Публикация на тему Формирование внутренней культуры личности лицеиста — будущего студента педагогического вуза средствами музыкального искусства
Формирование внутренней культуры личности лицеиста — будущего студента педагогического вуза средствами музыкального искусства
“Музыка оказывает воспитывающее воздействие на человека, на основе которого обогащается его жизненный опыт, пробуждаются “социально-ценные психические состояния”, развиваются “инициатива, находчивость, организаторское чутье, критическое отношение”, человек приучается делать выводы и обобщения” (Б.В.Асафьев).
В педагогику люди приходят по разным мотивам. Один из них – желание следовать образу любимого учителя. Исполнение педагогической профессии предполагает мастерское соблюдение привлекательного имиджа. Образ педагога должен быть представлен с наилучшей стороны. Отсюда возникает необходимость в формировании подобного отношения к нему еще на школьной, а затем и на студенческой скамье. Известно, что познание и развитие собственной духовности выступает одним из условий подготовки к созданию достойного имиджа.
“Имидж (image – англ., “образ”) - стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Данное понятие относится к определенному человеку, но может также распространяться на определенную организацию, профессию и т.д. Имидж формируется как на основе реального поведения индивида, так и под влиянием оценок и мнений других людей”. (Современный словарь по педагогике. - Минск, 2001). В современном обществе большое значение приобретают особенности человека, его способности, профессиональная подготовка, готовность к творческому поиску, восприимчивость к нововведениям. Все это диктует необходимость формирования нового стиля социального поведения, который отвечал бы современным задачам развития общества.
Формирование позитивного имиджа молодого поколения на современном этапе развития общества является актуальной проблемой.
Педагог в современном понимании – это активная, гармонично развитая, творческая личность, которая призвана быть эталоном для подражания учащихся в морально-этическом, поведенческом, коммуникативном и профессиональном плане.
Учитель общеобразовательной школы должен обладать набором уникальных качеств: владеть логикой педагогического процесса и воспитания, быть высококвалифицированным специалистом в своей области и других областях знаний, обладать способностями оратора, психолога, правильно и грамотно излагать свои мысли.
Современные высшие учебные заведения ориентированы на становление духовного облика своих воспитанников, конкурентноспособной целостной личности.
В третьем тысячелетии вступило в жизнь новое поколение молодежи с принципиально иными качествами личности, ценностными установками и жизненными ориентирами. Это говорит о том, что сегодня нарастает тенденция дегуманизации общества, когда нормальные человеческие чувства и устремления искажаются или подменяются фарсом. Современному человеку приходится делать трудный выбор: принять идеологию общества, пронизанную категориями «обладать», «присвоить» и т.п., стать «духовно никем», либо прислушаться к мнению философов, художников, писателей, деятелей культуры и искусства и пойти по пути духовного обогащения и развития.
Вопрос формирования имиджа старшеклассника-будущего студента как отражения внутренней культуры личности в педагогической науке специально не рассматривался.
Ценность смысла индивидуального имиджа ранее была смещена преимущественно в сторону внешних атрибутов: речи, манеры держаться, одежды, прически, макияжа, аксессуаров.
Цель данной статьи – обоснование формирования внутренней составляющей имиджа старшеклассника-лицеиста средствами музыкального искусства.
В музыкальной педагогике изучены некоторые вопросы влияния на продуктивные возможности учащихся их эстетического и художественного опыта, воздействия художественного образа произведений музыкального, изобразительного искусства и литературы (Д.Б.Кабалевский, Е.Д.Критская, А.А. Мелик-Пашаев, О.А.Апраксина, Л.В.Школяр и др.).
Любое из искусств дает свои ответы на запросы времени, но им способна внять и использовать их в своей жизни и деятельности лишь духовная, творческая личность. Красота воспринимается молодежью эмоционально. Доминантное положение искусства в ряду «предметов», способных активно формировать целостную, грамотную, эстетически развитую личность, объясняется еще и тем, что в общении с произведениями художественного творчества учащийся приобщается к миру гениального художника-творца, идентифицирует себя с ним, «проживает» вместе с автором его интеллектуальную и эмоциональную жизнь. В связи с этим, выбирается то искусство, которое наиболее «массово» воздействует на молодежь, наиболее ей доступно и легко усваивается. Таким искусством является музыка, и особенно, наиболее активная его форма – музыкальное исполнительство.
В ряду искусств музыка обладает особо высоким “педагогическим” потенциалом. Среди характеристик музыки необходимо выделить следующие функции:
коммуникативная (формирование общности людей в музыке не растворяет индивидуальность в социуме, воздействие искусства носит двунаправленный лично-социальный характер, социальное дается в индивидуальных ощущениях личности);
чувственная (“язык чувств”, не понятийный). В музыкально-педагогической практике ранее предпринимались попытки описать основные ступени в иерархии эмоциональных состояний, “аффектов”, которые передает музыка. Музыка- искусство звуков, которое воспринимается исключительно слухом (восприятие музыкального ритма, динамики при посредстве вибрационного чувства через все тело человека, например, восприятие звуков органа);
познавательная (помогает лучше слышать звуковые проявления жизни);
функция самопознания личности (гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии звуков и ритмов).
Музыка может оказаться действенным средством воспитательного воздействия, когда другие средства бывают неэффективны. Ни одна другая сфера творческой деятельности человека не занимает в его социальной жизни такого значительного места, как музыка. Музыкальное высказывание, продуцируемые с его помощью образы и идеалы проникают в глубины сознания человека, умеющего слышать;
воспитательная (выражает взаимосвязь между музыкальным искусством как продуктом общественного сознания и человеком – субъектом духовного “потребления”, который воспринимает, оценивает, присваивает и отторгает духовное содержание музыки в связи с конкретными субъективно- личностными условиями. Приобщение к музыке как специфическому виду искусства позволяет развить высшие духовные и практические стороны человека, его способность к творческому и внутреннему преображению по канонам истины, добра и красоты.
Широкая практика социально-воспитательной миссии музыки не только правомерна, но и крайне актуальна сегодня. Необходимо смотреть на музыкальную культуру как на нечто целостное, как на единую систему очень высокого уровня, как на равную среди других дисциплин. “Если хочешь узнать, благополучно ли обстоят дела с правлением в какой-то стране и здоровы ли ее нравы, то прислушайся к ее музыке” (Конфуций).
Воспитание средствами музыки невозможно без творческого процесса, без развития творческих наклонностей обучаемых. Музыкальное воспитание играет положительную роль в преподавании других предметов, делая их привлекательными, создавая благоприятные условия для раскрытия творческих способностей и особенностей индивидуальной одаренности и творческой самодеятельности. В любой сфере деятельности люди стремятся к гармонии, прогрессу, совершенствуют себя. Роль музыки в этих процессах чрезвычайно высока и значительна.
Общее музыкальное воспитание старшеклассников-лицеистов ставит своей целью:
способствовать нравственно-эстетическому развитию личности;
развить на основе обучения музыкальные способности лицеистов;
подготовить их к участию в музыкальной жизни страны в качестве слушателей и ценителей подлинного музыкального искусства.
С точки зрения психолога Б.М.Теплова, изучающего возможности музыкального влияния на развитие личности, музыкальная способность- это способность реагировать на музыку, переживать музыкально-эстетические впечатления, а не наличие специфических музыкальных данных. “Центр музыкальности” человека – это его душевная отзывчивость на музыку, а не специфическая музыкальная одаренность. В связи с этим, роль музыки в процессе формирования эстетической культуры и имиджа старшеклассника намного значительнее, чем других видов искусств.
Так, предмет «История музыки» позволяет учащимся соприкоснуться с миром зарубежной и отечественной музыкальной культуры, с ее особым символическим языком.
Целью ведения данного курса является:
развитие ориентации личности в мире эстетических ценностей;
формирование эстетического сознания, потребности к творческой деятельности, стремление к креативности ;формирование художественных взглядов и убеждений;
воспитание и развитие эстетического вкуса, способности к эстетическому восприятию и переживанию, эстетической оценки жизненных явлений;
осмысление эстетических ценностей классического наследия;
воспитание культуры слушания и умения слышать музыку;
приобщение к активной музыкально-творческой деятельности через собственный исполнительский опыт;
расширение имеющихся ранее музыкальных знаний.
Данный курс призван решать воспитательно-формирующие задачи, направлен к душе старшеклассников-лицеистов, их сегодняшним эмоциям, вкусам, увлечениям. Это объясняется сугубо педагогическими соображениями.
Организация работы и методы музыкального воспитания на уроках «Истории музыки».
Подбор музыкально-теоретического материала и исполнительского репертуара строится, исходя из музыкальных способностей и ранее приобретенных умений и навыков учащихся. Правильно подобранный репертуар решает учебные, воспитательные и исполнительские задачи.
Разновидность методов работы по источникам получения знаний:
Словесные методы подачи музыкально-теоретического материала (рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, сравнение). Данные методы позволяют передать большую по объему информацию, поставить проблемы, указать пути их решения, сделать выводы. Слово активизирует воображение, память, чувства обучающихся.
Наглядно-слуховой метод. Приоритетным видом наглядности на занятиях музыкальным искусством является звучание самой музыки, предполагающее демонстрацию музыкальных произведений как в живом исполнении педагогом, так и с использованием звуко- и видеовоспроизводящей техники .Наглядно-зрительный метод (наглядные дидактические пособия, хрестоматийный нотный материал, репродукции, музыкальные словари).
Практические методы (активное взаимодействие с музыкой, воспроизведение музыкального материала в вокальных формах исполнительской деятельности, моделирование интонационно-звукового процесса). По словам Б.В.Асафьева “необходимо вызывать в слушателе инстинкт исполнителя”. Участие в вокальной деятельности создает возможность очень быстрого роста музыкального сознания и восприимчивости. Для развития этих качеств необходимо почувствовать себя творцом или соучастником-носителем чьих-либо творческих замыслов.
Методы формирования вокально-хоровых умений и навыков (правильная певческая установка, формирование певческого дыхания, звукообразования, певческой дикции, точность музыкальной интонации, работа над ансамблевым звучанием, тембровой слитностью, упражнения-распевания).
Методы, активизирующие развитие осознанности восприятия музыки:
Метод перспективы и ретроспективы (забегание вперед и возвращения к пройденному). Данный метод в процессе обучения позволяет устанавливать преемственные связи между темами программы, формируя целостное представление о музыке у лицеистов.
Метод музыкального обобщения -ведущий метод организации музыкальных занятий (направлен на усвоение ключевых знаний о музыке, воплощенных в тематизме программы, направлен на формирование художественного мышления).
Метод размышления о музыке (направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение лицеистами духовных ценностей). Использование данного метода подразумевает не усвоение учащимися готового знания, а выбор проблемы педагогом и предъявление ее для самостоятельного решения лицеистам.
Метод эмоциональной драматургии (направлен на активацию эмоционального отношения учащихся к музыке на основе принципов эмоционального контраста, где решается задача соотнесения предлагаемого варианта построения занятия с конкретными условиями, уровнем музыкального и общего развития учащихся в условиях данного класса).
Перечисленные выше методы имеют четкую ориентацию, многофункциональный характер. Но в то же время разрешение противоречий, существующих в современной музыкально-педагогической практике, требует дальнейшего развития группы методов, направленных на формирование музыкального мышления, развитие музыкального восприятия на интонационной основе, позволяющих ученику глубже проникнуть в музыку, активнее проявлять себя в музыкальной деятельности. Деятельность учащихся на занятиях музыкальным искусством осуществляется как художественная по содержанию и учебная по форме.
Занятия музыкой, особенно классическим ее направлением, повышают общий культурный уровень лицеистов, воспитывают дисциплинированность, организованность, ответственность, порядочность. Учащиеся, приобщаются к истокам национальной культуры, у них воспитывается культура восприятия художественного произведения, развивается культура слушания музыки, разбиваются стереотипы мышления, например, по вопросу слушания и исполнения классической музыки только людьми старше 50-ти лет и т.п., меняются стереотипы поведения, происходит осмысленное осознание результатов тех или иных поступков.
Таким образом, имидж будущего современного студента-нынешнего старшеклассника – это объемная совокупная характеристика, включающая в себя систему внешних и внутренних профессиональных и социальных качеств личности. Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками человека, соответствовал его характеру и взглядам.
Создавая свой образ, мы совершенствуемся. Личностное начало как внутреннее состояние проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества.
Приобщение старшеклассника-будущего студента к ценностям мировой художественной культуры и искусства – это непременное условие формирования его общей и эстетической культуры, а также и собственного имиджа. Поэтому одной из задач российского педагогического образования является перевод учащегося из мира повседневности в мир культуры. Через активное общение будущего студента с каким-либо из видов искусств раскрывается его творческий потенциал, развитие которого оказывает положительное влияние на всю учебную и внеучебную деятельность и является одним из компонентов в формировании его современного образа.