Конспект урока по русскому языку на тему: «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе».
Конспект урока по русскому языку на тему: «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе».
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ВЕРМЕНИЧ СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные: знакомить со склонением имен прилагательных единственного числа, учить распознавать падежи имен прилагательных мужского и среднего родов, научить учащихся правильно писать окончания прилагательных мужского и среднего рода, упражняться в разборе предложения по членам предложения и частям речи, расширять словарный запас.
Воспитательные: воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формировать интерес к слову, воспитывать аккуратность, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД)
Развивающие:
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания.
Формировать УУД:
Предметные УУД: учить правильно писать окончания имен прилагательных мужского и среднего рода, развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Метапредметные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение (регулятивные УУД);
умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД)
Личностные УУД: уметь проводить самооценку.
ТИП УРОКА: урок «открытия» новых знаний.
ФОРМА УРОКА: традиционный.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: частично-поисковый, беседа, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: фронтальная работа, работа в парах, коллективная работа, игровая деятельность.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: имя прилагательное, имя существительное, склонение, род, падеж
Ход урока
I. Организационный момент.
Чародейкою зимою
Заколдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он околдован, –
Не мертвец и не живой, –
Сном волшебным очарован,
Легкой цепью пуховой…
Ф. И. Тютчев
– О чем стихотворение? (О зиме)
– Мы отправляемся на прогулку в зимний лес.
- Завьюжила в лесу матушка-зима. Замела все дорожки, тропинки. Стало вокруг белым-бело.
- Ребята, кому тяжело приходится зимой в лесу? (птицам)
- А почему у птиц зимой наступает тяжелое время?
- Как мы можем облегчить жизнь птиц в зимнее время года?
2. Словарная работа.
- А сейчас мы проверим как вы хорошо знаете птиц и умеете грамотно записывать их названия.
- Отгадайте о какой птице идет речь?
1. Небольшая кочующая птичка, серая с красной грудкой.
- Какая буква пропущена в названии? Записываем в тетради, подчеркиваем ошибкоопасное место в слове.
2. Небольшая пестрая птица с желтой грудкой, в черной шапочке.
3. Большая серая птица, с блестящим оперением.
4. Маленькая птичка с серо-черным оперением, живет вблизи жилища человека.
5. Лесная птица лекарь, с сильным клювом.
- При помощи, какой части речи вы поныли из моих загадок о ком идет речь?
II. Сообщение темы урока.
– Какие слова в стихотворении помогли нам представить красоту зимнего леса? (Имена прилагательные)
– Дайте определение имени прилагательного.
(Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Имена прилагательные изменяются по числам, в единственном числе, по родам.
– От чего зависит род и число имени прилагательного? (От рода и числа имени существительного, с которым оно связано)
– Сегодня мы продолжим изучать эту часть речи и узнаем, как еще могут изменяться имена прилагательные.
III. Грамматическая разминка.
– Откройте тетради, запишите дату, “Классная работа”.
– Отгадайте загадку.
Замечательный художник
У окошка побывал.
Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал?
(Мороз)
– Подберите к слову зима подходящие по смыслу имена прилагательные. Запишите словосочетания.
Вьюжная зима, снежная зима, теплая зима, лютая зима, долгая зима.
– Какого числа и рода употребили имена прилагательные. Как определяли? (По слову “зима”)
– Придумайте предложение с одним из словосочетаний.
(Дети составляют предложения, каждый высказывает свое).
– Запишите свое предложение или то, которое больше понравилось. Дайте характеристику предложению, разберите по членам предложения и частям речи.
(Самостоятельная работа в тетрадях. )– Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.
IV. Изучение нового.
– Просклоняйте по падежам словосочетания: снежная зима, снежный ком, снежное облако. Выделите окончания.
(Три ученика работают у доски, остальные в тетради).
– Что заметили? Как изменялось имя прилагательное, когда мы его склоняли по падежам? (Изменялось окончание) по щелчку мыши появляется таблица
– Сделайте вывод. (Имена прилагательные изменяются по падежам)
– От чего зависит падеж имени прилагательного? (От имени существительного, к которому оно относится)
– Верно. Падеж имени прилагательного так же, как и род, и число, зависит от имени существительного, с которым оно связано. Прочитайте правило в учебнике на стр. 11.
– Составим алгоритм определения падежа имени прилагательного.
Алгоритм с 12.
Найти существительное, к которому относится прилагательное.
Определить падеж существительного.
По падежу существительного определить падеж прилагательного.
– Посмотрите внимательно на таблицу с. 14. Скажите, какого рода имена прилагательные склоняются одинаково? (Мужского и среднего, кроме И. п. и В. п.)
- Определите падеж, поставьте ударения, что заметили?
ЗОЛОТОГО СПЕЛОГО
БОЛЬШОМУ СКАЗОЧНОМУ
ЖИВЫМ ВОЛШЕБНЫМ
О РОДНОМ О СНЕЖНОМ
(В первом столбике у прилагательных ударные окончания, а во втором – безударные.)
– В написании каких прилагательных не возникнет затруднение? (В написании прилагательных с ударными окончаниями).
– А как будем проверять правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода? Можно сказать, что безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные? Сформулируйте правило.
ФИЗМИНУТКА
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Раз, два, три, четыре, пять, топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять, хлопаем руками.
Раз, два, три, четыре, пять, будем нагибаться.
Раз, два, три, четыре, пять, сядем заниматься.
V. Закрепление изученного.
– Самостоятельно просклоняйте словосочетания:
1 ряд – зимний день, 2 ряд – зимнее утро.
– Проверьте.
– Как пишутся безударные падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода? (Безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные. )– Сделайте звукобуквенный разбор слов зимний, день.
(Два ученика у доски, остальные в тетради).
VI. Повторение пройденного.
Работа с учебником упр. 26 с. 16.
Запишите пословицы, вставьте пропущенные окончания.
VII. Лист самооценки.
1. Я активно работал на уроке. Оценка
2. Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся. 3. Я знаю, что такое имя прилагательное. 4. Я умею определять род, число, падеж имен прилагательных. 5. Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний прилагательных муж. и ср. рода. - После урока я проверю, на сколько ваша самооценка совпадает с результатами самостоятельной работы и соответствует действительности.
VIII. Итог урока.
– Наша прогулка закончилась, мы пришли домой.
– Д/з. правило стр. 17, упр. 28. Прочитайте задание. Кому не понятно как выполнять?
– Что нового узнали на уроке? Какое задание больше понравилось? Какое вызвало затруднение? Всем спасибо, вы хорошо потрудились.
(Оценивание работы учащихся на уроке, выставление отметок)
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Лист самооценки.
1. Я активно работал на уроке. Оценка
2. Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся. 3. Я знаю, что такое имя прилагательное. 4. Я умею определять род, число, падеж имен прилагательных. 5. Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний прилагательных муж. и ср. рода. Лист самооценки.
1. Я активно работал на уроке. Оценка
2. Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся. 3. Я знаю, что такое имя прилагательное. 4. Я умею определять род, число, падеж имен прилагательных. 5. Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний прилагательных муж. и ср. рода. Лист самооценки.
1. Я активно работал на уроке. Оценка
2. Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся. 3. Я знаю, что такое имя прилагательное. 4. Я умею определять род, число, падеж имен прилагательных. 5. Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний прилагательных муж. и ср. рода. Лист самооценки.
1. Я активно работал на уроке. Оценка
2. Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся. 3. Я знаю, что такое имя прилагательное. 4. Я умею определять род, число, падеж имен прилагательных. 5. Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний прилагательных муж. и ср. рода.