Проект Учебная фирма Элизиум
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Самарский техникум авиационного и промышленного машиностроения
им. Д. И. Козлова
Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ
предметно-цикловой комиссии Директор ГБОУ СПО СТАПМ
специальных дисциплин им. Д. И. Козлова ____________________Климов В. Ф.
Председатель ПЦК
_________________Дормидонтова В. А.
«21» июня 2012 г.
Методический совет
Старший методист
_________________Губарь А. С.
«22» июня 2012 г.
Проект
Учебная фирма «Элизиум» в образовательном процессе как альтернативная форма организации производственной практики и внеаудиторной самостоятельной работы студента
Автор: преподаватель специальных дисциплин
Зуева Анна Александровна
Самара 2012 год.
Профессиональная категория: Учреждение среднего профессионального образования.
Название проекта: Учебная фирма «Элизиум»
Автор: Зуева А. А. – преподаватель специальных дисциплин.
Актуальность темы:
Престиж образовательного учреждения складывается из многих показателей, одним из которых является качественная организация учебной практики, а также наличие договоров на организацию производственной практики с ведущими предприятиями, фирмами и организациями региона. Социальные партнёры являются индикатором качества подготовки выпускников техникума.
Главной задачей образовательного учреждения является: выпуск конкурентоспособного, коммуникабельного, профессионально компетентного специалиста, умеющего применять полученные знания, умения и навыки для решения профессиональных задач.
Многие учебные заведения среднего профессионального образования имеют в своём спектре специальностей направление по проектированию и разработке информационных, автоматизированных и аналитических систем. Подготовка специалиста в этой сфере имеет свою особенность, обусловленную быстро развивающейся профессиональной областью: новые подходы к программированию, новые методы и средства создания информационных систем, а также постоянно меняющийся рынок программного и аппаратного обеспечения, широта применения IT-технологий в сферах общественной деятельности.
Это заставляет образовательное учреждение внедрять альтернативную форму организации учебной практики, например, через деятельностный подход, внедряя активные формы обучения.
Одной из такой форм является создание на базе образовательного учреждения учебной фирмы, которая является прообразом реального предприятия. Даная форма обучения в научно-педагогической литературе определена как форма имитационного моделирования профессиональной деятельности.
При анализе результатов прохождения студентами производственной практики, а также отзывов работодатели о выпускниках, выясняется ряд проблем:
На уровне организации практики на предприятии.
Предприятия и организации не несут ответственность за качество прохождения практики студентами учебных заведений, так как не заинтересованы в дальнейшем трудоустройстве практикантов на своём предприятии. Практика зачастую сводится к выполнению мелких поручений, незначительных функций, не раскрывающих всего объёма квалификационных характеристик.
На уровне подготовки студентов внутри техникума.
Несоответствие между высоким уровнем теоретических знаний и недостаточным уровнем практических навыков.
Как результат:
Отсутствие у многих выпускников представления о межфункциональных связях предприятия;
Проблема адаптации молодых специалистов на рабочем месте;
Необходимость в развитии творческих навыков;
Отсутствие профессиональной мобильности.
В итоге, выпускник не обладает целостностью подготовки, чтобы после окончания учебного заведения конкурировать со специалистами, имеющими опыт работы.
В связи с переходом на компетентностный подход обучения на всех иерархических уровнях профессионального образования актуализируется проблема: А как проверить сформированную профессиональную компетентность?
Объединив две эти проблемы, мы пришли к выводу организовать дополнительную альтернативную форму практики студентов. Была выбрана технология моделирования профессиональной деятельности.
Использование данной технологии решает две поставленные перед нами задачи:
Освоение профессиональных компетенций через решение реальных профессиональных задач;
Подготовка квалифицированного, конкурентоспособного специалиста, согласно требованиям работодателей;
В свою очередь мы добьёмся:
Через втягивание студентов в реальную деятельность, в ходе которой они используют теоретические знания не для того, чтобы ответить на занятии, а чтобы применить в своей деятельности, таким образом можно обеспечить сильную мотивацию к обучению;
Знания, полученные на теоретических занятиях, закрепляются на практике;
«Учебная фирма» может являться ядром учебных дисциплин практического блока, эффективным средством качественной подготовки будущих специалистов.
Объект исследования:
Организация альтернативной формы практики студентов для освоения профессиональных компетенций и подготовки конкурентоспособных специалистов.
Предмет исследования:
«Учебная фирма» как альтернативная форма организации практической деятельности во внеурочное время.
Цель внедрения технологии:
Освоение профессиональных компетенций в рамках ФГОС;
Повышение профессионального уровня выпускников техникуму;
Воспитание интереса к выбранной профессии;
Подготовка конкурентно способного специалиста;
Формирование умений работать в команде;
Формирование способностей к нестандартному решению профессиональных задач;
Задачи:
Разработка модели работы «Учебной фирмы» для каждого курса обучения студентов, по специальности «Информационные системы»;
Выявление организационно-педагогических возможностей, необходимых для внедрения «Учебной фирмы»;
Внедрение модели и создание условий для её эффективного функционирования и достижения высоких результатов практического обучения и освоения профессиональных компетенций.
Гипотеза:
Разработана модель (структура, особенности, содержание), созданы оптимальные условия (кадровое, организационное, методическое, материально-техническое обеспечение, создана мотивация субъектов учебного процесса), то фирма выступает как фактор повышения качества практического обучения и освоения профессиональных компетенций:
Формируется профессиональная компетентность студентов: закрепляются, расширяются и углубляются знания за счёт работы на имитационных моделях конкретных отделов; происходит практическое освоение современного оборудования и технологий, методов управления; создаются условия для приобретения студентами специальных умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой жизни; формируются коммуникативные навыки, умения работать а команде, коллективной и персональной ответственности, взаимопомощи.
Обеспечивается мобильность содержания, методов обучения;
Обеспечивается целостность учебно-производственного процесса;
Развиваются способности профессиональной адаптации к изменяющимся требованиям рынка труда.
Ресурсное обеспечение реализации программы:
Кадровые – педагогический коллектив техникума, студенты, обучающиеся по специальности Информационные системы.
Материальные – компьютерный класс, сеть Internet, учебный кабинет.
Методические – методические кабинет, библиотека техникума.
Преимущества использования данной технологии:
Совершенствование образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
Освоение информационных технологий на уровне специалиста;
Повышение социальной адаптации студентов;
Повышение имиджа образовательного учреждения;
Новые контакты с социальными партнёрами;
Освоение общих и профессиональных компетенций согласно ФГОС.
Сроки реализации проекта: июнь 2012 года – июль 2020 года.
Структурно-функциональная модель «Учебной фирмы»
Внешняя обусловленность модели:
Квалификационные требования
Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по разработке типовых технологических процессов автоматизированной обработки информации, разработке компонентов автоматизированных информационных систем, внедрению и сопровождению автоматизированных информационных систем в качестве техника в организациях (на предприятиях) различной отраслевой направленности независимо от их организационно-правовых форм.
Основные виды деятельности техника:
Производственно-технологическая:
анализ предметной области с точки зрения автоматизации обработки информации; формализация задачи по автоматизированной обработке информации;
разработка технологического процесса автоматизированной обработки информации на основе типовых решений;
определение состава необходимых информационно-программных и аппаратных средств;
разработка компонентов типового информационно-программного обеспечения автоматизированных информационных систем;
адаптация и внедрение типовых технологических процессов автоматизированной обработки информации;
настройка типовых компонентов обеспечения автоматизированных информационных систем;
информационно-программная эксплуатация автоматизированных информационных систем и компьютерных сетей;
Организационно-управленческая:
организация работы коллектива исполнителей;
планирование и организация работ;
выбор оптимальных решений при планировании работ в условиях нестандартных ситуаций;
участие в оценке качества и экономической эффективности деятельности;
обеспечение техники безопасности.
Выпускник должен уметь:
осуществлять разработку типовых технологических процессов автоматизированной обработки информации, разработку, модификацию, адаптацию и сопровождение типовых компонентов автоматизированных информационных систем;
производить установку, адаптацию, сопровождение и эксплуатацию типового программного обеспечения автоматизированных информационных систем;
осуществлять выбор необходимых информационно-программных и аппаратных средств при формировании и модификации автоматизированных информационных систем;
осуществлять эксплуатацию автоматизированных информационных систем;
разрабатывать инструктивную документацию по сопровождению автоматизированных информационных систем;
оценивать экономическую эффективность технологических процессов, применяемых в автоматизированных информационных системах.
Выпускник должен знать:
структуру автоматизированных информационных систем;
процессы и стадии жизненного цикла автоматизированных информационных систем;
методы проектирования автоматизированных информационных систем, основные этапы технологии проектирования;
типовые компоненты автоматизированных информационных систем;
классификацию автоматизированных информационных систем;
архитектуру и технические характеристики персональных компьютеров;
характеристики и возможности языков и сред программирования;
технологию разработки и эксплуатации баз данных;
особенности использования технологии «Клиент – Сервер» в автоматизированных информационных системах;
характеристики и особенности эксплуатации вычислительных сетей различных типов;
принципы построения распределенных информационных систем;
состав программного обеспечения автоматизированных информационных систем;
методы обеспечения информационной безопасности автоматизированных информационных систем;
основные положения действующей нормативной документации;
основы организации деятельности промышленного предприятия (организации) и управления им;
основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия (организации);
правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты.
Обзор профессии «Специалист по информационным системам» в разрезе функциональных обязанностей и наименований должностей
Квалификационные уровни
Направления деятельности работников (функциональные обязанности)
Наименование должностей
1
Проведение инсталляции информационной системы; техническое сопровождение и настройка параметров информационной системы, программирование в рамках поставленного задания, формирование технической документации
Программист-стажер
2
Настройка (адаптация, кастомизация) и сопровождение информационной системы; консультирование пользователей информационной системы; обучение пользователей работе с информационной системой
Программист
Консультант
Сервис-инженер
3
Выполнение и координация работ по настройке (адаптации, кастомизации) и сопровождению информационной системы; консультирование пользователей информационной системы; обучение пользователей работе с информационной системой и участие в разработке методик обучения; координация работ по поддержке аппаратно-программного комплекса, осуществляет работу в группе, несет ответственность за принятые решения в рамках выполнения своих должностных обязанностей
Специалист по внедрению
Старший консультант
Старший программист
Старший сервис-инженер
4
Взаимодействие с заказчиком на предмет выяснения первоначальных потребностей, принятие решения о выборе информационной системы и работе по ее кастомизации, управление проектом в части содержания, человеческих ресурсов, расписания, качества, интеграции, контрактов, рисков, бюджета, коммуникаций; формирование методологий ведения работ и управления проектом; интеграция информационной системы с аппаратно-программными комплексами заказчика, несет ответственность за обоснование принимаемых и реализуемых решений
Системный аналитик
Ведущий консультант
Бизнес-аналитик
Руководитель проекта
5
Разработка и совершенствование методологии ведения работ, мониторинг деятельности, анализ и принятие решений в рамках проекта или работы подразделения, управление проектами °и портфелями проектов, управление персоналом, принимает решения и несет ответственность за распределение ресурсов и за работу персонала подразделения, несет ответственность за результат, осуществляет стратегическое управление направлением
Бизнес-архитектор
Руководитель проектов
Описание должностной обязанности «Разработка концепции будущей информационной системы заказчика» в профессиональном стандарте «Специалист по информационным системам»
Умения (4 и 5 уровни)
Знания
4 уровень
5 уровень
Обрабатывать информацию
Анализировать информацию
Владеть инструментами экспресс-обследования предприятия
Владеть терминологией заказчика в одной или нескольких предметных областях
Выбирать совместно с заказчиком оптимальные способы решения задач
Разрабатывать перечень работ по этапам
Участвовать в составлении проектной документации на разработку информационной системы
Формировать технологическую документацию по результатам работ
Выявлять и описывать бизнес-процессы предприятия
Разрабатывать концепцию организации системы управления в рамках бизнес-задачи
Проектировать варианты реализации бизнес-задач и технических требований заказчика в программно-аппаратном комплексе
Владеть основами современных языков программирования
Владеть современными средствами моделирования бизнес-процессов
Планировать свою деятельность
Планировать работу группы исполнителей
Наименования должностей:
Системный аналитик;
Ведущий консультант;
Бизнес-аналитик;
Руководитель проекта
Наименования должностей:
Бизнес-архитектор;
Руководитель проектов
Основы программирования
Современные языки программирования
Программные средства и платформы инфраструктуры информационных технологий предприятий
Сетевые средства и платформы инфраструктуры информационных технологий предприятий
Основы математического моделирования в бизнесе
Основы организационной диагностики
Подходы к построению и совершенствованию систем управления предприятиями в современных бизнес-условиях
Принципы организации инфраструктуры информационных технологий предприятий
Современные методологии и стандарты автоматизации предприятия
Современные методологии управления предприятием
Теория организационных систем
Теория системного анализа
Теория управления
Специфика бизнеса заказчика
Технологии и инструменты для проведения комплексного обследования предприятия
Технологии межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии
Устройство и функционирование современных информационных систем
Теория баз данных
Моделирование бизнес-процессов
Современные средства моделирования бизнес-процессов
Современные стандарты информационного взаимодействия систем
Набор личных качеств «Специалиста по информационным системам» и описания их поведенческих проявлений
Качества личности
Проявление компетенции
Квалификационные уровни
1
2
3
4
5
Объективность восприятия
Воспринимает ситуацию, исходя из наблюдаемых фактов, а не на основании личных оценок
+
+
+
+
+
Гибкость мышления
Меняет свои умозаключения и делает выводы с учетом новой информации
-/+
+
+
+
+
Системность мышления
Выделяет все факторы, влияющие на состояние исследуемого объекта
Устанавливает причинно-следственные связи
Выделяет ключевые показатели, определяющие состояние проблемы или влияющие на результат.
-/+
-/+
+
+
+
Нацеленность на результат
Достигает цели в указанные сроки и в соответствии с требуемым качеством.
Движется к цели даже при наличии препятствий, находит варианты их преодоления
+
+
+
+
+
Инициативность
Активно действует, инициирует действия, прилагает усилия сверх требуемых
-/+
-/+
+
+
+
Обучаемость
Усваивает и применяет в своей деятельности новую информацию, технологии, модели поведения
Обладает внутреннейсамомотивацией на приобретение новых знаний, навыков, опыта
+
+
+
+
+
Умение принимать других
Умеет понять других людей, их позицию, в том числе не высказываемые мысли и чувства
Признает и уважительно относится к праву других быть такими, какие они есть
+
+
+
+
+
Уверенность в себе
Адекватно оценивает себя.
Мало подвержен изменению самооценки под воздействием внешнего влияния.
Отделяет влияние на успех или неудачу внешних факторов и собственных действий/усилий
Принимает себя таким, какой есть.
-/+
-/+
+
+
+
Ответственность
При принятии решений оценивает возможные последствия
Проясняет однозначность понимания сказанного всеми сторонами
Выполняет принятые на себя обязательства
Если невозможно выполнить обещанное, предпринимает все возможное для минимизации ущерба и оповещает об изменениях заинтересованные стороны
+
+
+
+
+
Адаптивность
Поддерживает высокую работоспособность в изменившихся условиях
Ведет себя конструктивно в различных ситуациях
Регулирует и контролирует свои эмоции
+
+
+
+
+
Аккуратность
С первого раза выполняет работу без помарок, ошибок, погрешностей
+
+
+
+
+
Дисциплинированность
В профессиональной деятельности четко следует правилам и инструкциям, действует в рамках, установленных извне
+
+
+
+
+
Доброжелательность
Проявляет вежливость и уважение;
Инициативно предлагает свою помощь, если это необходимо;
Учитывает мнение сторон, в любой ситуации конфликта идет по пути достижения консенсуса
+
+
+
+
+
Коммуникабельность
Умеет устанавливать контакт;
Умеет слушать и слышать, задавать вопросы;
Умеет аргументировать;
Использует навыки презентации себя, своих услуг
+
+
+
+
+
Стрессоустойчивость
Выдерживает разовое, но усиленное во много раз по сравнению с обычным, воздействие внешних факторов.
Выдерживает высокие физические и моральные нагрузки в течение длительного времени, сохраняя при этом высокий и одновременно продуктивный темп деятельности.
+
+
+
+
+
Модель областей компетенций «Специалист по информационным системам»
Выделяют высокую востребованность наряду с традиционными знаниями в области информационных технологий таких универсальных компетенций выпускников, как:
коммуникативные навыки;
способность эффективно работать в команде;
способность проводить обучение и консультирование (взрослых);
способность управлять проектами;
а также ряд профессиональных компетенций:
владение спецификой предметной области субъекта автоматизации;
способность диагностировать область задач автоматизации и бизнес-процессы субъекта автоматизации;
способность проектировать оптимальный вариант информационной системы в соответствии с требованиями бизнес-задачи;
способность осуществлять сопровождение информационной системы на всех этапах.
Цель работы учебной фирмы: Развитие у студентов профессиональных навыков и компетенций, повышающих их конкурентоспособность на современном рынке труда.
Задачи фирмы:
Формирование и развитие у студентов комплексной системы навыков и компетенций, позволяющих им успешно реализовывать себя в выбранной профессии;
Интеграция системы знаний по изученным предметам специальности;
Привитие навыков практической работы по направлениям в области разработки и сопровождения информационных систем;
Способствование развитию творческого потенциала и индивидуальных способностей студентов;
Построение деятельности фирмы на основе внедрения современных технологий и компьютеризации процесса обучения.
Основные функции фирмы:
Предоставляет студентам доступ к используемым информационным системам;
Обеспечивает комплектование фонда документации в строгом соответствии с профилем специальности, образовательными программами, учебными планами;
Предоставляет необходимую технику, компьютерные программы;
Моделирует реально действующие профессиональные задачи;
Распределяет студентов по производственным отделам фирмы согласно курсу обучения;
Осуществляет проведение научно-исследовательской, методической, социальной работы по совершенствованию всех направлений своей деятельности;
Внедряет в практику своей работы передовые обучающие технологии, результаты научно-исследовательских работ;
Осуществляет взаимодействие со специалистами смежного профиля социальных партнёров учреждения (РКЦ «Прогресс», ОАО «Средневолжский станкозавод», ОАО «Кузнецов», ОАО «Авиакор», ОАО «Гидроавтоматика», ОАО «Авиаагрегад», ОАО «Самарский подшипниковый завод»).
Структура фирмы:
Права, обязанность и ответственность фирмы
Фирма имеет право:
Самостоятельно определять содержание и конкретные формы деятельности в соответствии с целями и задачами;
Принимать участие в работе научных конференциях, семинарах, олимпиадах, конкурсах.
Фирма несёт ответственность:
за сохранность материально-технической базы;
за выполнение возложенных на него функций и задач;
за выполнение учебной программы;
за соблюдение норм охраны труда и противопожарной безопасности;
Дидактическая структура
Роли участников образовательного процесса
Студент – активный участник
Преподаватель - консультант
Педагогическое сопровождение
Преподаватели и службы техникума играют роль клиентов-заказчиков. Руководитель курирует работу служб фирмы, взаимодействует со специалистами с предприятий города по вопросам организации промежуточных собеседований по освоению видов профессиональной деятельности, составляет график работ и назначает старших в группе.
В фирме будут работать будущие специалисты в разработке и сопровождении информационных систем. Структура фирмы построена таким образом, что закрепление студента за отделом фирмы соответствует курсу его обучения, поэтому не происходит расхождения в теории и практике. По окончании каждого курса студент завершает свою работу в отделе и проходит тестирование, а также собеседование со специалистом с предприятия, который даёт оценку его профессиональной готовности на данном этапе и даёт заключение об освоении им профессиональных компетенций, отведённых к данному разделу.
Задача руководителя – способствовать достижению такого уровня знаний и умений студентов в фирме, которые могли бы обеспечить профессиональную готовность к работе на реальном предприятии, фирме.
Из требований стандарта, видно, что в соответствии с организационной структурой фирмы, будущий техник информационных систем должен уметь выполнять работу техника наладчика компьютерной техники, системного администратора, аналитика, разработчика программных модулей и информационных систем.
Поэтому необходимо определить перечень функций и документов отделов фирмы. Деятельность любой фирмы представляет собой последовательность некоторых функций, которые определяются особенностями производственной ситуации, которые определяются особенностями производственной ситуации. Действия специалистов сопровождаются оформлением определённой документации. На основе стандарта можно составить перечень функций и перечень документов, которыми подтверждается выполнение работы.
Согласно федеральному государственному стандарту по специальности и учебному плану можно организовать шесть основных отделов центра и на основании формирующихся общих и профессиональных компетенций, определить функциональные обязанности отделов.
Следующим шагом должна стать подготовка перечня выполняемых работ, согласно функциональным обязанностям отделов, из заявок преподавателей, служб техникума и запланированной профилактики оборудования. Также ознакомиться с планом компьютеризации техникума и настройки новых сетевых подключений к локальной вычислительной сети техникума.
Согласно учебному расписанию составить график работы фирмы.
Продумать загрузку каждого студента. Проигрывая ситуацию, необходимо учитывать, что в фирме не все сотрудники одновременно задействованы в её исполнении. Одна часть может доделывать работу по предыдущей заявке, другая – оказаться не вовлечённой в работу, так как это не входит в их должностные обязанности.
Функциональные обязанности отделов фирмы формируются согласно квалификационным требованиям из стандарта.
Должностные инструкции разрабатываются согласно стандартам и нормативным документам.
Журнал выполнения работ ведётся каждым отделом фирмы с пометкой о принявшим на исполнение.
Журнал контроля освоения ПК сотрудника фирмы составляется согласно учебному плану курса, на котором студент обучается, где отмечены все общие и профессиональные компетенции, которые ему необходимо освоить, изучая определённую дисциплину. Специалист предприятия вместе с преподавателями дисциплин на собеседовании проставляет отметку об усвоении компетенции.
График распределения студентов по отделам составляется согласно курсу обучения.
План работы фирмы разрабатывается на основании плана работ техникума, подразделений и кабинетов.
Материально-техническое обеспечение работы фирмы:
Компьютерный класс;
Канцелярские товары;
Современное офисное оборудование;
Информационное обеспечение;
Программное обеспечение.
Внутренняя среда фирмы:
Организационная структура;
Функции отделов;
Должностные обязанности сотрудников;
Описание рабочих процедур;
Формы документов.
Критерии оценки эффективности работы фирмы:
Сформирована и развита у студентов система навыков и компетенций, позволяющих им успешно реализовать себя в выбранной профессии.
Интегрированы знания по изученным предметам специальности;
Получен опыт работы на предприятии;
Студенты участники фирмы демонстрируют хорошие знания при сдаче государственного междисциплинарного экзамена.
Выпускники высоко оценивают и осознают свою готовность к профессиональной деятельности.
13PAGE \* MERGEFORMAT141715
Применение и приобретение теоретических знаний
Приобретение профессиональных навыков
Освоение общих и профессиональных компетенций
Формирование ключевых навыков
Активные методы обучение:
Имитационные упражнения
Работа в группах
Мозговой штурм
Решение профессиональных задач
Ролевая игра
Уровни знания студентов:
Базовый
Продвинутый
Аналитический
«Делая-познаю»
15