Организация внеклассной учебно-исследовательской, проектной деятельности на уроках экономики с использованием ИКТ


В представленной работе я хочу осветить некоторые подходы к модели организации Научного общества обучающихся и студентов, включая следующие этапы:
Подготовительный
 Анализ ситуации с точки зрения наличия системы в работе педагогов и учащихся в исследовательской, проектной и др. видах деятельности.
Организационный
 Консультации с педагогами (о способах организации, направлениях и содержании деятельности) и выявление интересов и склонностей учащихся к тому или иному виду научно -исследовательской деятельности
 Разработка нормативно-правовых документов регламентирующих деятельность создаваемого общества                                 (Положение о научном обществе. Устав научного общества)
Формирование проектной группы
Подготовка проекта 
Запуск проекта
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всём обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идёт о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в том числе на колледж. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.
     Современные учащиеся – это уже не чистый лист, на который нанося знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. Преподаватель уже не является для наших учащихся единственным источником информации, всезнающим оракулом.
     Но ребята зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит к системности знаний. Учащихся необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать её. Научить  надо и целенаправленному поиску информации, поисково-исследовательской деятельности.
     Возникает новая  для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. То есть речь идёт о формировании у учащихся информационной компетентности.
 
Чего наши обучающиеся и студенты, воспитанники ждут от преподавателя – Знаний для жизни. Необходимо так организовать обучение, чтобы выявлять имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал. Мы должны учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике.
  И перед преподавателями нашего колледжа встали множество вопросов - Как сделать этот процесс более эффективным?
 «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Освоение педагогами, работающими со школьниками общей методологии и проведения исследовательских работ в разных областях знаний с применением новых информационных технологий и современных программных продуктов; использование компьютерной  техники при организации данных, планировании работы и презентации результатов
Из концепции модернизации Российского образования
С 2007 года я являюсь не только преподавателем информатики, но и председателем предметно-цикловой комиссии «Общеобразовательных, общегуманитарных и социально-экономических дисциплин».
Прошла курсы по:
- Информационные технологии в системе образования,
-  Проектная деятельность. Проблемы теории, методологии, обучения.
- Программа Intel «Обучение для будущего».
 
Анализ ситуации (подготовительный этап):
Внеклассные мероприятия при кабинетах носили вяло текущий характер. Проводились мероприятия к знаменательным датам, викторины, олимпиады. Мероприятия имели разовый характер отсутствовала система.
На современном этапе участия во Всероссийских, Региональных и Областных мероприятиях проводимых под эгидой Департамента образования и науки Костромской области требуется представление научно-исследовательских проектов, презентаций, инициатив…и тд.
Что такое проектная деятельность?
Что такое научно-исследовательская деятельность?  
В чем отличие исследовательской деятельности от проектной?
Как достойно, правильно оформить работу на тот или иной конкурс?
Многие преподаватели колледжа имели смутное представление по этим вопросам и не один из преподавателей не владел компьютером, необходимо было менять существующее положение дел.
Меняться  нам  - преподавателям.
Главное Наличие преподавателей, готовых к учебно-исследовательской работе, к проектной деятельности с обучающимися и студентами.
Как это сделать?
1 этап.  В рамках предметно-цикловой комиссии был проведен обучающий семинар для преподавателей проектная и научно-исследовательская деятельность. Среди преподавателей велась организаторская и просветительская работа.
Где освещались основные рабочие понятия:
Исследовательская деятельность учащихся
Учебно-исследовательская деятельность
этапы подготовки к проведению научного исследования
тема, проблема и актуальность исследования
принципы работы с большими объемами информации
изучение научной литературы и уточнение темы (рекомендации)
определение гипотезы
цель и задачи исследования
определение методов исследования
проведение научного исследования
оформление учебно-исследовательской работы  
способы и формы представления данных
компьютерная обработка данных исследования
основные требования к их оформлению:
защита результатов исследования
(Приложение 1.)
2  этап.    Учеба для преподавателей  «Информационные технологии в системе образования»
                 (ноября – январь 2007-08 уч.год)
Была разработана программа занятий. Проведена диагностика интересов преподавателей.
(Приложение 2.)   Программа занятий.
Курсы посещали семь преподавателей общеобразовательных дисциплин.