Творческая работа по теме «Системно-деятельностный подход как основа проектно-исследовательской работы в урочное и внеурочное время »
ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования»
Кафедра естественно-научного образования
Тема работы:
«Системно-деятельностный подход как основа проектно-исследовательской работы в урочное и внеурочное время »
Автор: учитель Завгороднева Наталья Сергеевна
МБОУ СОШ им. П.Н. Бережнова
села Нижняя Покровка
Перелюбского муниципального района
Саратовской области»,
слушатель КПК учителей биологии и химии
по ДПП Обучение биологии и химии
в условиях введения ФГОС общего образования»
(с использованием ДОТ)»
сроки проведения с «26-29» января 2016 г.
по «11-12» мая 2016 г.
Руководитель: Пименов А.В.
Рецензент: Карасева Т.В.
Саратов 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………2
Актуальность выбранной темы…………………………………3
Основная часть…………………………………………………4-9
1.Цель деятельностного подхода
2.Идея деятельностного подхода
3.Принципы деятельностного подхода
4.Технология опыта в урочной деятельности
5.Технология опыта во внеурочной деятельности
Основной результат использования системно –деятельностного подхода в практике преподавания ………..................................................10
Результаты применения технологии системно-деятельностного метода……………………………………………………………….10-11
Используемая литература………………………………………….11
Приложения…………………………………………………………12-32.
Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь,
как продукт, как пассивный результат воздействия извне,
но можно только обусловить его включение в деятельность,
вызвать его собственную активность и исключительно
через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми)
деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность. Г.С.Батищев
Введение
В «Концепции модернизации Российского» образования говорится:
«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения…, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, способные к сотрудничеству…, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание». Может ли школьник рассчитывать, что он таким и станет, окончив общеобразовательную школу?
Переход на новый образовательный стандарт позволяет надеяться, что учащиеся, окончив школу, будут соответствовать требованиям современного общества.
Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем, поэтому на первое место выходит личность ученика, его способность к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся.
Конечно, при введении ФГОС нового поколения, реализации системно-деятельностного подхода возникают вопросы: «Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению?». Ответ, дают нам стандарты, – только с помощью действия.
Цель моей работы показать эффективность системно –деятельностного подхода в практике предметно направленной учебно - воспитательной работы.
Актуальность:
В современных условиях изменения, наблюдаемые в обществе на протяжении последних десятилетий, в первую очередь коснулись системы образования. Современную систему образования принято называть социально-личностной, поскольку главная цель – подготовка выпускника школы к успешной жизни в современном обществе. Сегодня особенно важно преодолеть существующий разрыв между практическими умениями, необходимыми человеку для успешной жизни в обществе, и реальным уровнем их усвоения.
В практике школы основной формой обучения является урок. И это обязательно должен быть урок, где ученик выступает в роли не пассивного наблюдателя, а активного деятеля. В связи с этим для учителей предлагается множество различных технологий проведения уроков и различных форм деятельности ученика, как на уроке, так и при самостоятельной подготовке дома. Поэтому на первый план выходит технология системно-деятельностного подхода. При таком подходе к обучению формируется человек, умеющий анализировать, сравнивать, обобщать, видящий проблему, формулирующий гипотезу, ищущий средства решения (собственно, обучение этим умениям есть обучение творчеству).
Важно заметить, что любая деятельность по своей природе носит интегрированный характер.
Активное включение учащихся в учебный процесс как исследователей, самостоятельно добывающих знания, открывающих для себя что-то новое, неизвестное – основное условие развития творческих способностей учащихся. Одной из продуктивных форм работы практической направленности с учащимися, интересующихся предметом, является проектно- исследовательская деятельность.
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты и является идеологической основой ФГОС .
Основная часть
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Идея соединения системного и деятельностного подходов принадлежит в основном отечественным учёным и рассматривалась, в первую очередь, в работах философов марксистской школы. Проблемы деятельности разрабатывались в разных гуманитарных дисциплинах,
но прежде всего в философии (Э.В.Ильенков, М.С.Каган и др.) и психологии
(А.Г.Асмолов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.).
Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных
психологов и педагогов 1960-90-х гг., разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребенка .
(Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн,
Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин, К.Ван Парререн, Ж.Карпей, Э.Эриксон).
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов.
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Деятельностный подход на уроках осуществляется через:
Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
Использование активных и интерактивных методик;
Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.
Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
Учащиеся:
- работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
- критически осмысливают актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
- анализируют современные общественные явления и события;
- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни
- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Примером организации проектно- исследовательской деятельности в моей практике могут служить разработанные технологические карты уроков, которые позволяют организовать продуктивную деятельность обучающихся на каждом этапе. Остановлюсь на тех этапах урока , где организована проектно-исследовательская деятельность.
Урок « Соли азотной кислоты- нитраты.( приложение 1)
Хорошим подспорьем в организации деятельности обучающихся, являются рабочие тетради, разработанные авторами или самостоятельно разработанные рабочие листки к уроку, которые я постоянно моделирую. На уроке « Соли азотной кислоты- нитраты» я использовала рабочий лист, разработанный самостоятельно.
Урок: Соединения углерода. Углекислый газ ( приложение 2)
( описание урока)
Такие уроки требуют интеграции знаний, развивают когнитивные (познавательные) качества- умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины; креативные( творческие)-фантазию, прогностичность, вдохновленность, наличие своего мнения; оргдеятельные, коммуникативные, мировоозренческие качества, которые заложены в стандартах. А самое главное, что на каждом этапе урока дети занимаются различными видами проектно- исследовательской деятельности.
В социализации личности особо важную роль играет культура, как специфический способ организации и развития человеческой деятельности. Включая школьника в различные виды деятельности познавательные, исследовательские, творческие, практико-преобразовательные , расширяется образовательное , воспитательное и культурное пространство для самореализации , саморазвития личности.
Внеурочная деятельность дает для этого большие возможности. Совместно с обучающимися мы исследуем, проектируем и создаем различные вещества, которые используем в быту: косметическое мыло, отбеливающие зубные пасты, более дешевые, чем в магазине чистящие средства для стекол.
В текущем учебном году вместе со старшеклассниками мы реализовали исследовательский проект « Голивудская улыбка»
Цели работы:
Исследовать защитные свойства рекламируемых зубных паст;
Изготовить экологически чистую зубную пасту по собственному рецепту.
Изготовить очищающую и отбеливающую пасту.
Сделать вывод.
Гипотеза:
Предварительно обработанное куриное яйцо зубной пастой, уменьшает разрушающее воздействие кислоты на скорлупу и отбеливает её .
Предмет исследования:
Взаимодействие раствора кислоты со скорлупой куриного яйца.
Взаимодействие созданной своими руками отбеливающей пасты со скорлупой куриного яйца.
Методы исследования:
эксперимент, наблюдение, сравнение, анализ.
Исследования проводили , согласно плана
Обоснование актуальности выбора темы.
а)Социологический опрос на предмет использования зубных паст
б) Определение цели исследования
в) определение гипотезы исследования
г) Предмет и методы исследования.
Основная часть исследования .
а) Изучение химической составляющей зубной эмали.
б) Изучение состава зубных паст.
в) Экспериментальная работа «Эффективность использования зубных паст»
г) Вывод по первой части эксперимента.
3. Способы приготовления зубной пасты в домашних условиях.
4. Секреты белозубой улыбки.
а) Приготовление отбеливающей пасты.
б) Экспериментальная часть
в )Вывод по второй части эксперимента.
Остановлюсь на экспериментальной части работы.
Экспериментальная часть работы
Так как невозможно провести исследование на человеке, мы использовали куриное яйцо.
Намазать четыре куриных яиц зубными пастами и выдержать 15 минут.
Смыть пасту водой.
Опустить яйца (четыре обработанных пастой и одно контрольное, не обработанное) в раствор уксусной кислоты. Время выдержки яиц в растворе кислоты 15 минут.
Вывод из экспериментальной части
После пребывания в растворе уксусной кислоты скорлупа контрольного яйца приобрела рельеф, на ней возникли большие углубления она стала рыхлой, проявились полупрозрачные пятна.
Поверхность яйца, обработанного пастой «Blend-a-med», стала блестящей и гладкой, рельефные полосы и прозрачные пятна не проявились.
Скорлупа яйца, обработанного пастой «Colgate», выглядела лучше, чем у яйца, обработанного пастой «Новый жемчуг», на ней не было полупрозрачных пятнышек, но проявился рельеф.
Скорлупа яйца, обработанного пастой «LAKALUT», стала глянцевой, гладкой, блестящей, на его поверхности не наблюдалось каких-либо нарушений.
Скорлупа яйца, обработанного пастой «Новый жемчуг» оказалась самой разрушенной. Она стала рыхлой, с ярко выраженными рельефными полосами и полупрозрачными пятнами, как и у контрольного яйца.
Скорлупа каждого яйца разбивалась хорошо.
Вывод:
Самая лучшая паста, по нашим наблюдениям, это зубная паста «LAKALUT». Она не имеет такой широкой рекламы, как другие пасты, но проявила себя лучше остальных.
Далее школьники моделировали зубную пасту по рецепту:
Для приготовления пасты нужно взять аптечную глину или зубной порошок, отвар коры дуба( 3 столовые ложки коры залить стаканом кипятка), размешать до густоты сметаны. Чайную ложку натурального меда, он оказывает бактерицидные свойства, 15 капель настойки прополиса, 5 капель любого эфирного масла ( ромашка, шалфей, мята, эвкалипт), выдавить несколько капель сока алоэ( столетника) . Глядя на инградиенты можно утверждать что данная паста состоит из натуральных , экологически чистых продуктов и по своим свойствам ничуть не хуже магазинных.
Далее было предложено изготовить отбеливающую смесь для чистки зубов. Это была своего рода реклама.
Кто-то любит чай, а кто-то обожает черный кофе. Но у них одна общая проблема - желтые зубы. Есть, конечно дорогие процедуры, которые помогают отбелить зубы , но они ужасно дорогие и не всегда полезны . Как отбелить зубы дома. Возможно ли это?
Здесь были открыты секреты белозубой улыбки.
Было отмечено , что зубы будут не просто белыми, не только гладкими, но еще и здоровыми. И дыхание и эмаль будет в будет в прекрасном состоянии .
Так же был предложен рецепт наших бабушек, которые отбеливали зубы золой:
Золу заменяет хорошо высушенная шкурка банана – перемолотая в кофемолке.
Морская соль или соль мелкого помола .( Кстати Петр 1 чистил зубы солью)
Оливковое масло, добавленное до густоты каши.( в нем много витаминов)
Хвойный экстракт-3-5 капель для ( хвоя противовирусная, полезна для костной системы). Это будет не только отбеливающий но и профилактический эффект.
Отмечено как правильно чистить таким средством
Мягкой щеткой ,круговыми движениями массируем зубы и десны. Эффект потрясающий. Это древний способ, который до сих пор используют в Индии в арабских странах- чистка золой.
Данная смесь так же экологически чистая, не содержит абразивных материалов. Данную смесь можно использовать для отбеливания зубов . Если чистить зубы данной смесью 2 раза в неделю, то голливудская улыбка обеспечена.
Далее дети проверяли отбеливающий эффект на скорлупе куриного яйца.
Делали выводы.
Основной результат использования системно –деятельностного подхода в практике преподавания заключается в том, что он позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания:
Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»;
Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.
Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение .
Вывод :
1.Системно - деятельностный подход эффективен в практике организации проектов и исследований в урочной и внеурочной деятельности обучающихся, так как характеризует системность .
2.В системно – деятельностном обучении ребенку отводиться роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование, организация, реализация целей, анализ результатов деятельности.
В деятельности целеполагания воспитывается: свобода, целеустремленность, достоинство, честь , гордость, самостоятельность
При планировании воспитывается: самостоятельность, воля, творчество, созидание, инициатива, организованность.
На этапе реализации целей: трудолюбие, воля, мастерство, исполнительность, дисциплинированность, активность
На этапе анализа, формируются: отношения, честность, критерии оценки, совесть, ответственность и долг.
3.Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: - готовность к разрешению проблем, - технологическая компетентность, - готовность к самообразованию, - готовность к использованию информационных ресурсов, - готовность к социальному взаимодействию, - коммуникативная компетентность.
4.Использование системно-деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Он резко повышает познавательную активность обучающихся, их мотивированность к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровыми, (деловые и ретроспективные игры),технологией исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных
Литература:
1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д. В. Григорьев . П.В. Степанов.-М.: Просвещение, 2010.-223 с.
2.Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
3.Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. Режим доступа:[http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/]
4.Купавцев,А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№6.-С.44-66. 15. Леонтьев, А.А. Что такое деятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьева
5.Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]
Приложение 1
Этапы урока УУД Деятельность учителя Деятельность обучающихся Вопросы здоровьесбережения
Построение проекта изучения (цель, тема, план, сроки, способ, средство) целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Предлагает сформулировать тему и цель урока
Цель: познакомиться с солями азотной кислоты
План изучения
1. Физические свойства
2. Химические свойства
3. получение
4 Применение.
Формулируют цель и тему урока, составляют план
Записывают тему в тетрадь
Открытие и усвоение новых знаний
( реализация плана)
прогнозирование -предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
Самостоятельная работа по определению физических свойств солей.
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных
Сравнение с эталоном
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Познавательные
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
Физические свойства
1.Предлагает работу с коллекцией солей ( мини исследование)
Ставит вопросы:
По внешнему виду. Чем они опасны? Полезны?
2. Предлагает проделать опыты: Растворимость солей в воде (мини исследование)
3. Предлагает рассмотреть слайд презентации ( слайд)
1. Краткая характеристика данных солей на слайде презентации.
Натриевая селитра – мелкокристаллический порошок белого цвета, содержит до 16% азота. Дерево или бумага, пропитанные натриевой селитрой, легко воспламеняются. При попадании на кожу или слизистую оболочку глаз и носа вызывает раздражение.
Аммиачную селитру, содержит 15 – 16% азота. Из-за взрывоопасности селитру нельзя хранить вместе с нефтепродуктами, торфом, соломой, опилками, углем и другими органическими материалами. Аммиачная селитра раздражающе действует на слизистую оболочку носа и кожу.
Кальциевая селитра содержит 15, 5 -17% азота. Сильно гигроскопична, поэтому ее упаковывают в непромокаемые мешки и хранят в закрытых помещениях. Это удобрение нельзя смешивать с суперфосфатом.
Вопрос: как названы соли представленные на слайде?
Поясняет, что соли нитраты натрия, калия, аммония и кальция называются селитрами. Например, селитры: KNO3 – нитрат калия (индийская селитра), NаNО3 – нитрат натрия (чилийская селитра), Са(NО3)2 – нитрат кальция (норвежская селитра), названы в честь географических месторождений.NH4NO3 – нитрат аммония (аммиачная или аммонийная селитра, ее месторождений в природе нет). Германская промышленность считается первой в мире, получившей соль NH4NO3 из азота N2 воздуха и водорода воды, пригодную для питания растений.
Данные соли имеют общие свойства со всеми солями (просит вспомнить и назвать общие свойства) и частные, свойственные только им.
Итак, нитраты участвуют во всех реакциях, свойственных солям.
Но всегда в общем есть что-то свое, особенное.
Особое свойство нитратов узнаем через анализ стихотворения, текст которого находится на столе.
Даром времени не тратя, Разберемся, как нитратыВ «печке» разлагаются.Что же получается?Щелочной металл – такой активный, Он командным тоном говорит:«Быть нитратом – это так противно, Из нитрата превращусь в нитрит!»А металлы из компании от магния до меди, Цинк, железо и другие их соседи – Осторожно и спокойно, без обид, Из нитрата извлекают свой оксид.
На соседей меди справа
Огонь влияет как облава,
Разлагая тот нитрат
На кислород и NО2.
При этом есть такой накал,
что выделяется металл.
Предлагает закончить схему, которая представлена после текста стихотворения с металлами по выбору K, Na,Ca,Mg,
После самостоятельной работы с текстом сравнить свое мнение со схемой в слайде презентации.( Слайд)
Демонстрирует видеофрагмент Опыт 1. Разложение нитрата калия. В большую пробирку поместить 2–3 г кристаллического нитрата калия, нагреть до расплавления соли. В расплав бросить предварительно нагретый в железной ложечке древесный уголек. Учащиеся наблюдают яркую вспышку и горение угля. Под пробирку необходимо подставить чашку с песком.
Предлагает выступление ученика
Предлагает исследовать овощи на нитраты
( практическая работа)
Предлагает рассмотреть слайд презентации
1.первая помощь при отравлении нитратами
Первая помощь при отравлении нитратами – это обильное промывание желудка, прием активированного угля, солевых слабительных – глауберовой соли Na2SO4•10H2O и английской соли (горькая соль) MgSO4•7H2O, cвежий воздух.
2 Как уменьшить вредное влияние нитратов
Уменьшить вредное влияние нитратов на организм человека можно с помощью аскорбиновой кислоты (витамина С); если ее соотношение с нитратами составляет 2:1, то нитрозамины не образуются. Доказано, что прежде всего витамин С, а также витамины Е и А являются ингибиторами – веществами, предотвращающими и тормозящими процессы преобразования нитратов и нитритов в организме человека. Необходимо ввести в рацион питания побольше черной и красной смородины, других ягод и фруктов (кстати, в висячих плодах нитратов практически нет). И еще один естественный нейтрализатор нитратов в организме человека – это зеленый чай.
Раздает памятки
Рекомендации по предотвращению отравления нитратами
Весной на прилавках магазинов и рынков появляются зеленные культуры: салат, шпинат, зеленый лук, огурцы, выращенные в теплице, в закрытом грунте. Как уменьшить содержание нитратов в них? Перечислим некоторые из них.
1. Такие ранние культуры, как зелень петрушки, укропа, сельдерея, необходимо поставить как букет в воду на прямой солнечный свет. В таких условиях нитраты в листьях в течение 2–3 ч полностью перерабатываются и потом практически не обнаруживаются. После этого зелень можно без опасений употреблять в пишу.
2. Свеклу, кабачки, тыкву перед приготовлением необходимо порезать мелкими кубиками и 2–3 раза залить теплой водой, выдерживая по 5–10 минут. Нитраты хорошо растворимы в воде, особенно теплой, и вымываются водой (посмотрите таблицу растворимости кислот, оснований, солей). При мытье и чистке теряется 10–15% нитратов.
3. Варка овощей снижает содержание нитратов на 50–80%.
4. Уменьшает количество нитратов в овощах квашение, соление, маринование.
5. При долгом хранении содержание нитратов в овощах уменьшается.
А вот сушка, приготовление соков и пюре, наоборот, повышают количество нитратов.
Запись в тетрадь. Рекомендации по предотвращению отравления нитратами:
1) варка овощей;
2) очистка от кожуры;
3) удаление участков наибольшего скопления нитратов;
4) вымачивание.
Предлагает решить задачу
Задача. В столовой свекле содержится в среднем 1200 мг нитрат-ионов на 1 кг. При очистке свеклы теряется 10% нитратов, а при варке – еще 40%. Будет ли превышена суточная норма потребления нитратов (325 мг), если ежедневно съедать по 200 г вареной свеклы?
Дано:
m(свеклы) = 1 кг,
с(NO3–) = 1200 мг/кг,
mмакс (NO3– в сутки) = 325 мг,
m(свеклы) = 200 г (0,2 кг),
(потерь при очистке) = 10%,
(потерь при варке) = 40%.
__________________________________
Найти: m(NO3– в 200 г вареной свеклы).
Решение
1 кг свеклы – 1200 мг NO3–,
0,2 кг свеклы – х мг NO3–.
Отсюда х = 240 мг (NO3–).
Общая доля потерь нитрат-ионов:
(потерь NO3–) = 10% + 40% = 50%.
Следовательно, в организм попадает половина от 240 мг или 120 мг NO3–.
Ответ. После очистки и варки свеклы суточная норма по нитратам (325 мг), содержащимся в 200 г готового продукта (120 мг NO3–), не превышена, употреблять в пищу ее можно.
Предлагает работу с учебником и схемой
Применение солей азотной кислоты
Одно из направлений применения солей азотной кислоты- это изготовление пороха и аммонала. Шесть веков продолжалось господство черного пороха в военном деле. В мирное время его применяли в качестве взрывчатого вещества в горном деле, в пиротехнике (ракеты, фейерверки), а также как охотничий порох. Черный или дымный порох – это смесь 75% нитрата калия, 15% древесного угля и 10% серы. И сейчас порох применяют для уничтожения живого. Примером может служить война на Украине. Лучше применять в мирных целях
Для обнаружения хлорид-иона
Минеральные удобрения
Пищевая промышленность
Медицина
Изготовление чёрного пороха
Силикатная промышленность
АgNO3 для серебрения
Нитраты
1.Работают с коллекцией фиксируют в рабочем листке
2.Проделывают опыт
Делают вывод, фиксируют в рабочем листке
Отвечают на поставленный вопрос
(селитры)
Перечисляют свойства солей
Анализируют стихотворение , делают вывод, фиксируют в рабочем листке
Работают со схемой
Смотрят видео опыт
Фиксируют в рабочем листке.
Выступление учеников
Лосева Кристина
Влияние нитратов на окружающую среду и организм человека
Азот как основной питательный элемент влияет на рост вегетативных органов – зеленых стеблей и листьев. Избыточное употребление азотных удобрений не только ведет к аккумуляции нитратов в растениях, но и приводит к загрязнению ими водоемов и грунтовых вод. Антропогенными источниками загрязнения водоемов нитратами являются также металлургия, химическая, в том числе целлюлозно-бумажная, и пищевая отрасли промышленности. Одним из признаков загрязнения водоемов является «цветение» воды, вызванное бурным размножением водорослей. Особенно интенсивно оно происходит во время таяния снега, летних и осенних дождей. Предельно допустимая концентрация (ПДК) нитратов регламентируется ГОСТом. Для суммы нитрат-ионов в почве принято значение 130 мг/кг, в воде разных водоисточников – 45 мг/л.
(Ученики записывают в тетради: ПДК (NO3– в почве) – 130 мг/кг, ПДК (NO3– в воде) – 45 мг/л.)
Для самих растений нитраты безвредны, а вот для человека и травоядных животных они опасны. Смертельная доза нитратов для человека – 8–15 г, допустимое суточное потребление – 5 мг/кг. Многие растения способны накапливать большие количества нитратов, например: капуста, кабачки, петрушка, укроп, свекла столовая, тыква и др.
Книжник А. Растения , накапливающие нитраты называют нитратонакопителями. В организм человека 70% нитратов поступает с овощами, 20% – с водой, 6% – с мясом и рыбой. Попадая в организм человека, часть нитратов всасывается в желудочно-кишечном тракте в неизмененном виде, другая часть, может превращаться в более ядовитые нитриты, аммиак, в кишечнике из нитратов могут образоваться вторичные нитрозамины обладающие высокой мутагенной и канцерогенной активностью. Признаки небольшого отравления – слабость, головокружение, тошнота, расстройство желудка и т. д. Снижается работоспособность, возможна потеря сознания. В организме человека нитраты взаимодействуют с гемоглобином крови, превращая его в метгемоглобин, в котором железо окислено до Fe3+ и не может служить переносчиком кислорода. Именно поэтому один из признаков острого отравления нитратами – синюшность кожных покровов. Выявлена прямая зависимость между случаями появления злокачественных опухолей и интенсивностью поступления в организм нитратов при избытке их в почве.
Надо также знать, преимущественно в каких частях растения накапливаются нитраты: у капусты – в кочерыжке, у моркови – в сердцевине, у кабачков, огурцов, арбузов, дыни, картофеле – в кожуре. У дыни и арбуза не следует есть незрелую мякоть, прилежащую к корке. Огурцы лучше почистить и срезать место прикрепления их к стеблю. У зеленных культур нитраты накапливаются в стеблях (петрушка, салат, укроп, сельдерей). Содержание нитратов в различных частях растений неравномерно: в черешках листьев, стебле, корне содержание их в 1,5–4,0 раза выше, чем в листьях. Всемирная организация здравоохранения считает допустимым содержание нитратов в диетических продуктах до 300 мг NO3– на 1 кг сырого вещества.
Работают с инструктивной карточкой
Опыт. Исследование содержания нитратов в продуктах питания (качественная реакция на нитрат-ион NO3–)
В три пробирки поместить по несколько капель растительного сока капусты, моркови, кабачка, тыквы (на белом фоне). Желательно использовать овощи , выращенные в домашних условиях и купленные в магазине . в каждую пробирку прилить по нескольку капель раствора дифениламина в концентрированной серной кислоте.
Синяя окраска раствора будет указывать на присутствие нитрат-ионов:
NO3– + дифениламин вещество интенсивного синего цвета.
Делают выводы.
Смотрят слайд,
читают памятку.
Работают с учебником стр 157-158 заполняют схему Применение солей азотной кислоты.
Рассуждают о войне
Вид деятельности.
Техника безопасности
( Не нюхать, не встряхивать, после работы мыть руки)
Вид деятельности
Вид деятельности
Вид деятельности
( найдите элементы в ПСХЭ из которых построены получившиеся соли)
Вид деятельности
( осанка)
Информация
психомоторные
здоровьесберегающие технологии
Слабоуспевающий ученик Лосева Кристина(
самоутверждение, значимость)
Слабоуспевающий ученик Книжник Андрей
( самоутверждение, значимость)
Приобретение опыта при потреблении опасных продуктов
Техника безопасности
Вид деятельности
Задача со здоровьесберегающим содержанием
Сопереживание, эмоции, чувства.
Рефлексия
Оценка
Рефлексия
самооценка 1.Был ли данный урок интересен для тебя?
а) мне понравилась форма проведения урока (да/нет)б) меня заинтересовало содержание урока (да/нет)в) мне урок был неинтересен. (да/нет)
2.Считаешь ли ты, что материал урока был полезным для тебя? (да/нет)
3.Где ты сможешь применять полученную информацию?
4. Чему ты научился на уроке?
Отвечают на вопросы
Дают самооценку работы на уроке Показ значимости каждого работающего на уроке
Д/З П27 №3 стр 158 Дает разъяснения по выполнению Д/З Слушают учителя, записывают в дневник П27 №3 стр 158 Приложение к уроку 1
Инструктивная карточка к лабораторным опытам
Опыт 1.Изучение физических свойств нитратов.
Инструктаж по технике безопасности.
Вещества нельзя брать голыми руками, только с помощью шпателя. Вещества нельзя пробовать на вкус. При определении запаха вещества нельзя пробирку подносить к носу, а следует определять запах только маховыми движениями ладони к носу на некотором расстоянии.
Задание. Рассмотрите предложенные вам соли азотной кислоты, отметьте их агрегатное состояние, цвет.
Исследуйте растворимость в воде солей: NaNO3, KNO3, Ca(NO3)2, NH4NO3. Для этого во все пробирки с веществами прилейте по 2 мл воды и встряхните пробирки. Изучите таблицу растворимости солей, кислот и оснований, сделайте соответствующий вывод. Запишите в опорный конспект сведения о физических свойствах солей азотной кислоты и уравнения реакций диссоциации предложенных солей.
Опыт 2.Обнаружение нитратов в растительных объектах.
Инструктаж по технике безопасности.
При работе с кислотами будьте осторожны! Наливайте в пробирку вещество небольшими порциями. При попадании вещества на кожу сообщите учителю! Не торопитесь, после работы с реактивом не забывайте закупоривать пузырек во избежание разлива жидкости и убрать его на место.
Задание. В три большие демонстрационные пробирки (на белом фоне) поместите по 10 мл сока капусты, моркови, свёклы. В каждую пробирку прилейте несколько капель раствора дифениламина в концентрированной серной кислоте. Синяя окраска раствора будет указывать на присутствие нитрат-ионов (дифениламин реагирует с нитрат-ионами в присутствии H2SO4 (конц.), при этом образуется вещество интенсивного синего цвета).
По изменению окраски судят о содержании нитратов: при отсутствии нитратов сок не изменяет цвет, при небольшом количестве нитратов появляется светло-голубая окраска, а при большом количестве нитратов – темно-синяя. Обобщите результаты эксперимента в виде таблицы:
Растение +
Много нитратов Мало нитратов
«+» Нет нитратов
«-»
Приложение к уроку 2
РАБОЧИЙ ЛИСТ
1.Тема урока_____________________________________________________________
2.План изучения темы 1.______________________________
2.______________________________
3._______________________________
4.________________________________
3. Растворимость солей азотной кислоты
Названия солей KNO3 Na NO3 Ca (NO3)2 NH4 NO3
Растворима +
Нерастворима- вывод 4. Вывод из опыта : Разложение нитрата калия
____________________________________________________________________________
5. Из сообщения « Допустимая норма ПДК для человека - _____________________________________________________
6. Опыт « Исследование содержания нитратов в продуктах питания
Инструктивная карточка
В три пробирки поместить по несколько мл растительного сока капусты, моркови, кабачка, тыквы (на белом фоне). Желательно использовать овощи , выращенные в домашних условиях и купленные в магазине . В каждую пробирку прилить по нескольку капель раствора дифениламина в концентрированной серной кислоте.
Синяя окраска раствора будет указывать на присутствие нитрат-ионов: NO3– + дифениламин вещество интенсивного синего цвета.
Растение Много нитратов Мало нитратов Нет нитратов
7. Решите задачу Задача. В столовой свекле содержится в среднем 1200 мг нитрат-ионов на 1 кг. При очистке свеклы теряется 10% нитратов, а при варке – еще 40%. Будет ли превышена суточная норма потребления нитратов (325 мг), если ежедневно съедать по 200 г вареной свеклы?
Дано: РЕШЕНИЕ:
Найти:
8. Заполни схему
Нитраты
9. Выполни тест
В а р и а н т 1 .
1. Как называются соли азотной кислоты:
а) сульфаты; б) нитраты; в) хлориды.
2. При разложении нитратов образуется газ:
а) водород; б) азот; в) кислород.
3. KNO3 – это вещество, которое:
а) хорошо растворяется в воде;
б) газообразно, без цвета и запаха;
в) твердое вещество белого цвета;
г) твердое вещество синего цвета;
д) не растворяется в воде;
е) сильный электролит.
Запишите соответствующие буквы.
4. При нагревании нитрата меди(II), кроме оксида азота(IV) и кислорода, образуется:
а) нитрит меди; б) оксид меди; в) медь.
5. Соль, которую нельзя назвать селитрой, – это:
а) NaNO3; б) NH4NO3; в) AgNO3.
10 Ответь на вопросы учителя и подчеркни нужное
1.Был ли данный урок интересен для тебя?
а) мне понравилась форма проведения урока (да/нет)б) меня заинтересовало содержание урока (да/нет)в) мне урок был неинтересен. (да/нет)
2.Считаешь ли ты, что материал урока был полезным для тебя? (да/нет)
3.Где ты сможешь применять полученную информацию?______________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Чему ты научился на уроке?______________________________________________________________________________________________________________________________
Описание урока
Приложение 2
Урок: Соединения углерода. Углекислый газ
Цель: Вовлечь обучающихся в проектно- исследовательскую деятельность.
Задача: 1. Показать прикладное значение химии.
2.Развивать метапредметные УУД
3. Исследовать газированные напитки.
4. Спроектировать и создать новый напиток
Обучающиеся разбиваются на группы « Производственные фирмы», перед которыми ставятся задачи:
- разработать проект нового напитка.
На данном этапе идет актуализация знаний об областях применения оксида углерода. Обучающиеся - сотрудники фирмы рассматривают один из стандартных напитков и переписывают с этикетки его химический состав. Здесь идет формирование информационной компетентности, которая формирует умение самостоятельно анализировать, отбирать необходимую информацию.
- изготовить экспериментальные образцы нового напитка и провести испытание. Практическая работа « Получение оксида углерода». Обучающиеся разрабатывают образец напитка, используя готовую таблицу рецептов или применяя свой рецепт. Придумывают название напитка, этикетку. Здесь формируется учебно-познавательная компетенция- это знания, умения организации планирования, анализа, самооценки. Ученик овладевает креативными( творческими) навыками продуктивной деятельности. Компетенция личностного самосовершенствования, направленная на освоение способов интеллектуального саморазвития. Комплекс качеств связанных с основами безопасности жизнедеятельности и техники безопасности.
- рассчитать себестоимость разработанного товара. Воспользоваться таблицей оптовых цен продуктов, с учетом амортизации оборудования при их получении, стоимостью перевозки, хранения продукции. Социально-трудовые компетенции- владение опытом общественной деятельности умение анализировать ситуацию на рынке труда действовать с общественной и личной выгодой. Коммуникативная- способы взаимодействия с окружающими, навыки работы в команде. Умение выполнять различные роли.
- провести маркетинговые исследования получить сертификат качества.( Исследование на предмет востребования на рынке, и сбыта готовой продукции, результаты опроса продавцов и покупателей ). Представляют на утверждение сведения о товаре, об экологически опасных веществах, проект торговой этикетки, ориентировочную цену. Получают «Государственный сертификат качества». Коммуникативная компетенция- способы взаимодействия с окружающими, навыки работы в команде. Профессиональная компетенция-способность к ориентации на рынке труда, выбору профессии, определяющей личностное развитие и к эффективной трудовой и профессиональной деятельности. Ученик познает, какие профессии следует освоить, чтобы работать в производственной фирме по изготовлению напитков? (дегустатор, проектировщик, рекламодатель, эколог, химик,)
Последний этап- творческий -рекламная кампания Презентация готовой продукции фирмами. Рассказ о механизме действия разработанного ими товара. Формируется общекультурная компетенция - круг вопросов, в которых ученик хорошо осведомлен. В ходе данной работы ученик овладевает творческими( креативными) навыками продуктивной деятельности, учится разрабатывать, рассчитывать, экспериментировать, работать сообща в команде, едино и нестандартно мыслить, быть конкурентноспособными, предлагать свои идеи.