Статья на тему Гражданско-патриотическое воспитание в системе воспитательной работы лицея


Секция 4. «Внеклассная и внешкольная деятельность обучающихся как фактор их гражданского становления»
Онучак Людмила Владимировна,
зам. директора по воспитательной работе
ГБОУ ЛНР «Луганский гуманитарно-
экономический лицей-интернат»,
г. Луганск
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЛИЦЕЯ.
Ключевые слова: идея патриотизма в философии и социологии, внеклассные методы воспитания, мотивация гражданского самосознания,
Лучшее средство привить детям любовь к отечеству
состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.
Шарль Монтескье
Многие социологи отмечают, что кризис сегодня происходит в душах людей, особенно молодого поколения. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новая – пока не утвердилась. Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи.
Цель статьи – познакомить с опытом работы по формированию гражданско-патриотического самосознания учащейся молодежи на примере внеклассной работы Луганского гуманитарно-экономического лицея-интерната.
Что же значит быть патриотом? Быть патриотом – естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине.
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что Родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Никколо Макиавелли, Жан-Жак Руссо, Иоганн Готлиб Фихте.
В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
Идея патриотизма как основа объединения русских земель в борьбе против общего врага уже отчетливо звучит и в «Повести временных лет» и в проповедях Сергия Радонежского.
История последнего столетия показывает пример беззаветного служения Отечеству и готовность отдать за него свою жизнь, как это было в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
По мере формирования государственности патриотические идеи обретают материальную основу и становятся одной из форм проявления государственного патриотизма, важнейшим направлением в деятельности государственных и общественных институтов. 
Государство, которое не заботится о гражданско-патриотическом воспитании своих граждан, и в первую очередь подрастающего поколения, обречено на бесконечные конфликты и развал. В Луганской Народной Республике принят закон «О системе патриотического воспитания граждан ЛНР» 30 июля 2015года, который является нормативно-правовой основой для формирования воспитательной системы в учебных заведениях.
В соответствии со стратегическим курсом развития Луганского гуманитарно-экономического лицея-интерната как инновационного учебного заведения, педагогическим коллективом разработана система воспитательной работы, составной частью которой является гражданско-патриотическое воспитание лицеистов.
Основой патриотического воспитания в лицее является богатое историческое наследие нашего края.
Традиционное ежегодное посвящение в лицеисты проводится в исторических местах боевой славы Луганщины – музее «Молодая Гвардия» в Краснодоне, Миус-фронте, Острой могиле, на площади героев Великой Отечественной войны, в зале славы Луганского краеведческого музея.
С сентября 2014 года стало доброй традицией в лицее проводить уроки мужества, в которых принимают участие ветераны Великой Отечественной войны и бойцы народного ополчения, писатели, поэты и журналисты. В сентябре 2016 года лицей стал инициатором проведения открытого Республиканского урока мужества «Земля отцов – земля героев» на площади героев Великой Отечественной войны с возложением цветов к обелиску «Журавли» и памятнику защитникам Донбасса.
Каждый год в мае накануне Дня победы в лицее проходит военно-патриотическая игра «Правнуки Победы», которая начинается торжественной линейкой. Затем проводятся состязания в номинациях «сборка и разборка автомата», «установка палатки», «оказание первой медицинской помощи», «историческая викторина», «стрельба из винтовки», в заключении подводятся итоги, награждаются победители, устраивается пикник с кулешом и фестиваль патриотической песни.
Каждый класс лицея ведет коллективное творческое дело на протяжении года, а в апреле готовит презентацию по своей теме. Вот темы творческих дел в этом году: «Наш край в годы Великой Отечественной войны», «Спортивные достижения Луганщины», «Культурное наследие Луганщины», «Мир искусства родного края», «Трудовая Луганщина», «Поэзия над Луганью», «Памятники ЛНР».
Более 15 лет в лицее работает дебатный клуб «Альтернатива», в котором лицеисты учатся ораторскому искусству, овладевая навыками ведения дебатов в разных форматах. Чаще всего дебаты проходят в формате Карла Поппера, в котором принимают участие две команды по три спикера, команда утверждения и команда отрицания. Темы обсуждения в клубе затрагивают проблемы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания молодежи.
Чтобы у молодого поколения развить патриотические качества и национальное самосознание, углубить их знания об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов в деле защиты Родины, наставнику необходимо обладать такими качествами, как высокая культура, нравственность, гражданственность, являться патриотом своей страны, любить и уважать свой родной край.
В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, — сколько возможно больше и сколько возможно лучше.
Николай Добролюбов
Список литературы:
1. Закон ЛНР «О системе патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики»: img.lug-info.com
2. Новейший философский словарь: http://www.e-reading.by/book.php?book=149350
3.  Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка:. http://dic.academic.ru
4. Гражданское и патриотическое воспитание молодёжи. – М.: Логос, 2002. – 84 с.  
5. Полухин О. П. Идея, опыт и идеал гражданственности. – М.: Муниципальный мир, 2003. – 364 с.