Современные технологии в работе учителя-логопеда с обучающимися.имеющими ограниченные возможности здоровья
Технология по развитию устной и письменной речи на раннем этапе обучения грамоте.
Технология по развитию устной и письменной речи на раннем этапе обучения грамоте понятна для ребенка, учитывает его возрастные психофизиологические особенности.
Предупреждает дислексию и дисграфию.
Речь существует в двух формах устной и письменной. В каждой из них имеется по два вида – «активный» и «пассивный»: говорение-слушание, письмо чтение. Следовательно, задача развития речи ребенка не сводится, как это принято считать, к обучению правильно и связно говорить, а предполагает постепенное и качественное формирование процессов слушания, говорения, чтения и письма.
Применение современной технологии по развитию устной и письменной речи следует основной цели, формирующей у учащихся познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, Решая тем самым основную задачу: качественное формирование процессов устной и письменной речи, развитие у ребенка звукового анализа и синтеза, развитие у детей навыка самоконтроля и самооценки, повышения орфографической грамотности и учебного сотрудничества.
Данная технология объединила методические приемы известных современных авторов: В.Г.Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.В. Нечаевой, В.В. Репкина, Жуковой и т. д..
Технология состоит из двух этапов.
Первый этап. Применяется в добукварный и букварный период. Знакомя детей с гласными и согласными звуками, необходимо переходить на символику, которая поможет ребенку успешно дифференцировать эти звуки в слогах и словах, различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. 1. Знакомство детей с гласными звуками. Знакомим детей с особенностями произношения гласных звуков, с работой артикуляционного аппарата. Формируем процесс идентификации звука и буквы. Например: звук (А) произносится, широко раскрыв рот. Можно подключить жесты широко раскрыть руки. Знакомство с графическими элементами буквы; звук (О) губы овалом. Руки над головой вытянуты и сцеплены в замок. Соотносим звук с графическим образом буквы; звук ( У)- губы вытянуты «трубочкой», а руки вытянуты вперед. Звук – буква; звук (И) – губы в улыбке, а пальцы рук показывают рожки над головой. Особенности написания буквы «И» звук (Ы) – подбородок немного выдвигается вперед, а рыками показывают, как разрываются цепи. Звук- буква; звук (Э) – рот приоткрыт, а язык расположен посередине. «(Э) открыла ротик смело, язычок глядит налево». Особенности написания буквы «Ы». Перекодируем гласные буквы в звуковые знаки. Акцентируем ребенка на то, что «Когда гласный говорят, нет во рту у нас преград». Поэтому гласный звук мы будем изображать не заштрихованным красным кружочком
2. Знакомим детей с понятием «согласные буквы и звуки». Как только дети усвоили различие в произношении гласных звуков, знакомим детей с понятием согласные буквы и звуки. «А когда согласный сказать надо, во рту всегда возникает преграда». Поэтому согласный изображаетс заштрихованным кружочком синего или зеленого цвета.»
Дифференциация звуков по звонкости и глухости. При обозначении звонкости и глухости логичнее всего обозначать звонкие звуки синими или зелеными колокольчиками, а глухие согласные синими или зелеными наушниками.
3. Понятие о йотированных гласных. Это сложная тема, как для подачи материала, так и для восприятия ребенком. Мне помогает придуманная история о «Звуках – двойняшках, одетых в одну рубашку».
Дальнейшая работа посвящена развитию звукового анализа и синтеза, умению определять, в каком случае йотированные звуки дают два звука, а в каком смягчают впереди стоящий согласный звук
Второй этап – практический. На этом этапе закрепляются умения детей перекодировать акустическую последовательности звуков в графическую. Развивается механизм естественного слияния звуков в слоги и слова. Составляются звуковые схемы слов. Дети знакомятся с приемами «Дирижирования». Техника «Дирижирования». Произнесение любого слова сопровождается пальчиковым жестикулированием: изолированный гласный звук сопровождается длительным проведением указательного пальца по воздуху ( т.к. гласный звук тянется); слияние согласного и гласного показывается путем соединения указательного и большого пальцев; изолированный согласный звук сопровождается резким выбросом указательного пальца вверх.
Происходит постоянный контроль над последовательностью звуков в словах. Замечено, что дети с двуязычием, нарушением слоговой структуры слова и логоневрозом точнее воспроизводят все звуки слова, исчезают запинки, легче произносятся слова сложной слоговой структуры.
Техника «дирижирования» с легкостью применяется в обучении детей письменной речи (чтению и письму).
Алгоритм слияния звуков переводится в графический.
Графическая техника чтения и письма.
Над изолированной гласной чертится черточка, над изолированным согласным рисуется галочка, а слияние согласного и гласного показывается дугой.
Тот же принцип переносится и в работу при обучении письму. После того, как слово произнесено, «продирижировано», записывается в тетрадь, а за тем, применяя графический принцип «дирижирования», проверяется написанное слово. Видя в своих работах положительные результаты этого самоконтроля, дети пользуются им как в начальных классах, так и в старших.
15