Курсовая работа Основы полового воспитания старших дошкольников в процессе игровой деятельности

3
ГЛАВА I. Теоретические основы полового воспитания старших дошкольников в процессе игровой деятельности.. 7
Сущность процесса социализации детей дошкольного возраста, формирование полового самосознания детей 7
Особенности полового развития в старшем дошкольном возрасте.9
Игра как средство полового воспитания дошкольников13
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по половому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.17
Определение особенностей полового поведения детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап).........17
Система работы по половому воспитанию в процессе игровой деятельности..............................................29
Оценка эффективности экспериментальной работы (контрольный эксперимент)......33
Заключение.35
Список литературы....36
Приложения...40







Введение

Половое воспитание имеет огромное значение для развития ребёнка. Именно от тех установок, которые родители смогут дать ему, зависит его будущее семейное положение, отношение к браку, к противоположному полу и его поведение в сексуальных отношениях.
Проблема полового воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов.
Под понятием «гендер» принято понимать социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности. Гендер указывает на социальный статус личности и её социальные характеристики, которые связаны с полом человека.
Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование половой устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку.
В процессе взаимодействия с другими людьми человек получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.
Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.
В детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.


В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется (половая) гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что гендер не меняется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Проблема полового воспитания подрастающего поколения – одна из сложных и противоречивых задач, от решения которой во многом зависит физическое, психосоциальное и духовное здоровье общества. Проблема развития представителей определенного пола, отражены в работах В.Б. Каган, Д.Н. Исаев, Д.В. Колесов, В.С. Мухина, Т.А. Репина, И.С. Кон, А.Г. Хрипкова и др.
В дошкольном возрасте игра – основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игру в жизни детей трудно переоценить. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. И от того, как у него это будет получаться, во многом будет зависеть формирование его успешного жизненного стиля. Важно отметить развивающую, профилактическую и корректирующую функции игр.
В сюжетной игре происходит усвоение детьми полового поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Для того чтобы, игра стала эффективным средством полового воспитания, необходимо осуществлять руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье, и организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его склонностям и интересам с целью воспитания ребенка как будущего мужчины или будущей женщины.
Наблюдается противоречие между необходимостью осуществлять в детском саду половое воспитание дошкольников и недостаточно представленным дифференцированным подходом к организации игровой деятельности детей в практике воспитания. Данное противоречие обращено к решению следующей проблемы исследования: каковы педагогические условия полового воспитания дошкольников в процессе игровой деятельности? Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования – процесс полового воспитания старших дошкольников.
Предмет исследования – педагогические условия полового воспитания в процессе игровой деятельности.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс полового воспитания дошкольников будет более эффективным, если:
в дошкольном учреждении будут созданы условия для половой социализации личности ребенка-дошкольника;
будут определены педагогические условия, обеспечивающие активное усвоение детьми половой роли через игровую деятельность;
будет организован процесс взаимодействия ДОУ и семьи, обеспечивающий полноценное половое воспитание ребенка-дошкольника.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность и содержание процесса полового воспитания ребенка-дошкольника.
2. Изучить особенности полового поведения детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить педагогические условия полового воспитания детей в процессе игровой деятельности и экспериментальным путем проверить их эффективность.
Для решения задач работы использовался комплекс педагогических методов исследования: теоретический анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической литературы, анкетирование родителей, экспериментальные игровые ситуации, статистическая обработка и анализ результатов.
























ГЛАВА I. Теоретические основы полового воспитания старших дошкольников в процессе игровой деятельности
1.1 Сущность процесса социализации детей дошкольного возраста, формирование полового самосознания детей
Социализация – процесс приобщения людей к достижениям человеческой цивилизации.
Для нормального психического развития ребенок с момента рождения должен находиться в постоянном и непрерывном взаимодействии с социальным окружением, причем это должна быть такая среда, которая может обеспечить ему нормальное развитие.
Не случайно Л.Н.Толстой считал, что каждый ребенок знает о жизни гораздо больше, чем взрослый, потому что «знает» он сердцем, душой.
Социализация-это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными.
Чаще всего процесс социализации понимается как процесс адаптации или приспособления. Проблемы социализации изучали многие учёные: философы (Э. Дюркгейм, В.В. Зеньковский, И. Кант, Т. Парсонс и др.), социологи и психологи (И.С. Кон, В.В. Рубцов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), педагоги (С.Т. Шацкий, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) Изучением этой проблемы в разное время занимались В.Р. Беспалова, П.П. Блонский, Е.А. Радина, П.М. Саморукова и др. педагоги.
Элементы социальной и психолого-педагогической характеристики процесса социализации личности ребёнка были освещены в своё время А.В. Луначарским, А.С. Макаренко и др.
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя, как представителя определенного пола.

У детей от 4х до 6-ти лет происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. Дети способны распределять роли в играх по половому принципу. Имитируют в игровой деятельности женские и профессиональные мужские качества и умения. Игры девочек происходят в ограниченном пространстве, мальчики же осваивают всю близь лежащую территорию. Появляются вопросы о детстве родителей. К 5-ти 6-ти годам дети твердо знают свою половую принадлежность и осознают ее необратимость и неизменность. Начинается этап ролевых или сексуальных игр. Дети играют в то, что они увидели, при этом подражают отношениям родителей. Могут появиться увлечения, пылкая влюбленность.
Взрослым необходимо вырабатывать у мальчиков и девочек уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, формировать правильное отношение между мальчиками и девочками на личном примере. Создавать игровые ситуации, необходимые для закрепления полоролевого поведения. Показывать характерные отличия профессиональных качеств и умений людей разных профессий. Беседуя с детьми об отличиях мальчиков и девочек, подводить их к мысли о том, что главной отличительной характеристикой - является поведение. Поощрять в девочках женственные черты, в мальчиках - мужественные. Показывать фотографии, на которых дети запечатлены маленькими. Беседовать о том, чем взрослые отличаются от детей, какими будут дети, когда вырастут. Помнить о том, что особое значение имеет контакт ребенка с матерью, ее материнская любовь. Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагогии родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ.




1.2. Особенности полового развития в старшем дошкольном возрасте
Пол - комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) (В.Е. Каган).
Половое воспитание - комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни.
От того, насколько успешно проходит процесс полового воспитания зависит формирование личности.
Половое развитие - результат социальных требований к мальчикам и девочкам со стороны самых близких людей - членов семьи, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений и сверстников. Если основы женственности и мужественности не заложить в детях в ранние годы, это может привести к тому, что, став взрослыми, они будут плохо справляться со своими социальными ролями.
Отношения родителей служат для ребёнка моделью взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника - отец. В таком случае у детей формируются начальные идеалы семьи и своей социальной роли, нравственные представления о роли противоположного пола.
Для развития у мальчиков начал мужественности следует развивать и воспитывать у них смелость, решительность, ответственность, великодушие, рыцарское отношение к женскому полу, способность защищать. Если мы хотим, чтобы девочки росли женственными, то особое внимание необходимо уделять воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.
Но все наши педагогические старания, усилия не увенчаются успехом, если родители детей не будут служить образцом, соответствовать своей половой роли.
Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используются устное народное творчество и художественная литература.
Из сказок, произведений на основе былин, рассказов о защитниках Отечества и о мужественных поступках людей в мирное врем дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. С помощью сказок, стихов и рассказов формируются представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Сказке присуще большое количество социальных действий, в ней делается значительный упор на нравственное развитие. Она определяет эталоны поведения. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, с особенностями взаимоотношения полов, а также приобретают представление о таких качествах, как заботливость, миролюбие, терпимость к недостаткам других. Сказки представляют собой эмоциональную позитивную модель полового поведения.
Игра является основной деятельностью дошкольников. Работа, проводимая в детском саду, должна поддерживаться и продолжаться родителями. Очень важно, чтобы отец, старший брат подчеркивали в девочке ее женское начало, были к ней по-особому внимательны.
Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно. Нужно помочь ребенку реализовать их. Для этого используются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей.
Для реализации представлений о половом поведении необходимо также организовывать различные виды деятельности, для чего важно сформировать у детей определенные трудовые навыки и умения.
Значительное место в половом воспитании принадлежит различным видам игр, среди них игры-драматизации, строительно-конструктивные.


Различные педагоги указывают на то, что игра-драматизация отличается большим разнообразием и различными по своему содержанию целями, задачами и формами, мальчики и девочки старшего дошкольного возраста в ходе совместной игры осваивают половое поведение.
В игре закладывается фундамент эмоционально-позитивного отношения к роли ребенка в обществе, как мужчины или женщины, как папы или мамы в дальнейшем его развитии. При создании образа ребенок может выражать как женские, так и мужские качества персонажа.
Для мальчиков старшего дошкольного возраста должно стать привычным уступить место матери в транспорте, помочь нести сумку с продуктами. А слова матери: «Как я рада, что в семье растет настоящий мужчина!» - воспримутся сыном как настоящая награда.
Девочек следует обучать шитью, вязанию (потом они с удовольствием будут играть в ателье), сервировать стол, привлекать к оформлению интерьера, формировать умение ухаживать за малышами. В семье они учатся домашнему труду: пылесосить, мыть посуду.
Половое воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью. Одно из важнейших условий реализации столь далекой цели - преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Для этого организуется интересная для детей обоего пола совместная деятельность: игровая, трудовая, художественная.
Исследователи Е.А. Антипина, Н.К. Ледовских подчеркивают, что девочкам и мальчикам нужно читать самые разнообразные сказки: и народные, и авторские, и дидактические, поскольку все они позволяют открывать огромные возможности в процессе полоролевого воспитания.
В научной литературе отмечается важная роль сказки в качестве одного из средств полового воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Важно не только читать и обсуждать текст сказки, но и применять сюжетные моменты, использовать поступки и образы сказочных героев для объяснения, придумывать театрализованные кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам. При этом условии будет обеспечено достижение наиболее эффективной половой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, а также успешное развитие качеств мужественности и женственности у дошкольников.
Таким образом, в дошкольном возрасте игра выступает не только ведущим видом деятельности, но и важнейшим средством полового воспитания.
В старшем дошкольном возрасте ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, поэтому данный период является благоприятным для формирования половых представлений.

















1.3. Игра как средство полового воспитания дошкольников
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте и выступает также одним из эффективных средств полового воспитания в целом, а игра-драматизация выступает одним из частных средств. В игре-драматизации дети получают возможность не только изучать модели полового поведения на основе анализа поведения героев, но и приобретать опыт соответствующего поведения, моделировать взаимоотношения.
Для эффективного использования игры-драматизации в качестве средства полового воспитания необходимо осуществлять целенаправленный отбор литературного материала для игр-драматизаций, в котором четко и доступно обозначены роли мужчины и женщины; организовывать подготовительную работу, включающую в себя анализ поступков, поведения и образов персонажей произведений в соответствии с их полом; формировать у детей навыков поведения в рамках определенной социальной роли.
Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с половыми особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.
При проведении работы по воспитанию детей с учётом их половых особенностей, нужно обратить внимание на следующее:
На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза.
Девочки 5-6 лет гораздо охотнее берут «в дочки» куклу с красивой и разнообразной одеждой. Воспитателям надо позаботиться о том, чтобы обеспечить всех кукол и мягкие игрушки, которые находятся в игровом уголке группового помещения красивой сезонной одеждой. Одежда для игрушек должна быть яркой, легко сниматься и быть с удобными застежками. Необходимо вызвать у детей интерес к игровому уголку, желание действовать с игрушками.
Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их половых особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и т. д.
Роль воспитателя состоит в том, что он периодически участвует в играх детей. Мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, поэтому не ругайте их за чрезмерную активность и не способность усидеть на месте, просто предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия.
Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики.
В результате этого у детей должна сформироваться половая устойчивость: «Я девочка и буду ей постоянно, Я – мальчик и всегда буду им».
Решение задач, связанных с половым воспитанием детей 5-6 лет требует вдумчивого отношения педагогов и родителей к подбору материалов и оборудования, решающая роль принадлежит оснащению группы. Главная задача, стоящая перед заведующей и воспитателями, работающими с детьми 5-6 лет, является создание оптимально насыщенной целостной, многофункциональной, трансформирующейся среды.
Второй, не менее важной задачей, которую надо решать при воспитании детей 5-6 лет, является внесение в среду различных маркеров с акцентом на половую идентичность и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков.
Основной задачей, которую надо решать при оформлении помещений детского сада с учетом половых особенностей детей, является оказание помощи маленькому ребенку в том, чтобы он имел возможность многократного подтверждения того, что она – девочка, а он – мальчик. Поэтому надо по мере возможности использовать простейшие маркеры половых различий, но с учетом индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка.
В изготовлении маркеров половых различий должны принимать участие, как сотрудники дошкольного образовательного учреждения, так и родители.
С девочками воспитатель может обсудить расстановку мебели в игровом уголке и договаривается с ними о том, где в игровом уголке они будут хранить постельные принадлежности, одежду, посуду и т.п.
С мальчиками воспитатель может обсудить расположение крупного деревянного конструктора и игрушечного «автопарка».
Важная роль в развитии игровой деятельности детей 5-6 лет принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики этого возраста, уже самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. С детьми этого возраста в детском саду должен ежедневно играть воспитатель, а в семье – родители.
В играх реализуются желания детей. В игре ребёнок освобождается от чувства одиночества и познает радость близости и сотрудничества, оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям.
Семья играет важнейшую роль в общении детей в детском саду, ребенок является зеркальным отражением домашнего быта.
Работа по половому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.














ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по половому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
2.1. Определение особенностей полового поведения детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап)
Опытно-экспериментальная работа по половому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности была проведена на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 20 комбинированного вида, расположенного в г. Димитровграде.
Организация полового подхода в воспитании детей старшего дошкольного возраста, осуществлялась в старшей группе № 1. Экспериментальная группа состояла из 20 детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Исходя из теоретического анализа проблемы, можно выделить цель и задачи констатирующего эксперимента.
Цель констатирующего эксперимента - выявить особенности полового поведения девочек и мальчиков 5-6 лет в игре.
Задачи:
выявить представления детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчины и женщины;
исследовать своеобразие интересов девочек и мальчиков в игре;
изучить отношение родителей к игре как методу полового воспитания.
Для выявления особенностей представлений детей о половых ролях, о себе как о представителе определенного пола и своих настоящих и будущих половых ролях была использована беседа.
Беседа проводилась индивидуально с каждым ребенком и состояла их трех блоков вопросов.
Первый блок объединяет вопросы, цель которых выявить представления ребенка о своем образе "Я - мальчик" или "Я - девочка" и особенности идентификации ребенка со своим полом, позитивном либо негативном отношении ребенка к своей половой роли.
Второй блок объединяет вопросы, выявляющие представления ребенка о своей настоящей половой роли.
Третий блок вопросов преследует цель выявить представления ребенка о своей будущей половой роли.
В процессе проведения констатирующего эксперимента был проведён опрос всех детей группы (всего 20 человек – 100%) им были предложены следующие вопросы:
1. Скажи, кто ты: мальчик или девочка? Откуда ты это знаешь?
2. Чем мальчики отличаются от девочек (девочки от мальчиков)?
3. По каким внешним признакам можно узнать, что это мальчик (девочка)?
4. Может ли быть так, что ты ляжешь вечером спать мальчиком (девочкой), а утром проснешься девочкой (мальчиком)?
5. А если бы это было возможно, ты хотел (а) бы заснуть мальчиком
(девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)?
6. Ты бы очень огорчился (огорчилась), если бы стал девочкой (мальчиком)? Почему?
7. Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек? (если вопрос ребенку непонятен, задаются уточняющие вопросы: «Как ты узнаешь, кто мальчик, а кто девочка?»)
8. Мама, папа (бабушка, дедушка) считают тебя хорошим сыном (дочкой), внуком (внучкой)? Почему ты так думаешь?
9. Каким бы ты хотел стать сыном (дочкой), внуком (внучкой)? Почему?
10. Когда ты вырастешь, кем ты будешь: дядей или тетей, мужем или женой, папой или мамой?
11. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь: дядей или тетей, мужем или
женой, папой или мамой?
12. Каким бы ты хотел (а) стать мужчиной (женщиной)?
13. Каким бы ты хотел (а) стать папой (мамой)?
Критериями оценки полученных ответов явилось следующее:
А) О низком уровне развития образа "Я - мальчик" или "Я - девочка" свидетельствовали неустойчивость пола, его обратимость, т.е. ребенок допускал возможность превращения в мальчика или девочку; наличие эмоционально нестабильного отношения к себе; оценивал себя как не очень хорошего (хорошей) или же ссылался на негативные оценки его качеств взрослыми. У детей отсутствовали представления о своих будущих половых функциях в обществе и семье; характерны неопределенные представления об особенностях поведения мальчиков и девочек в среде сверстников и семье.
Б) Представления ребенка о себе как о представителе определенного пола
можно считать среднего уровня развития в том случае, если ребенок: знает, что пол необратим, т.е. нельзя из мальчика превратиться в девочку и наоборот; оценивает себя положительно и лишь отдельные качества считает
в себе плохими, если таковыми их считают другие; если для ребенка имеет представления о том, как ведут себя мальчики и девочки и называет некоторые их отличительные признаки (одежда, рост, некоторые качества, поведение); называет некоторые функции мальчика и девочки в семье в настоящее время и в будущем.
В) О высоком уровне сформированности полового образа ребенка свидетельствуют: знание необратимости пола; эмоционально положительное
отношение к себе в целом и выполнению своих половых функций в семье; представления об отличиях мальчиков и девочек и особенностях их
полового поведения; знание ряда своих половых функций в будущем и позитивное их принятие.







Представления ребенка о своем образе "Я - мальчик" или "Я - девочка"
Сентябрь 2014года.










В результате проведенной беседы мы выяснили, что
9 человек детей определяют свою половую принадлежность, уверенно называют отличительные признаки противоположных полов;
6 человек имеют средние познания о своих будущих половых функциях в обществе и семье, называют некоторые функции мальчика и девочки в семье в настоящее время и в будущем.
- 5 человек не имеют устойчивых представлений о поле, оценивают себя как не очень хорошего (хорошей) или же ссылался на негативные оценки его качеств взрослыми. У детей отсутствовали представления о своих будущих половых функциях в обществе и семье.
В данном детском саду регулярно с детьми проводится коррекционно – развивающая работа педагогом – психологом.
Одним из направлений работы психолога является работа по диагностике уровней развития половозрастной идентификации у старших дошкольников.
В своей работе педагог-психолог использует методику Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация».
Используя данную методику педагог – психолог преследует следующую цель: исследование уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста ребенка.
При проведении работы используется следующий материал: два набора карточек, на которых персонажи мужского и женского пола изображены в разные периоды жизни: от младенчества и до старости. Облик изображенного на них персонажа демонстрирует типичные черты, соответствующие определенной фазе жизни и соответствующей ей половозрастной роли: младенчеству, дошкольному возрасту, школьному возрасту, юности, зрелости, старости.
Исследование проводится в два этапа. Задачей первого этапа является оценка возможностей ребенка идентифицировать свой настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус на представленном ему изобразительном материале. Проверяется способность к адекватной идентификации своего жизненного пути.
Методика проведения: Перед ребенком на столе в случайном порядке раскладываются 12 картинок. Предлагается показать, какому образу соответствует его представление о себе в настоящий момент: «Посмотри на все эти картинки. Как ты думаешь, какой ты сейчас?»
Если ребенок сделал адекватный выбор картины, можно считать, что он правильно идентифицирует себя с соответствующим полом и возрастом. В тех случаях, когда он вообще не может идентифицировать себя с каким-либо персонажем на картинках: «Меня здесь нет», эксперимент нецелесообразно проводить дальше, т.к. даже идентификация с образом настоящего у ребенка не сформирована.
После того как ребенок выбрал первую картинку, ему предлагается дополнительная инструкция, и его просят показать каким он был раньше: - «Хорошо, сейчас ты такой, а каким ты был раньше?» Выбранную карточку располагают перед той, что была выбрана первой; так, чтобы получилось начало возрастной последовательности.
Затем просят показать, каким он будет потом. Все картинки выкладываются самим ребенком в определенной последовательности. Если ребенок правильно составил последовательность для своего пола, его просят разложить персонажей противоположного пола.
На втором этапе сравниваются представления ребенка о «Я - настоящем», «Я – привлекательном» и «Я – непривлекательном».
Методика проведения: На столе лежат обе серии картинок. Ребенка просят показать, какой образ кажется ему самым привлекательным. «Еще раз посмотри внимательно на эти картинки и покажи, каким бы ты хотел быть». Затем: «Покажи, каким бы ты ни за что не хотел бы быть".
При проведении обследования используются бланки, в них размечены позиции правильной последовательности, под которой, указывается выбор ребенка, также зарезервированы позиции для отметки положительного и отрицательного предпочтения. Выбор идентичного персонажа отмечается «+» в круге, остальные «+», пропущенные позиции
« - », а при нарушенной последовательности указываются номера выбранных карточек.
Анализ результатов выполнения методики "Половозрастная идентификация" нацелен на выявление возрастных, индивидуально-личностных и патологических особенностей детей. Полученные при этом данные несут информацию о степени сформированности эго-идентичности ребенка и генерализации этого знания на других людей и на собственный жизненный путь.
На предпочтения ребенка при построении половозрастной последовательности как при выборе привлекательных, так и непривлекательных образов оказывают влияние социальная ситуация развития ребенка и его опыт. Адекватность или неадекватность этих предпочтений, аргументация, приводимая детьми для объяснения их выбора, помогают выявить скрытые эмоционально-аффективные комплексы ребенка, особенности самосознания и мотивы его поведения.









Таблица 1
Показатели половозрастной идентификации у старших дошкольников по методике Н.Л. Белопольской (%)

Правильная идентификация
С помощью взрослого
Не правильная идентификация

Количество детей
75%
25%
0%


В таблице 1 мы видим, что правильно идентифицируют себя с полом и возрастом 75% старших дошкольников. С помощью взрослого соотнесли себя с возрастом и полом 25% детей старшего дошкольного возраста. Эти результаты указывают на то, что в целом, у большинства дошкольников старшего возраста сформированы представления о том, какого они пола и возраста. Среди всех 25% детей испытали затруднения следующего характера: они сначала выбрали привлекательный образ, неточно поняв инструкцию, но затем после помощи взрослого ответили правильно.






Далее мы проанализировали выбор детьми привлекательного и не привлекательного образа себя в настоящем. Полученные результаты представлены в таблице 2.


Таблица 2
Показатели представлений о привлекательном и не привлекательном образе " Я" у девочек старшего дошкольного возраста

Представления о Я-настоящем


Привлекательный образ
Не привлекательный образ

Младенец
0 (0%)
2 (13%)

Дошкольница
6(38%)
0 (0%)

Школьница
5 (31%)
0 (0%)

Девушка
0 (0%)
0 (0%)

Женщина
0 (0%)
0 (0%)

Старуха
0 (0%)
3 (18%)


В таблице 2 мы видим, что у 38% девочек старшего дошкольного возраста наиболее привлекательным является образ дошкольницы, а также школьницы (31%). Данные результаты обусловлены тем, что в старшем дошкольном возрасте активно формируется положительное отношение к школе и образ школьницы ассоциируется с взрослением. Самими не привлекательными оказались образ младенца 13 % и старухи - 18 %. Эти результаты свидетельствуют о том, что девочки старшего дошкольного возраста не хотят быть маленькими и пожилыми.




У мальчиков отмечаются несколько иные особенности.
Таблица 3
Показатели представлений о привлекательном и не привлекательном образе "Я" у мальчиков старшего дошкольного возраста

Представления о Я-настоящем


Привлекательный образ
Не привлекательный образ

Младенец
0 (0%)
0 (0%)

Дошкольник
4 (29%)
0 (0%)

Школьник
3 (21%)
0 (0%)

Юноша
0 (0%)
0 (0%)

Мужчина
0 (0%)
2 (14%)

Старик
0 (0%)
5 (35%)

Как показывают результаты, представленные в таблице 3, привлекательными для мальчиков старшего дошкольного возраста, как и для девочек, являются образ дошкольника: 29%, школьника: 21%. А вот не привлекательными для мальчиков являются образ мужчины (14%) и старика (35%).
Таким образом, изучение половозрастной идентификации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста показало, что представление о своем поле и возрасте у детей сформировано правильно.
В ходе беседы с детьми мы выявили уровень сформированности их представлений о своей половой роли, эмоциональное отношение к ней, представления о себе в будущем (данные на диаграмме 1.)
Таким образом, результаты показывают нам, что половое развитие старших дошкольников находится еще в процессе формирования и их половые представления носят неустойчивый характер.
Особенности полового поведения детей старшего дошкольного возраста мы смогли выявить с помощью наблюдения за старшими дошкольниками в различных видах детской деятельности. С помощью наблюдения действий детей в игре, на прогулке, в раздевалке, в процессе ухода за растениями в группе мы выявили женские и мужские признаки и качества личности девочек и мальчиков.
Нами было отмечено, что в большинстве случаев мальчики предпочитают играть с мальчиками (85%),
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415девочки с девочками (81%).










При этом, мальчики чаще выбирают машины, строительные игры, конструкторы, подвижные игры, реже - дидактические, настольно-печатные, театрализованные игры. Девочки предпочитают сюжетно-ролевые, театрализованные игры, дидактические, настольно-печатные, куклы, мягкие игрушки, реже - строительные игры, конструктор, машинки, подвижные игры.
Мальчики в сюжетно-ролевых, подвижных играх и играх-драматизациях предпочитают брать на себя роли, отражающие мужской образ: папа, ведущий, брат, шофер, командир.
Девочки предпочитают брать на себя роли, отражающие женский образ: мама, сестра, медсестра, повар.
В наши дни родительская семья по-прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей дошкольного возраста. В семье ребенок душой и телом отдыхает от образовательного учреждения, где его личность тонет в массе других личностей. Сердечность семейных отношений, забота и ласка, внимание к индивидуальным особенностям личностного развития девочек и мальчиков дают им ту опору, которая на многие дальнейшие годы определит характерные особенности их личности. В результате анкетирования родителей было установлено, что в настоящее время значительная часть родителей – 75 % не знают, что такое половое воспитание и как осуществлять процесс воспитания ребёнка с учётом данного подхода. И только единицы (25%) имеют небольшие представления, как осуществлять половое воспитание старших дошкольников. (Приложение)
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Сентябрь 2014
















2.2. Система работы по половому воспитанию в процессе игровой деятельности
Проанализировав проблему полового воспитания в старшем дошкольном возрасте и результаты констатирующего этапа исследования, можно сделать вывод о том, что одним из эффективных средств, способствующих формированию половых представлений, навыков полового поведения у детей данной возрастной группы является игра-драматизация.
Игра-драматизация - это одна из разновидностей игры, которая основана на собственных действиях ребёнка по исполнению роли.
Участвуя в игре драматизации, ребёнок входит в образ, перевоплощается в него, живёт его жизнью. Необходимо отметить, что использование игры-драматизации активно начинается, как правило, в дошкольном возрасте, когда дети имеют достаточно сформированный уровень развития связной речи, чтобы они имели возможность достаточно свободно и связно выражать мысли от лица героя.
Игра является ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте. Формирование половой идентичности, навыков полового поведения, представлений о половом поведении формируется в дошкольном возрасте на практической основе в деятельности. Формирование навыков полового поведения, наиболее эффективно может осуществляться с помощью игр, в которых ребёнок отображает определённую модель полового поведения, характерную для какого-либо героя. Это может осуществляться на основе игр -драматизации.
При организации исследования учитывались результаты констатирующего этапа, который показал, на котором уровне сформированности находится половое развитие и каковы его особенности.
Экспериментальная работа осуществлялась с детьми, у которых выявлен средний и низкий уровень полового развития. Также участвовали дети с высоким уровнем развития и их участие было направлено на формирование образца полового поведения в образе сверстника.
Организация работы над игрой-драматизацией опиралась на методику проведения данного вида игры. Игра-драматизация выполнялась по сказкам. Материал сказок, их тематика предварительно отбирались таким образом, чтобы в них присутствовали человеческие герои, а не животные, что позволило бы рассматривать модели мужского и женского поведения.
В результате проведённого отбора сказок было составлено тематическое планирование, которое включало в себя четыре сказки:
«Две сестры» (русская народная сказка);
«Морозко» (русская народная сказка);
«Гуси-лебеди»
«Снегурочка»
Работа по данным сказкам осуществлялась с учётом этапов проведения работы по игре-драматизации.
Эти этапы включают в себя: первый этап - знакомство со сказкой; второй этап - освоение материала сказки по эпизодам; третий этап - проигрывание всей сказки целиком; четвёртый этап - показ сказки зрителям. В играх-драматизациях создаются условия для формирования половых представлений, предпочтений детей на основе работы с образами конкретных героев.
В рамках исследования были определены следующие условия:
-целенаправленный отбор литературного материала для игр-драматизаций;
-организация подготовительной работы, включающей в себя анализ поступков, поведения, образов персонажей произведений в соответствии с их полом;
-формирование у детей навыков поведения в рамках определённой социальной роли.



На первом этапе- проводилось знакомство со сказкой. В ходе чтения сказки детям чтение характеризовалось эмоциональностью, динамичностью для того чтобы развить у детей интерес к новому произведению, желание узнать о том, как развивались события, происходящие с данными персонажами.
Некоторые из сказок были выбраны на основании любимых детьми сказок, которые читались в группе ранее. Осуществляя знакомство со сказкой, в ходе беседы обращали внимание детей на различные стороны образов и поведения героев.
После знакомства с каждой сказкой проводилась беседа, в ходе которой акцент ставился на понимание общего смысла сказки и последовательности событий, разбирались качества героев сказки, обращая внимание при этом, какого пола герой, уточняя у детей этого же пола, хотели ли они быть похожими на этого героя, почему хотели бы либо почему не хотели бы и т.д.
Задачей этого этапа являлось научить детей выделять признаки полового поведения в образах сказочных персонажей, и дифференцировать половое поведение в отношении всех людей.
Далее сказка делилась на ряд смысловых частей. Каждая часть подробно разбиралась, осуществлялся пересказ, определялись участники игры-драматизации, проходило распределение героев и репетиция.
Затем осуществлялось проигрывание всей сказки целиком, обращалось внимание на то, какие действия персонажа получаются у ребёнка лучше, какие хуже и почему. При этом обращалось внимание на то, насколько соответствует образ, передаваемый ребёнком тому образу, который присутствует в книге, по каким качествам и характеристикам.
Во время показа сказки формировались навыки полового поведения, ребёнок, неосознанно присваивает особенности поведения героя себе. В завершении сказки мы разбирали с детьми особенности, их впечатление и настроение во время сказки, отношение к персонажам, что нового они узнали, что смогли почерпнуть.
На основании всех проведённых игр-драматизаций можно отметить следующие:
-при подготовке первых игр-драматизаций у детей старшего дошкольного возраста прослеживалось недостаточная дифференциация в поведении черт, относящихся к мужскому и женскому поведению, неумение выделять эти черты в образе героев.
-Постепенно данные проявления значительно уменьшились.
-Многие черты, которые понравились детям в образе героев, стали транслироваться ими в их поведении в разных видах деятельности.
Эти и другие особенности позволяют нам говорить о том, что в результате нашей работы были достигнуты положительные результаты.



















2.3 Оценка эффективности экспериментальной работы (контрольный эксперимент)
Для сравнительного анализа особенностей идентификации себя со своим полом и возрастом детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента мы повторно провели обследование по методике Н.Л. Белопольской
«Половозрастная идентификация». Сравнительные результаты представлены на рисунке.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Как видно из рисунков, после проведенной работы произошла положительная динамика показателей половозрастной идентификации у старших дошкольников. После проведенной нами работы 100% детей старшего дошкольного возраста показали правильную половую идентификацию. Эти результаты свидетельствуют о том, что у старших дошкольников после проведенных специально подобранных игр и упражнений, четко сформированы представления о том, какого они пола и возраста, о своем образе «Я-мальчик» или «Я-девочка», что может свидетельствовать об эффективности проведенной нами развивающей работы с использованием игры-драматизации.
Повторное наблюдение также выявило положительную динамику в особенностях полового поведения детей. Так, увеличилось количество детей, которые предпочитают играть с детьми своего пола, мальчики- до 93%, девочки- до 94%. Было отмечено, что мальчики чаще стали выбирать машины, строительные игры, конструкторы, подвижные игры, реже - дидактические, настольно-печатные, театрализованные игры. Изменилось и отношение родителей к детям: 85% родителей стали более обдуманно относиться к подбору игр, развлечений, учитывая индивидуальные и половые особенности детей. (Приложения-памятки)
Анкетирование родителей









Таким образом, проведенная работа по половому развитию детей старшего дошкольного возраста в игре-драматизации была эффективной.





Заключение

Исследуя поведение мальчиков и девочек в обществе с детьми разных полов, мы пришли к выводу, что девочки более активны, чем мальчики. Мальчики в незнакомом обществе детей замкнуты, ведут себя тихо. Девочки быстрее приспосабливаются и адаптируются в обществе незнакомых детей.
Проблема половой социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.
Для формирования половых представлений был организован формирующий этап, в ходе которого с помощью игр-драматизаций воспитатели способствовали формированию половых представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты контрольного эксперимента показали качественные положительные изменения в сформированности половых представлений: чаще стало проявляться позитивное отношение к себе, произошло уточнение характеристик образа "Я", представлений о половом поведении.
Специфика процесса половой социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация полового воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов.
Работа по половому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.





Список использованной литературы

1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре [Текст] / В.В. Абраменкова. - Москва-Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - 372 с.
2. Акулова, О. Театрализованные игры [Текст] / О. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 16-24.
3. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / Е.А. Антипина. - М., 2003. - 295 с.
4. Белопольская, Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. Выпуск 2. Изд. 2-е, испр. [Текст] / Н.Л. Белопольская. - М.: Когито-Центр, 1998. - 24 с.
5. Бендас, Т.В. Гендерная психология [Текст] / Т.В. Бендас. - СПб., 2005. - 267 с.
6. Гендерное образование: учебное пособие [Текст] / под общ. Ред. Л.И. Столярчук.- Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. - 386 с.
7. Григорьева, Ю.С. Дидактическая игра как средство полового воспитания детей старшего дошкольного возраста: дисс. Пед. канд. наук [Текст] / Ю.С. Григорьева. - Екатеринбург, 2007. - 167 с.
8. Еремеева В.Д., Хризман Т.Л. Мальчики и девочки - два разных мира [Текст] / В.Д, Еремеева, Т.Л, Хризман.-Москва, 1998. - 118 с.
9. Зимина, И.Театр и театрализованные игры в детском саду [Текст] / И. Зимина //Дошк.восп. - 2005. - № 4. - С. 3-14.
9. Каган, В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет [Текст] / В.Е. Каган // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 65-69.
10. Клецина, И.С. Гендерная социализация: учебное пособие [Текст] / И.С. Клецина. - СПб., 1998. - 206 с.
11. Колесов, Д.В., Сельверова, Н.В. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания [Текст] / Д.В. Колесов, Н.В. Сельверова. - М.: ФиС, 1978. - 198 с.
12. Коломийченко, Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Коломийченко. - Пермь: ПГПУ, 2002. - 115 с.
13. Коломийченко, Л.В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Коломийченко, О. Прозументик // Детский сад от А до Я. - 2006. - № 1. - С. 12-25.
14. Коломийченко, Л.В. К вопросу о формировании гендерной толератности у детей дошкольного возраста // Теория и практика толерантности: от конфликтов к миру и согласию. Материалы Международной научно-практической конференции (14 ноября 2013 года) / Под ред. Д-ра пед. н., профессора Л.В. Моисеевой, к. психол. н., доцента О.С. Батуриной [Текст] / Л.В. Коломийченко, С.Б. Фадеев. - М.: Ваш полиграфический партнер, 2013. - 250 с.
15. Коломинский, Я.Л., Мелтсас, М.Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников [Текст] / Я.Л. Коломинский, М.Х. Мелтсас // Вопросы психологии. - 1985. - № 3. - С.165-171.
16. Конышева, Е.А. Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации: автореф. дис. канд. пед. наук [Текст] / Е.А. Конышева. - Екатеринбург, 2006. - 23 с.
17. Лаптенок, Е.Ю., Дегтерева, И.А. Козлова, Н.А. Раздельное воспитание мальчиков и девочек: за и против [Текст] / Е.Ю. Лаптенок, И.А. Дегтерева, Н.А. Козлова //Дошкольная педагогика. - 2002. - №1. - С. 14-19.
18. Ледовских, Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Н.К. Ледовских. - М.: Владос, 2008. 19. Лодкина, Т.В., Лепехина, И.В. Дифференцированный подход в воспитании и развитии детей дошкольного возраста с учетом их половой принадлежности (научно- методические рекомендации) [Текст] / Т.В. Лодкина, И.В. Лепехина. - Вологда: Вологодский институт развития и образования, 2000. - 309 с.
20. Макаренко, Л. В. Театр и театрализованная деятельность в современном дошкольном учреждении образования: монография [Текст] / Л.В. Макаренко. - Донецк: ЛАНДОН-ХХЫ, 2011. - 211 с.
21. Малова Т.В. Сказка как средство формирования представлений о женственности // Успехи современного естествознания. - 2007. - № 7 - С. 66-69
22. Малова, Т. В. Изобразительное искусство как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста: автореферат дис. Канд. пед. наук [Текст] / Т. В. Малова. - Москва, 2002. - 19 с.
23. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] / М.Д. Маханева. - М.: Сфера, 2001. - 198 с.
24. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детства, отрочества [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2002. - 456 с.
25. Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду [Текст] / Т.И. Петрова. - М., 2000. - 217 с.
26. Попова, Л.В. Что нужно знать воспитателям о том, как мальчики и девочки научаются быть мужчинами и женщинами [Текст] / Л.В. Попова // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Часть 1. Мурманск. 2001.
27. Практикум по гендерной психологии [Текст] / Под ред. И.С. Клециной. - СПб., 2003. - 276 с.
28. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т. А. Репина. - Москва-Воронеж, 2004. - 300 с.
29. Сиротюк, Л. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода [Текст] / Л. Сиротюк // Народное образование. - 2003. - № 8. - С. 34-38.
30. Соломенникова, О. Роль семьи в гендерной социализации детей дошкольного возраста [Текст] / О. Соломенникова, Н. Баранникова // Детский сад от А до Я. - 2006. - № 1. - С. 122-126.


31. Столярчук, Л.И., Столярчук, И.А. Парадигмальная взаимосвязь понятий «половое», «полоролевое», «гендерное» воспитание [Текст] / Л.И. Столярчук, И.А. Столярчук // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 1. - стр. 357-360.
32. Стрелова, М. Раздельное воспитание: за и против [Текст] / М. Стрелова // Дошкольное воспитание. - № 4. - 2000. - С. 12-22.
33. Татаринцева, Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ: учебное пособие [Текст] / Н.Е. Татаринцева. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 243 с.
34. Шелухина, И.П. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.П. Шелухина. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 27 с.
35. Шинкарёва Н.А. Актуальность проблемы полового воспитания детей дошкольного возраста (тезисы) [Текст] / Н.А. Шинкарёва.// Основные направления модернизации современного дошкольного образования./Материалы региональной научно-практич. Конференции - Абакан, 2005. - С. 145-146.
36. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М., 1999. - 180 с.











Приложение
Анкета для родителей
«Половое воспитание детей дошкольного возраста»
Просим вас внимательно изучить предлагаемую анкету, ответить на вопросы. Если такого ответа нет, то допишите его. Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

1. Что Вы подразумеваете под понятием «половое воспитание»?
а) Предоставление ребенку знаний об анатомических различиях между полами и их значении
в продолжении человеческого рода
б) формирование черт мужественности у мальчиков и женственности у девочек;
в) знакомство ребенка с нормами и правилами поведения с людьми противоположного пола;
г) подготовка мальчика к роли мужа и отца, девочки – к роли жены и матери;
д) Ваш вариант __________________________________

2.Достаточно ли Вам знаний о половом воспитании детей для его полноценного осуществления?
а)Достаточно; б) знания есть, но мало; в) знаний нет совсем.

3.Нужна ли вам консультация по теме полового воспитания в детском саду?
а)Да б) нет

4. Занимаетесь ли Вы половым воспитанием ребенка в семье?
а)Да б) нет
ПО ВОЗМОЖНОСТИ

5. Когда у Вас возникают вопросы по половому воспитанию ребенка, обращаетесь ли Вы к воспитателю как компетентному лицу?
а)Да, я обращаюсь за помощью к воспитателю; б) желание есть, но обратиться стесняюсь
в) нет, не обращаюсь

6.С какого возраста, на Ваш взгляд, необходимо осуществлять половое воспитание?
а)С рождения; б) с дошкольного возраста
в)со школьного возраста г) Ваш вариант ____________________________




7.Где, по Вашему мнению, должно осуществляться половое воспитание детей дошкольного возраста?
а)Только в семье; б) только в детском саду;
в)в семье и детском саду; г) Ваш вариант_______________________________

8. Какие роли должны быть отведены матери и отцу в половом воспитании мальчика?
а) Мать занимает ведущую роль, отец принимает участие;
б) отец занимает ведущую роль, мать принимает участие;
в) воспитанием занимается только мать;
г) воспитанием занимается только отец;
д) мать и отец занимают равные позиции.

9. Какие роли должны быть отведены матери и отцу в половом воспитании девочки?
а) Мать занимает ведущую роль, отец принимает участие;
б) отец занимает ведущую роль, мать принимает участие;
в) воспитанием занимается только мать;
г) воспитанием занимается только отец;
д) мать и отец занимают равные позиции.

10. Вопросы из какой области знаний о половом воспитании детей Вас больше всего интересуют? ____________________________________________________________________________


















Приложение
Советы родителям

В 57 лет уже хорошо играют в семейные роли. Объединение в игры происходит в 23 года, группы для игры формируются по 23 человека
Темы детских игр разнообразны. Главное в них подражание роли взрослых. Сказки, мультфильмы способствуют возникновению новых ролей: принц и принцесса, король и королева, Человек-паук и др.
Для детей старшего возраста характерны коллективные игры. В этом возрасте в коллективных играх может присутствовать элемент агрессии (драки, борьба). Это детям доставляет удовольствие. Бывает, что в играх девочки меряются силами с мальчиками.
В 67 лет ребенок с удовольствием еще играет с пластилином, этот мягкий материал средство его самовыражения.
Наблюдая за игрой ребенка, можно многое узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. Через игры можно узнать о взаимоотношениях в семье. Через наблюдения за игрой можно узнать об интересах и склонностях ребенка, тем самым можно помочь определить его будущую профессию.
Игра элемент созидательного творчества, элементы которого должны присутствовать в жизни человека ради поддержания его духовной гармонии. 2. Место для игр.
Игра это творческий процесс. Значит, место для игры это зона творчества. Эта зона должна быть активной, но не вызывать у ребенка агрессию.
Место для детских игр должно быть хорошо освещено. Оно может находиться у окна, тогда освещение этой зоны будет естественным в светлое время суток. Если вы отвели ему угол в комнате и там темно, нужно позаботиться о дополнительном освещении.
Помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе.
Никогда не сравнивайте разнополых детей и тем более не ставьте одних в пример другим.
Не переусердствуйте, воспитывая как мальчика, так и девочку, дайте детям право выбора, время подумать самим.
Не рассказывайте мальчику всего до конца, давая какое либо задание, а девочке не забудьте на личном примере продемонстрировать то, что от неё требуется.
Если вы пытаетесь что-то объяснить мальчику, не забывайте не только рассказывать, но и показывать.
Пытаясь отругать за что-то девочку, сначала объясните ей, в чём она не права, а высказывать всё и сразу не спешите.
Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно Вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет Вас слышать и слушать.
Мальчики и девочки по-разному устают: девочки истощаются эмоционально, а мальчики интеллектуально, ругать одинаково в такой ситуации бессмысленно.
В случае неудачи не позволяйте себе нервничать, этим Вы оградите ребёнка от излишних переживаний и паники, ведь для него всё выглядит гораздо серьёзней, чем для Вас.
Учитесь терпению, в том числе и у своего малыша.
Постарайтесь объяснить ребёнку, что ошибаться иногда даже нужно.
Постарайтесь понять, что ребёнок тоже личность и то, что он будет похож на Вас, совсем не обязательно.
Помогите детям найти разгадку самостоятельно, а не преподносите её "на блюдечке", чтобы сэкономить время и силы, детям нравится сам процесс, результат для них пока на втором месте.
Мальчик и девочка - это два разных мира. Очень часто мы неправильно реагируем на поступки детей, потому что не понимаем, что стоит за этими поступками. Если в семье уже растёт дочка, и родился сын, родителям необходимо знать, что во многом придётся начинать с нуля и их опыт воспитания дочки не только не поможет, а даже может мешать. Если после сына в семье родилась дочь, сложностей обычно бывает меньше, хотя разницу учитывать придётся в любом случае. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить!
Любовь родителей в первую очередь проявляется через доверие и заботу.
Забота – это готовность всегда прийти ребенку на помощь, заинтересованность в его благополучии, интерес к его личности, стремление, сделать его счастливым, сострадание к его боли. Заботиться – значит интересоваться и проникаться жизнью малыша.
Доверять ребенку – значит верить, что он всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так. Доверять – значит давать малышу свободу и пространство делать все самостоятельно.
До девятилетнего возраста всем детям требуется много заботы и несколько меньше доверия. После девяти лет дети начинают естественным образом отдаляться от родителей и становятся более независимыми. Первый признак, что ребенок от вас отдаляется, – он стесняется вашего поведения.
Независимо от возраста, мальчикам требуется больше доверия, а девочкам – заботы. Мальчик доволен собой, если может действовать самостоятельно. Добиваясь чего-то без посторонней помощи, он обретает уверенность в себе и чувство собственного достоинства.
Если девочке дают слишком много свободы, ей может показаться, будто ее отталкивают, обижают, не любят. Мальчик же нередко просто расцветает от подобного отношения, поскольку чувствует, что родители признают его самостоятельность и верят в его способность заботиться о себе самостоятельно и делать все правильно.
Матери нередко делают своих сыновей слабыми, слишком беспокоясь о них и подавляя своей опекой. Отцы часто дают дочерям слишком много самостоятельности и возможности обходиться без посторонней помощи, пренебрегая потребностью девочек в заботе. Родителям следует понять, что мальчики формируют позитивное представление о себе на основе доверия со стороны окружающих, а девочки – на основе внимания и заботы, которые им дарят люди.
Приходя в этот мир, мальчики и девочки склонны в равной мере доверять окружающим и заботиться о них. Когда малыши встречают пренебрежение к своим нуждам и желаниям, или испытывают боль от того, что эти нужды и желания не удовлетворены, реакция мальчиков обычно состоит в том, что они меньше заботятся об окружающих, а реакция девочек в том, что они начинают меньше доверять. Задача родителей – дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы она могла доверять окружающим; а по отношению к мальчику необходимо проявить больше доверия, приятия и одобрения, чтобы побуждать его заботиться об окружающих.
Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, – что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды. Так проявляется ее потребность оставаться слабой и зависеть от окружающих. Ей необходима уверенность в том, что она может рассчитывать на поддержку родителей. Если девочка получает необходимую ей заботу, она доверяет родителям и остается открытой. Доверчивая девочка счастлива и довольна жизнью.
Если девочкой пренебрегают, она может развить в себе мужские качества – чтобы не испытывать боль от неудовлетворенности.
Это не означает, что девочка, которой свойственны мужские черты, непременно недополучила то, что необходимо ей для развития женских качеств. Возможно, у нее просто активный темперамент, вследствие чего эта девочка ведет себя как мальчик. Несмотря на то, что некоторые девочки ведут себя как мальчишки, они все равно остаются девочками, им нужно больше заботы, понимания и уважения.
Естественно, для того, чтобы мальчик был уверен в завтрашнем дне и доверял старшим, ему тоже требуется забота, понимание и уважение, – однако для него важнее мотивация к действию. Без мотивации он перестает заботиться о чем бы то ни было. Если мальчишка ни о чем не заботится, он становится угрюмым, неуправляемым и начинает плохо учиться. Без мотивации мальчик не может ни на чем сосредоточиться, что приводит либо к депрессии, либо к гиперактивности. Самая главная потребность мальчиков – мотивация к деятельности.
Задача родителей – проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.
Для того чтобы мальчик заботился об окружающих, его действия необходимо мотивировать успехом и поощрением. Нужно ясно давать ему знать, что он способен радовать своих родителей и радует их. Если мальчику удается доставить родителям радость, это служит ему мотивацией, чтобы и дальше вести себя соответствующим образом, в противном случае мальчик становится слабым и перестает заботиться об окружающих. Позитивное поощрение правильного поведения служит мальчику дополнительным подтверждением успеха. Если мальчик видит, что окружающие ценят то, что он делает, в нем просыпается побуждение делать еще больше. Нет более сильного стимула, чем успех.

Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников- мальчиков.
Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И, уж конечно, не так, как мы - взрослые.
Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ним - неверно и бесполезно.
Не обвиняйте ребенка в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.
Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи достижения.
Не обольщайтесь - вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте быть похожим ребенка на вас.
Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений.
Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
Старайтесь, давая задания мальчикам, включать их в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее показывать и рассказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл способ решения, пусть даже наделав ошибок.
Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощения правого, "эмоционального" полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять за что ее ругают. Сначала разберите в чем ее ошибка.







Приложение
Художественные произведения, используемые при проведении занятий
с детьми старшего дошкольного возраста

Печенье
(В.Осеева)

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.
– Дели по одному, – строго сказал Миша.
Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.
– Ровно? – спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки.
– Ровно. Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро
уменьшались.
– Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек, и посмотрел на маму – она мешала не начатый чай. Он
посмотрел на бабушку – она жевала корочку хлеба









У бабушки дрожат руки
(В.А. Сухомлинский)

У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры и бабушка.
Нина младшая, ей восьмой год. Бабушка старая, ей восемьдесят два года. Когда она обедает, у нее дрожат руки. Несет ложку бабуся – ложка дрожит, и суп капает на стол.
Скоро у Нины день рожденья. Мама сказала, чтобы в этот день Нина пригласила на обед своих подруг.
Вот и гости пришли. Мама покрывает стол белой скатертью. Нина подумала: ведь бабушка тоже за стол сядет. А у нее руки дрожат. Подруги смеяться будут. Расскажут потом в школе: у Нининой бабушки руки дрожат.
Нина тихонько сказала маме:
– Мама, пусть бабуся сегодня за стол не садится.
– Почему? – удивилась мама.
– У нее руки дрожат. Капает на стол
Мама побледнела. Ни слова не сказав, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф. Долго молчала, потом сказала:
– У нас сегодня бабушка больная, поэтому именинного обеда не будет. Поздравляю тебя, Нина, с днем рожденья. Желаю тебе: будь настоящим человеком.









Как Вовка бабушек выручил
(А. Барто)

На бульваре бабушки баюкают внучат,
Поют внучатам ладушки, а малыши кричат.
Расплакались две Оленьки, им жарко в летний зной,
Андрей, в коляске, голенький, вопит как заводной.
«Ладушки, ладушки» – ох, устали бабушки,
Ох, крикунью Ирочку нелегко унять.
Что ж, опять на выручку Вовку нужно звать.
– Вовка - добрая душа, позабавь-ка малыша!
Подошел он к бабушкам, встал он с ними рядышком,
Вдруг запрыгал и запел: «Ладушки! Ладушки!»
Замолчали крикуны, так они удивлены:
Распевает ладушки мальчик вместо бабушки.
Засмеялись сразу обе маленькие Оленьки,
И Андрей не хмурит лобик, а хохочет, голенький.
Вовка пляшет на дорожке: «Ладушки! Ладушки!»
– Вот какой у нас помощник! – радуются бабушки.
Говорят ему: «Спасибо!»
Так плясать мы не смогли бы!









Точка (в сокращении)
(Н. Артюхова)

Боря проспал. Когда он открыл глаза, мама уже надевала шубу.
– Мама, постой, не уходи!
– Стою, – ответила мама.
Как бы это узнать, когда она сегодня домой придет? И чтобы ни о чем не догадалась.
Мама поправила перед зеркалом шарф. И ничего-то еще она не знает!
А папа уже купил новый шарф, завтра подарит, нарядный такой, выбирали
вместе, гораздо лучше этого!
– Мама, мы с папой тебе уже сюрприз приготовили, ты не думай!
– Я и не думаю.
Шарф, конечно, очень хорошо, но ведь покупал-то шарф папа. И у Бори будет сюрприз.
Мама поцеловала Борю и хотела идти. Уже в дверях она обернулась,
окинула взглядом комнату и сказала без уверенности в голосе:
– Боря, ты уж будь поаккуратнее, не устраивай беспорядка, может
быть, бабушка вечером зайдет Я сегодня рано вернусь. Уборки много.
Пол вчера не успела помыть.
– Так это очень хорошо! – сказал Боря.
– Что же хорошего-то? – удивилась мама.
– Очень хорошо, что ты рано вернешься!
Когда дверь за мамой захлопнулась, Боря радостно вскрикнул:
– Ага! Не успела помыть! Тем лучше!
И побежал на кухню. Так
На столе прикрытые полотенцем две тарелки и две чашки. Мама, должно быть, тоже немножко проспала сегодня и не успела прибрать. Вчера она вернулась поздно с работы.
Кастрюля из-под каши не вычищена, а только наполнена водой, чтобы
отмокала. Повезло!
Мимоходом Боря заглянул в корзину, с которой мама ходила за картошкой и овощами. Корзина была почти пуста.
– Ура! – вскрикнул Боря.
Боря быстро напился чаю и остановился посреди комнаты с видом полководца, обдумывающего план наступления. Обойти противника сбоку
или смело атаковать его главные силы?
– Ничего, – решил он. – Начнем с самого трудного.
Он засучил рукава и вылил в ведро остатки горячей воды из чайника.
Мыть пол Боре никогда не приходилось, но он хорошо знал, как это делается. Главное, не жалеть воды, водить тряпкой туда и сюда и переставлять все вещи в комнате. Боря то пыхтел, нагнувшись, то присаживался на корточки; нырял с головой под кровати.
Допятившись наконец до двери, Боря поднял голову и посмотрел на
часы. Большая стрелка самым неожиданным образом передвинулась больше, чем на полкруга.
«Ого! – подумал Боря. – Надо торопиться!»
В кухне дело пошло быстрее, потому что меньше вещей нужно было передвигать. Домыв кухню до середины, Боря почувствовал, что устал. К счастью, он догадался представить себя молодым матросом, который моет
палубу корабля. А капитан смотрит сурово и требовательно.
Покончив с палубой, матрос спустился в камбуз (то есть подошел к кухонному столу) и превратился в корабельного повара – кока. Наконец и тарелки были вымыты, и кастрюля доведена до блеска.
Несколько раз Боря бегал взглянуть на часы. Ему казалось, что невидимая рука переводит стрелку. А ведь еще нужно было запасти провизию для корабля.
Боря выдвинул ящик стола, где лежали деньги на хозяйственные расходы, подсчитал что-то, шевеля губами и загибая пальцы. Через минуту с корзиной в руке он уж мчался по лестнице, то есть по трапу вниз.
Подойдя к прилавку, Боря кашлянул, прочищая горло, и сказал как можно более взрослым голосом:
– Пожалуйста, мне килограмм самого лучшего мяса на вашу совесть.
Так всегда говорила бабушка, покупая мясо.
Продавец посмотрел на Борю сверху вниз, потом перевел взгляд на полки с разложенным на них товаром. Наконец, крякнув, отрубил от большого куска и сказал:
– Получайте, молодой человек, останетесь довольны!
Боря купил овощей, затем хлеба, вернулся домой и ахнул, взглянув на
часы.
Ни один корабельный кок не чистил картошку с такой быстротой и прилежанием. Наконец, кастрюлька была полна и залита доверху водой, мясо и овощи вымыты и красиво разложены на тарелке.
Рядом, на кухонном столе, Боря положил записку: "Мама, это тебе сюрприз!"
Такие же записки, написанные более крупными буквами, были положены на полу – в кухне и в комнате.
Боря устал: он никогда не думал, что это так долго – все мамины дела делать.
Вечером Боря сидел в кресле и перелистывал календарь.
Мама вышла из комнаты помыть яблоки, которые принес папа. Папа громко расхваливал обед. Бабушка ему подкладывала на тарелку, а он, улыбаясь, посматривал на Борю с одобрением и сочувствием.
Боря вздохнул, перелистывая календарь.
– Знаешь, бабушка, – сказал он, к следующему Восьмому марта я начну маме подарок заранее готовить. Я так сделаю: запишу себе на каждый день
что-нибудь в календаре. Ну, завтра, например, картошку почистить, а послезавтра – комнату подмести
– Правильно! – сказал папа. – Все строго по плану.
Бабушка спросила:
– А стоит ли записывать? Может быть, просто спрашивать маму, что
нужно сделать?
– Каждый день? – Боря посмотрел на толстый календарь. – Все триста
шестьдесят пять дней?
– В будущем году триста шестьдесят шесть дней – високосный год. Раз
в четыре года такой год бывает, – сказал папа.
– Ого! – задумался Боря. – Ну что ж, попробую Хорошо, записывать
я не буду, я себе на каждом листочке точку поставлю!






















История в детском саду

Каждое утро Петя спешил к ребятам в детский сад. Он дружил со всеми, но больше всех ему нравился Кирилл. Они вместе играли, сидели за одним столом, даже их кровати в спальне и шкафчики в раздевалке стояли рядом. Кирилл умел рассказывать смешные истории, давал Пете свои санки и игрушечные машины, угощал конфетами и печеньем.
Однажды в группе появилась новенькая девочка в очках. Было ясно, что она стесняется своих очков: села в угол и наблюдает за ребятами.
– Привет! – сказал ей Петя. – Ты кто?
– Я – Галя, – ответила девочка.
– Что ты здесь сидишь? Пойдем играть.
– Не хочу.
Петя развернулся и убежал к ребятам. Галя не вставала со стула и просидела так почти весь день. Пете было неудобно: все играют, а новенькая
девочка сидит в углу и мочит. "Почему? – думал он вечером. – Завтра обязательно у нее спрошу".
На следующий день на прогулке мальчишки кидались снежками друг в друга – это их любимая игра. Вместе с ребятами играла и воспитательница Зинаида Васильевна. Петя кинул снежок в Галю, та увернулась. Вслед за ним бросил снежок и Кирилл. Друзья стали кидать в девочку снежок за снежком. Было весело, но скоро Петя заметил, что Кирилл старается ударить снежком побольнее, а Гале вовсе не смешно.
– Ты что? – спросил он друга.
– Ничего, – ответил тот и запустил снежный комок прямо в лицо девочки.
Очки ее соскочили и упали. Галя нагнулась за ними и заплакала. А Кирилл рассмеялся. Зинаида Васильевна сразу прекратила игру, подошла к Гале, и та протянула воспитательнице разбитые очки. Стыдно стало Пете, будто он сам запустил тот злополучный снежок. Галя казалась совсем беззащитной, и мальчик не знал, как ей помочь.
Две недели Галя не носила очков. Для нее это было трудное время: она
плохо видела. Петя помогал ей как мог. С Кириллом ему не игралось. Он не знал почему, просто не хотелось. Зато с Галей они подружились. И теперь Петя спешил в детский сад, чтобы показать ей новую книжку или рисунки в альбоме, покатать ее на санках, а главное, не дать ее в обиду

























Твоя мама
(В. Донникова)

Ты маму знаешь только дома;
Родные руки берегут
Домашний ласковый уют,
Такой привычный и знакомый.
И не всегда ты видишь маму
В ее заботах трудовых:
Не шлешь ты с нею телеграммы,
Не лечишь вместе с ней больных.
Не мчишься с ней на паровозе,
Ее не видишь у станка,
И славных дел ее в колхозе
Не разделяешь ты пока.
Но если мама иногда
Придет усталая с работы,
Согрей ее своей заботой,
Во всем ей помоги тогда!












13 PAGE \* MERGEFORMAT 145815


13 PAGE \* MERGEFORMAT 145915











13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415








13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415



Диаграмма 2Root Entry