Методические материалы Направления и формы организации работы на учебно-опытном участке
Направления и формы организации работы на учебно-опытном участке (из опыта работы)
Одним из главных компонентов экологического образования детей является работа на учебно-опытных участках. Отделом экологии, туризма и краеведения нашего центра ежегодно проводится Областной смотр-конкурс учебно-опытных участков с целью совершенствования работы, выявления и распространения опыта работы по эффективному использованию их возможностей в образовательном процессе. Итоги смотра-конкурса свидетельствуют о заинтересованности образовательных учреждений в участии в нём, о желании продемонстрировать успехи опытнической и исследовательской деятельности.
Учебно-опытнические участки городских образовательных организаций в основном являются демонстрационно- опытными. Ведущее место занимают цветочно-декоративный, коллекционный отделы закрытого грунта. Выращенная продукция идёт преимущественно на изготовление гербариев, коллекций и других наглядных пособий для учебных целей и хозрасчётной деятельности (реализация рассады цветочно-декоративных культур).
Большинство учебно-опытных участков имеют отдел защищённого грунта, где выращивается рассада, огурцы, зелень лука, петрушка, цветы и другие культуры. В последние годы значительное место уделяется отделу лекарственных растений: обучающиеся учатся распознавать, выращивать, грамотно заготовлять и использовать лекарственные растения. Во многих образовательных организациях области имеются биологические отделы, которые играют большую роль в изучении ботаники, зоологии, общей биологии. В течение весеннее-летнего периода на участках подбирают и высаживают растения с различными видами корней, стеблей, листьев, цветков, соцветий, плодов, изучаются семейства, род и виды растений, изучают формы борьбы за существование и основные закономерности наследования.
Ведущее место в реализации образовательной деятельности учебно- опытных участков занимают учебно-исследовательская и опытническая работа. В зависимости от типа образовательной организации опытническая работа имеет свои направления и формы. В общеобразовательных школах опыты в основном представлены двумя формами: учебной, т.е. подтверждающей теоретические положения, изучаемые на уроках и способствующей формированию умений и навыков сельскохозяйственного труда и практической, подтверждающей определённые предполагаемые результаты специалистов сельскохозяйственного производства. В учреждениях дополнительного образования детей эколого- биологической направленности опыты, кроме учебной и практической направленности, имеют исследовательский характер.
Проводя эксперимент и работая над темой опыта, юные растениеводы более глубоко изучают биологические особенности и агротехнику культурных растений, вникают в методику эксперимента и приобретают навыки по его постановке. Большое место в плане опытнической работы отводится сортоиспытанию. По заданию НГАУ на учебно- опытном участке ЦРТ Тогучинского района проводится сортоиспытания льна-долгунца.
Таким образом работа на учебно-опытном участке способствует формированию у обучающихся нравственно- ценностных качеств личности, развитию интереса и творческой активности к исследовательской работе сельскохозяйственной направленности.
15