Конспект урока математики в 1 классе на тему: Единицы длины. Сантиметр


Конспект урока математики
в 1 классе по теме:
«Величины. Длина. Сантиметр»
Ход урока
I. Организационный момент.Проверка готовности. Психологический настрой.
Встало солнышко давно,Заглянуло к нам в окно,Нас торопит в класс,Математика у нас!
II. Целеполагание.
Сегодня на уроке мы совершим путешествие в новое, интересное и увлекательное . Чтобы оно удачно состоялось что вы можете для этого сделать?
правильно и быстро выполнять задания;
не допускать ошибок;
а главное, быть очень внимательным. Готовы?
III. Актуализация знаний и умений.
1.Игра «Логические концовки»
         1) «Если стол выше стула, то стул …»(ниже стола).
         2) «Если 2 больше одного, то 1 …» (меньше двух).
         3) «Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа …» (вышел позже Саши).
         4) «Если сестра старше брата, то брат …» (младше сестры).
         5) «Если правая рука справа, то левая …» (слева).
2. Арифметический диктант.
-Какое число при счете стоит перед числом 10
- какое число больше числа 1 на 1 единицу?  
- Какое число больше 4 и меньше 6?
- Сколько дней в неделе?
-Какая страница книги находится между 5 и 7 страницами?
- Сколько страниц прочитал Егор , если он читает 9 страницу?
Проверка диктанта. 9 2 5 7 6 8 (Слайд 1)
- А теперь расположите ответы в порядке возрастания. ( 2, 5, 6, 7, 8,9)
- Назовите самую маленькую цифру. (2)
- Назовите самую большую цифру. (9)
- Какие цифры пропущены? (3, 4)
3.Игра «День- ночь» (Слайд 2)
Сейчас я проверю, какие вы внимательные. Мы проведём игру на внимание «День-ночь». Запомните расположение фигур. Сфотографируйте глазками. Ночь (переставляю). День.
- Что изменилось?
Ночь (переставляю). День. - Что изменилось?
 Ночь (переставляю). День. - Что изменилось? (появилась новая фигура)
4. Работа с математическими записями. (Слайд 3)
4+4        6 - 6 5 > 3
8-3      4> 0       4 - 17<9        1 + 7 5+0
- Ваша задача разделить на три группы эти записи и дать каждой группе название, по столбикам.
На какие группы можно разделить эти математические записи?
Проверка. (Слайд 4)
Дети переставляют выражения по столбикам + ->< =
(Работаем на интерактивной доске)
Повторение названий компонентов при + и -
5.Итог математической разминки.
Поднимите сигнальную карточку, у кого задания вызвали трудность.
IV. Физкультурная минутка«Мы топаем ногами топ-топ».
V. Изучение нового материала.
1.Подготовка к изучению.
Учитель:
Круглое, румяное Я расту на ветке.Любят меня взрослыеИ маленькие детки.(Яблоко) Желтый мундир,Кислая подкладка,Сахаром посыплешь,Будет тебе сладко.(Лимон)
  Учитель показывает детям яблоко и лимон.
У.- Какие свойства имеет яблоко? лимон?
Д.- Цвет- красный, желтый;
форма - круглая, овальная; вкус – сладкий, кислый.
Учитель открывает слова на доске:

У.- Скажите, можем ли мы определить какой цвет больше красный или желтый?
Д.- Нет.
У.- Значит, цвет нас сегодня не будет интересовать, цвет не является величиной (учитель убирает табличку со словом “цвет”)
- А можно ли сказать, чей вкус меньше - лимона или яблока?
Д.- Нет. Убираем табличку со словом “вкус”.
У.- Можно ли сравнить форму предметов? Какая больше - овальная или круглая?
Д.- Тоже нет. (Убрать табличку со словом “форма”).
У.- Придумайте примеры таких свойств предметов, которые являются величиной.
(Слайд 5, 6, 7)
Дети называют. Они могут назвать “размер”, “рост”, “температуру”. Возможно кто-то назовет и длину.
Сравниваем свойства.(каждое сравнение на слайде)
2. Объявление темы урока.
У.- Что мы делали со свойствами? Мы начинаем изучать такие свойства предметов, которые можно сравнить с помощью знаков больше, меньше, равно. Эти свойства называют величинами.
Учитель показывет. ( Слайд 8)

4.Просмотр отрывка мультфильма.
У.- О какой величине будут говорить герои?
Отрывок из мультфильма “38 попугаев”.
У.- О какой же величине говорили герои?
У.- Что измеряли у удава?
Д.- Длину.
У.- Чему равна длина удава?
Д.- 2 слоненка, 5 мартышек и 38 попугаев.
У.- О какой же величине говорили герои?
Учитель показывает на слайде 8

5.Сравнение длин (на парте 2 отрезка, работают в парах)
У.- Сравните длину удавов у вас на парте? Какой их них больше?
(С помощью наложения отрезков друг на друга).
Д.- Зеленый больше, чем желтый.
У.- Мы измерили длину удавов и можем между ними поставить знак >. Является ли величиной длина?
Д.- Да. Так ее можно измерить и сравнить с помощью знаков больше, меньше, равно.
Учитель ставит стрелку от величины к длине. (на слайде 8)
6.Рассмотрение понятия «мерка».
У. На доске вы видите два отрезка а, b (20 см, 30 см).Какой из них длиннее?
Д. –Отрезок b.
У. – Как вы определяли?
Д.- На глаз.
У. – На глаз не точное определение. У меня есть красная полоска( 10см ), может она нам поможет измерить длину. Кто мне хочет помочь?
1 ученик у доски.
У. – Сколько раз содержится красная полоска в отрезке а?
Д. – Два раза.
На доске: а= 2(цифра красная) (отрезок а содержит две красных полоски)
У. –Сколько раз содержится красная полоска в отрезке b?
Д. – Три раза.
На доске:b = 3 (отрезок b равен трем красным полоскам)
У. – Теперь я могу сказать какой отрезок меньше?
Д. –Отрезок а<b
У. –А теперь измерим отрезок b зеленой полоской (15 см )2-ой ученик у доски.
У. –Сколько раз поместилась зеленая полоска в отрезке b?
Д.- 2 раза
На доске:b=2( отрезок b содержит две зеленых полоски)
У. –Сравним надписи на доске:а=2b = 2
b =3
У. – Посмотрите,отрезок а равен двум полоскам и отрезок b равен двум полоскам, значит а=b, а мы только что говорили, что а<b. Где же ошибка?
Д. – Мы измеряли разными отрезками, зеленый отрезок больше, чем красный.
У. – Наложим красный отрезок (мерку) на зелёный отрезок. Получилось, что зеленый больше красного.
(Слайд 9)
Правило: Чтобы правильно сравнить два отрезка, нужна единая мерка.
У. - А теперь мы с вами совершим небольшое путешествие во времени. Но сначала отдохнем.
7. Электронные физминутки для глаз. Снеговик.
8. Историческая справка
У. – Закройте глаза. Мы совершим небольшое путешествие на машине времени. И попадем в XIX век на ярмарку. (Звучит музыка)
(Выходят два мальчика и девочка. У мальчиков лотки с кружевами, лентами, тесьмой.)
Учитель: Солнце яркое встает.Спешит на ярмарку народ,А на ярмарке товары:Продаются самовары,Продаются вилы, санки,И конфеты, и баранки,Кружева, тесьма, банты.Заходи скорей и ты!
1 м. - Налетайте! Налетайте!
2 м. - Покупайте! Покупайте!
1м. Покупайте-ка игрушки:Водоноски и зверюшки!
2м. Посмотрите-ка сюда,Наши ткани хоть куда!Хлопок, саржа, ситец, лен,Всех на ярмарку зовем!
1м. Девицы! Девицы!Что такие хмурые?Мы забыли вас позвать?Выходите покупать!
1д. Мне для горницы моейСитца дай 10 локтей!
2 д.- Саженей 5 бантов!
1д. А мне для платка подойдет бахрома,Ладоней 30 отрезай,Да скорее, не зевай!
2д. Дай-ка князю на рубашкуДюймов 6 тесьмы и пряжку!
1м . Подходите, покупайте,Ну, скорее, не зевайте!Дюйм и локоть!
2 м.- Сажень и фут!
1 м.- А я и ладонью померяю тут!
2 м- Принимайте-ка подарки,Приходите снова к нам!
Вместе: Мы всегда рады гостям! ( Слайд 10)
Дорогие знатоки математики, я хочу вам немного рассказать о старинных единицах измерения длины. В древности для измерения длин использовались те измерительные приборы, которые всегда были при себе. В самом начале
для измерения длины, как и при счёте люди пользовались руками, пальцами. Самой распространённой единицей длины был локоть, т.е расстояние от локтя до конца среднего пальца. Этой единицей многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку.
Кроме локтя применялись и другие единицы: сажень, шаг. Расстояние, на которое надо было вбить в землю колья при постройке хижины, человек измерял шагами или длиной ступни. Отсюда произошла единица длины, которую в одних единицах называли « лапоть», а в других « фут», что в переводе с английского означает « нога, ступня». Кстати, многими единицами длины мы пользуемся и сейчас, например, шагами.
9.Проведение эксперимента.
У. – Проведем эксперимент. Будем пользоваться меркой – шаг.
2 ученика измеряют расстояние от доски до конца класса.
У. – Почему расстояние одинаковое, и а результаты разные?
Д. – У Антона шаг больше, чем у Кристины.
У. – То, есть у них разные мерки. Одинаковые ответы получали люди, пользуясь такими мерками?
- Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, когда люди пользуются разными мерками. В 1875 году представители 17 государств подписали соглашение о признании единой системы измерений.
10. Работа по учебнику
- А как называется единица измерения, с которой мы с вами сегодня знакомимся, вы узнаете из учебника ( стр. 69)- Прочитайте, как же называется одна из единиц измерения длины?
( сантиметр)
Посмотрите на отрезок АК. О таком отрезке говорят, что его длина(Слайд 11)
1 сантиметрСлово сантиметр после числа пишут кратко см
VI.Закрепление изученного материала.1. Самостоятельная работа.
- Кто из вас знает, как называется инструмент, при помощи которого измеряют длины отрезков?- Мы с вами уже пользовались линейкой, когда чертили лучи, прямые, отрезки. Повторение правила пользования линейкой. (Слайд 12)
На столе у каждого 3 ленты, измерить их. Сравниваем результаты. Почему получились одинаковые результаты,хотя линейки у вас у всех разные- пластмассовые и деревянные, длинные и короткие?
Возьмите ленты и положите перед собой так, чтобы поставить знак >,<. (Знаки из математического набора)
На доске: 15см 10см 9см
15см > 10см 9см < 10см
3.Расположить в порядке убывания их результатов измерения.
-Какие три цвета есть у нас? О чём они нам напоминают? (светофор)
Проговаривание вслух правила светофора.
VII. Рефлексия.
-Что вы можете рассказать и показать родителям из того, что вы узнали на уроке?
Понравился урок –вложите солнышко в тетрадь.
(Слайд 13)
Герои мультфильма благодарят за хорошую работу на уроке.