеческое ухо?
Что такое ультразвук и инфразвук?
Назовите источники звука
Назовите приёмники звука.
Докажите экспериментально, что источниками звука являются колеблющиеся тела.
Изучение нового материала.
Класс делится на группы по четыре-пять человек. Каждая из них получает индивидуальное задание и обобщенный план изучения явления.
План
Прочитать текст учебника.
Выделить в тексте основные элементы научных знаний.
Выполнить опыт по инструкции.
Подготовить сообщение для устного ответа.
Решить качественную задачу.
Карточка №1
Прочтите §35, стр.123-125
Выпишите нужную вам информацию.
Выполните следующие действия:
Прижмите металлическую линейку к боковой стороне стола и приведите её в колебательное движение, обратите внимание на высоту звука и частоту колебаний линейки.
Увеличьте (или уменьшите) длину колеблющейся части линейки, повторите опыт.
Сравните высоту звука и частоту колебаний с результатами предыдущего опыта.
Подготовить текст устного выступления, содержащего ответы на вопросы:
а) От чего зависит высота звука?
б) Что называется чистым тоном?
в) Что такое обертон и тембр звука?
г) Из чего «состоит» музыкальный звук?
5. Кто в полёте быстрее машет крыльями: муха, шмель или комар?
6. Вливайте струю воды в высокий цилиндрический сосуд. Как изменится высота тона прослушиваемого звука по мере наполнения сосуда?
Карточка №2
Прочтите §36, стр.126-127
Выделите в тексте основные элементы знаний о громкости звука.
Слегка ударьте молоточком по одной ветви камертона. Зафиксируйте уровень громкости звука. Заглушите камертон и ударьте по нему сильнее, чем в первый раз. Как изменилась громкость звука?
Подготовьте устный ответ, содержащий ответы на вопросы:
а) Чем определяется громкость звука?
б) В каких единицах измеряется громкость звука?
в) Звук, какой громкости вызывает у человека болевые ощущения?
г) Почему в больших городах необходимо принимать меры для уменьшения шумов?
5. Крупный дождь можно отличить от мелкого по более громкому звуку, возникающему при ударе капель о крышу. На чём основана такая возможность?
6. Попробуйте постучать по двери и по стене класса с одинаковой силой. В каком случае стук получается более громким?
Карточка №3
Прочтите §37, стр.128-129
Выделите существенное, главное, объясняющее причину различия скоростей распространения звука в жидкости, твердых и газообразных телах.
Под колокол воздушного насоса помещен будильник (рис.77 учебника). Почему звук исчезает со временим?
Подготовьте устный ответ, содержащий ответы на вопросы:
а) В каких средах может происходить распространение звука?
б) Почему звук не распространяется в вакууме?
в) Какие тела - пористые или сплошные – лучше проводят звук?
г) Как можно обеспечить звукоизоляцию помещения? Какие материалы для этого используют?
5. Объясните, как слуга из рассказа «Барон Мюнхгаузен» смог узнать, что скороход заснул: «Я позвал своего слугу, того самого, который слышал, как растёт трава в поле, и спросил его, не слышит ли он топот ног моего скорохода. Он приложил ухо к земле и сообщил, к моему величайшему горю, что бездельник скороход заснул».
6. Сделайте игрушечный «телефон», состоящий из двух коробков, соединённых натянутой ниткой. Почему такое устройство позволяет переговариваться тихим голосом и даже шепотом на расстоянии в несколько десятков метров.
Карточка №4
Прочтите §38, стр.129-131
Выпишите нужную для вас информацию о скорости звука в различных средах, способах её определения.
Объясните опыт:
Если ударить молотком по одному концу длинной металлической трубы (например, водопроводной), то стоящий у другого конца трубы услышит двойной удар. Почему?
Подготовьте текст устного выступления, содержащего ответы на следующие вопросы:
а)Каким образом у человека вызывается ощущение звука?
б) Какую волну представляет собой звук, распространяющийся в газах и жидкостях?
в) Как была измерена скорость звука в воде?
г) От чего зависит скорость распространения звука в воде?
5. Герой рассказа О.Генри ударил поросенка с такой силой. Что тот полетел, «опережая звук собственного визга». С какой наименьшей скоростью должен был лететь поросенок, чтобы описанный случай произошел в действительности?
6. Почему в туман гудки паровозов, пароходов слышны на более далеком расстоянии, чем в солнечную погоду?
III. Отчёты групп.
Итоги урока.
Домашнее задание: §35-38