Презентация по технологий на тему Трудовое обучение юношей с нарушением интеллекта обучающихся в школе с ОВЗ


Контрольная работа
Уткина Василия Филипповича
Тема: «Трудовое обучение юношей с нарушением интеллекта в специальной коррекционной школе
VIII вида»
2014г.
Цель: подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной практической деятельности.
Задачи:
1. Воспитание нравственных качеств: трудолюбия, ответственного отношения к труду, бережного отношения к общественному имуществу.
2. Формирование знаний, умений, навыков по определенному трудовому плану.
3. Формирование нравственно-этических представлений, оценок, характеризующих деятельность детей.
4. Развитие способности работы в коллективе, включение в доступные формы трудовой деятельности, коррекция психофизических недостатков средствами труда.
Содержание:
1. Физическое развитие ребенка при помощи различных видов труда, коррекция психофизических недостатков. Развитие двигательных качеств: точность.
2. Этапы трудового обучения.
3. Виды трудовой деятельности.
4. Приобщение к профессии.
5. Примерные планы-конспекты занятий.
6. Методический паспорт учебного проекта. Тесты.
Трудовое обучение юношей с нарушением интеллекта в специальных образовательных учреждениях имеет коррекционную направленность, которая обеспечивает преодоление недостатков развития ребенка, затрудняющих усвоение основ наук и социальную адаптацию в обществе и быту.
Основной задачей вспомогательной школы является подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду. Сложность решения этой задачи главным образом обусловлена недостатками психического развития, которые присущи умственно отсталым детям. Но при условии обеспечения высокого уровня организации педагогического процесса можно говорить о достижении весьма серьезных положительных результатов. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для устранения недостатков познавательной деятельности. Сравнительно высокие возможности развития мыслительных процессов на уроках труда могут быть объяснены, прежде всего, тем, что при решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своим желанием, а не только выполняют волю педагога, и могут ощутить конечные результаты своего труда.
Однако в наше время многие дети с нарушениями психического развития, вырастая и будучи вполне способными к производительному труду, так и не могут влиться в обычную жизнь. Причиной данного положения стала ликвидация системы базовых предприятий, на которых ранее старшеклассники вспомогательных школ проходили производственную практику, а затем трудоустраивались. Процент трудоустройства выпускников по профилям трудового обучения, получаемого ими в школьных мастерских, низок. Особенно это касается традиционных профилей (слесарного, столярного и швейного дела). В связи с этим расширяются виды трудовых профилей (штукатурно-малярное и обувное).
Трудовое обучение в коррекционной школе 8 вида осуществляется поэтапно. На каждом этапе решаются общие и специальные учебные задачи.
1 этап реализуется в 0-4 классах. На уроках ручного труда происходит формирование первоначального трудового опыта. Отводится 2 часа в неделю. Формируются знания о материалах, развитие мелкой моторики рук, даются знания об устройстве предметов и способах их использования, дети выполняют различные задания из пластилина, глины, растительного материала, проволоки, древесины, ознакомление детей с некоторыми профессиями, изучение индивидуальных трудовых возможностей.
2 этап - профоориентационный. Это общетехническое трудовое обучение в 5 классе на базе профессиональных мастерских. Основные задачи:
- адаптация учащихся к измененным условиям обучения, переход к самостоятельной деятельности под строгим контролем с помощью учителя-предметника.
- отбор учащихся по видам трудового обучения с учетом их возможностей. В программах школ 8 вида предусмотрен набор разнопрофильных специальностей.
3 этап - профессиональное обучение в школьных мастерских (6-8 классы) при девяти - десятилетнем сроке обучения, увеличивается количество учебных часов. Особое внимание уделяется правильности выполнения учащимися трудовых приемов, а в дальнейшем темпу работы и степени овладения трудовыми навыками. В конце каждой четверти учащиеся выполняют самостоятельные практические работы, которые оцениваются по пятибалльной системе.
4 этап - это профессионально-трудовое обучение в 9-10 классах с производственной практикой на предприятиях или в школе в условиях, близких к производственным. Половина времени отводится на повторение, что позволяет подготовить подростков к практике на предприятии и сдаче экзамена по трудовому обучению. Это единственный экзамен, которые сдают учащиеся с нарушением интеллектуального развития за весь период обучения в школе 8 вида. Квалификационный экзамен проводится по приказу директора школы с участием специальной квалификационной комиссии. Экзамен состоит из теоретической и практической части. Ученики успешно, сдавшие экзамен, получают удостоверение установленного образца, что дает право трудоустройства. От квалификационного экзамена могут освобождаться ученики, которые по своим психофизическим особенностям не овладели полностью программой или обучались по индивидуальным программам.
5 этап - производственное обучение. В этот период учащиеся должны овладеть навыками выполнения заданий, близких к квалификации рабочих. Производственная практика проходит 3 раза в неделю по 6 часов. Кроме учителя труда огромную помощь оказывают наставники из числа рабочих.
Цель трудового обучения в специальной (коррекционной) школе – овладение основами доступной профессии. Поэтому необходимо обеспечить включение ребенка во все доступные виды трудовой деятельности:
– уроки трудового образования;
– трудовая практика;
– занятия по общественно-полезному и производительному труду;
– самообслуживание;
– деятельность учащихся в составе школьного трудового объединения в период летней практики;
– различные формы общественно-полезного и производительного труда в процессе внеклассной работы;
– занятия по отдельным разделам по СБО;
– трудовое воспитание на уроках по общеобразовательным предметам;
– кружковая деятельность;
– различные тематические внеклассные мероприятия (выставки, конкурсы);
– организация профориентационной работы.
Приобщение к профессии – дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа, растянувшаяся на годы. Причем правильно ориентировать надо не только детей, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. Конечно, не все выпускники выберут профессии, которым их обучали в школе. На это есть много объективных причин. Но не надо считать свои усилия напрасными. От педагогов зависит, каким будет результат трудового обучения и воспитания: стойкий интерес к предмету, а затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к ней. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти качества необходимы в любой профессии.
Специальная (коррекционная) школа не может ставить своей задачей подготовку рабочих-универсалов, механизаторов широкого профиля и т. д., поэтому вся работа школы должна быть направлена на формирование профессионального самоопределения, адекватного психофизическим особенностям учащихся.
Урок по трудовому обучению состоит из 3 частей: вводной, основной и заключительной. Программы по труду содержат:
- теоретический раздел, включающий технические сведения
- практический раздел по конкретным видам труда
- требования к знаниям, умениям и навыкам, а для 5-10 классов даны темы практических работ, направленных на овладение приемами трудовых операций.
Примерные планы-конспекты занятий
Занятие №1.
Введение. Тема занятия: Изготовление декоративного блюда из отходов древесины.
В процессе изложения материала учитель спрашивает каждого из ребят, например: «А твое мнение, В., как ты думаешь?» Тем самым реализуется гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, где каждый ребенок выступает в роли отдельной личности с набором собственных приоритетов и мнений.
После основной части урока дается коллективное задание, дети разбиваются на две группы и, путем обсуждения, начинают выполнять работу по изучению технологической карты (Приложение 2). В данном процессе реализуется технология коллективного взаимообучения. Дети делятся друг с другом своими умозаключениями по предложенному вопросу, отбрасывая лишнее, дополняя друг друга, приходят к общему выводу.
Вывод: на вводном занятии были применены две технологии в рамках личностно-ориентированного обучения – это гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, и технология коллективного взаимообучения А.Г. Ривина. Результат выразился в создании комфортной доверительной атмосферы, которая способствовала продуктивному усвоению информации.
Занятие №2.
Выбрать заготовку с учетом припуска на обработку. Тема занятия: Разметка.
На втором занятии учитель организует первое знакомство с практикой разметки. После теоретической части урока педагог дает задание выполнить разметку заготовок для блюда по технологической карте, чертежу, тем самым, акцентируя внимание на работу в парах (Приложение 2). В данном случае используется технология сотрудничества. Дети помогают друг другу, советуются внутри своей локальной группы. Тем самым достигается более тесный межличностный контакт, который только стимулирует учебно-образовательный процесс.
Вывод: На втором занятии произошёл первый переход к практике. На основе полученных знаний каждый ученик, работая в своей локальной группе, имеет возможность самостоятельно сделать разметку. Плюсы применения данной технологии выражаются в значительной экономии учебного времени, а так же позволяют осуществить индивидуальное получение рабочих навыков каждым ребенком.
Занятие№3.
Фугование кромки брусков с двух сторон с припуском. Тема: Строгание.
На третьем занятии продолжается плавный переход от теории к практике. Урок делится на две части. Теоретическая часть урока содержит сведения о правилах фугования заготовок с двух сторон с припуском. Практическая часть работы производится посредством применения технологии разноуровнего обучения, потому как каждому дается индивидуальное задание по фугованию с припуском. Резонность данной технологии обусловлена как разным уровнем успеваемости в классе, так и необходимостью индивидуального контроля. На работу отводится 20 минут, ребенок сам должен распределить данное время по предложенной технологической карте, чертежу (Приложение 2). Перед началом работы учитель знакомит детей с техникой безопасности (Приложение 3).
Вывод: уровень подготовки класса дал возможность для выполнения пробной самостоятельной работы, в ходе которой ученики пробуют применять полученные знания. Применяемая в данном случае технология разноуровнего обучения способствовала закреплению полученных теоретических знаний посредством выполнения индивидуального практического задания.
Занятие №4.
Склеить щит квадратной формы с учетом припуска на обработку.
Тема: Виды соединения деталей.
Продолжение предыдущего урока. Действует вышеизложенная схема урока с применением аналогичной технологии. Обязательно следует напомнить о технике безопасности (Приложение 4).
После того, как учащийся выполнил задание, начинает обсуждение с партнером о проделанной работе. Каждый ученик должен не только рассказать о своей заготовке, а так же принять участие в оценке работ сверстников.
Вывод: до конца проделана практическая работа, в которой учащиеся применили все свои знания, умения и навыки при изготовлении заготовки (щит). На занятии применялась технология разноуровнего и гуманно-личностного обучения, когда каждый школьник имел возможность лично продемонстрировать свою работу, а так же высказать свое мнение по поводу работ своих одноклассников. Тем самым стимулируется процесс создания и определения авторитетности личных мнений, а так же развивается умение демонстрации собственного труда.
Занятие № 5.
Практическая работа по изготовлению заготовки круглой формы.
Тема: Пиление древесины.
Настало время для серьезной практической работы по изготовлению заготовки круглой формы. Цель работы - на основе полученных знаний сделать разметку, найти центр и начертить окружность на лицевой стороне заготовки, самостоятельно закрепить заготовку в тиски столярного верстака и выпилить электролобзиком заготовку круглой формы (Приложение 2), (Приложение 5).
Здесь применимы несколько технологий личностно-ориентированного обучения. Такие, как технология сотрудничества и разноуровневая технология обучения. Первая связана, прежде всего, с необходимостью работы в статической паре. Данная форма работы снижает эмоциональное напряжение перед серьезной практической работой, потому как приветствуется взаимообучение. Применение разноуровневой технологии обязательно в контексте самостоятельной работы.
Вывод: произошёл полный переход от теории к практике, где усвоенные знания закрепляются в уже серьезной самостоятельной работе. В результате применения вышеупомянутых технологий открывается возможность для личного творчества учеников, взаимообучения и стимулирования ответственности.
Занятие № 6.
Моделирование блюда. Тема: Обработка древесины на токарном станке.
Закрепить заготовку лицевой стороной к планшайбе, на основе образца блюд разного вида приступить к изготовлению. Обточить до заданного размера, нанести разметку профиля, выточить фасонную и внутреннюю поверхность. На данном этапе обучения возможны вставки сообщений, подготовленных учениками, в теоретическую часть урока (Приложение 2), (Приложение 6).
Применение гуманно-личностной технологии способствует полной интеграции инициативности учеников с образовательным процессом. Таким образом, вводная часть урока, которую изначально вёл педагог, по праву передана детям, конечно, под чутким руководством учителя.
Вторая часть урока содержит практическое задание, для выполнения которого необходимо применение технологии коллективного обучения. Это еще раз сплачивает коллектив и стимулирует высокую производительность труда.
Вывод: благодаря применению гуманно-личностной технологии, дети сами узнали о понятии «моделирование», о его возможностях и свойствах. Таким образом, произошла самостоятельная теоретическая подготовка (дети сами давали теоретический материал) к итоговой самостоятельной работе. В практической части применение технологии коллективного обучения обеспечило единение класса в принятии общего решения.
Занятие № 7
Практическая работа по отделке изделия. Тема: Отделка изделий.
4958715110490032727901200150 На заключительном уроке учитель дает возможность реализации творческого подхода ученикам. Каждый ученик самостоятельно шлифует, декорирует, покрывает свою работу лаком (Приложение 1),(Приложение 7)
Технологическая карта на изготовление блюда из клееного бруса
Последовательность операции Эскиз Инструменты, приспособления и материалы
1. Выбрать заготовку с учетом припуска на обработку Линейка, угольник, карандаш, пила, бруски разных пород древесины
2. Фуговать кромки брусков с двух сторон Рубанок, фуганок, угольник, линейка
3. Склеить щит квадратной формы с учетом припуска на обработку Молоток, струбцина, кисточки для клея, клей ПВА
4. Стругать лицевую пласт щита Рубанок, фуганок, линейка
5. Найти центр и начертить окружность на лицевой стороне заготовки Линейка, циркуль
6. Выпилить заготовку круглой формы Лобзик или выкружная пила
7. Закрепить заготовку лицевой стороной к планшайбе Отвертка, шурупы
8. Точить до 221мм Токарный станок
9. Нанести разметку. Точить наружную фасонную поверхность. Обработать бруском твердой породы древесины и мелкозернистой шкуркой Токарный станок, фасонные резцы, мелкозернистая шкурка, березовый брусок
10. Расточить внутреннюю поверхность, сохранив толщину 4 мм. Обработать шкуркой Токарный станок, фасонные резцы, мелкозернистая шкурка
11. Снять изделие с планшайбы. Отверстие на дне блюда зашпаклевать Отвертка, шпатель
Приложение № 3.
Инструкция по технике безопасности при работе с фуганком.
Надежно закреплять заготовку на верстаке.
Работать фуганком с остро заточенным ножом.
Крепко удерживать рубанок при строгании.
При перемещении рубанка не касаться пальцами заготовки.
Класть рубанок на верстак лезвием от себя.
Приложение № 4.
Инструкция по технике безопасности при работе с клеем.
Избегать попадания клея в глаза и кожу.
Не работать клеем вблизи раскаленных предметов (плитки, электрического паяльника.)
После окончания работы хорошо вымыть руки с мылом, проветрить помещение.
Приложение № 5.
Инструкция по технике безопасности при работе с электролобзиком.
Работать только исправным инструментом.
Включать инструмент в сеть и начинать работу с разрешения учителя. Следить, чтобы токоведущий провод не перекручивался и не попадал под пилку.
Прочно и надежно закреплять заготовку на верстаке.
Начинать работу только после того, как электродвигатель наберет полные обороты.
По окончании работы инструмент отключить от сети и очистить от стружки.
Приложение № 6.
Инструкция по технике безопасности при работе на токарном станке.
Перед закреплением заготовки проверить, чтобы она не имела трещин.
Перед началом работы застегнуть все пуговицы на спецодежде, надеть берет, убрать со станка все лишние предметы.
Перед включением станка проверить наличие зазора между заготовкой и подручником, надежность крепления заготовки и защитного заземления (зануления) с корпусом станка, закрепление подручника, задней бабки, пиноли.
Включать станок только с разрешения учителя. Не отходить от станка, не выключив его.
Приложение № 7.
Инструкция по технике безопасности при работе с лакокрасочными веществами и наждачной бумагой.
Не сдувать шлифовальную пыль с изделия.
Не подносить лакокрасочные вещества и растворители близко к лицу.
Избегать попадания лака, краски, олифы на открытые участки тела, особенно на царапины и ссадины.
После окончания работы проветрить помещение, вымыть руки.
Приложение № 8.
Дизайн-анализ изделия.
№ п/пКритерии Оценка
1 Форма 2 Назначение 3 Используемые материалы 4 Трудоемкость изготовления 5 Стоимость изготовления 6 Внешний вид Приложение № 9.
Карта испытания изделия (ответы: «да», «нет», «частично»).

п/пКритерии Оценка
1 Соответствует ли изделие своему назначению? 2 Нравится ли оно вам? 3 Хотели бы вы его иметь? 4 Удобно ли изделие в использовании? 5 Эстетична ли конструкция? 6 Экологично ли изделие? Приложение №10.
Методический паспорт учебного проекта.
Тема проекта: «Рамка для зеркала»
Предмет: столярное дело.
Задачи:
- развитие интереса учащихся к предмету;
- формирование специальных трудовых умений;
- вовлечение каждого участника в активный технологический процесс;
- организация индивидуальной деятельности учащихся;
- совершенствование учебных навыков выполнения технологических операций;
- развитие мышления на основе практической деятельности;
- развитие аккуратности, внимания, тонкой моторики при выполнении технологических операций.
Класс: 10.
Время работы над проектом: III-IV четверти учебного года.
Режим работы: 300 учебных часов.
Тип проекта: творческий.
Форма работы: урочная - внеурочная.
Количество участников: 3 (индивидуальная деятельность).
Планируемые результаты: учащиеся создают изделие, личностно значимое для себя; представляют его классу, жюри, аргументируя свой выбор; учатся составлять технологическую документацию, производить экономические расчеты.
Учебно-методическое, техническое оснащение: учебные пособия, рисунки, фотографии; набор столярных инструментов.
Дополнительно привлекаемые специалисты: учителя ИЗО, черчения.
Новые методические, практические приемы: дискуссии по проектной тематике; работа с современным ручным электроинструментами; посещение выставок, производственных предприятий.
Приложение №11
Пример дидактического теста для 6 го класса.
Задание: Ответьте на вопросы, выбрав из 3-х вариантов ответа один правильный.
Какие из перечисленных пород древесины относятся к твердым?
Дуб
Осина
Сосна
Какие инструменты применяются для разметки?
Карандаш
Сверло
Напильник
Как защитить поверхность древесины от влаги?
Лакированием
Шлифованием
Выравниванием
4.По какому графическому документу изготавливают детали?
По фотографиям
По чертежам
По рисунку
5. Какой инструмент применяют для строгания?
Напильник
Резец
Рубанок
6. Инструмент, применяемый для резания древесины?
Ножовка
Рашпиль
Ножницы
Библиографический список.
1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронковой. – М.,1994.
2. Гнатюк А. А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду // Дефектология. – 1986. – № 6.
3. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. – М., 1969.
4. Кравалис Я. Я. Правильный выбор профессии во вспомогательной школе – залог успешной подготовки детей к жизни // Дефектология. – 1976. – № 5.
5. Копылова Т. Г., Лашина О. Л. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида // Дефектология. – 2006. – № 5.
6. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]. - М.: Школа-пресс, 1994. С.43-61.
7. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно-ориентированного образовательного процесса в школе: Монография, [Текст]. / М.Е. Кузнецов. - Новокузнецк, 2000. - 342с.
8. Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: Книга для учителя [Текст]. – М.: Просвещение,1992. -127с.
9. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителей. [Текст] - М.: Просвещение, 1980.-183с., ил.