Программа кружка Умники и умницы(русский язык) 1 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.
Актуальность программы: данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Цель: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.
Задачи:
-Развитие лингвистических компетенций учащихся.
-Формирование любви и уважения к русскому языку.
-Развитие познавательных способностей младших школьников
-Развитие творческих способностей младших школьников.
-Расширение кругозора учащихся.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких – то конкретных знаний и умений.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
-занимательность;
-научность;
-сознательность и активность;
-наглядность;
-доступность;
-связь теории с практикой;
-индивидуальный подход к учащимся.
Внеурочная деятельность позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Общая характеристика курса
Курс «Умники и умницы» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского языка, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.
Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.
Изучение лингвистических интересов обучающихся показывает, как велико желание младших школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. Программа курса как раз рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке. Занятия кружка ориентируют ребёнка на различные наблюдения над лексической стороной слова, дают ему возможность увидеть, как живёт слово в тексте. Такой подход к изучению слова позволяет, связывая занятия кружка с уроками русского языка и литературного чтения, обогатить знания детей о слове. Кроме того, этот подход готовит обучающихся к лучшему восприятию раздела «Лексика», изучаемого в среднем звене. Практические занятия кружка во всех классах имеют также в виду обогащение словаря и развитие речи обучающихся. Общее направление программы внеурочной деятельности – работа над содержательной стороной слова, позволяет также затронуть некоторые темы, выходящие за пределы школьной программы (история письменности, книгопечатания, обучение русскому языку).
Проведение занятий в 14 классах подкрепляется учебно-методическим комплектом, состоящим из рабочих тетрадей на печатной основе (в двух частях) и методического пособия для учителя.
Каждое занятие, за исключением занятий под названием «Игротека», имеет следующую структуру: 1. Работа над темой занятия. 2. «Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчинённого теме занятия, на другой - отвлечённый, а также проведение физкультминутки). 3. Продолжение работы над темой. 4.«Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса тестового характера, готовящих школьников к участию в конкурсе «Русский медвежонок»). 5. Рефлексия (подведение итогов занятия).
Каждое четвёртое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный характер для трёх предыдущих занятий. Оно строится на играх и игровых заданиях. В нём отсутствует рубрика «Мишуткина академия».
Задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к знаниям. Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать).
Развитие сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей рук).
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (сотрудничество).
Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Методы и формы организации занятий
На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.
Формы работы - коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия - викторины, олимпиады, игры, конкурсы.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Описание места курса в учебном плане
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты
-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-интерес к изучению языка;
-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы.
II. Учебно – тематический план
№
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Количество часов
ТСО, ИКТ, наглядность
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
По кал-рю
Факт
тео рия
практика
I четверть (8ч)
Наш помощник - язык 4 часа
1
Речь устная и письменная
9.09
1
0,5
0,5
Цветные карандаши
Объяснять значение речи, общения в жизни людей; что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить; что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.
Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях; свои особенности как слушателя.
Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д.
Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении; примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства; высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче.
Определять вид общения по его основной задаче.
Разыгрывать риторические игры.
2
Что такое слово?
19.09
1
0,5
0,5
Цветные карандаши
3
В мире звуков
23.09
1
0,5
0,5
Коробок с половинками горошин
4
Игротека
30.09
1
0,5
0,5
Цветные карандаши, коробок с половинками горошин
В мире слов и звуков – 10 часов
5
Звуки и буквы – не одно и то же
7.10
1
0,5
0,5
Цветные карандаши
Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни.
Различать знаки-символы и знаки-копии. Называть языковые знаки. Различать звуки и буквы.
Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.
Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков.
Распознавать условные обозначения звуков речи.
Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.
Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков.
Классифицировать слова по количеству в них слогов.
Составлять слова из слогов.
Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов.
Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении.
Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д.
Оценивать свои особенности как слушателя.
Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче.
Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни.
Разыгрывать риторические игры.
6
Что такое метаграммы?
14.10
1
0,5
0,5
Счётные палочки
7
Жили были гласные и согласные
21.10
1
0,5
0,5
Цветные карандаши
8
Игротека
28.10
1
0,5
0,5
Цветные карандаши, коробок с половинками горошин
II четверть(7ч)
9
Волшебник Ударение.
11.11
1
0,5
0,5
Головоломка «танграм», цветные карандаши
10
Такие разные согласные
18.11
1
0,5
0,5
11
Такие разные, разные согласные
25.11
1
0,5
0,5
Цветные карандаши
12
Игротека
2.12
1
0,5
0,5
Цветные карандаши
13
Русские народные загадки
9.12
1
0,5
0,5
Сборники русских народных загадок
14
Зачем шипят шипящие?
16.12
1
0,5
0,5
Живые буквы - 19 часов
15
Познакомь тесь: алфавит!
23.12
1
0,5
0,5
Цветные карандаши, головоломка «танграм», алфавит
Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют.
Располагать заданные слова в алфавитном порядке.
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.
Выделять предложения из речи.
Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения.
Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.
Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение.
Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме.
Различать текст и набор предложений.
Определять тему текста.
Объяснять роль заголовка. Озаглавливать текст.
Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте.
Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях.
Выделять незнакомые слова в тексте.
Выяснять значение непонятных слов.
Определять основную мысль текста.
Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте.
Познакомиться с новыми понятиями слов в русском языке.
Выделять начало, основную часть, конец текста.
Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях.
Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач.
Называть изученные признаки текста.
Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года.
Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей.
Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении.
Различать звуки и буквы.
Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.
Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков.
Распознавать условные обозначения звуков речи.
Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.
Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д.
Оценивать свои особенности как слушателя.
Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче.
Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам.
Разыгрывать риторические игры.
III четверть(10ч)
16
Игротека
20.01
1
0,5
0,5
Цветные карандаши
17
Привет, пословица!
27.01
1
0,5
0,5
Цветные карандаши, счётные палочки
18
Поговорим о предложении
3.02
1
0,5
0,5
Цветные карандаши, счётные палочки
19
Еще немного о предложении
10.02
1
0,5
0,5
Цветные карандаши
20
Игротека
17.02
1
0,5
0,5
Цветные карандаши
21
Знакомимся с анаграммами
24.02
1
0,5
0,5
Цветные карандаши, головоломка «танграм»
22
Что такое текст?
2.03
1
0,5
0,5
Цветные карандаши, коробок с половинками горошин
23
Что мы пишем с большой буквы?
9.03
1
0,5
0,5
Головоломка «танграм»
24
Игротека
16.03
1
0,5
0,5
Коробок с половинками горошин
25
О безударных гласных
23.03
1
0,5
0,5
Цветные карандаши
IV четверть(8ч)
26
О парных звонких и глухих согласных
6.04
1
0,5
0,5
Цветные карандаши, счётные палочки
27
Слова - приятели
13.04
1
0,5
0,5
Цветные карандаши
28
Игротека
20.04
1
0,5
0,5
Цветные карандаши, головоломка «танграм»
29
Слова – неприятели
27.04
1
0,5
0,5
Цветные карандаши
30
Волшебное слово предлог
4.05
1
0,5
0,5
Цветные карандаши, счётные палочки
31
Что за зверь такой- фразеологизм?
11.05
1
0,5
0,5
Цветные карандаши
32
Игротека.
18.05
1
0,5
0,5
Цветные карандаши
33
Учимся различать слова разных частей речи
25.05
1
0,5
0,5
Головоломка «танграм»
III. Содержание программы
Программа для 1 класса рассчитана на 33 часа, 33 тем, в структуре которых практические занятия, игры, конкурсы, олимпиады. Темы программного материала подходят для учащихся первых классов, меняется соответственно подготовка к занятию.
Тема 1.Речь устная и письменная
Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и речь письменная.
Тема 2.Что такое слово?
Понятие слова, знакомство с ребусом.
Тема 3.В мире звуков
Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух»
Тема 4.Игротека
Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма»
Тема 5.Звуки и буквы – не одно и то же
В чем заключается различие между звуками и буквами
Тема 6.Что такое метаграммы?
Знакомство с метаграммами. Разгадывание метаграмм.
Тема 7.Жили были гласные и согласные.
Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв.
Тема 8.Игротека
Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метаграмм.
Тема 9.Волшебник Ударение.
Роль ударения в слове. Понятие «омограф»
Тема 10.Такие разные согласные
Способы отличия твердых согласных звуков от мягких
Тема 11.Такие разные, разные согласные
Парные и непарные звонкие и глухие согласные
Тема 12.Игротека
Поиск омографов в предложении. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости –глухости, твердости-мягкости. Решение метаграмм. Рифмование слов.
Тема 13.Русские народные загадки
Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.
Тема 14.Зачем шипят шипящие?
Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима»
Тема 15.Познакомьтесь: алфавит!
Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и звуков.
Тема 16.Игротека
Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке.
Тема 17.Привет, пословица!
Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы.
Тема 18.Поговорим о предложении
Разновидности предложений по цели высказывания. Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры.
Тема 19.Еще немного о предложении
Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения с соответствующей интонацией.
Тема 20.Игротека
Понятие «Шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту.
Тема 21.Знакомимся с анаграммами
Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы.
Тема 22.Что такое текст?
Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста.
Тема 23.Что мы пишем с большой буквы?
Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные.
Тема 24.Игротека
Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имен собственных с заглавной буквы.
Тема 25.О безударных гласных
Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.
Тема 26.О парных звонких и глухих согласных
Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова
Тема 27.Слова - приятели
Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары
Тема 28.Игротека
Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди групп слов синонимов, подборе синонима к данному слову.
Тема 29.Слова – неприятели
Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов.
Тема 30.Волшебное слово предлог
Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.
Тема 31.Что за зверь такой - фразеологизм?
Знакомство с фразеологизмами и их значением. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.
Тема 32.Игротека.
Понятие «Омоним». Упражнение в умении различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения.
Тема 33.Учимся различать слова разных частей речи
Упражнение в умении различать слова разных частей речиОсновные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса учащиеся должны:
-понимать отличительные признаки основных языковых единиц;
- понимать основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
-узнавать слова, словосочетания, предложения, текста;
-основные орфографические и пунктуационные правила;
-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями;
- уметь работать с кроссвордами, чайнвордами и ребусами.
IV. Предполагаемые результаты:
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Планируемый результат:
-участие в школьных и районных олимпиадах, интеллектуальных марафонах по русскому языку;
-работать в группе;
-структурировать ранее полученные знания;
-применение полученных знаний и умений в практической деятельности;
-осваивать новые виды деятельности;
-проявлять изобретательность в условиях поиска решения;
-проявлять новое видение ситуации, приводящее к неожиданным идеям;
-способность ухватить наиболее существенную деталь;
-умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений;
- усвоить основные базовые знания русскому языку; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
-успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах, соревнованиях ;
- отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады;
V. Формы и виды контроля
Виды контроля знаний
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
участие в конкурсах, КВН, турнирах, олимпиадах;
выпуск газет;
тестирование;
личная олимпиада;
соревнования.
VI. Материально – техническое обеспечение
1. Мищенкова Л.В. «Занимательный русский язык: задания по развитию познавательных способностей». Методическое пособие 1 класс. М.: изд-во РОСТ 2012
2. Мищенкова Л.В. «Занимательный русский язык». Рабочая тетрадь для 1 класса. М.: изд-во РОСТ 2015
А также:
http://yandex.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://nsportal.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.ourgames.ru/
и др.
Методическое обеспечение
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательный русский язык » необходимы следующие принадлежности:
наличие лингвистических словарей;
наличие карточек с играми и заданиями;
наличие текстов для работы на занятиях;
подборка видеофрагментов;
подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
набор ЦОР по русскому языку.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115
13PAGE \* MERGEFORMAT141415
15