Презентация по дисциплине Биоэтика Лекция №1 Теоретические основы биомедицинской этики. Основные этические теории и принципы биомедицинской этики
КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум»Дисциплина «Биоэтика»Теоретические основы биомедицинской этики. Основные этические теории и принципы биомедицинской этикиРазработал: Федулова Алла Юрьевна Лекция № 1 Основные вопросы лекции:Медицина и этика. Медицинская этика.История биомедицинской этики.Основные этические теории и принципы биомедицинской этики. Медицинская этика Биоэтика Медицинская этика как составляющая медицины существует и развивается не одно тысячелетие. До настоящего времени сохранили свою значимость многие нормы и требования, которые предъявлялись к врачам эпоху Гиппократа и в эпоху Возрождения. Медицинская этика Биоэтика Однако только во второй половине XX в., когда медицина стала особенно широко использовать достижения научно-технического прогресса, вплотную стал вопрос Медицинская этика Биоэтика о необходимости знания и соблюдения каждым врачом норм медицинской этики, которую все чаще в этот период называют биоэтикой, а следовательно, и о необходимости преподавания этого предмета в высших медицинских школах. Медицинская этика Биоэтика По данным ВОЗ, преподавание специального курса медицинской этики (биоэтики) ведется в настоящее время в большинстве развитых стран мира. Академик РАМН А. М. Сточик История развития биомедицинской этики. I этап развития Медицинской этики 8-3 тыс. до н.э (период неолита) - V – IVвв. до н. э. (клятва Гиппократа) I этап развития Медицинской этикипериод неолита - V - IV вв. до н. э. В период неолита (новый каменный век, ок. 8-3 тыс. до н.э.) возникла, та система научных знаний, которую в последствии назовут медициной. Одновременно и начался первый этап развития науки о регулировании поведения человека владеющего искусством исцеления, то есть медицинской этики. I этап развития Медицинской этики На первом этапе развития медицинской этики сформировались:Первые законы :“Оказания помощи больному – добро, неоказание (без каких-либо весомых причин) зло”.“Не навреди”“Не убий” I этап развития Медицинской этики Фундаментальные принципы медицинской этики:справедливости благодеяния непричинения зла I этап развития Медицинской этики Особый вклад в развитие медицинской этики на первом этапе внесли: Сократ (469- 399 гг. до н.э.). Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) Гиппократ Великий Косский (460г. –377 гг. до н.э.) I этап развития Медицинской этики Первый этап формирования морального кодекса людей, избравший врачевание видом профессиональной деятельности, начался с “формирующийся медицины” и завершился появлением трудов греческих философов. М. Я. Яровинский. 2001г. Для успешного усвоения лекционного материала Вам необходимо вспомнить следующие понятия Мораль. Наука о морали - этика Мораль (от лат. moralis - нравственный) – нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Мораль. Наука о морали - этика В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. Мораль. Наука о морали - этика В отличие от права исполнение требований морали санкционируются лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Мораль. Наука о морали - этика Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие и классовые нормы, принципы и идеалы. Мораль. Наука о морали - этика Мораль -1) совокупность основанных на идеалах (добра и зла, долга и справедливости, чести и достоинства, простоты и скромности и т.п.) норм и принципов существования и поведения людей в обществе; 2) нравственный вывод; нравоучение, поучение (словарь иностранных слов/ Под ред. В. Бутромеева. -М.,2000.) Мораль. Наука о морали - этика Этика (от греч ethika) привычка, мораль, обычай, нрав, нравственный характер. Философское учение о морали, системе норм нравственного поведения. Мораль. Наука о морали - этика Этика как научная дисциплина отвечает на вопрос о том, на какие нормы и цели или ценности люди должны ориентировать свою деятельность. Мораль. Наука о морали - этика Более двух с половиной тысяч лет назад философ и педагог Конфуций (древний Китай) завещал систему этических норм - честность, бережливость, верность долгу, милосердие, уважение к старшим, неприятие доносов, склонность к компромиссу. Учение для Конфуция - нравственная потребность, одна из радостей, путь раскрытия человеческих способностей. Мораль. Наука о морали - этика Этика обосновывает различие добра и зла, принципы и нормы поведения человека, его отношений с другими людьми, предназначение, смысл и ценность жизни. Этическое и психологическое в жизни человека находятся в единстве. Мораль. Наука о морали - этика Восприятие нравственных норм зависит от свойств Я личности. Мораль. Наука о морали - этика И. Кант. Указывал, что относиться с одобрением к хорошему и с осуждением к плохому, испытывать внутреннюю удовлетворенность своими добрыми поступками и угрызения совести от аморальных действий человек может только в том случае, если он уже является моральной личностью (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович Психологический словарь - справочник. М., 2001.) Мораль. Наука о морали - этика. Нравственность Нравственность1)особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действия человека в обществе с помощью норм; Мораль. Наука о морали - этика. Нравственность 2)система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь. (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. -М.,2001) Особый вклад в развитие медицинской этики на первом этапе внесли: Сократ (469- 399г. до н.э.). Основной принцип Сократа тождество добродетели со знанием. Добродетель есть знание или мудрость. Особый вклад в развитие медицинской этики на первом этапе внесли: Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) автор “Никомаховой этики”, “Большой этики”.Специфика этики, по мнению Аристотеля, состоит в том, что она вооружает человека методами и средствами воздействия на окружающий мир и людей, живущим в нем. Делает она это путем формирования идей о должном, о добре и зле, об идеалах. I этап развития Медицинской этики Этика становиться учением о назначении и смысле жизни человека, моральных принципах и нормах поведения. С тех пор, говоря об этике применительно к медицине, т.е. о медицинской этике, ее часто называют “мудростью врачевания”. I этап развития Медицинской этики Одним из самых древних медико этических документов является “Клятва Гиппократа”.
Эту клятву давали выпускники знаменитой школы асклепиадов, родоначальником которой считался бог медицины Асклепий. Самым известным ее выпускником был знаменитый Гиппократ Великий Косский. I этап развития Медицинской этики Клятва представляет собой документ, освящающий нам врачебный быт медицинских школ времен Гиппократа. В то время уже появились врачебные школы, объедения (корпорации) врачей. Вступая во врачебную корпорацию врач должен вести себя соответствующим образом: воздерживаться от всяких предосудительных действий и не ронять своего достоинства. Появление клятвы Гиппократа было вызвано необходимостью отмежеваться от врачей одиночек, разных шарлатанов и обеспечить доверие общества врачам определенной школы. «Клятва Гиппократа» Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство. «Клятва Гиппократа» Аполлон считался в послегомеровское время врачом богов; Асклепий (в Древнем Риме – Эскулап), сын Аполлона - богом врачебного искусства; Гигиея, дочь Асклепия - богиня здоровья (отсюда слово гигиена), ее изображали цветущей девушкой с чашей, из которой пила змея (символ мудрости); Панакея (всеисцеляющая) другая дочь Асклепия, отсюда панацея – лекарство от всех болезней. «Клятва Гиппократа» -считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; «Клятва Гиппократа» - его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора, наставления, устные уроки и все остальное сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой, но никому другому. «Клятва Гиппократа» Переходя к собственно медицинским обязательствам, авторы не случайно ставят на первое место образ жизни больного (режим) Я направляю режим больных к их выгоде сообразно моим силам и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. «Клятва Гиппократа» Молодой врач должен с первых же своих шагов усвоить первый закон медицины “Не навреди”, и понять что принцип справедливости должен соблюдаться неуклонно.Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; «Клятва Гиппократа» Это положение “Клятвы” перекликающееся с древней заповедью “Не убий”, вошло в дальнейшем во все медико-этические кодексы как основополагающие решение по эвтаназии– помощи при смерти. Искусство врача не должно быть направлено на ускорение смерти пациента. «Клятва Гиппократа» -точно так же, как не вручу никакой женщине абортивного пессария.В этом обязательстве можно увидеть отношение к святости жизни с момента ее зачатия и веру в то, что жизнь даруется и прекращается Богом, а не врачом. «Клятва Гиппократа» Чисто и непорочно буду проводить свою жизнь и свое искусство.Эти слова вряд ли нуждаются в комментарии. Врачевание определяется не как ремесло, а как искусство, для которого нужна нравственная чистота и недопустимы пороки. «Клятва Гиппократа» Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. «Клятва Гиппократа» В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно любовных дел с женщинами и мужчинами, свободным и рабами. Направленность на благодеяние и непричинения зла – фундаментальные принципы этики. «Клятва Гиппократа» Что бы при лечении – а также и без лечения - я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда – либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. «Клятва Гиппократа» Запрещение врачу, давшему “Клятву”, превратилось в законодательные нормы большинства стран, угрожающие современному врачу различными, но всегда серьезными наказаниями за разглашение врачебной тайны.В “Клятве” этот вопрос ставился шире: нельзя было вообще разглашать не только то, что врач увидит или услышит в связи с болезнью и ее лечением, но и любые другие сведения, которые могли бы скомпрометировать больного или его семью. «Клятва Гиппократа» Завершается “Клятва” торжественным обещанием пред богами и людьми:Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и давшему ложную клятву да будет обратное этому. «Клятва Гиппократа» Это были не пустые слова. В Древней Греции и в Древнем Риме воздвигались памятники замечательным врачам. Тем же, кто подписал текст “Клятвы”, а затем нарушил ее, грозило суровое наказание: штраф или даже отсечение руки, той самой, которой он подписывал это моральное обязательство. «Клятва Гиппократа» Основным принципом в “Гиппократовской модели” биомедицинской этики: является правилоне навреди «Клятва Гиппократа» Таким образом, первый этап формирования морального кодекса людей, избравший врачевание видом профессиональной деятельности, начавшись с “формирующийся медицины”, завершился появлением трудов греческих философов, особенно трудов “Корпуса Гиппократа”. По М.Я. Яровинскому Медицинская этика 2001г. I I этап развития Медицинской этики Становление монотеистических религий I I этап развития Медицинской этикиСтановление монотеистических религийНачало второго этапа формирования медицинской этики связывают с утверждением монотеистических религий. I I этап развития Медицинской этики Становление монотеистических религий Буддизм.Этический принцип буддизма стремление делать добро I I этап развития Медицинской этики Становление монотеистических религий Буддизм.Этический принцип буддизма стремление делать добро I I этап развития Медицинской этики Становление монотеистических религий “Братья у вас нет ни отца, ни матери и заботиться о вас некому. Если вы не позаботьтесь друг о друге, то кто другой это сделает? Братья кто почитает меня да почтит больного” – обращение Будды к монахам. Легенда гласит, что предписание было дано после того, как Будда, обходя кельи монахов, обнаружил одного из них жестоко страдающего от дизентерии, ослабевшего от болезни, лежавшего в собственных испражнениях. Он поднял его, обмыл с головы до ног, уложил в постель покойно и удобно, а потом объявил, что Сострадание и помощь больному являются важнейшими правилами поведения членов общины. С тех пор монахи стали изучать медицину, чтобы лечить друг друга и мирян. Христианство Существует придание, что Иисус в молодости изучал врачебные манускрипты для излечения физических и нравственных недугов. Исцеляйте …больных –научает Христос своих учеников (Лк. 10,9). I I этап развития Медицинской этики Становление монотеистических религий Согласно Священному преданию, один из учеников Христа, Ап. Лука был врачом. Врачевание –профессия мчч. Космы и Дамиана Римских, вмч. Пантелеимона Целителя. В истории Церкви найдется немало примеров, когда священники и даже епископы занимались врачеванием не только духовных, но и телесных недугов. I I этап развития Медицинской этики Становление монотеистических религий Так, на пример, на католической фреске 15 в. (собор Марка, Флоренция, Италия) изображена “трансплантологическая” операция - святые Косма и Дамиан приживляют некому диакону Юстиниану ноги недавно умершего человека. По мере утверждения Христианства как государственной, господствующей религии в Европе христианская церковь взяла на себя уход и заботу за немощными и больными. Эта обязанность лежала на дьяконах. Первый известный науке опыт по искусственному оплодотворению был произведен в 1780г. в католическом монастыре аббатом Л. Спалланцани. Основателем генетики стал австрийский монах Г. Мендаль. I I этап развития Медицинской этики Становление монотеистических религий С утверждением рыцарских орденов некоторые из них посвящали себя уходу за больными. Например, члены ордена св. Лазаря в Иерусалиме ухаживали за прокаженными. От названия ордена св. Лазаря произошло слово лазарет.В древнерусском государстве после принятия христианства при монастырях стали создаваться больничные палаты. I I этап развития Медицинской этики Становление монотеистических религий Ислам Заметный след в истории медицинской этике оставили труды исповедующих ислам арабских ученых медиков эпохи Среднеазиатского Возрождения I I этап развития Медицинской этики Становление монотеистических религий “Практическая этика врача” Аль-Рухави, “Приказ медицины” Ибн-абу Усейби, “Канон медицины” и “Фирузнома” Ибн Сины (Авицены). Многие выдержки из них стали афоризмами, переводились на латынь и европейские языки. I I этап развития Медицинской этики Становление монотеистических религий Носители медицинских знаний – священнослужители и их помощники, оказывая помощь больному человеку, действовали в соответствии с религиозными установлениями. Так продолжалось до тех пор, пока профессия врача не стала самостоятельной и более распространенной, благодаря созданию медицинских факультетов университетов. III этап развития Медицинской этики. Создание медицинских факультетов при университетах и объединение врачей в корпорации В 10 в. начала формироваться медицинская школа в Салерно, достигшая расцвета в 12 в., занимавшаяся переводами медицинских книг с арабского на латынь. Это была светская школа не церковная. Ее главная заслуга – создание новой медицинской литературы. Курс обучения был 3-года философии, 5-лет медицины, 1-год практики, экзамен, после получалась лицензия. Это был первый факультет на Востоке. Вслед за ним стали открываться университеты и в Европе. III этап развития Медицинской этики. Создание медицинских факультетов при университетах и объединение врачей в корпорации Создание медицинских факультетов при университетах и объединение врачей в корпорации можно считать окончанием второго и началом третьего этапа развития медицинской этики. III этап развития Медицинской этики. Создание медицинских факультетов при университетах и объединение врачей в корпорации Первый в России Московский университет был открыт в 1755г. Медицинский факультет начал работу 1758г. Большую роль в развитии медицинской этики в России сыграли труды декана медицинского факультета Московского университета М.Я. Мудрова. III этап развития Медицинской этики. Создание медицинских факультетов при университетах и объединение врачей в корпорации Выпускники медицинских факультетов давали так называемые факультетское обещание, текст которого обычно являлся вариантом клятвы Гиппократа. III этап развития Медицинской этики. Создание медицинских факультетов при университетах и объединение врачей в корпорации В начале 19 в. английский врач из Манчестера Т. Персиваль в книге “Медицинская этика” изложил “свод установленных правил и наставлений применительно к поведению врачей и хирургов в госпиталях и частной практики, в отношению к аптекарям, в случае которые требуют знания законов”(1803). III этап развития Медицинской этики. Создание медицинских факультетов при университетах и объединение врачей в корпорации В предисловии Персиваль указывает, что хотел назвать работу “медицинская юриспруденция”, но понял, что это неправильно, так как еще не написаны законы на все случаи жизни, которые встречаются в медицинской практике. Да и как написать законы для тех случаев, когда главным судьей служит совесть или мнение коллег. III этап развития Медицинской этики. Создание медицинских факультетов при университетах и объединение врачей в корпорации Труды Т. Персиваля и М. Я. Мудрова подводят итог третьему этапу развития медицинской этики. IV этап развития Медицинской этики Деонтологический этап IV этап развития Медицинской этикиДеонтологический этап Деонтология (от греч. deontos должное и logos -учение) – раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и моральных требований. IV этап развития Медицинской этики Деонтологический этап Термин «деонтология» введен англ. философом Иеремией Бентамом, который употреблял его для обозначения учения о нравственности в целом. IV этап развития Медицинской этики Деонтологический этап Иеремия Бентам - британский юрист и мыслитель (первая треть 19 века) является виднейшим представителем утилитаризма В основе его этической теории лежит принцип полезности. IV этап развития Медицинской этики Деонтологический этап Добро, нравственный смысл в наших поступках определяются их результатом – насколько они доставляют нам удовольствие (насколько выгодны) и насколько помогают избегать страданий. Так как с точки зрения морали все люди равны, они всегда должны помнить об общественном интересе, который есть совокупность личных интересов. IV этап развития Медицинской этики Деонтологический этап В конечном счете по мнению И. Бентама нравственный смысл наших поступков определяется тем, насколько они соответствуют формуле: “Наибольшее счастье наибольшего числа людей”. Чтобы достичь этой цели, человек должен владеть “моральной арифметикой” - объективно рассчитывать все удовольствия и все страдания проистекающие из его действий. IV этап развития Медицинской этики Деонтологический этап Бентам составил своего рода шкалу – “лестницу удовольствий” и “лестницу страданий”, с учетом их интенсивности, продолжительности и т.д. С целью популяризации этой теории он сочинил стихотворение: “И удовольствие, и боль мы можем “сосчитать”. Какими могут быть они, нам нужно четко знать. Они бывают интенсивны, бывают длительны, быстры, результативны и чисты. IV этап развития Медицинской этики Деонтологический этап В современном обществе есть немало сторонников этики утилитаризма, которые, например, в отношении детей с анэнцефалией рекомендуют эвтаназию и считают безусловно оправданным использование их органов для трансплантации.Однако следует отметить, что современная медицинская практика всегда связана с расчетом степени риска медицинского вмешательства (соотношения пользы и неизбежных побочных осложнений (вреда)), и поэтому косвенно подчиняется логике этики утилитаризма IV этап развития Медицинской этики Деонтологический этап С позиций медицинской деонтологии наибольший интерес представляет деонтологическая теория немецкого философа Иммануила Канта (вторая половина 18-го века). IV этап развития Медицинской этики Деонтологический этап Кант представил формулу нравственного закона, которую назвал “категорический императив” “Поступай так, чтоб максима своей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства”. IV этап развития Медицинской этики Деонтологический этап В таком самопринуждении личность находит подлинную свободу и обретает подлинное человеческое достоинство (как осознание в своем лице достоинстве всего человечества). Кант озвучил в своем категорическом императиве “золотое правило” общепризнанное в этике название библейской заповеди: IV этап развития Медицинской этики Деонтологический этап “Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними”. Очевидно, что важнейший принцип современной биомедицинской этики – уважения моральной автономии пациента – восходит именно к Кантовским представлениям о нравственной свободе, ответственности и достоинстве личности. Биоэтика Термин биоэтика предложен В. Р. Поттером (Van Rensselaer Potter) Биоэтика рассматривается В. Поттером как “новая дисциплина” (которая перекинет мост точными и гуманитарными науками или, если быть более точным, мост между биологией и этикой, отсюда “биоэтика”. Биоэтика “…Но этот мост был только средством достичь конечного пункта. Конечный пункт или цель, или первичное видение было таковым: использовать биоэтику как еще один мост, а именно мост в будущее…” В. Поттер 1971 г., - “Биоэтика, мост в будущее”. Биоэтика По В. Поттеру, термин “биоэтика” следует понимать следующим образом.Основное значение – мост в будущее.Рабочее значение: биоэтика – мост (связующее звено) между различными дисциплинами. “…Долгосрочное выживание человечества как вида в нормальной и устойчивой цивилизации требует развития и поддержки системы этических норм.Такой системой является глобальная биоэтика, основанная на интуиции и разуме (логике), подкрепленных эмпирическими знаниями всех отраслей науки, но особенно биологии… Биоэтика Глобальная этика призывает специалистов, работающих в области медицинской этики, принять во внимание истинное значение биоэтики и расширить свои исследования и практическую деятельность до проблем сохранения здоровья всего человеческого сообщества. Биоэтика Слово “биоэтика” попало в средства массовой информации и стало частью языка. Затем первоначальное значение слова “биоэтика” стало эксплуатироваться специалистами в области общественных отношений и медицинской этики, ему было придано другое значение, в результате чего в настоящее время термин повсеместно используется в значении “клиническая этика”.Я решил привлечь внимание к этому несовпадению между моим пониманием термина биоэтика и тем, как его понимают специалисты по медицинской этике. И я сделал это в своем Президентском обращении к членам Американской ассоциации раковых исследований в 1975г. в лекции, названной “Смирение и ответственность: Биоэтика для онкологов”… Биоэтика Поттер считает, что нельзя именовать биомедицинской этикой биоэтику, такт, как она не имеет функции «строительства моста».“Она была выделена в отдельную специальность Лероем Вальтером в 1978г., примерно 20 лет назад. По его, определению “биоэтика является частью прикладной этики, которая изучает практику и развитие в биомедицинской сфере”, т.е. он игнорирует определение, данное мною в 1971г. Биоэтика С самого начало я рассматривал биоэтику как название новой дисциплины, которая соединит знание и размышление. Биоэтику следует рассматривать как кибернетический подход к постоянному поиску мудрости человечеством. Под мудростью я понимаю знание того, как использовать знания для выживания человечества и для улучшения условий жизни человечества. В заключение, я прошу вас понимать биоэтику как новое этическое учение, объединяющие смирение, ответственность и компетентность как науку, которая по соей сути является междисциплинарной, которая объединяет все культуры и расширяет значение слова “гуманность” Van Rensselaer Potter 1999г.“К сожалению возражения В. Поттера не были приняты во внимание и термины “биоэтика”, “биомедицинская этика полностью вытеснили термин “медицинская этика”. Яровинский М. Я. V этап развития медицинской этики - Биоэтика С 70х годов XX столетия начался новый V этап развития медицинской этики - биоэтика. Биоэтика возникла из соединения философии и медицины, но превратилась в практическую философию, дающую возможность мудрому врачу подняться до божественных высот при решении вопросов жизни и смерти. V этап развития медицинской этики - Биоэтика Биоэтика выбрала в себя самые высокие и самые гуманные религиозные установления. Некоторые законы и принципы, выработанные биоэтикой, оказались настолько важными для человеческого сообщества, что явились толчком для принятия различных законов. V этап развития медицинской этики - Биоэтика Нарушение законов, принципов, правил медицинской этики, изложенных в международных, национальных, профессиональных этических кодексах, декларациях, присягах, клятвах, карается моральным осуждением коллег, презрением пациентов, их родственников, социального окружения. V этап развития медицинской этики - Биоэтика Нарушение государственных законов по вопросам медицинской этики (неоказание помощи, эвтаназия, медицинская тайна и др.) карается по решению суда в рамках гражданского или уголовного права в зависимости от тяжести последствий этого нарушения. V этап развития медицинской этики - Биоэтика Возникновение биоэтики ( по Силуяновой И. А.1997)Профессор Эдмунд Д. Пеллегрино, директор Института этики им. Кеннеди в Джорджтаунском университете (Вашингтон), констатирует, что принципиальные изменения в традиционной медицинской этике, которые привили к возникновению биоэтики, начались “раньше всего и отчетливее всего в США”. V этап развития медицинской этики - Биоэтика 1969г. – образование исследовательского центра в области биоэтики – Института общества, этики и наук о жизни (Гастингский Центр, штат Нью-Йорк).1971г. - образование Института этики им. Кеннеди в Джорджтаунском университете (штат Вашингтон)1972г. - публикация билля о правах пациентов Американской ассоциацией госпиталей. V этап развития медицинской этики - Биоэтика 1974-1978гг.–организация национальной комиссии по защите человека как субъекта биомедицинских и бихевиористских исследований.1978г. – выход Энциклопедии по биоэтике (4 тома)1980г. – создание президентской комиссии по изучению этических проблем в медицине и науках о поведении. V этап развития медицинской этики - Биоэтика Уиклер, Д. Брок, А. Каплан, Р. Деджордж, Б. Герт, Р. Вич, написавшие специально для России краткий очерк современной биоэтики в США, полагают, что к возникновению американской биоэтики привели два фактора. Во-первых, социально-политические события конца 60 начала 70х годов: общественное движение за гражданские права черных американцев, споры вокруг участия США в войне во Вьетнаме, компании признания интересов “женщин, американских индейцев, инвалидов, умственно неполноценных”. По мнению авторов “Билль о правах пациентов” утвержден благодаря активной работе членов общественного движения “за права пациентов”. V этап развития медицинской этики - Биоэтика Во-вторых, набирающие силу изменения в медицинской науке и технологии. “Например, широкое использование аппаратов искусственного дыхания спасло жизнь одним больным, но другим пациентам лишь продляло процесс умирания. Эти условия, а также новаторские методы терапии, в частности пересадка органов, создали новые дилеммы как для врачей, так и для пациентов. Появившиеся публикации, рассказывающие о злоупотреблениях в области медицинских экспериментов над людьми, побудили обратить внимание на этику врачей и ученых-медиков” V этап развития медицинской этики - Биоэтика Э. Пеллегрино в специальной монографии, посвященной анализу биоэтики в США, которая называется “Биоэтика в США”, утверждает, что к изменениям в профессиональной врачебной этике и возникновению биоэтики привело взаимодействие четырех основных сил: научного прогресса, морального плюрализма, демократизации и экономических факторов. V этап развития медицинской этики - Биоэтика Специфика биоэтики заключается в том, что она включает в себя описание и обобщение отдельных случаев, в которых возникают трудности решения конфликтных в этическом отношении ситуаций. Отдельный случай, рассмотренный с точки зрения моральных коллизий, предстает не как императивная норма для решения аналогичных конфликтных ситуаций, а лишь как образец, как руководство для принятия решений по аналогии. V этап развития медицинской этики - Биоэтика Само собой разумеется, что моральное решение, найденной в каком-то отдельном случае, индивидуально и может выполнять лишь функцию морального образца, из которого нельзя вывести конкретные нравственные обязанности для врача и пациента. V этап развития медицинской этики - Биоэтика Принципы биоэтики – соблюдениеавтономии индивида,свободы воли и выбора,информированного согласия. Спасибо за внимание