Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме Решение задач арифметическими способами
Орешкина Т.А.
учитель математики МБОУ СШ №1 г. Арзамас
Технологическая карта урока
по учебному предмету «Математика» в 5-м классе
на тему «Решение задач арифметическими способами»
Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии
Авторы УМК: УМК С.М.Никольского и др. «Математика, 5». – М.: Просвещение, 2011г. Учебник Никольский С.М. и др. Математика 5 класс. –М.: Просвещение,2012
Цели урока: Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения)
Содержательная: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов.
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): Формирование личностых УУД:
Формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.
Формирование доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению по поводу разрешаемой проблемы, готовности вести диалог с окружающими и достигать в нем взаимопонимания.
Формирование ценности здорового образа жизни
Формирование познавательных УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Регулятивных УУД:
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определятьспособы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Коммуникативных УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,определять возможные роли в совместной деятельности;
Предметные результаты: Учащиеся научатся:
строить модель условия задачи в виде схемы, рисунка с целью поиска решения задачи;
осуществлять способ поиска решения задачи;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
Оборудование: Доска, мультимедиа проектор, компьютер,
Образовательные ресурсы: рабочие листы с алгоритмом самооценки, рабочие тетради, учебники: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. ШевкинДидактическая структура учебного занятия (урока)
Этап урока /
Цель этапа Деятельность и действия учителя Деятельность и действия ученика Используемые методы, приёмы, формы Формируемые УУД
1. Этап мотивации к учебной деятельности
1.Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
2. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
– Здравствуйте, ребята. Начать урок мне хотелось бы с фразы известного математика Пойа. Посмотрите на экран и постарайтесь прочитать, т.к. когда я набирала текст, у меня сломалась клавиша для пробела. (На экране фраза «Есливыхотите научитьсяплаватьтосмеловходитевводуаеслихотитенаучитьсярешатьзадачиторешайтеих».)
А теперь давайтепосмотрим, что есть у вас на партах для работы сегодня на уроке. Это Рабочий лист (РЛ). В течение урока вы будете с ним работать и в конце сдадите мне.Подпишите его и отредактируйте прочитанную вами фразу.
- Итак, чем, как вы думаете, мы будем заниматься на уроке?
Т.екакая может быть тема сегодняшнего урока? (решение задач)
Запишите тему на Р.Л.и в схеме слово «Задачи»
Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку.Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем. Читают фразу на экране.
Отмечают пробелы.
Отвечают на вопросы
Формулируют тему урока и записывают её на РЛ Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку
Беседа в ходе фронтальной работы Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
1. Организовать актуализацию изученных способов действий.
2. Зафиксировать актуализированные способы действия в речи (повторение типов задач).
3. Мотивировать учащихся к учебному действию.
4.Организоватьвыполнение учащимися учебного действия. - Мы с вами окажемся в школе С.А.Рачинского, который жил с 1833 по 1902 год, и будем решать задачи того времени.
- Какие знания вам сегодня понадобятся?
Чтобы понять, с какими задачами мы встретимся,расшифруйте анаграммы и заполните второй ярус в схеме на рабочем листе.
- Что у вас получилось? Так с какими же задачами мы сегодня будем работать?
- Поработайте в парах, распределите задачи поназванным вами группам (учитель раздаёт учащимся лист, на котором девять задач по данным темам)
-Давайте проверим. Какую задачу можно отнести к двум разным группам?
Ответы детей: -Таблица старинных мер, а также знание разных способов решения задач.
Ученики разгадывают анаграммы ВИНИЖЕД, ТИЧАС, РАЦИНАЗ, МУСМА и ЗАРЬНОСТ и получают следующие словадвижение, части, разница, сумма и разность.
Ответы детей: - задачи «на части», на движение, «на разницу» и на нахождение двух чисел по их сумме и разности.
Работают в парах, отмечая задачи буквами ( Ч – на части; Д – на движение; Р – на разницу; Н – нахождение двух чисел по их сумме и разности)
Учащиеся озвучивают свои ответы
Наблюдение, проблемная ситуация, работа с текстом
Познавательные уметь работать со словесным материалом, запоминать математическую терминологию; уметь определять тип задачи и способы её решения
Коммуникативные:уметь высказывать своё мнение, учитывать мнение одноклассников
Регулятивные: уметь выполнять предложенную работу
3. Этап локализации индивидуальных затруднений
Организовать самооценку учащимися своей деятельности -Переверните РЛ.Оцените свою работу, поставив в таблице самооценки «+», если вы справились с заданием и «- +», если не всё получилось.
Оценивают правильность распределения задач по группам
Регулятивные: уметь проверить решение и оценить результат
4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений
Зафиксировать учебные затруднения - Вы все верно выбрали задачи «на движение» и «на разницу». А в двух других случаях некоторые ошиблись. Давайте ещё раз отметим основные отличительные моменты. Отвечают на вопросы учителя. Фронтальная беседа 5.Этап реализации построенного проекта
1.Мотивировать учащихся к учебному действию.
2..Организовать выполнение учащимися учебного действия.
1)–Возьмите лист с задачами. Выберите одну из задач «на разницу».
№6«Если я продам свой овёс по 3 руб. за куль, у меня не хватит 4 руб., чтобы купить лошадь, которую я торгую. Если же продам его по 4 руб., то я куплю и лошадь, и корову, стоящую 28 руб. Сколько просят за лошадь?»
№9 « У торговца есть продажная рожь. Если он продаст её по 7 руб. за четверть, он получит 16 руб. барыша; если продаст её по 4 руб., то потерпит 8 руб. убытка. Сколько у него ржи, и почём он её покупал?»
Задача №9 более высокого уровня. (Одновременно с ответами учеников идёт демонстрация слайдов с решениями задач и комментирование учителя)
2)- А сейчас вы получите схему для решения одной из предложенных вам задач. К какой группе может относиться эта задача? Выберите её, дополните числовыми данными и решите. Ученики выбирают одну из задач, ориентируясь на свои возможности.
Затем два ученика озвучивают свое решение, а остальные проверяют.
Ученики выбирают задачу и данными из её условия дополняют схему. Самостоятельная работа на РЛ.
Проверка своей работы.
Оценивание своей работы
Проблемная ситуация Регулятивные: уметь выбрать задачу, объективно оценивая свои способности
Познавательные: уметь сопоставлять схемы и условия текстовых задач
Динамическая пауза А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело Ученики показывают движения 3)- Одну из задач решал ученик 5 класса. Он решил, но не уверен в правильности своего решения. Обсудите в парах предложенное решение, если найдете ошибки, то исправьте их и дайте пояснение к каждому действию.
- Что бы вы посоветовали этому ученику?
-Оцените свою работу на РЛ Ученики работают в парах, ищут ошибки, исправляют.
Ученики отвечают на вопрос
Оценивают свою работу на РЛ Задание «Ищи ошибку» Познавательные: уметь находить нужную информацию
Регулятивные:уметь найти ошибку в решении
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи
Зафиксировать учебные затруднения Учитель подводит итог данного этапа, ещё раз акцентируя внимание на допущенных учащимися ошибках Ученики проговаривают свои затруднения и ошибки в решенных трех задачах Личностные: ориентируется в понимании причин успешности (неуспешности) в учёбе
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
1.Мотивировать учащихся к учебному действию.
2.Организовать выполнение учащимися учебного действия - А сейчас решите одну из задач на движение.«Между двумя городами 600 вёрст. Двое вышли из них одновременно друг другу навстречу и встретились через 15 дней в 240 верстах от одного из городов. Сколько вёрст в день проходил каждый?»
«Между двумя городами 60 вёрст. Двое выехали одновременно из этих городов друг другу навстречу. Один проезжает в минуту 75 сажень, другой – 50 сажень. Через сколько часов они встретятся?»
Учитель демонстрирует решение данных задач на экране
-Оцените свою работу на РЛ Ученики выбирают задачу по своим возможностям и работают самостоятельно
Проверяют свое решение с решением на экране.
Оценивают свою работу на РЛ Самостоятельная работа учащихся.
Регулятивные: уметь выбрать задачу, объективно оценивая свои способности
8. Этап включения в систему знаний и повторения
Обратить внимание учащихся на важность изученного материала - Я надеюсь, что предложенные вам старинные задачи расширят ваш кругозор. А способы решения данных задач арифметическим способом могут вам помочь при решении различных геометрических задач. Личностные: формирование готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Выдача домашнего задания. Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем -Подведём итог работы на уроке. Какую цель ставили? Достигли цели? Почему?
( учитель даёт качественную оценку работы класса и отдельных учеников)
-Заполните на РЛ таблицу самооценки. Продолжите одно из предложений:
Было интересно…Сегодня на уроке я поработал…Я не достаточно усвоил…_У меня получилось …
- Дома решить задачи с рабочего листа, не решённые на уроке.На «5» - все оставшиеся. На «4» - 3 задачи. Учащиеся заполняют лист самооценки, получают домашнее задание, записывают. Регулятивные: уметь анализировать собственную работу. Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности