Проблемные ролевые игры на английском языке в летнем пришкольном лагере как метод обучения, направленный на развитие речи и мотивацию.
Проблемные ролевые игры на английском языке в летнем пришкольном лагере как метод обучения, направленный на развитие речи и мотивацию.
Титова А.В.
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение «Средняя школа №19», г. Нижневартовск
Сегодня знание иностранного языка необходимо для специалистов в любой сфере деятельности, поэтому на современном этапе развития школьного образования необходимо улучшить знания иностранного языка при малом количестве уроков отведенных на изучение этого предмета школьной программой, развить у учащихся познавательную мотивацию и интерес к иностранным языкам.
За несколько лет работы в школе я столкнулась с такими трудностями как: недостаточный временной объем для интенсивного обучения иностранному языку, отсутствие систематизированных знаний у учащихся, недостаток времени для создания творческих проектов. Изучение иностранного языка в нашей школе происходит в изолированной среде, у ученика нет возможности общаться с носителем языка в повседневной жизни, и следовательно, нет возможности применять в жизни, полученные на уроках знания.
Учитывая вышеназванное, задумываешься, как повысить интерес и мотивацию учащихся к изучению английского языка, как построить процесс обучения так, чтобы детям было интересно, познавательно и полезно. Это и привело меня к мысли внедрения уроков по интересам, проблемных ролевых игр, мастер-классов, создания творческих проектов, мероприятий и все это на иностранном языке в рамках летнего пришкольного лагеря, когда дети свободны от домашнего задания и расположены делать то, что им действительно нравится. Несомненно, нестандартные формы вызывают интерес учащихся к изучению иностранного языка. Особую важность в изучении иностранного языка имеют факторы коммуникабельности и толерантности. Использование проблемных ролевых игр на английском языке поможет детям наконец-то применить свои знания в условиях максимально приближенных к реальным.
Проблемное обучение иностранному языку, непосредственно связанно с такого рода понятиями как: проблемная задача и способы ее создания проблемная ситуация, проблемный диалог, проблемная беседа. Над этими понятиями работали следующие ученые: И.П. Герасимов, Г.И. Гонтарь, И.А. Зимняя, Е.В.Ковалевская, Т.П. Савицкая, А.Л. Ружинский и др. Отсюда можно вывести основную цель проблемного обучения – «формирование и развитие мыслительных, творческих способностей учащихся на основе решения проблемных задач» [2, С.7].
Итак, использование проблемных ролевых игр является эффективным методом обучения, направленным на развитие речи. Поскольку, речь это своего рода процесс целью которого на уроке иностранного языка является формирование различного рода речевых умений (сообщение и запрос, информации, побуждение собеседника к беседе, аргументация, прерывание, продолжение и завершение речи).
Согласно И.Л. Колесниковой, Ролевая игра – это упражнение, в котором студенты, исполняя попеременно различные социальные и психологические роли, осваивают общение в пределах социального контакта и в условиях, максимально близких к условиям реального общения. В игре человек реализует свободу личности через свое воображение, т.е. он может вести себя так, как он видит себя в роли своего персонажа[8, С. 224 ].
В структуре любой игры нужно выделить следующие элементы, каждый из которых должен быть тщательно продуман и спланирован до начала игры:
Игровые роли Игровые действия Игровые средства Реальные отношения
Как уже было сказано, нас интересуют не просто игры, а ролевые игры проблемной направленности. Поэтому, через призму проблемного обучения,на основе работ таких исследователей как А.В. Брушлинский Е.В. Ковалевская, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь попробуем охарактеризовать ролевую игру проблемной направленности, где основным механизмом является проблема, которая придает роли определенную направленность действий и развивает речевые умения обучающихся.
Итак, к характерным признакам ролевых игр проблемной направленности мы бы отнесли следующие:
1) обязательное наличие в замысле ролевой игры проблемной ситуации, отражающей реальную действительность (моделирование процесса выработки решений по выходу из проблемной ситуации);
2) наличие и распределение ролей, каждый участник ролевой игры получает определенную заданную роль и легенду;
3) наличие проблемной ситуации и необходимость поиска способов выхода из нее создает определенное эмоциональное напряжение, благодаря которому обеспечивается активность игроков;
4) подготовка сюжета ролевой игры, здесь речь идет об импровизации, но в соответствии с заданной ситуацией заданным фоном и собственными представлениями о возможных способах решения проблемы. Ситуация может усложняться, а сценарий по ходу действия изменяется;
5) наличие общей цели у коллектива (общей целью в ролевое игре проблемной направленности, поскольку это обучающая игра, является, конечно, приобретение новых знаний и отработка навыков принятия осознанных, ответственных решений в процессе совместной деятельности и в межличностном общении);
6) коллективное принятие решений участниками игры, к которому они приходят в ходе дискуссии;
7) вариативность решений (в ролевой игре игрокам приходится принимать решение после анализа нескольких альтернатив, возможных вариантов дальнейшего развития ситуаций).
Рассмотрим варианты игр проблемной направленности: Career choice,
In the shop, Renting a room, In the restaurant, In the hospital, Book choice in the library, Interview, In the police office, In the hotel, In the cinema
Таким образом, использованием ролевых игр проблемной направленности является эффективным и помогает формировать определенные речевые умения. Учащиеся через ролевые игры проблемного характера преодолевают основные трудности обучения говорению, совершенствуют свои навыки и учатся навыкам ведения, монологов, диалогов, полилогов, навыкам запроса и сообщения информации, побуждения собеседника к беседе, аргументации, прерыванию и завершению бесед.
Более того внедрение иностранного языка в летнем пришкольном лагере- организация каникул с максимальной пользой для дела. Ребята, которые не имеют возможности выехать за границу на обучение и посещать дополнительные курсы по иностранным языкам, тоже могут приобщиться к изучению языков. Такие занятия не только отличная возможность для детей отдохнуть во время летних каникул, но они помогают улучшить, систематизировать и применить знания иностранного языка. Знания, которые дети используют на практике помогают повысить уровень мотивации учащихся и формирование ключевых компетенций, увеличивает интерес к страноведческой информации, развивает речевые и интеллектуальные способности школьников, более того раскрываются творческие способности детей.
Литература:
Ковалевская Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков: Современное состояние и перспективы. М.: Знание, 2006. - 160с
Колесникова, И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков [Текст] / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина. – СПб., 2001
Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.С. 170—186.
Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М., 1975.