Статья Система Л.В.Занкова и ФГОС

МБОУ «Средняя школа №8 г Юрги»
Учитель начальных классов Ласточкина Галина Алексеевна

Тема. Система Л.В.Занкова и ФГОС
'
Известно, что Л.В. Занков настаивал на том, что начальные классы - это особый самоценный этап в жизни ребенка, в котором закладываются основы не только учения в средних и старших классах, но и всей последующей деятельности человека. Эта же мысль выражена в новых образовательных стандартах, принятом в 2009 году, следующими словами; «Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированное™ универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться
В Стандарте (ФГОС НОО) принципиально новыми являются Требования к результатам освоения основной тельной программы начального общего образования (в частности, к личностным и метапредметным результатам образовательной деятельности), включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий.
Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные (общеучебные) способы действий, индивидуальный прогресс ребенка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах. Для реализации этих приоритетов необходима научно обоснованная, проверенная временем развивающая педагогическая система. Считаю, таковой является система Л.В. Занкова.
ФГОС и система развивающего обучения Л. В. Занкова имеют единое психолого-педагогическое основание. Несколько лет назад Занков Л. В. выстроил систему развивающего обучения, цель которой - оптимальное общее развитие каждого ребёнка, что полностью совпадает с целью, поставленной перед российским образованием разработчиками Концепции новых ФГОС.
Как видим, принципы образовательной системы Л.В. Занкова согласуются с требованиями стандартов нового поколения, позволяют раскрыть индивидуальные возможности каждого.
Поскольку осознание новых требований является необходимым условием успешной реализации Стандарта, рассмотривается взаимосвязь всех трех групп требований.(схема)
Из содержания схемы вытекает, что невозможно изолированно друг от друга формировать разные группы УУД - регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные).
Поскольку в системе Л.В. Занкова ребенок является субъектом процесса, он учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя и
т.п., то есть развивает РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД. Именно мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке и т.п. составляют группу ЛИЧНОСТНЫХ УУД.
Целью действий ребенка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД: работает с информацией, осуществляет анализ, синтез, устанавливает причинно - следственные связи, создает высказывания в устной и письменной форме, использует общие приемы решения задач и т.д. Необходимо, чтобы на уроке были созданы условия для продуктивной коммуникации между учениками и учителем и между самими учениками. Это является непременным условием как для решения детьми учебных задач, так и для того, чтобы учитель мог определять зону ближайшего развития каждого ученика и строить работу с ориентацией на нее. Это значит, что будут развиваться и КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.
Подчеркну, что важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым". Целостная педагогическая система Л.В. Занкова обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, что создаёт условия для реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения. Все учебники и тетради отличаются продуктивным для обучения содержанием заданий, позволяющих в игровой форме развивать и обучать младших школьников.
Поясню сказанное выше на конкретных примерах.
Окружающий мир. Так, в рабочей тетради по окружающему миру предложен ряд увлекательных заданий с наклейками. Изучая этот предмет, у учащихся развивается способность принимать и сохранять учебную задачу, различать способ и результат действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме (РЕГ). На основе материала учебника учащиеся строят высказывание в устной форме, анализируют объекты, выделяют главное, строят рассуждения об объекте, устанавливают аналогии (ПОЗН). Ответ на вопрос: «Обходятся ли горожане без природы?», «С какой целью человек вывел столько пород собак?» могут привести к появлению самых разных вариантов ответов и суждений. У детей формируется также способность допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию, соблюдать корректность в высказываниях, контролировать действия партнера, а также владеть монологической и диалогической формой речи (КОМ).
Обсуждение вопросов строится сначала на иллюстративном (наглядном) материале, затем - на знакомом тексте, затем - на научно-популярном тексте.
Таким образом, детям предлагается максимальное количество различных по степени доступности, форме, стилю источников информации, работа с которыми выстроена от простого к сложному (по степени обобщенности). Всё это создаёт условия для формирования целостной картины мира, включает изучаемое в более широкие взаимосвязи (ПОЗН). Вопрос, завершающий работу по микротеме («Чему должны были научиться люди...»), заставляет ребенка переосмыслить только что открытое знание с точки зрения развития человеческого общества. Задание «где в современной технике человек использует свойства воздуха упругость и сжимаемость. Дополните таблицу», хотя и направлено на закрепление, имеет не репродуктивный, а проблемный характер. Вопрос содержит и информационную составляющую, и определенную меру помощи: заданная детализация даст содержательную опору слабому ученику, в то время как сильный сможет ответить на вопрос в более обобщенном виде. Итак, содержание учебника позволяет аргументировано говорить о том, что создаются условия для формирования и развития универсальных учебных действий.
В тетради по математике включены «Волшебные странички» - своеобразная интерактивная доска, на которой дети могут выполнять различные творческие задания, вычисления, используя фломастер. Выполняя задания, учащиеся в них пишут, рисуют, раскрашивают, вырезают, что способствует не только закреплению навыков по изучаемым темам, но и пониманию красоты мира чисел, развитию интереса к математике, художественных способностей учащихся. В ходе выполнения задания по учебнику математики у учащихся должны будут формироваться следующие умения: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической формой речи (КОМ).
Условия для формирования личностных УУД создаются формой и стилем представления содержания учебника.
Предмет «Литературное чтение» органично сочетает работу по восприятию произведений литературы, музыки и изобразительного искусства. Общий тон учебника по литературному чтению (авт. В.Ю. Свиридова) - доверительный диалог автора и его собеседника, к которому автор обращается как к товарищу, единомышленнику. Иногда они вместе решают серьезные проблемы, ищут ответы на сложные вопросы, а иногда шутят, шалят, рассказывают друг другу смешные или страшные истории, делятся личными переживаниями и секретами. Тем не менее, автор - взрослый, он не заискивает перед маленькими читателями, но и не давит, не командует, ведя серьезный разговор «на равных». Он всегда рядом, как настоящий друг - ободрит, подскажет, выслушает. Эта принципиальная позиция автора курса создает условия, необходимые для комфортного общения не только между участниками образовательного процесса, но и с книгой, с каждым текстом, независимо от того, кем и когда он создан.
Таким образом, можно говорить о том, что выбранная форма учебных текстов, комментариев и заданий является средством развития учебной мотивации.
Комфортное для ребенка «вхождение» в тему обеспечивается способом актуализации: «без сомнения», «Попробуй!», снимается возможная тревожность, создаются предпосылки для свободного высказывания. Кроме того, название одновременно зовет в путешествие и обещает поддержку и помощь. Безусловно, дети будут рассматривать и иллюстрацию, которая намекает на то, что в этом «путешествии» будет и смешно, и немножко страшно, будут чудеса и тайны.
Работа с текстом стихотворения продолжает намеченную линию, что способствует развитию умения принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учебником ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль (РЕГ). Учащиеся также будут осуществлять поиск нужной информации, высказываться в устной форме, овладевать основами смыслового чтения текста, анализировать объект, выделять главное (ПОЗН.)
При работе с текстом учащиеся должны учитывать разное мнение, формировать собственное. Кроме того, материал учебника дает возможность на уровне опережения работать с художественными средствами. В данном случае - с олицетворением (поиск «оживших» предметов).
Учащиеся также будут использовать символы, строить рассуждения об объекте, обобщать, подводить под понятие, высказываться в устной форме, анализировать объект, выделять главное (ПОЗН). В процессе работы с текстом необходимо также учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию, соблюдать корректность в высказываниях, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, учиться владеть монологической и диалогической формой речи (КОМ).
Кроме того, разнообразие заданий, подбор текстов разных авторов, жанров и эпох служат средством развития личностных УУД.
Русский язык. Выполняя задание учебника по русскому языку, ученики начинают с самого простого. Легкое задание, к тому же красиво оформленное, и воспринимается детьми без труда - это этап мотивации и актуализации знаний. Далее «включается» фантазия, например: (р.яз.2к.), в задании сказано « о чём думают кубики» - ребенок продолжает играть, решая серьезные учебные задачи: составляет предложения, актуализируя и обогащая словарный запас. Развивает умение читать.
Итак, в процессе выполнения задания, у учащихся развивается мотивация к учебе. Интерес к новому учебному материалу (ЛИЧН). Способность принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, различать способ и результат действия, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме (РЕГ). Также формируются умения, высказываться в устной и письменной форме, осуществлять синтез (целое из частей), устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте (ПОЗН), допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи (КОМ). Например: упр. 58 «Прочитай поговорки. Объясни, как ты понимаешь смысл данных поговорок». Осмысливая и объясняя пословицы, у детей формируется способность к самооценке, ориентация в нравственном содержании поступков, знание основных моральных норм поведения.
Работа с заданиями 1 (ч.2) позволяет в процессе самостоятельной деятельности (все задания носят продуктивный характер) ввести новый термин.
Задание 138 построено так, что косвенно развивает умение давать определения понятиям (ПОЗН). Оно закрепляет уже имеющийся первоначальный навык объяснения смысла, значения слов и показывает, что эту же задачу решают словари - так происходит обобщение на теоретическом уровне, и в этом реализуется принцип ведущей роли теоретических знаний.
Кроме того, полученный ответ тоже является предметом всестороннего анализа. Даже самый слабый ребенок сможет дать хотя бы одну характеристику слову, целая картина «соберется» общими усилиями. Такой подход позволяет работать в зоне ближайшего развития каждого ребенка и повторять уже изученное, в новой учебной ситуации.
Задание 92-93 (ч1) «подводит» учащихся к новому термину. Его введение уже подготовлено выполненными действиями и связано с ними. В процессе выполнения задания у учащихся развивается интерес к новому учебному материалу (ЛИЧН), способность принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, различать способ и результат действия, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме (РЕГ); у них также формируются умения высказываться в устной форме, осуществлять синтез (целое из частей), устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения об объекте, подводить под понятие (ПОЗН), допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, контролировать действия партнёра, владеть монологической и диалогической формой речи.(Ком)
Проведенный анализ данного материала позволяет увидеть не только развитие предметных умений и навыков, освоение содержания на высоком уровне трудности при ведущей роли теоретических знаний, но и практическую реализацию системно-деятельностного подхода, обозначенного в новом стандарте в качестве его основания.
В учебниках много упражнений, выполняя которые учащимся приходится наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Таким образом, приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что УМК системы Л.В. Занкова обладает потенциалом, необходимым для успешного формирования и развития универсальных учебных действий в полном соответствии с требованиями Стандарта.
Школьные годы - долгая дорога человека к знанию, пониманию мира и общества. К самому себе. Дорога сложная, требующая желания и старания от того, кто по ней идет. А также понимания и профессионализма от того, кто ведет и сопровождает.
На этом пути значим каждый шаг. Особенно - первые шаги.



15