Проект в подготовительной группе на тему: «Моя семья – моё богатство»


Проект в подготовительной группе на тему:
«Моя семья – моё богатство»
Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. «Семья – это та самая среда, в котором человек учится, и сам творит добро» - говорил В. А. Сухомлинский.
Семья в жизни человека занимает очень большое место. И если человек не имеет семьи, не знает своих дедов и прадедов, он обделен самым главным на земле - теплом и вниманием. Незнание своих корней ведет к незнанию истории своей страны, своего народа. Недаром в Осетии с древних времен сохранилось очень много пословиц и поговорок о семье.
«В родной семье и каша гуще»,
«В семье любовь да совет, так и нужды нет»,
«Человек семьей крепок»
Что такое семья – понятно всем. Семья – это дом, семья – это мир, семья – это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. С этой целью был организован проект «Моя семья».
Актуальность проекта:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Цель проекта: Включение ребенка в систему ценностных отношений своих предков. Формирование представление о себе, своих родителях, бабушках и дедушках, как о наследниках предшествующих поколений.
Задачи проекта:
Воспитательная: воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.
Обучающая: формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях.
Развивающая: развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.
Ожидаемые результаты: от данного проекта
*Воспитание чувства гордости за свою семью;
*Знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники;
*Повысить педагогическую культуру родителей, установить с ними доверительные и партнерские отношения.
Реализация проекта:
Деятельность воспитателя:
1. Выявление первоначальных знаний детей о семье.
2. Информация родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор стихотворений о семье.
4. Проведение недели на тему «семья» в группе.
5. Организация сюжетно - ролевых игр, индивидуальная и групповая работа.
6. Составление страниц с заданными рубриками, в рубрику включено: рассказ о моей семье, рассказ о себе, рассказ о папе, рассказ о маме, рассказ о бабушках, рассказ о дедушках. Страницы составлены для работы родителей и детей дома.
Деятельность детей:
1. Разучивают стихи о семье.
2. Собирают фотографии.
3. Приносят фотографии в детский сад.
4. Рассматривают со сверстниками фотографии.
5. Составляют с помощью родителей, странички с заданными рубриками, оформляют семейный альбом.
6. Делают вывод о завершении работы.
Деятельность родителей:
1. Помогают своим детям в выборе фотографий членов семьи.
2. Помогают в оформлении страничек с заданными рубриками.
3. Помогают оформить семейный альбом.
4. Принимают участие в защите проекта.
Последовательность работы над проектом:
1. Сбор материала (фотографий) .2. Рассматривание фотографий.
3. Оформление страничек альбома совместно с родителями.
4. Семейные альбомы, дети приносят в детский сад.
5. Рассматривание страничек альбома, рассказ ребенка о каждом из членов семьи.
6. Заучивание стихов о семье.
7. Подведение итогов работы.
8. Приглашение гостей.
9. Презентация проекта.
Проект «Моя семья» состоит из следующих блоков: вводные беседы, ЧХЛ, фотовыставка и выставка детских рисунков, прослушивание музыкальных произведений о семье, работа с родителями, итоговое мероприятие «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через ознакомление с осетинской народной куклой».
1. Цель: Вводные беседы
Учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа о семье;
Формировать ценностные отношения к себе и к своим близким;
Развивать диалогическую и монологическую речь детей.
Беседы: «Я и моя семья», «В гостях у бабушки и дедушки», «Как мы отдыхаем с семьей», «Все профессии хороши, все профессии нужны», «Семья глазами детей».
2. Целью: ЧХЛ
1. Учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа о семье;
2. Формировать ценностные отношения к себе и к своим близким;
3. Развивать диалогическую и монологическую речь детей.
«Сказка об умном мышонке» - С. Маршак, «Мой додыр» -К. Чуковский, сказки - «Как мышь своему сыну невесту искала»(осетинская сказка, «Айога» (нанайская сказка)
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди»- обратить внимание, как взрослые заботятся о младших.
Пословицы и поговорки о семье – они несут в себе не только развлекательную, но и воспитательную функцию. Пословицы о семье помогают нам в жизни, т. к. передают нам вековую мудрость народа.
Цель: С/р и Д/и
Формировать представление детей о родственных отношениях в семье;
Учить правильно называть своих ближайших родственников ;Подводить детей к самостоятельному выбору игровых замыслов;
Развивать умение самостоятельно подбирать игрушки для игр;
Помогать детям общаться друг с другом.
Д/И – «Чьи детки», «Что для чего», «Скажи ласково»
С/Р – «Семья», «Больница», «Аптека», «Мы идем в гости», «Дочки-матери»
Цель: выставки детских рисунков было:
Совершенствовать умение и навыки в различных техниках ИЗО;
Развивать чувство композиции;
Учить использовать необычные материалы для создания выразительного образа в работах детей.
«Портрет моей мамы», «Мой папа самый сильный и добрый», «Я и моя семья».
Аппликации: «Дом, в котором я живу», «Открытка своими руками маме».
Мы прослушали музыкальные произведения:
Светлана Кусова «Авданы зараг»
Къона «Алолай»
Сослан Кулумбеков «Алолай»
Берег Детства «Бабушка и Дедушка»
Детские песни – «Папа может… », «Мой папа», «Бабушкины сказки»
Целью: совместной деятельности детей и родителей:
Вызвать положительные эмоции о семье;
Развивать логическое мышление, умение выражать свои чувства;
Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Фотографии – «Я помощник бабушки и дедушки», «Как мы отдыхаем с семьей», «Традиции моей семьи».
Фотогазета – «Я и моя семья» и «Древо семьи».
Итогом данного проекта было открытое мероприятие. Тема ее звучит так: Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через ознакомление с осетинской народной куклой.
Целью: Данного мероприятия
• Воспитывать интерес и любовь к осетинской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю.
• Воспитывать интерес к народному творчеству: дать представление о тряпичной кукле, познакомить с историей куклы-самоделки; постепенно подводить детей к осмыслению понятия «народная игрушка».
• Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной куклой.
• Развивать фантазию, вкус, творческое воображение.
В заключении данного проекта хочу сказать:
За сравнительно короткое время реализации проекта, уровень сформированности положительного образа семьи у детей, значительно повысился. В процессе работы над проектом мы, как и дети, более подробно изучили семьи воспитанников, познакомились с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания. Особенность данного проекта, на наш взгляд, в том, что работая в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, родители становятся активными участниками в жизни детей в детском саду. Мы думаем, что такие проекты помогают строить положительно – эмоциональные отношения в семье.
Конспект непосредственно образовательной деятельности«Я и моя семья» (подготовительная группа).
Приоритетная образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».Задачи:Образовательные: Продолжать уточнять, расширять знания и представления детей о семье.Развивающие: Развивать умение слушать и понимать услышанное.Воспитательные: Воспитывать в детях доброту, внимание к окружающим, чувство самоуважение и уважения к членам семьи.
Задачи ОО в интеграции:
«Речевое развитие»• Активизировать словарь за счёт новых слов: полное имя, отчество, свидетельство о рождении, семья, внук, внучка, родственники.• Поддерживать беседу, вести рассказ, инициативно высказываться.• Развивать речевую активность детей.
«Познавательное развитие» • Закрепить понятия «семья», «отношения в семье».
«Художественно-эстетическое развитие»• Развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.
«Физическое развитие» • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Предпосылки учебной деятельности:Воспитание познавательных интересов и потребностей.Оборудование для педагога: Аудиозапись плача ребёнка, «Конвенция о правах ребёнка», доска, интерактивная доска.Оборудование для детей: 2 коляски с куклами – младенцами (к рукам кукол прикреплены манжетки с указанием «даты рождения»), мяч, фотографии воспитателя, рисунки детей «Моя семья.
Ход занятия
I. Вводная часть
Звучит аудиозапись плача ребёнка.Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто это плачет?Воспитатель: Да, ребята, с таким плачем рождаются все дети.(показывает коляски с куклами). Посмотрите, эти новорождённые отличаются чем-нибудь друг от друга? (Предполагаемые ответы детей).Воспитатель: А это, что у них? (Обращает внимание на манжетки на ручках). (Предполагаемые ответы детей).Воспитатель: Новорождённых детей очень трудно отличить друг от друга, имён у них ещё нет, есть только манжетки (бирки) с цифрами. Когда вы родились, у вас тоже были такие манжетки – на них было написано, когда вы родились. Вы знаете, когда вы родились? (Предполагаемые ответы детей).Воспитатель: А вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой, которая была на вашей манжетке? (Предполагаемые ответы детей).Воспитатель: Как вы думаете, зачем люди придумали имена? (Предполагаемые ответы детей).Воспитатель: У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к кому-то, мы называем его по имени. Услышав имя, человек понимает, человек понимает, что обращаются к нему или говорят о нём. Прочитав имя, мы найдём вашу работу по рисованию или лепке.Воспитатель:Давайте и мы придумываем имена нашим младенцам.(Дети придумывают имена куклам).Воспитатель:Вот видите, наши малыши успокоились и спят. Пусть они отдыхают.
II. Основная часть
Воспитатель: Когда ребёнок рождается, родители выбирают ему имя, в которое они вкладывают свои надежды и пожелания. О хорошем человеке говорят: «У него доброе имя». Если же хотят предостеречь от плохого, то советуют: «Не губи своё имя».Как тебя зовут? С этого вопроса начинается знакомство с каждым из вас. Давайте и мы с вами познакомимся. А поможет нам в этом наш весёлый мяч. Встанем на ковре в круг. Каждый, у кого в руках мяч, называет своё имя и фамилию и передаёт мяч следующему.
Игра с мячом  «Давайте знакомиться».
(Дети, передавая мяч друг другу по кругу, называют своё имя).Воспитатель демонстрирует свои детские фотографии.
Игра «Как растёт имя?»
Воспитатель рассказывает:— Имя сопровождает вас всю жизнь. Вы растёте, и вместе с вами растёт ваше имя. Это было так давно… Звали эту девочку ласково: Лидочка. Девочка подросла, пошла в школу, и стали её звать – Лида. Сейчас она уже взрослая, работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? (Предполагаемые ответы детей). Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовёт меня ласково. Как? (Предполагаемые ответы детей). Лидочка. А в детском саду я для всех Лидия Петровна. Вы растёте, и имена ваши тоже растут вместе с вами.Воспитатель: Имена бывают полные и уменьшительные. Например, полное имя Татьяна, а уменьшительное — Таня; полное имя Анастасия, а уменьшительное Настя.Полное имя человека обычно употребляется в документах и официальной обстановке, а уменьшительное — дома, с родными, близкими и друзьями.Образуйте уменьшительные и ласкательные имена от полных имен: Ирина, Елена, Сергей. Анна. Тимофей. (Ответы детей).Воспитатель: Когда рождается человек ему дают имя и он получает документ, который называется «Свидетельство о рождении». В этом документе указано его имя. (Воспитатель и дети рассматривают детские «Свидетельства о рождении»).Воспитатель: В «Свидетельстве о рождении» записано ваше полное имя и отчество, которое даётся вам по имени отца. Например, папу мальчика Сережи зовут Владимир. Значит, отчество малыша — Владимирович. Когда он вырастет, к нему будут обращаться так: Сергей ВладимировичКак зовут вашего папу? Какое у вас отчество? (Ответы детей).Воспитатель: А ещё в вашем «Свидетельстве о рождении» записаны ваши родители. Ребята, как вы думаете, это хорошо или плохо — иметь родителей и для чего вам родители? (Предполагаемые ответы детей).Воспитатель: Дети имеют право на то, чтобы жить в семье. Скажите, пожалуйста, что такое семья, для чего она нужна?(Предполагаемые ответы детей).Могут ли быть членами семьи чужие люди? (Предполагаемые ответы детей).Кто входит в состав вашей семьи? У мамы есть мама. Кем она является для вас? А мамин папа? У папы есть мама. Кем она является для вас? А папин папа?
Игра «Назови членов своей семьи»
Пальчиковая игра «Дружная семья»
Воспитатель: Семья – это близкие родственники, которые живут вместе, заботятся друг о друге. Семья — самое дорогое, что есть у человека. Какой должна быть семья? (Предполагаемые ответы детей).
Игра «Подбери слова-действия»
— Что может делать мама? Что может делать папа? Что может делать дочь? Что может делать сын? Что может делать бабушка? Что может делать дедушка?
Игра «Кто какой?»
— Мама, какая? Папа, какой? Сын, какой? Бабушка, какая? Дедушка, какой?Воспитатель: Ребята расскажите о своей семье.
Составление рассказа.
(Каждые ребёнок составляет рассказ о своей семье по выполненному дома рисунку).Воспитатель: Ребята, каждый из вас должен дорожить своей семьей, любить и уважать родителей и других членов семьи.А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково». Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова ( бабушка — , дедушка — , сын -, мама — , дочь — , брат -, сестра.
III. Заключительный этап.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? О чём мы с вами беседовали? Что вы делали? Что понравилось?— Дети, возьмите друг друга за руки. Я надеюсь, что ваши семьи обязательно будут дружными, здоровыми, весёлыми. А вы в свою очередь постарайтесь не забывать радовать своих близких хорошими поступками.
Упражнение «Пожелание своей семье»
— А сейчас давайте, каждый из вас скажет пожелание своей семье. Какой бы вы хотели, чтобы была ваша семья.Желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, крепкая, счастливая семья!