Мотивация — один из факторов влияющих на качество знаний учащихся по предмету.


Мотивация – один из факторов
влияющих на качество знаний учащихся по предмету
«Если учитель уделяет внимание каждому ученику,
одобряет каждый новый, пусть даже незначительный результат ребенка (ведь для него – это победа), то у такого учителя каждый ученик будет успешным»
Исходя из опыта своей работы я выделяю один из наиболее действенных факторов, влияющих на успеваемость по предмету – это мотивация учащихся.
Почему современный школьник не мотивирован в изучении математики (и не только её)?
Изучая материалы по данной проблеме я рассмотрела работу Л.С.Расчетова (нашего соотечественника) по исследованию мотивации учащихся. Проведя аналогичное исследование в виде анкетирования среди учащихся, были получены следующие результаты:
3759201079500


Здесь в процентном соотношении показаны причины низкой мотивации учащихся (и все они, как не прискорбно являются следствиями внешней мотивации, которая формируется самим учителем):
Далее мною были намечены пути решения данных проблем:
- учитывать смену деятельности форм работы на уроках;
- заинтересовать учащихся уроком;
- показать связь изучаемого материала с жизнью;
- дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;
- доступно излагать изучаемый материал.
Учитывая такой большой процент учащихся, которые фактически скучают в школе, я задумалась над вопросом: как можно мотивировать учеников на подлинном интересе к материалу по математике?
Таким образом, подбирая, систематизируя учебный материал, представляя его в интересной для учащихся форме и доступном для восприятия виде, я остановилась на более рациональных технологиях, приемах и методах обучения необходимых для развития мотивации учащихся, тем самым для повышения качества знаний по предмету.
Я попыталась собрать их в единую схему, которую назвала «Модель повышения мотивации учащихся»
-305435114300МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ
Игровая технология
ИКТ
ТРКМ
Новые подходы в
преподавании и обучении
Специальные приемы и
методические уловки учителя
Учитывая и применяя
Личностно-ориентированный
подход
Обратная связь
Проблемный метод обучения
Технология уровневой дифференциации
00МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ
Игровая технология
ИКТ
ТРКМ
Новые подходы в
преподавании и обучении
Специальные приемы и
методические уловки учителя
Учитывая и применяя
Личностно-ориентированный
подход
Обратная связь
Проблемный метод обучения
Технология уровневой дифференциации

Наряду с применяемыми технологиями учитываю и применяю…
Хочу остановиться на некоторых моментах данной модели.
Использование ИКТ на уроках математики – это очень действенный способ по формированию положительной мотивации к учению.
Во-первых это яркий зрительный ряд, решается принцип наглядности (для демонстрации схем, презентаций, электронных пособий, видеофрагментов, вообще любая распечатанная карточка – это уже применение ИКТ)
Хочу показать один из новых подходов, где для определения темы учащимся предлагается посмотреть видеоролик, по окончании которого они должны ответить на вопрос
- Какая геометрическая фигура была ключевой в данном ролике?
Далее путем простых размышлений выводится тема урока «Трегольник и его виды»
Так же с помощью флипчартов можно проводить различные построения, выполнять задания на соотнесения.

Во вторых с помощью флипчартов можно решить принцип доступности восприятия изучаемого материала.
Так например усвоение новых знаний можно провести в виде индивидуальной и парной исследовательской работы, при которой результаты исследований выводятся в таблицу на флипчарте, что позволяет более эффективно и быстро сделать выводы, т.к. учащиеся видят результаты исследования всех пар, причинно-следственные связи результатов исследования, а не воспринимают это на слух.
В- третьих с помощью ИКТ можно решить принцип дифференциации и индивидуализации учебного процесса.
Например при обобщения и систематизации знаний можно решить разноуровневые задачи по готовым чертежам индивидуально или в парах, это позволяет выбрать ученику задачу его уровня (с подсказкой или нет). Наглядность, необычность решения задач таким образом активизирует работу учащихся, позволяет увеличить объем отрабатываемого материала и выработать навыки решения задач, что в свою очередь приводит к повышению успеваемости по предмету.
Проблемный метод обучения
Проблемное обучение является одним из стимулов познавательного интереса Его сущность заключается в том, что знания не даются в готовом виде, а учитель организует их «добывание» или «открытие»: подбирает такие задачи и вопросы, которые заинтересуют учащихся, тем самым повышая их мотивацию к обучению.
Применение этого метода действенно при изучении нового материала,
когда перед учащимися возникает проблемная ситуация.
Например, при изучении в 5 классе темы «Сложение дробей с разными знаменателями» в устный счёт, состоящий из примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями («ситуация успеха») включается задание, где знаменатели разные. Происходит «заминка» (проблема), и ученикам предлагается подумать: «Почему не получилось?» Приходим к выводу, что нужно привести дроби к общему знаменателю.
Или же при изучении темы «Треугольник и его виды» в 7 классе, учащимся можно задать проблемный вопрос: «Какому условию должны удовлетворять три точки, чтобы быть вершинами треугольника?»
Учащиеся приходят к выводу, что все три точки не должны лежать на одной прямой. Затем с помощью наводящих вопросов учителя учащиеся самостоятельно дают определение треугольнику.
Наряду с применением данных технологий немаловажно своевременное выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции и установление качественной «обратной связи».
Например при изучении темы «Правила вычисления производных» в 10 классе и на дополнительных занятиях в 11 классе провожу проверочную работу в 3 этапа по 5 вопросов (учитывая смену деятельности). Критерии оценивания очень просты – количество верных ответов соответствуют оценке.
«Установи соответствие»
а) «Найди верный ответ»
3051419921385 б) 1) ; 2 ) ; 3) ; 4) ; 5)
с)
д)
е)
1/с, 2/е, 3/б, 4/а, 5/д 1) , 2) , 3) , 4) 5, 5) .
«Найди производные функций»





, 2) , 3) , 4) , 5)
В первом случае проверяется знание формул,
во втором случае простейшие примеры нахождения производных, которые решаются устно,
в третьем- нахождение производных функций требующих письменного решения.
После выполнения каждой работы учащиеся проводят взаимопроверку и взаимооценку, затем выставляют сами себе общую оценку. Таким образом я своевременно выявляю качество усвоения материала учащимися, что помогает определить уровень их обученности и наметить коррекционную работу с теми кто допустил ошибки.
Я ввела в систему эту работу в 5, 10 11 классе - заметно меньше стало
западающих тем.
Вкратце хотелось бы сказать о специальных приемах и методических уловках учителя.
Чтобы процесс обучения был эффективным и интересным, использую различные приемы и методические уловки. Это действительно помогает порой более доступно донести изучаемый материал до учащихся. Допустим различные мнемонические правила, которые применяет практически каждый учитель.
Так же были составлены папки по классам на каждую парту с формулами, опорными схемами и таблицами. Ученики пользуются ими на уроках, консультациях, дополнительных занятиях.
Конечно результаты еще далеки от совершенства, но все-таки они есть.
Если сравнить качество знаний учащихся во 2 и 3 четвертях, есть
результаты в 5 и 10 классах.


В конце хочется отметить то, что если учитель уделяет внимание каждому ученику, одобряет каждый новый, пусть даже незначительный результат ребенка (ведь для него – это победа), то у такого учителя каждый ученик будет успешным.