Конспект урока русского языка в 4 классе на темуЗнакомство с 11 глаголами-исключениями и освоение способа действия по определению спряжения глагола
Общие сведения: Конспект урока русского языка в 4 классе
УМК «Гармония» (авторы учебника и рабочей тетради М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко)
Обучение правописанию личных окончаний глаголов («Учимся писать личные окончания глаголов»)
(20 ч.:15/5р.)
8. Знакомство с 11 глаголами-исключениями и освоение способа действия по определению спряжения глагола
Выявляют в тексте глаголы, выделяют в них окончания, выполняют рассуждения для проверки написания, обнаруживают расхождение напечатанной буквы и требуемой по правилу. Читают информацию в учебнике, находят новые сведения, делают умозаключение о причине выявленных «отклонений» от правила; объясняют выбор буквы. Включают новые сведения в систему действий, планируют полный ход рассуждения, выполняют всю последовательность действий, анализируют таблицу, заполняют её.
Диагностика:
1. Уровень обученности детей по предмету
Уровень применения в новой ситуации Уровень применения в знакомой ситуации Уровень репродукции Уровень узнавания
32% 40% 20%
8%
2. Диагностика саморегуляции
Умение принимать и удерживать учебную задачу
Методика Л.Ф.Тихомировой, А.В.Басова
Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов Развитие логического мышления у детей Ярославль, 1998
уровни высокий средний низкий
Количество учащихся (в%) 28% 44% 28%
3. Диагностика межличностных отношений
Методика «Социометрия» Дж.Морено Практическая психология в тестах. – М., 2001
лидеры принятые терпимые изгои отверженные
20% 56% 24% - -
4. Диагностика регулятивных УУД: проба на внимание.
Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. -М., 1974.
Всего обследовано (чел.) Низкий уровень внимания Средний уровень внимания Высокий уровень внимания
25 32% 48% 20%
Урок по теме «Знакомство с 11 глаголами – исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола», является завершающим этапом изучения темы «Глагол» в 4 классе. К этому уроку обучающиеся научились в ходе совместных действий ставить учебную задачу и предпринимать коллективные шаги для её решения; понимать и сохранять учебную задачу в процессе работы. Совместно с учителем планировать решение новой задачи. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы. Осуществлять наблюдение, анализ, сравнение, синтез (конструирование), классификацию, группировку языкового материала по заданным (а иногда и самостоятельно выявленным) признакам. Понимать проводимые аналогии, учитывать их в своих рассуждениях, действовать по аналогии; высказывать предположения, проверять их по учебнику; устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, делать умозаключения, выводы, формулировать их. Обучающие умеют сотрудничать с одноклассниками в процессе парной (коллективной) работы, осуществлять взаимо - и самоконтроль. Проводиь аналогию со спряжением глаголов, анализируовать глагольные окончания. Анализировать глаголы по освоенным приметам, классифицировать и группировать слова. Они читают информацию в учебнике, находят новые сведения, делают умозаключение о причине выявленных «отклонений» от правила; объясняют выбор буквы. Включают новые сведения в систему действий, планируют полный ход рассуждения, выполняют всю последовательность действий, анализируют таблицу, заполняют её.
Тема урока: Знакомство с 11 глаголами – исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола
Тип урока: Освоение новых знаний.
Задачи:
Образовательные: Формировать представление о глаголах – исключениях.
Формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение.
Совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать их личные окончания.
Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. Прививать интерес к русскому языку, народным традициям
Формировать УУД:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат:
Предметные УУД: Уметь находить в тексте глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний.
Личностные УУД: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Оборудование:
компьютер,
мультимедийный проектор,
компьютерная презентация,
индивидуальные карточки с заданиями,
памятка – стихотворение
План урока с хронометражем:
Самоопределение к деятельности. –3 минуты
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. – 7 минут
Постановка учебной задачи.
Выявление затруднений в деятельности обучающихся фиксируемые ими самими. – 8 минут
Построение проекта выхода из затруднения, разрешение проблемной ситуации. – 9 минут
Физкультминутка – минутка отдыха. - 1 минута
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. – 7 минут
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. – 5 минут.
Рефлексия учебной деятельности. – 3 минуты.
Домашнее задание. – 1 минута.
Оценка работы обучающихся на уроке. – 1 минута.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя
Деятельность обучающихся Теоретическое обоснование
I.Самоопределение к деятельности
–3 минуты
Цель: мотивация к учебной деятельности
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
1. Деловой настрой
- Для чего мы приходим на урок?
- Зачем нам нужны знания?
- Как работать, чтобы получить твердые и полезные знания?
2.Эмоциональный настрой
- Закройте глаза, вспомните что-то хорошее. Улыбнитесь себе.
- Откройте глаза, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успеха друг другу.
Откройте тетради, запишите дату, классная работа.
3. Организационный момент.
- Внимательно послушайте загадку и определите, кто пришел на урок? (Слайд 1)
«Настоящий богач среди частей речи, имеет лицо, время. Хороший работник всегда при деле. По частоте употребления занимает второе место после существительного».
- Ответ обоснуйте.
- Правильно, сегодня в центре нашего внимания будет глагол и все, что с ним связано. Он вам предлагает на сегодняшнем уроке: (Слайд 2)
«Думать»,
«Наблюдать»,
«Слушать»,
«Доказывать»,
«Рассуждать».
- Прочитаем вместе. Следуя этим правилам, мы сможем, выполнит все задания, которые нам приготовил Глагол.
Подготовка класса к работе.
Осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке.
Отвечают на вопросы учителя:
- Мы приходим на урок чтобы получать знания.
- Нам нужны знания для того чтобы быть умными и образованными, уметь выполнять различные задания
- На уроке надо быть очень внимательным и организованным.
Записывают число и классная работа.
Отгадывают загадку (глагол) и обосновывают свой ответ.
Метапредметные УУД: учебно – познавательный интерес, организация рабочего места.
Личностные УУД: самоопределение;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
– 7 минут
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося; тренировка соответствующих мыслительных операций
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
1. Проверка знаний по теме «Глагол»
- Я предлагаю вспомнить всё, что вы знаете о глаголе.
- У вас на столах лежат карточки с заданием.
- Выполним задание, поработав в парах. Поочередно выполняйте действия, комментируя их друг другу.
Соедини понятия правого и левого столбика.
глагол что делать? что сделать? что делал?
отвечает на вопросы часть речи
обозначает действие предмета
имеет по временам, числам
изменяется сказуемым
в прошедшем времени изменяется по родам
имеет спряжение неопределённую форму
в предложении чаще всего бывает I и II
-Молодцы! Вот мы и повторили наши знания о глаголе.
2. Повторение. (Слайд 3)
1) - Продолжаем работать. Замените, одним словом.
Полученные слова запишите в столбик.
- Обращаться к кому-либо с вопросом.
- Переместить снизу вверх.
- Становиться зелёным.
- Сделать чистым.
- Отдавать деньги за покупку.
- Бояться опоздать куда-либо.
- Убирать сорняки на грядке.
- Набрать воздух в воздушный шарик.
- Что заметили интересного у этих глаголов? Что объединяет эти глаголы?
- Почему неопределенная форма глагола так называется?
- А зачем глагол ставить в неопределенную форму?
- Ставя глагол в неопределённую форму, вы научились определять спряжение глаголов, а для чего нужно знать спряжение глаголов?
- Давайте вспомним алгоритм рассуждения: (Слайд 4)
- Определим спряжение у записанных глаголов.
(Слайд 5)
2) – Мы освежили в памяти действия по определению спряжения глаголов, а теперь вы самостоятельно попробуете применить полученные знания.
1 вариант – записать глаголы 2 спряжения в форме 2 лица ед. ч.,
2 вариант – записать глаголы 1 спряжения в форме 2 лица мн. ч.
- И так, как определить окончание глагола?
Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Выполняют задания по карточкам поочерёдно проговаривая друг другу вслух.
глагол часть речи
отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делал?
обозначает действие предмета
имеет неопределённую форму
изменяется по временам, числам
в прошедшем времени изменяется по родам
имеет спряжение I и II
в предложении чаще всего бывает сказуемым
Записывают слова в тетрадь в столбик.
спросить
поднять
зеленеть
чистить
платить
спешить
полоть
надуть
Отвечают на вопросы учителя:
- Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? Это глаголы неопределённой формы.
- Чтобы определить спряжение.
- Чтобы правильно писать безударное личное окончание глаголов
Повторяют алгоритм определения спряжения глаголов
1. Поставим глагол в неопределённую форму.
2. Определим спряжение глагола.
3. Вспомним окончание.
Объясняют свой выбор.
спросить – 2спр.
поднять – 1спр.
зеленеть – 1спр.
чистить – 2спр.
платить – 2спр.
спешить – 2спр.
полоть – 1спр.
надуть – 1спр.
Выполняют задания по вариантам самостоятельно.
У доски 2 человека распределяют по столбикам слова
спросишь поднимете
чистишь зеленеете
платишь полете
спешишь надуете
Называют правило (алгоритм), на которое опирались. Осуществляют самопроверку. Познавательные УУД: классифицировать объекты (объединять в группы по
существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений при повторении пройденного
Коммуникативные УУД: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий
III. Постановка учебной задачи
– 8 минут
Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»)
Организует проблемную ситуацию и помогает обучающимся сформулировать правило.
1.упр 418 на с. 34 в учебнике
( тетрадь – задачник стр. 36) (Слайд 6)
Глагол Н.Ф. На ить?
+ или - Спр Окончание
держит держать - 1 ет ?
волочит волочить + 2 ит
нажимает нажимать - 1 ет
смотрит смотреть - 1 ет ?
- Сколько «нарушений» вы обнаружили?
- Согласны?
- Что заставило задуматься?
- Какой вывод напрашивается?
- Кто догадался, какая тема урока?
- Правильно. Глаголы исключения.
- Нужно ли знать эти глаголы? Для чего?
Запишем тему урока в тетрадь (Слайд 7) Ставят цели. Формулируют тему урока.
Выполняют упражнение согласно заданию. Рассуждают.
Формулируют выводы наблюдений.
Объясняют свой выбор.
Отвечают на вопросы учителя:
-Мы обнаружили два «нарушения»?
- Держит, смотрит - в 3 лице безударном личном окончании гласная - и-, то есть 11спр, а в неопределенной форме оканчивается не на - ить - 1 спр.
- Не все глаголы подчиняются принятому правилу.
- Тема урока: Глаголы исключения.
- Глаголы исключения знать нужно, чтобы правильно писать безударное личное окончание глаголов.
Записывают в тетрадь тему урока: Глаголы исключения.
Познавательные УУД: структурирование знаний; добывать новые знания; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы проблемно поисковым методом
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека при создании ситуации успеха
Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата
IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
– 9 минут
Цель: устранение возникшего затруднения.
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации
1.Спланируем работу.
- Что нужно узнать?
- На какой вопрос будем отвечать?
- Где можно получить информацию об этом?
2. Работа с учебником.
Упр.419 стр. 34-35
- Прочитайте сообщение от авторов на стр. 35 и вам откроется ещё одна тайна глаголов
- Что нового узнали? (Слайд 8)
- Молодцы!
- Для того чтобы эти глаголы было легче запомнить, предлагаю вам стихотворение для заучивания
.
- Прочитайте его и найдите ещё один секрет.
Ко второму же спряженьюОтнесём мы, без сомненья,Все глаголы, что на -ить,Исключая: брить, стелить.И ещё: смотреть, обидеть,Слышать, видеть, ненавидеть,Гнать, держать, дышать, вертеть,И зависеть, и терпеть.Вы запомните, друзья:Их на -е- спрягать нельзя!
(Раздаёт детям карточки со стихом для заучивания)
3. Работа с учебником. Упр.420 стр.35(устно)
- Какая в связи с этим появилась новая колонка в нашей таблице?
- Зачем она нужна?
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм)
Отвечают на вопросы учителя:
1. Узнать глаголы
2. К какому спряжению относятся?
3. Научиться находить глаголы – исключения
4. Писать безударные личные окончания глаголов.
- Как определять спряжение глаголов и правильно писать их личные окончания; находить глаголы-исключения и определять их спряжение
- Мы думаем, что есть правило в учебнике.
Читают и запоминают правило в учебнике и отвечают на вопрос учителя:
- Мы узнали глаголы - исключения, и что они относятся ко второму спряжению
Получают карточки со стихом для заучивания. Читают стихотворение и открывают новые знания.
- Глаголы брить, стелить относятся к 1 спряжению.
Отвечают на вопросы учителя:
Глагол Н.Ф На ить?
+ или - Искл?
+ или - Спр Оконч
- Она нужна для того чтобы не ошибиться в выборе спряжения.
Регулятивные УУД: планирование – составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения
Познавательные УУД: проблемно поисковый метод построения логической цепочки рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи .
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Физкультминутка – минутка отдыха
- 1 минута
Цель: снятие усталости с глаз, профилактика улучшения зрения Гимнастика для глаз под музыку (Слайд 9)
Минутка отдыха. Здоровьесбережение
V.Первичное закрепление
– 7 минут
Цель: проговаривание нового знания, фронтальная работа, работа в парах; комментирование, обозначение знаковыми символами.
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.
Организует деятельность обучающихся. Контролирует правильность выполнения заданий.
1. Работа с тетрадью-задачником. Упр.421 стр.36-37
2. Работа в парах по заданию поочерёдно по 1 слову с проговариванием вслух.
(тетрадь-задачник упр.423 стр.40)
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
Самостоятельно выполняют задание заполняя таблицу. Самопроверка (Слайд 10)
Работают в парах, поочерёдно заполняют таблицу с проговариванием друг другу вслух. Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
применять схему для получения информации заполняя таблицу;
Регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение; волевая саморегуляция.
Коммуникативные УУД: совместно договариваться о правилах поведения в паре с целью достижения общего решения в совместной деятельности.
VI.Самостоятель-
ная работа с самопроверкой по образцу
– 5 минут.
Цель: каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.
Организует деятельность по применению новых знаний. Закрепление изученного материала.
Работа по карточке. Упражнение на коррекцию внимания, мышления.
КарточкаЗадание1: списать загадки, вставить на месте пропусков один из глаголов – исключений, подходящих по смыслу.
Котик ________ волчком,
Чуть поспева..т за крючком,
Хвост растёт, худе..т бок,
Это – шерстяной …………
Когда поёт – себя не ______.
А песнь его весною ______.
Коллективная проверка выполнения задания.
- Кто отгадал загадки? Назовите отгадки.
Задание2: найдите глаголы по характеристике и подчеркните их: 2 спр., в наст. в., в ед. ч., в 3-м л. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Выполняют задания по карточке.
Котик вертится волчком,
Чуть поспевает за крючком,
Хвост растёт, худеет бок,
Это – шерстяной клубок.
Когда поёт–себя не слышит.
А песнь его весною дышит.
(Слайд 11)
Озвучивают и отгадывают загадки.
Находят и подчёркивают глаголы
2 спр., в наст. в., в ед. ч., в 3-м л.
Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения при работе по карточкам с загадками.
Личностные УУД: самоопределение.
VII. Рефлексия учебной деятельности
– 3 минуты.
Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса, фиксация неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
Организует рефлексию.
-С какой проблемой мы с вами сегодня столкнулись?
- Сколько глаголов – исключений относится ко 2 спряжению?
- Сколько глаголов – исключений относится к 1 спряжению?
- Кто запомнил и может нам назвать глаголы – исключения?
- Выбери утверждение. (Слайд 12)
Сегодня я на уроке:
Научилась (научился)...
Было интересно....
Было трудно...
Я понял (а), что....
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
- В русском языке есть глаголы-исключения.
- Ко 2 спряжению относится 7 глаголов на– еть, 4 глагола на– ать
- К 1 спряжению относится 2 глагола на – ить (брить, стелить).
Называют глаголы – исключения.
Рефлексия своих действий.
Личностные УУД: способность к самооценке
Регулятивные УУД: анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение.
Коммуникативные УУД: достижение общей цели в совместной деятельности.
VIII. Домашнее задание (дифферен-
цированное)
– 1 минута.
Цель: обсуждение и запись домашнего задания.
Даёт информацию о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
1.Выучить глаголы - исключения
2. Упр.422 стр.39(тетрадь-задачник) – по3 уровням сложности
1-й – выпиши глаголы в таблицу и заполни её
2-й - + вставь пропущенные буквы и докажи их выбор
3-й – выполни все задания этого упражнения.
– Уровень сложности выбирайте по своим возможностям.
Получают указания к выполнению. Записывают домашнее задание в дневник. Личностные УУД: самоопределение при выборе уровня сложности.
Регулятивные УУД: планирование.
Оценка работы обучающихся на уроке
– 1 минута. Оценивает и комментирует работу обучающихся
-Сегодня за урок «5» получили…. «4»… Регулятивные УУД: учатся адекватно оценивать свои достижения.
Самоанализ урока
№ п\п Порядко- вый № в схеме,
данной
в ч. З Параметр оценки Балл (3,2,1)
Самооценка учителя Оценка преподавателя НИРО
1 1 Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся 3 2 2 Реализация компетентностного подхода 3 З З Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность 2 4 4 Развивающая направленность заданий 3 5 6 Логика построения урока 3 6 7 Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора 3 7 8 Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора 3 8 9 Характер используемой наглядности 3 9 10 Целесообразность и функциональность используемых средств обучения 3 10 12 Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей 2 11 13 Формирование мотивационного компонента учебной деятельности 3 12 14 Постановка учебных задач. Организация целеполагания 3 13 15 Формирование познавательных УУД 3 14 16 Формирование регулятивных УУД 2 15 17 Формирование коммуникативных УУД 2 Всего баллов 41
№п/п Структурные части проекта и параметры их оценки Балл (3,2,1)
Самооценка учителя Оценка пре- подавателя НИРО
1 Наличие общих сведений о проекте в соблюдение правил оформления зачётной работы 3 2 Качество диагностического блока проекта 2 3 Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока 3 4 Соблюдение требований к плану урока 3 5 Качество теоретического обоснования 2 6 Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект) 3 16