Статья Организация инновационной деятельности в образовательной организации
Организация инновационной деятельности
в образовательной организации
Современное общество и государство предъявляет более высокие требования к системе профессионального образования. Для выполнения этих требований необходимо изменить содержание образовательного процесса, провести инновационные изменения в педагогической теории и практике. Так как качество образовательного процесса напрямую зависит от способности педагогических работников внедрять инновации в процесс обучения, образовательным учреждениям необходимо работать над созданием такой системы методической работы, которая бы обеспечивала непрерывное развитие педагогов.
Инновационная деятельность нашего колледжа осуществляется в рамках научно – исследовательской и проектно - экспериментальной работы. Задачи, которые стоят перед педагогическим коллективом по инновационной деятельности следующие:
поиск и разработка новой схемы взаимодействия преподавателя и обучающихся;
стимулирование и поддержка творческого потенциала студентов;
развитие инновационной и учебно-исследовательской деятельности преподавателей и учащихся, имеющей практическое назначение;
ориентация на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов;
осуществление взаимообучения, передачи педагогического опыта через систему методической работы.
Инновационная программа развития образовательного учреждения реализуется по основным направлениям:
- обновление содержания и методического обеспечения образовательных программ;
- развитие ресурсного обеспечения образовательной деятельности;
создание современной системы мониторинга качества образования и подготовки специалистов;
- развитие системы непрерывного образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов;
- становление и развитие личности будущего специалиста в процессе профессионально – трудовой специализации.
Инновационный образовательный процесс обеспечивает педагогическое проектирование системы качества профессионального образования педагога и студента.
Мониторинг образования в инновационном режиме показывает, что в деятельности педагогического коллектива колледжа появилась потребность осуществлять поиск новых, нестандартных решений возникающих проблем, повышение необходимой для этого методологической культуры в области педагогического проектирования.
Педагогические и административные работники колледжа заинтересованы в научно-исследовательской деятельности и работе в режиме инноваций. Они результативно развивают качественные перемены образовательного процесса, используя действенные инструменты организации инновационной деятельности.
Инновационная деятельность колледжа осуществляется структурными подразделениями управления, творческими группами, цикловыми и методическими комиссиями по следующим направлениям:
- педагогическое, оно предполагает освоение современной методологии, новых методов и методик, приемов обновления содержания обучения, разработку и внедрение новых образовательных программ, учебно-методических комплексов, воспитательной системы, мониторинга качества обучения;
- технологическое, с применением инновационных педагогических технологий, требующих радикальных личностных изменений в организации труда преподавателей, преподавателей профессионального цикла и студентов для реализации концепции профобразования колледжа;
- организационное, означающему формирование новой управленческой структуры, отвечающей требованиям корпоративной культуры и устойчивого развития непрерывного образования;
- экономическое, с отработкой механизмов и источников финансирования, оплаты труда, комплексно-методического обеспечения и материально-технической базы профобразования.
Одним из приоритетных направлений в организации инновационной работы в колледже является вовлечение педагогов и учащихся в исследовательскую деятельность.
Сегодня колледж решает задачи по активизации профессиональной адаптации личности, формированию профессиональной мобильности в современных условиях производства. Ведь деятельность будущих специалистов в конкурентной среде требует выработки навыков опытной работы.
Кабинеты и лаборатории специальных дисциплин ежегодно определяют темы опытной работы и ведут ее с привлечением учащихся. Материалы лучших опытных работ учащихся представляются преподавателями колледжа на научно-практических конференциях, семинарах, симпозиумах и др.
Многолетний опыт участия в конкурсах различного уровня и направлениях показывает, что введение исследовательских элементов в различные формы учебной деятельности, включение учащихся в различные виды деятельности способствуют формированию у них интеллектуальной, познавательной активности, является эффективным средством развития творческого потенциала будущих специалистов.
Изучая эффективность работы преподавателей по формированию у учащихся умений и навыков исследовательской работы, можно отметить, что работа в этом направлении ведется ежегодно и количество учащихся, желающих проявить свои исследовательские навыки, не уменьшается, как и число педагогов, работающих с ними. У учащихся формируются определенные компетентности и умение работать с рекомендованной литературой, т. к. это является основой научного исследования; умением критически осмыслить материал, представленный в книге, т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы; умением чётко и ясно излагать свои мысли. Широкое использование инноваций способствуют качественному усвоению материала, развитию ключевых и профессиональных компетенций, развивают креативность личности студента.
Что касается деятельности самих преподавателей нашего колледжа, то их научно методическая работа ориентируется на исследовании и обобщении передового опыта в целях развития, поиска новых методов, форм и средств организации учебного процесса; совершенствования его содержания и методик преподавания; разработки новых современных технологий обучения и воспитания. Результатом этой деятельности является освоение преподавателями современных методик и технологий обучения, авторство научных статей и публикаций из собственного инновационного опыта, участие в научно-практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства, проведение мастер-классов для других педагогов и многое др.
Показатели деятельности преподавателей свидетельствуют об их творческом потенциале, творческом росте, довольно высоком уровне профессиональной компетенции в вопросах инновационной деятельности, которые ранее вызывали затруднение: использование новых образовательных технологий в работе с учащимися, нестандартные формы учебного занятия, личностно ориентированный подход в обучении и воспитании и др.
Такие результаты методической работы подтверждают стремление педагогов открыто делиться с коллегами своими педагогическими находками и достижениями, отражают высокий профессиональный и методический уровень, стимулируют к дальнейшему творческому поиску, педагогическому самосовершенствованию, расширению спектра инновационной деятельности.
Именно педагогические инновации свидетельствуют о творческом потенциале педколлектива и его готовности к работе в режиме развития.