КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «ШКОЛА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ»


КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
«ШКОЛА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ»
Заместитель директора МАОУ «СОШ №17»
Т.А.Астахова
Воспитательная система «Школа духовно-нравственного становления личности» разработана с учетом программ школы: «Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младших школьников», «Воспитания и социализации обучающихся».
Обуславливает потребность в создании и развитии воспитательной системы духовно-нравственного становления личности через создание единого воспитательного пространства в социуме в условиях реализации ФГОС.
Истоки духовного возрождения России, и прежде всего родного края
начинаются в школе, а значит, и система образования должна быть национально сориентирована. Самым надёжным стержнем учебно-воспитательного процесса может и должна стать идея воспитания учащихся на духовно-нравственных ценностях.
Целесообразность обращения к ценностям народной педагогики обусловлена следующими причинами:
• наличием контингента учащихся, лишенных в большинстве своем
возможности получить в рамках семьи традиционное воспитание и приобщение к ценностям народной культуры;
•наличием заинтересованного данной проблемой педагогического коллектива;
• согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленной проблемы;
• заинтересованностью учащихся этой проблемой;
• наличием связей школы с внешкольными учреждениями;
• наличием положительных результатов деятельности, заложивших основу дальнейшей работы по освоению национальной православной культуры.
II. Проектируемое состояние воспитательной системы
Теоретико-методологические основы воспитательной системы
Создание воспитательной системы в школе – непрерывный процесс совместного творческого поиска всех педагогов, благодаря которому школа приобретает свое лицо. Воспитательная система разработана в соответствии:
с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральные государственные образовательные стандарты;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»;
с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 2 декабря 2013 года)
с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
«Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей»;
Письмо Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении»;
«Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях»;
Научные труды Л.И.Новиковой, В.А.Караковского, В.П.Сергеевой, Н.Л.Селивановой, В.М.Лизинского, П.В.Степанова, Д.В.Григорьева.
Цель создания воспитательной системы школы – создание условий по духовно-нравственному становлению личности обучающегося через свободный выбор какого-либо вида деятельности, исходя из его индивидуальности.
Методическую основу моделирования и построения воспитательной системы духовно-нравственного становления личности составляют:
-научные положения о сущности, становлении и развитии воспитательной системы школы (Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов, В А. Караковский и другие);
-культурологический подход к целостному образовательному процессу
(Бондаревская Е.А, Шуркова Н.Е, Исаев И.Ф, Ядо В.Я. и другие);
-теория системного подхода (Выготский Л.С, Зинченко В.П, Караковский В.А. и другие);
-гуманистический подход, разработанный в научных исследованиях
К.Д.Ушинского, Д.С.Лихачёва, В.А.Сухомлинского, К.Роджерса.
Ключевыми понятиями нашей воспитательной системы являются:
ЛИЧНОСТЬ - социально-психологические качества человека, составляющие его индивидуальность и определяющие его поступки и поведение среди людей.
ФОРМИРОВАНИЕ - процесс и результат социального становления
личности, происходящий под воздействием воспитания, среды, наследственности и её собственной активности.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ - закономерный процесс качественных изменений в сознании личности, её деятельности и отношении к миру.
ОТЕЧЕСТВО - любовь к РОДИНЕ, осознанное восприятие себя, как её частицу, понятие ответственности за её судьбу, деятельное участие в приумножении её богатств.
СОТРУДНИЧЕСТВО - взаимодействие взрослых и детей, при котором удовлетворяются обоюдные интересы, при соблюдении примерного паритета.
СОТВОРЧЕСТВО - способ выражения результатов совместной деятельности и отдачи, как сила и стимул для поиска гармонии жизни человека, как источник радости и вдохновения.
СОДРУЖЕСТВО - межличностные отношения людей, построенное на
общности интересов и потребностей, кодексе дружбы.
КУЛЬТУРА - система ценностей, совокупность лучших образцов
человеческой деятельности, а также её результатов.
Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно – ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. (Новикова Л.И.)
Коллектив – группа людей высокого уровня развития, отличающаяся сплочённостью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью. (Л.И.Уманский)
Методы воспитания – способы профессионального воздействия педагога и учащихся с целью решения образовательных и воспитательных задач
Цель и задачи воспитания в школе.
Цель: воспитание, социально - педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели мы определили следующие задачи:
- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.
Ценностно-ориентированное ядро воспитательной системы.
Концепция воспитательной системы школы построена как открытая система для реально действующих и потенциально возможных участников реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы» (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р).
Принципы:
Определение принципов (требований) воспитательной системы школы и степени их реализации было осуществлено педагогическим коллективом в результате проектирования на основе понимания ценностей, цели и задач процесса воспитания в условиях школы.
Выделенные принципы определяют стратегию отношений учителя с учениками, утверждают гуманистические ценности образования, выявляют требования к организации среды и жизнедеятельности школьников. Их содержание полностью соответствует принципам личностно-ориентированного образования, изложенные Е.В.Бондаревской.
ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ означает отношение к ребёнку, как к части природы, что предполагает его воспитание с учётом закономерностей природного развития, половозрастных особенностей, особенностей психофизической организации и задатков, сосредоточение внимания воспитателей на создании адаптационного, реабилитационного образовательного пространства для каждого ребёнка, воспитание
у школьников потребности в здоровье, формирование у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки у них индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.
ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ ориентирует воспитателей на обучение, воспитание и организацию жизни детей в контексте культуры, т.е. на побуждение культурного саморазвития ребёнка и помощь ему в этом процессе. Этот принцип основывается на идее ценности саморазвития ребёнка как творческой личности. Школа реализует этот принцип на основе создания целостного культурно-образовательного пространства, где представлены культурные образы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры.
ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА определяет общий характер отношений учителя и учеников и состоит в смягчении социальной напряжённости, восстановлении душевного равновесия, смысла жизни, обретения духовности на основе закладывания в личность механизмов самореализации, самозащиты, саморегуляции и выживания в изменяющемся обществе.
ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА предполагает отношение к ребёнку, как к личности, индивидуальности, нуждающийся в педагогической поддержке с целью удовлетворения его интересов и потребностей в разнообразных видах творческой деятельности. Принцип ориентирует педагогов на учёт незавершённости, открытости личности к постоянным изменениям, неисчерпаемости её сущностных
характеристик, а значит на всестороннее изучение личности, создание педагогических условий для проявления субъективности.
ПРИНЦИП ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ПОДХОДА предполагает создание условий для обретения ребёнком смысла (значение, опосредованное мотивом) своего учения и жизни. Посредством обретения смыслов-целей, смыслов-интересов, смыслов-переживаний, смыслов-отношений происходит процесс становления, саморазвития личности. Роль воспитательной системы состоит в том, чтобы открыть учащимся мир ценностей, из которых они могут выбирать смыслы для решения своих жизненных проблем. Это достигается путём активного включения учащихся в поиск ценностей, в решение проблем, в творчество, в нравственные переживания в условиях
доброй поддержки педагогов.
ПРИНЦИП ВЕРЫ В РЕБЕНКА реализуется в неиссякаемой вере учителя в доброе начало ученика, оказание помощи в осознании себя личностью, развитие уверенности в том, что его уважают окружающие, в собственной значимости и положительной оценке в их глазах.
ПРИНЦИП СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ
предусматривает взаимодействие с учениками в продвижении к определённым целям, совпадающими со средствами и вызывающее у них радостное чувство успеха, движения вперёд, развития.
ПРИНЦИП ВКЛЮЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЗНАЧИМУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ лежит в организации значимых видов деятельности, в которых осуществляется её саморазвитие.
ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ - данный принцип позволяет рассматривать школу не только как самостоятельную систему, все элементы которой находятся во взаимодействии, но и как часть городской системы, во многом влияющей на функционирование школьной. Городская система является составной частью краевой и т.д. Данный принцип позволяет обеспечить целостность становления личности воспитанника, которая сама по себе также является системой, но не существующей вне отношений с другими подобными системами. Взаимодействиевсегда комплексно и оказывает влияние на всю систему.
ПРИНЦИП ДИАЛОГИЧНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ. Толерантность - это терпимое, терпеливое, уважительное отношение к человеку и к людям, априори признающее право каждого человека на ошибку и особенное поведение врамках законов, принятых человеческим сообществом. Культура и философия толерантности базируется на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свои воззрения, свое отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру. В основу подобных рассуждений ложится суждение о том, что всякий человек по сути своей прекрасен, хотя его поведение, его отношение к себе и окружающим может быть ошибочным. И задача педагога видится не в том, чтобы бороться с учеником, как это обычноделается, а в том, чтобы изучать его особенности, ошибки, отклонения в поведении и помогать человеку исправить их. Диалогичность (сотрудничество, сотворчество воспитателей и воспитанников). Человек по своей сути диалогичен, он может проявить себя и быть понят только через диалог и только в совместном творчестве равных партнеров, которые слышат друг друга, возможен процесс взаимного влияния, обеспечивающего успешность воспитания.
ПРИНЦИП ВОСПИТАНИЯ УСПЕХОМ. Успешность - суть этого принципа заключается в том, что педагог, работая с личностью ребенка, стремится как можно глубже понять его, осмыслить особенности ученика, и, главное, выделить его достоинства, умения, стремления, ценность социально-значимые отношения, мечты, цели, созидательные потребности и постараться, используя психолого-педагогические методы, развить любые, самые малые ростки успеха. Работать в культуре успеха – это не только изучать детей и помогать им, это прежде всего готовность педагогов создавать среду возможной успешности, когдакаждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы.
ПРИНЦИП ТВОРЧЕСКОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ и стимулирование деятельности детей, самоорганизации и развития интересов. Практическое овладение воспитанниками, соответствующими видами учебной работы, физического труда, спорта, искусства и реализация полученных знаний, умений и навыков в многоплановой деятельности.
ПРИНЦИП АДАПТИВНОСТИ становится ведущим принципом управления. В условиях демократизации и децентрализации на первый план выходят мягкие методы управления (через создание условий и мотивацию).
Траектория движения личности учащегося в воспитательном пространстве и есть путь становления его как личности.
Этапы построения воспитательной системы школы.
Данная программа развития воспитательной системы школы рассчитана на 5 лет.
В процессе построения воспитательной системы школы можно выделить следующие этапы:
1 этап – становление системы / проектный/ - 2012 (сентябрь) – 2013 (январь) гг.
-в качестве важной составляющей этого этапа выделяется прогностическая стадия;
-разработка моделей воспитательной системы, ее теоретической концепции;
-формирование коллектива единомышленников;
-отбор ведущих педагогических идей;
-формирование стиля отношений между всеми участниками образовательного процесса;
-решение проблем материально-технического и нормативно-методического обеспечения.
2 этап – отработка системы /практический/ - 2013 (январь)-2016 (май) гг.
-развитие школьного коллектива;
-развитие органов самоуправления;
-определение ведущих видов деятельности;
-определение приоритетных направлений функционирования системы;
-отработка наиболее эффективных педагогических технологий;
-согласование темпов развития ученического и педагогического коллективов, когда последний становится инициатором в организации жизнедеятельности школьного коллектива;
-количественное и качественное закрепление достигнутых результатов;
-повышение профессионального мастерства и творческого роста организаторов воспитания всех категорий;
-создание условий для разработки школьных программ развития воспитания;
-оформление воспитательных систем классов.
3 этап – итоговый, проведение диагностики – 2016 (май)-2017 гг.
- формирование школьного коллектива: ученического, педагогического, родительского (детей и взрослых, объединенных общей деятельностью, отношениями сотрудничества и творчества);
-принятие основных духовно-нравственных ценностей обучающимися;
-воспитание социально компетентной личности: выявление владения обучающимися (более 80%) социальными компетентностями;
- установление уровня развития стиля руководства и отношений;
-определение уровня удовлетворенности всех участников образовательного процесса.
4 этап – развитие через обновление воспитательной системы - с 2018г.
- обобщение опыта работы администрации, педагогов, родителей и учащихся школы по моделированию и построению воспитательной системы и определение перспектив и путей дальнейшего развития школы;
- проведение школьной научно-практической конференции по реализации воспитательной системы школы;
- выпуск сборника материалов из опыта построения и реализации воспитательной системы школы;
-корректировка отдельных компонентов воспитательной системы, изменений социального заказа, условий развития воспитательной системы, обновление содержания.
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ.
Традиции школы
1.День Знаний. Праздник «Учение с увлечением»
2. Операция «Внимание! Дети!»
3. Выставка цветов, конкурс рисунков, посвященные Дню города
4. День здоровья.
5.День учителя
6. День пожилых людей – операция «Забота»
7. Осенний бал
8.Неделя «Интернет-безопасность»
9. Акция «Мир без наркотиков»
10. Операция «Каникулы»
11. День народного Единства и согласия
12. День матери
13. Мастерская Деда Мороза
14. Выставка-конкурс «Зимняя фантазия»
15. Новогодний маскарад
16. Акция «Живи, елка!»
17. Экологическая акция «Птичья столовая»
18. Вечер встречи с выпускниками
19. Конкурс «А ну-ка, мальчики!». День защитника Отечества
20. Масленица
21. Конкурс «А ну-ка, девушки!». Международный женский день
22. Неделя детской книги
23.День космонавтики
24.Праздник Птиц
25. День ГО и ЧС. День Защиты детей
26 Неделя памяти, бессмертия, подвига
27. Туристический слет
28. День славянской письменности
29. Праздник Последнего Звонка
Требования к содержанию воспитания обусловлены требованиями ребёнка, связанными с его развитием и становлением как личности, требованиями освоения общечеловеческих ценностей культуры и требованиями, связанными с закономерностями формирования нравственных основ поведения. Этот базовый компонент представлен Е.В.Бондаревской в виде следующих компонентов:
1. Освоение детьми универсальных общечеловеческих ценностей.
2. Овладение детьми сферами жизнедеятельности современного человека,
гуманизирующими личность и отношения между людьми.
3. Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой
и национальной культуры.
4. Формирование опыта гражданского поведения.
5. Овладение детьми ситуациями реальной ответственности,
самостоятельности.
6. Самовоспитание и самооценка.
Основные направления и реализация содержания воспитательного процесса.
Содержание воспитательного процесса определено как системообразующие виды и формы деятельности на основе сформулированной цели.
«Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»
Цель: создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности.
«Программа воспитания и социализации обучающихся»
Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, знающего и утверждающего права и свободы человека, готового к осознанному профессиональному выбору.
«Организация физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы и олимпийского образования»
Цель: приобщать учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом посредством формирования физической культуры личности.
«Воспитание социально-компетентной личности»
Цель: воспитание социально компетентной личности, способной к самореализации и активной адаптации в современных жизненных условиях.
« Воспитание гражданина»
Цель: формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России.
« Военно-патриотическое воспитание»
Цель: создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.
« Программа деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах»
Цель: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
« Культура»
Цель: совершенствование работы школы по созданию развивающей среды, эмоциональному насыщению жизнедеятельности детей и подростков.
« Одаренные дети»
Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития способных и одаренных детей.
« Здоровый ребенок»
Цель: Охрана и укрепление здоровья учащихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.
« Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Цель: организация единого воспитательного пространства, в рамках которого должна работать единая образовательная система предупреждения и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
« Семья и школа - социальные партнеры»
Цель: Обеспечение взаимодействия школы с родительской общественностью, активное приобщение родителей к воспитанию детей.
« Программа по воспитанию младших школьников через игру-путешествие «Солнышко»»
Цель: приобщение младших школьников к социальной культуре через удовлетворение потребностей, реализацию возможностей и развитие склонностей детей.
« Программа детского объединения «Журавлики»»
Цель:
- формирование гражданско-патриотического сознания,
-развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственных позиций;
- развитие познавательных интересов, потребностей в познании культурно-исторических ценностей, развитие творческой активности;
- привлечение членов объединения к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей;
- привлекать детей и подростков к защите и возрождению природы родного края.
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной работы
Для определения уровня сформированности воспитательной системы возможно использование двух групп оценок: критериев факта и критериев качества:
- Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в школе воспитательная система;
- Вторая даёт представление об уровне её сформированности и эффективности.
Критерии факта представлены следующими показателями:
Упорядоченность жизнедеятельности школы (соответствие содержания, объёма и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям школы).
Наличие сложившегося единого школьного коллектива.
Интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий.
Критерии качества складываются из таких показателей, как:
Реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы.
Общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищённость, внутренний контроль.
Удовлетворённость учащихся жизнедеятельностью в школе.
Уровень воспитанности учащихся.
Репутация (имидж) школы как качественная оценка его окружающим социумом.
Для изучения эффективности воспитательной системы используются следующие методики:
-анкетирование;
-методика оценки психологического климата в коллективе;
-тест «Определение творческих наклонностей у школьников»;
-рабочие диагностики Н.Е.Щурковой;
-социологические исследования;
-педагогическое наблюдение;
7. Модель личности выпускника школы.
Работа над концепцией подвела нас к определению образа выпускника школы как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях современного общества.
Содержательно наполняя данный образ, мы определили такие его составляющие, как компетенции и качества личности.
                                                                                                                         
Компетенции выпускника
Предметно-информационные Деятельностно-коммуникативные Ценностно-ориентированные
-умение работать  с учебной информацией; -критическое ее восприятие;
-преобразование ее из виртуальной в вербальную и наоборот. -способность субъектов образовательного процесса к сотрудничеству, к творчеству для достижения конкретных задач;
-умение управлять собой, анализировать и организовывать деятельность;
-принимать рациональные решения. -знание  норм, ценностей, традиций культуры;
-система отношений к миру, к себе, к обществу, основанная на потребностях, мотивах, эмоционально- ценностных ориентациях личности.
       
Показателем сформированности выделенных компетенций являются следующие качества личности:
духовность, гуманистическая направленность, толерантность;
мобильность, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к сознательному выбору
коммуникабельность, социальная активность, умение сотрудничать;
креативность, созидательность и конструктивность мышления.
Модель  выпускника школы
Выпускник школы – это:
 личность, устойчивая в сложных социально-экономических условиях;
 личность, готовая к социальному, гражданскому и профессиональному самоопределению;
 личность, отличающаяся высоким самосознанием, ориентированным на человеческие ценности, ставшие личными убеждениями и жизненными принципами;
 личность, отличающаяся физическим, духовным, нравственным и психологическим здоровьем;
 личность, отличающаяся широкой образованностью, способная к самостоятельному освоению знаний, проявляющемуся   в виде непрерывного самообразования, ставшего потребностью, привычкой жизни;
  личность, отличающаяся гражданской активностью, инициативностью и ответственностью.
Поэтапное формирование модели выпускника школы достигается благодаря созданию в образовательном учреждении условий для развития составляющих образа выпускника каждой ступени обучения.
        
 Образ выпускника начальной школы
Нравственный потенциал
Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах.
Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществление индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе.
Познавательный потенциал
Овладение навыками учебной деятельности: чтением, письмом, счетом, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий в рамках освоения общеобразовательных программ по предметам школьного учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования.
 Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе.
Коммуникативный потенциал
Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умениями говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе.  Освоение достаточного уровня культуры поведения и речи. Сформированность первичных навыков саморегуляции.
Эстетический потенциал
Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционального окрашенного отношения к произведениям искусства.
Физиологический потенциал
Овладение основами личной гигиены и здорового образа жизни. Соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.
 
Образ выпускника основной школы
Нравственный потенциал
Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы.
         Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «Я», овладение приёмами и методами самообразования и самовоспитания, ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и самоутверждения. Готовность бороться за свою честь и честь коллектива, отвечать за свои поступки и действия.
         Активность и способность проявлять сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы, умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело, беседу, игру и т.п.
Познавательный потенциал
Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей, умение развивать и управлять познавательными процессами личности, способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.
Коммуникативный потенциал
Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками неконфликтного общения; способность строить и вести общение в различных ситуациях с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.
Эстетический потенциал
Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства, апробация своих возможностей в музыке, литературе, сценическом и изобразительном искусстве.
Физический потенциал
Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение простейшими туристическими умениями и навыками; знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями; способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.
 
Образ выпускника средней школы
Нравственный потенциал
Осмысление целей и смысла своей жизни. Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «самоактуализация» и «субъектность».
Наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.
         Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость.
         Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.
         Активность в общешкольных и классных делах, в работе с младшими школьниками. Наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.
Познавательный потенциал
Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании.
Коммуникативный потенциал
Сформированность индивидуального стиля общения; овладение разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способами поддержания эмоционально устойчивого поведения  в кризисной жизненной ситуации; способность корректировать в общении и отношениях свою и чужую агрессию.
Эстетический потенциал
Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; потребность в посещении театров, выставок, концертов; стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности, поведении и отношениях с окружающими; проявление индивидуального своеобразия, восприятии и созидании красоты.
Физический потенциал
Стремление к физическому совершенству; умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди сверстников и младших школьников; привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение использовать их  в улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния.
Механизм реализации концепции воспитательной системы
Управление воспитательной системой
Управление школой и образовательным процессом осуществляется на основе Устава школы, штатного расписания, должностных обязанностей администрации, учителей, обслуживающего персонала, правил внутреннего распорядка. Управленческая деятельность имеет следующие направления:
1.Работа с ученическим коллективом.
• Организация работы школьных органов самоуправления;
• Организация КТД;
• Индивидуальная
2.Сотрудничество и координация деятельности с родителями
работа с учащимися.
3.Работа с педагогическими кадрами.
• Организация работы классных руководителей;
• Обмен опытом работы;
• Открытые воспитательные мероприятия;
• Педагогические советы;
• Координация работы предметных МО.
Для эффективного использования воспитательного потенциала школа взаимодействует с учреждениями социума:
-1189990457200 СТРУКТУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИУМОМ
В воспитательной деятельности приоритетным направлением является развитие системообразующей деятельности - интеграция познавательной деятельности в учебной и во внеурочной работе.
Развитие форм и методов познавательной деятельности.
Расширение интеграции в воспитательное пространство города: образовательные учреждения, библиотеки, «Политехнический техникум», «Технологический техникум», Горный колледж, филиал БГТУ им. Шухова, МГОУ.
Совершенствование предметных недель, олимпиад и научно-практических конференций.
Расширение воспитательных возможностей программ «Солнышко», «Журавлики», «Наследники Александра Невского».
Продолжить совершенствование тематических классных часов.
Создание школьного этнографического музея.
Развитие содержания образования.
Интеграция внутри - и межпредметная.
Широкое использование в урочной и внеурочной деятельности различных форм:
- парная, групповая, коллективная деятельность;
- игровая деятельность;
-нетрадиционные формы уроков, занятий (театр, дискуссии, конференции, общественные смотры знаний, соревнования, ролевые игры, классные часы, акции и т.д.);
-исследовательская и проектная деятельность;
-туристско-краеведческая деятельность.
Использование потенциала родителей.
Совершенствование воспитательных систем классов.
В воспитательной работе с обучающимися широко используются личностно-ориентированый и системно-деятельностный подходы.
Педагогические технологии.
Интеграция познавательной деятельности в урочной и внеклассной работе.
Модульное обучение.
Здоровьесберегающие технологии.
Информационные технологии.
Технологии создания ситуации успеха .
Дистанционные образовательные проекты с использованием Internet.
Проектная технология.
Педагогическая система.
Методический совет.
МО педагогов-предметников.
МО классных руководителей, педагогов дополнительного образования.
Творческие группы учителей.
Мастерская классных руководителей.
Школа педагогического мастерства.
Функционирование воспитательной системы
Функционированием системы являются воспитательные центры:
школьный краеведческий музей, музей А.Невского;
вокальный ансамбль учащихся «Новое поколение»;
театр моды «Гармония»;
летний оздоровительный лагерь «Солнышко»;
студия технического творчества, студия декоративно- прикладного искусства, изостудия;
фольклорный ансамбль «Соловушка»;
школьный пресс-центр «Журавлик»;
научное общество учащихся «Школа исследователей»;
филиал детской музыкальной школы;
филиал детской художественной школы;
спортивные секции;
детские организации.
Воспитательная система выполняет следующие функции:
развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности ребенка и педагога, поддержку процессов развития способностей детей и взрослых, обеспечения развития коллектива школы;
интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;
регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, коллектива школы;
защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;
компенсирующую, предполагающую создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
корректирующую, заключающуюся в осуществлении в педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности;
Педагогический коллектив использует следующие методы воспитания:
методы формирования сознания личности: рассказ, беседа, лекция, диспут;
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности: приучение, методического создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование , инструктаж;
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др./
методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
В школе создаются условия для реализации и развития учащихся в познавательной, коммуникативной, игровой, творческой, трудовой деятельности, занятиях физической культурой и спортом. Деятельность строится в соответствии с психологическими возрастными особенностями учащихся. В основе построения лежит принцип деятельности в параллели, что обосновано большим количеством классов-комплектов. Такая организация обеспечивает взаимовлияние воспитательных структур школы и класса, а также расширяет круг педагогов, включенных в процесс воспитания.
К доминирующим направлениям деятельности относятся:
духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через систему получения знаний на уроках гуманитарного цикла, обществознания, ОБЖ, классные часы «Символы Родины»; через систему взаимодействия с Губкинским краеведческим музеем, школьными музеями, способствующее осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и за окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека; через программы «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на ступени начального общего образования», «Воспитание гражданина», «Военно-патриотическое воспитание»;
художественно-эстетическое развитие через систему фестивалей, конкурсов, способствующее развитию чувства прекрасного, любви и интереса к культуре Отечества и к мировой культуре, умению найти свое место в творчестве, массовому участию детей в культурном досуге; через программу «Культура»;
сохранение и расширение сложившегося воспитательного пространства, способствующего полному удовлетворению интересов и потребностей учащихся в дополнительном образовании, обеспечению интересного досуга и возможности самоопределения и самореализации; через программу «Воспитание социально-компетентной личности»
приобщение семьи к процессу воспитания детей и подростков, способствующее укреплению связи семьи и школы в интересах развития ребенка; развития системы возможности получения родителями профессиональной помощи в деле воспитания детей; через программу «Семья и школа – социальные партнеры»;
физкультурно-оздоровительное направление через программу «Здоровый ребенок»;
кадровое обеспечение воспитательного процесса; создание определенной системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитания, через работу классных руководителей, педагогические советы, школы педагогического мастерства;
методическое обеспечение воспитательного процесса. Создание системы аналитико-диагностического программирования воспитательного процесса; внедрение в практическую деятельность передовой педагогической науки; способствование инновационной деятельности;
развитие системы самоуправления через реализацию и совершенствование программ «Солнышко», «Журавлики», «Наследники Александра Невского»;
сохранение и развитие традиций, способствующих воспитанию чувства гордости за свою школу, повышению ответственности за свои поступки и достижения в различных сферах деятельности, обеспечивающих высокую мотивационную готовность участия в деятельности школы учащихся, родителей, педагогов;
психолого-педагогическая поддержка процесса развития личности ребенка, координация и анализ педагогической деятельности по содействию учащимся самореализации и самовыражении способностей, развитии и проявлении индивидуальных особенностей.
Педагоги школы успешно применяют:
- педагогические технологии Н.Е. Щурковой;
-технологию саморазвития личности - Г.К.Селевко;
-педагогика сотрудничества;
-технологию личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию;
-технологию коллективной творческой деятельности.
При выборе технологий, методов обучения и воспитания педагоги особое внимание обращают на следующие составляющие личностно-ориентированного воспитания:
-обучение способам рефлексивной деятельности;
-изучение узловых событий жизни ребёнка;
-педагогическая интерпретация его индивидуальных особенностей;
-совместное с учеником проектирование этапов его дальнейшего развития;
-адаптация воспитательных средств по отношению к характеру ребёнка;
-вовлечение его в педагогические и жизненные события, активную исследовательскую деятельность;
-раскрепощение участников образовательного процесса для диалога, творчества, саморазвития.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
№ п/п Ресурс Направление деятельности
1. Кадровый 1.Использование высококвалифицированных ресурсов социальных партнёров (работников вузов, культурно-просветительских учреждений, учреждений дополнительного образования и др.)
2.Разработка программ.
3.Совершенствование учебных программ.
4.Использование информационных технологий.
5.Изучение педагогических технологий организации воспитательного процесса.
6.Публикации материалов из опыта работы.
2. Научно-
методический
1 .Содействие профессиональному росту педагога.
2.Организация работы творческих, проблемных групп.
3.Включение педагогов в освоение новых подходов и технологий
организации воспитательного процесса.
3. Социально-
психологический
1 .Создание психологического, позитивного климата, климата
взаимной заботы.
2.Стимулирование деятельности, углубление
мотивации деятельности.
3.Регулярное обновление: библиотечного
фонда, объёма медио-информации.
4. Материально-
технический
1. Обеспечение воспитательного процесса необходимым оборудованием и ТСО.
2.Поиск возможностей по улучшению
материально-технической базы школы.
Критерии эффективности реализации концепции воспитания.
Основная цель изучения эффективности реализации концепции воспитания в выявлении способности школы содействовать процессам духовно-нравственного становления личности, саморазвития и социализации школьника. В качестве частных задач изучения мы выделяем следующее:
• Определить критерии и показатели, которые в большей или меньшей степени влияют на процессы духовно – нравственно становления личности;
• Выяснить сформированность отдельных качеств личности школьника,
соответствующих образу выпускника;
• Выявить уровень сформированности школьного коллектива;
• Определить уровень удовлетворенности членов школьного сообщества процессам воспитания в школе.
Согласно задачам, представленным в концепции воспитания, безусловными показателями эффективности воспитательной системы является максимальное приближение, развитие школьников к идеальному образу выпускника.
В качестве этих критериев мы рассматриваем следующую совокупность:
Критерии
эффективности Показатели эффективности
1.Целенаправленность
деятельности
образовательного
учреждения по
духовно
нравственному
воспитанию детей и подростков.
1.Ориентация на ценности: здоровье, человек, красота, истина, знание, толерантность, семья, отечество, культура.
2.Степень соотношения реального результата духовно-нравственного воспитания поставленным целям.
3.Интеграция взаимодействия со всеми субъектами
жизнедеятельности (школа, семья, собор, учреждения дополнительного образования и культуры.)
2.Духовно-
нравственное
содержание
жизнедеятельности
образовательного
учреждения.
1.Соответствие содержания деятельности по духовно-нравственному воспитанию поставленной цели.
2.Уровень преподавания курса основ православной культуры.
3.Принятие педагогами, учащимися и родителями ценностей, норм и традиций образовательного учреждения.
4.Программно-методическое обеспечение поставленной цели, анализ соответствия концепций, программ, планов воспитания образовательного учреждения поставленной цели, Образу выпускника.
5.Системность и преемственность в подготовке и проведении общешкольных дел духовной нравственности.
3.Организационно-
деятельностный
критерий. 1 .Предметный уровень организации взаимодействия (мероприятийный, формотворческий и т.д.).
2.Духовно-ценностный уровень (уровень отношений в коллективе, нравственно-психологический климат, комфортность в коллективе всех субъектов жизнедеятельности, творческая атмосфера, авторитет и степень привлекательности образовательного учреждения).
3.Профессиональная позиция педагога (изучение профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания, профессиональная позиция педагога как воспитателя). Базовые
ценности педагога. Адекватность избираемых форм, методов и средств воспитательной работы ценностям.
4.Научно-методическое сопровождение воспитательного процесса.
4. Оценочно-
результативный
критерий.
1.Уровень воспитанности учащихся (система отношений: к окружающему миру: семье, отечеству, культуре, знаниям; отношение к другим людям и себе, наличие положительной «Я-концепции»).
2.Динамичность, целостность, результативность системы, управляемость процессами, влияющими на духовно-нравственное становление участников образовательного процесса.
3.Наличие системы контроля за ходом реализации программы духовно-нравственного становления личности.
4.Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в учебном заведении.
5. Аналитико-
рефлексивный
критерий
1.Диагностика и мониторинг процесса воспитания, духовно-нравственного становления личности.
2.Уровень владения рефлексивными методиками.
3.Коррекция деятельности и прогнозирование результатов деятельности
Список использованной литературы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 2 декабря 2013 года)
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
«Всеобщая декларация прав человека»,
Федеральныйгосударственный образовательный стандарт основного общего образования, на основании Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 года»,
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг.
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1995
Добротина И.Г, Заграничная Н.А. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. Издательство Интеллект Центр, 2013
Сыромятникова Л.М.. Мастер- класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении. Издательство Глобус, 2010
Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. – М.: Педагогическое общество России, 1999
Еремкина О.В. Воспитательные технологии // Классный руководитель. – 1998. - №5
Караковский В.А. и др. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. Педагогическое сообщество России. Москва. 1999 г.
Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Педагогический поиск, 2001
Макаренко А.С. Книга для родителей. Педагогические сочинения: в 8т., Т.5. – М., 1985
Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.: Владос, 2002
Селевко Г.К. «Руководство по организации самовоспитания школьников». – М. 1999
Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения. – Псков, 1998
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр. Москва 2002 г.
Сухомлинский В.А.Мудрость родительской любви. – М., 1988.
Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников // Классный руководитель. – 2000. - №6
Щуркова Н.Е. Программа воспитания. – М.: Педагогическое общество России, 2001
Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики - М, 2000