Милосердие и сострадание в святочном рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»


Милосердие и сострадание в святочном рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» или «…дети странный народ. Они мнятся и чудятся…».
( урок внеклассного чтения, 7 класс, по программе Г.И. Беленького)
Цели:
познакомить учащихся с творчеством Ф.М. Достоевского посредством изучения его рассказа через интеграцию с Православной культурой
раскрыть жанрообразующие признаки святочного рассказа,
содержанием урока способствовать развитию мышления, памяти, речи учащихся, духовно-нравственных качеств личности учащихся
Задачи:
Для учителя:
продолжить работу по изучению литературоведческих терминов и понятий, по формированию надпредметных умений, по формированию системы личностных ценностей учащихся, основанных на вечных духовных ценностях человечества;
используя межпредметную координацию, формировать вдумчивого и внимательного читателя, воспитание милосердного отношения к людям в несчастье или в жизненных невзгодах
Методы: интеграции, аналитический, групповой деятельности
Оборудование: толковый словарь, репродукции картин В.Перова «Тройка», «Спящие дети»,Марии Башкирцевой «Дождевой зонтик», К.Маковского «Свидание», проектор
Словарная работа: дитя, тварь, зло, душа, вертеп
Литературоведческие термины: святочный рассказ, идея произведения, тема произведения
Эпиграф: Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.
Ф.М. Достоевский
«Если есть у человека вынесенное из детства хорошее воспоминание, то и спасен человек»
Алексей Карамазов,
герой произведения Ф.М. Достоевского
«Братья Карамазовы»
Сострадание есть высшая форма человеческого существования
Ф.М. Достоевский
Ход урока:
I. Оргмомент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать Вас на нашем уроке внеклассного чтения. Сегодня у нас необычный урок, т.к. к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. И начало нашего урока пусть ознаменует небольшая творческая разминка: назовите, пожалуйста, произведения, которые написал Ф. М. Достоевский ( дети, называя произведения садятся на свои места). Скажите, ребята, а зачем нам необходимо знать перечень произведений, написанных тем или иным автором, даже если и не все из них мы прочитали?
Ученик: Мы должны знать перечень произведений изучаемого автора для того, чтобы считаться воспитанными и образованными людьми, т.к. человек, не знающий шедевров мировой классики в литературе, живописи, музыке не может считаться таковым.
Учитель: Совершенно верно. На протяжении нескольких уроков мы с Вами изучали произведения русских писателей, в которых главными героями являются дети. Назовите эти произведения, их авторов и героев( учащиеся называют: Л.Толстой, трилогия «Детство. Отрочество. Юность» - Николенька Иртеньев; Ф.Достоевский, главы из романа «Братья Карамазовы»-Алеша Карамазов, Коля Красоткин, Илюша Снегирев). Молодцы, ребята. Главными героями данных произведений являются дети. Мы наблюдали с Вами за становлением личности каждого из этих героев через……..что? ( учащиеся: через диалектику души, рефлексию и поступки, совершаемые героями). Совершенно верно. Должна сказать, что тема детства, детского страдания – одна из основных тем творчества Ф.М. Достоевского.
II. Работа по теме урока
А сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одним героем творчества Ф.М. Достоевского из рассказа «Мальчик у Христа на елке». Посмотрите, пожалуйста, на слайд и предположите, чем сегодня на уроке мы будем заниматься? (А зачем нам это нужно? А должно ли все сказанное на уроке отразиться на нас в дальнейшем?)Учитель: Молодцы. Должна сказать, что Достоевский был уверен в чистоте и безгрешности детской души и даже настаивал на этом.
Маленький ребенок для Достоевского, особенно смеющийся и веселящийся, - это «лучик из рая», он словно приоткрывает тайну будущего, когда человек станет так же чист и простодушен, как дитя. ( Обратите внимание на правильную форму произношения слова – дитя, но не дитё). Итак, по Достоевскому, ребенок – это маленький человечек с чистой душой. А как бы вы определили слово «душа»?
( Учащиеся высказывают предположения)
Ученик, заранее поработавший со словарем:
Душа-[ жен. род ]
бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею; в общем знач. человек, с духом и телом;
в более тесном: человек без плоти, бестелесный, по смерти своей;
в смысле же теснейшем: жизненное существо человека, воображаемое отдельно, от тела и от духа, и в этом смысле говорится, что и у животных есть душа.
( из толкового словаря. В.И. Даля)Ребята, вспомните из уроков православной культуры, что по «Православному учению о человеке» тот трехсоставен по своей природе. Что это означает?
Учитель: Получается, что у каждого из нас есть душа. Но какой она будет зависит от каждого из нас. Душевные и духовные качества человека проявляются через определенные поступки в определенных жизненных ситуациях. Должна сказать, что сам Ф.М. Достоевский, говоря в своих произведениях о духовном становлении своих героев и общества в целом, сам не сразу пришел к постижению православной веры.
Весь жизненный путь Ф.М.Достоевского можно определить как трудный путь к вере. Я хочу показать Вам уникальную книгу «Православие и русская литература», автором которой является исследователь, профессор Московской Духовной Академии Михаил Михайлович Дунаев. В данной книге исследователь говорит о духовном становлении многих русских писателей, в том числе и Ф.М. Достоевского. Мне бы хотелось, чтобы вы когда-нибудь прочитали его исследования.
Дунаев рассказывает о «каторжном периоде в жизни Достоевского», где произошло полностью изменение мировоззрения писателя: «Я сложил себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято. Этот символ – очень прост; вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но … и не может быть. Мало того, если бы кто доказал мне, что Христос вне истины, то мне лучше бы хотелось остаться со Христом, нежели с истиной».
Отныне и навсегда «сияющая личность» Христа заняла главное место в миросозерцании Ф.М.Достоевского.
III. Работа с жанровой спецификой произведения
Учитель: Именно «сияющая личность» Христа показана и в святочном рассказе, который сегодня нам с Вами предстоит анализировать. Прежде, чем непосредственно перейти к анализу текста, давайте с Вами выявим основные жанрообразующие признаки «святочного рассказа» ( таблица заранее нарисована на доске):
Жанрообразующие признаки святочного рассказа
1. Описание событий святочного вечера
2. Наличие вымысла
3. Наличие поучения, морали
4. Веселое окончание
«От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера – от Рождества до Крещенья – чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль… и наконец, чтобы он оканчивался непременно весело» (Н. С. Лесков)
Исторически святочные рассказы вырастали из фольклорной традиции и связаны с устным жанром святочных быличек, содержанием которых были рассказы о том, что случалось в прежние времена на святках, о разных встречах с нечистой силой в опасных местах, или во время гадания, или на святочной вечеринке. Конечно, эти рассказы (былички) несли в себе отзвуки язычества, суеверий, смешения языческого и христианского. Так было свойственно народному сознанию, с чем церковь постоянно боролась как с отклонениями от веры. Эти устные святочные рассказы стали прообразом литературного святочного рассказа, но весьма отдаленным, т.к. сформировался этот жанр как литературный в более позднее время, фактически - в XIX веке. В XVIII веке этот жанр представлен весьма скудно, только еще намеками на его формирование.
Давайте с вами порассуждаем, если рассказ святочный, то какой праздник лежит в основе сюжета данного произведения?
(Дни от Рождества до Крещения именовались (именуются) Святками.)
Сообщение учащегося:
Название Святки восходит к прилагательному «святой». Святочные дни были особенно любимы, радостны и очень торжественны еще и потому, что христианская церковь приурочила к ним три больших праздника: Рождество (7 января, по новому стилю), день Василия Великого (14 января), Крещение (19 января). Атмосфера святости, радостного благоговения перед совершившимся чудом – рождением Богомладенца – поддерживалась в каждой семье посещением храмов, делами милосердия, чтениями духовной литературы, исполнением рождественских колядок. Таких колядовщиков называли хритославами. Они исполняли тропарь праздника «Рождество Твое Часто колядовщики совершали обход дворов и домов со звездой, прикрепленной к большой палке и символизирующей Вифлиемскую звезду, приведшую волхвов поклониться младенцу. Ходили и с вертепом, особым ящиком с куклами-марионетками, разыгрывая представления на евангельский сюжет.
Ребята, давайте уточним, что называется «вертепом»?
Ученик, заранее поработавший со словарем:
Вертéп (от ст.-слав. врътъпъ, вьртьпъ — 'пещера, ущелье'; белор. батлейка) — народный кукольный театр, представляющий собой двухэтажный деревянный ящик, напоминающий сценическую площадку.
( из толкового словаря. В.И. Даля)То есть получается, что это определенный метод привлечь толпу к освещению какого-либо вопроса. Но ребята, нельзя думать, что все это было только раньше. И сейчас традиция прославлять Христа не ушла. Мир меняется, меняются и формы прославления Христа. Скажите, пожалуйста, вам знакомо понятие «флэш моб»? (флэш-вспышка, моб- толпа). Дело в том, что флэшмоб – это современная форма привлечения внимания к какому-либо событию или вопросу. И сейчас я вам хочу показать рождественский флэш моб, который был организован накануне Рождества в Белгородском Сити молле.

(просмотр Рождественского флэш моба в Белгородском Сити молле)
Надеюсь, что в ближайшем будущем Рождественский флэш моб и у нас в Борисовском районе станет одной из традиций прославления Христа, тем более, что попытки организовать его уже были.
IV. Аналитическая беседа по содержанию рассказа
Учитель: Как видим из вышесказанного, Рождество считалось праздником милосердия (Бог милосердно послал в мир Своего сына для спасения людей): царят радушие, хлебосольство, каждый старается проявить доброту и милосердие. Раньше семьи побогаче щедро угощали всех, специально накрывая столы для странников и бедняков. Это дни прощения обид, примирения, посещения друзей, это время добрых дел. Всех охватывает большая радость жизни. А главное – сделанное за день соизмеряется с вечно живыми заповедями Христа.
(просмотр социального ролика «Бумеранг добра»)
Еще одна важнейшая тема святочных рассказов – тема семьи. Семейный круг, тепло отношений, взаимная любовь – это идеал. Но зло в мире приводит к сиротству, страданиям, одиночеству, поэтому в западноевропейской и русской литературе святочные рассказы часто сюжетом избирают судьбу сироты и возможность преодоления сиротства, для чего должно произойти чудо.
Ребята, обратите еще раз внимание на название произведения: в чем чудо?
Скажите, а когда происходят события в рассказе?
Какое чудо увидел мальчик, выйдя первый раз из подвала? (ёлку)
А почему именно ёлка является символом Рождественских событий, а не береза, например?
(учащиеся высказывают свои предположения)
Ребята, какими источниками вы пользовались при поиске информации?
(прослушивание вальса Ребикова «Ёлка)
Задание «Маркер»: Ребята, у вас на столах лежат информационные листы, подчеркните, пожалуйста, цветными карандашами в них информацию, которая до сегодняшнего урока не была Вам знакома (после проделанной работы – обобщение)
Скажите, кто является главным героем данного произведения?
( «мальчик лет шести или менее»)
А кто является прототипом главного героя, как вы считаете ?( ответ на этот вопрос содержится в первой части рассказа: прототипом является любой условный мальчик, которых Достоевский часто видел на улицах Петербурга и других городов)
Об этом свидетельствует первая часть рассказа «Мальчик с ручкой», которая показывала страшные реалии бедственного положения детей в России
Скажите, какой показана жизнь маленького ребенка в большом городе?
(безрадостной, нищенской, холодной, голодной)
В основу первой части рассказа легла реальная история, случившаяся с Достоевским:
Учитель:26 декабря 1875 года Достоевский с дочерью посетил рождественскую елку и детский бал в Санкт-Петербургском клубе художников; на следующий день он побывал в колонии для малолетних преступников. И в те же дни, «перед елкой и в самую елку перед Рождеством», он несколько раз встретил на улице привлекшего его внимание нищего мальчика, ходившего «с ручкой», т. е. просившего милостыню. Подготовляя к печати свой рассказ, автор писал о своем намерении сказать в нем «кое-что о детях – о детях вообще, о детях с отцами, о детях без отцов и в особенности, о детях на елках, без елок, о детях преступниках…» С размышлениями Достоевского «о русских теперешних детях» мы и сталкиваемся в данном рассказе.
Что мы узнаем о жизни этого ребенка в самом начале второй части произведения?
( чтение отрывка: «Мерещится мне, был в подвале мальчик….до слов .. Он еще бы и раньше пошел, да все боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу. )Учитель:Мальчик – герой рассказа - дитя петербургской нищеты, одетый в «халатик» и «картузишко», просыпается накануне Рождества в «сыром подвале», в «огромном городе и в ужасный мороз». «Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена». «…Потом дохнул на свои пальчики, чтобы отогреть их… и пошел из подвала».
Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на слайды с картинами русских художников, которые обращались к теме тяжелой судьбы детей-сирот, вынужденных выживать в тяжелых жизненных условиях.
(просмотр картин В.Перова «Тройка», «Спящие дети»,Марии Башкирцевой «Дождевой зонтик», К.Маковского «Свидание» на слайдах)
-Что в облике детей производит наибольшее впечатление?
На героя какой картины более всего похож мальчик Достоевского? Почему?
Ф. М. Достоевский максимально, насколько это допускалось каноном святочного рассказа, постарался сохранить с первых строк «петербургский» колорит.
Найдите, пожалуйста, в тексте описание города, зачитайте.
( чтение текста от слов «… Господи, какой город!»...до слов «…Вот и опять улица, -- ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то!..»)Учитель: Посмотрите, пожалуйста на слайд и оцените на самом деле красоту удивительного города Санкт-Петербург с его львами и колоннами, набережными и храмами. В тексте рассказа мы не увидели красоту этого города. Город показан глазами маленького нищего мальчика. «Петербургский» колорит создается благодаря присутствию в рассказе ряда типичных для русской жизни того времени фигур («хозяйка углов», «халатник», «блюститель порядка», «барыня», «дворники»), благодаря контрастной характеристики уголка русской провинции, откуда приехал маленький герой («деревянные низенькие домики» со ставнями, темнота, собаки), и столицы с ее фантастическими, миражными огнями, «загнанными лошадями», «широкими улицами»… Несмотря на то, что герою всего шесть лет, ему свойственно чувство социальных различий: продавщицы в кондитерской для него «барыни», а покупатели – «господа».
Скажите, а что в рассказе на миг помогает забыть мальчику о его бедственном положении, зачитайте этот отрывок?
( мальчик за стеклом увидел рождественскую ёлку, чтение отрывка от слов «…А это что? Ух, какое большое стекло…» до слов «. ..И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, господи!...»)
Учитель: Главный герой изображается в рассказе дрожащим от ужасного мороза и холода. Забегая вперед, скажу, что один из главных героев одного из романов Достоевского – Родион Раскольников, не найдя своего места в жизни, скажет: «Тварь ли я дрожащая или право имею…?» Эта фраза созвучна и главному герою изучаемого нами рассказа. Он – “дрожащая от холода божья тварь”.
Каково лексическое значение слова “тварь”?
Ученик, заранее поработавший со словарем:
тварь 1. ж. устар. Любое живое существо. 2. ж. разг.-сниж. 1) Подлый, мерзкий, презираемый человек. 2) Употр. как бранное слово.
Скажите, а почему мальчику становится так одиноко и жутко?
( потому что с ним рядом нет его мамы, которая наверняка бы позаботилась о своем любимом дитя)
Скажите, а кто бы мог ребенку помочь, но не помог в рассказе?
( не помогли ребенку блюститель порядка, четыре богатые барыни, дворники – они относятся к ребенку как к твари в бранном смысле этого слова)
Испытывая боль от холода, ребенок бежит куда глаза глядят. И вдруг опять его взор привлекает очередное чудо – « куколки за стеклом» - зачитаем этот отрывок от слов «…Да что ж это опять такое…?» до слов «…"Тут не сыщут, да и темно"…»
Задание: Ребята, скажите, а можем ли мы сказать, что блюститель порядка. Барыня и другие поступили по-христиански, не протянув руку помощи бедному ребенку? Какую заповедь они нарушили в один из самых главных праздников православного учения?
( Относись к другому так, как бы хотел, чтобы относились к тебе; Возлюби ближнего своего). Каких христианских качеств не хватило этим людям? Выберите, пожалуйста, эти качества из табличек, находящихся у вас на партах и прикрепите их на доску. ( сострадание, любовь к ближнему, доброта, милосердие, щедрость, отзывчивость, всепрощение, ласка, мудрость, любовь к Богу, жертвенность, радушие, великодушие, чуткость, искренность, забота и т.д.)(Злость, равнодушие, безразличие, черствость, корысть)
Вот какими качествами должен обладать христианин, верующий человек.
Ребята, отталкиваясь от перечисленных нами добродетелей, давайте порассуждаем и подумаем, какова идея этого произведения, что своим произведением нам хотел сказать автор?
Учитель: Ребята, в начале урока мы говорили о том, что святочный рассказ обязательно должен заканчиваться весело. Давайте обратимся к концовке произведения и подумаем, а хорошо ли и весело заканчивается данное произведение?
Чтение учащимся наизусть концовки произведения
Так весело или грустно заканчивается произведение? (учащиеся размышляют)
Учитель: таким образом, получается, что и последнее требование к святочному рассказу выполнено и выдержано автором. Мальчик все-таки обретает покой и становится счастливым.
V.Осмысление финала рассказа. Идейный смысл рассказа.
- Какие чувства у вас вызвал рассказ?
- Почему Достоевский создает его? Какова идея рассказа? Что хотел сказать нам Ф. М. Достоевский?
- Могло ли то, что описал Достоевский, происходить на самом деле?
- Как Достоевский сам пишет об этом?
- А для вас это выдумка романиста-писателя-Достоевского или правда?
- Вернемся к названию урока и к фразе Достоевского «дети странный народ. Они мнятся и чудятся». Почему Достоевский использует такую загадочную фразу? Что он хочет ею сказать?
Учитель. В романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» Алеша Карамазов говорит своим юным друзьям, мальчикам, вашим ровесникам: «Если есть у человека вынесенное из детства хорошее воспоминание, то и спасен человек»( один из эпиграфов к уроку), то есть сам человек становится добрее, справедливее, милосерднее, если в его детстве произошло что-то, научившее его добру, если был человек, ставший образцом нравственности и любви к людям.
- Как связаны эти слова Алеши с рассказом, который мы проанализировали сегодня?
- Можем ли мы сказать, что рассказ Ф. М. Достоевского, спасителен для души? Почему?
Учитель. Вот почему в качестве второго эпиграфа урока мною выбраны слова Алеши Карамазова. Рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на елке» не может оставить равнодушным, трогает каждого: и взрослых, и детей. А если вы плакали, слушая его, если сердечко ваше тяжело билось, значит, душа ваша откликнулась на него, и вы уже чуть-чуть другие, чище, добрее, милосерднее. Прочитав этот рассказ, мы уже не сможем относиться к беспризорным детям, которых встречаем на улицах города, презрительно или жестоко. Этот рассказ так же спасителен для нас, как «хорошее воспоминание» из детства.
Есть ли у вас такое воспоминание из детства, которое стало для вас тем, что хранит душу от ожесточения, есть ли жизненный эпизод, который показал вам, что есть добро, а что зло, который при воспоминании о нем очищает душу, заставляет жить правильно, хранит от собственной подлости, злости? Может, это событие, или человек, или прочитанная книга, произведшая на вас катарсическое впечатление.
VI.Домашнее задание.
1)Расскажите, пожалуйста об этом в небольшой творческой работе в виде сочинения, которая и будет являться домашним заданием.
2)Посмотрите документальный фильм «Рождество» 1-го канала, который мы свами обсудим на следующем уроке.
VII. Рефлексия «Ёлочка». Выставление оценок.