Дидактический материал по русскому языку в 5 классе по теме Синтаксис и пунктуация


Тема: Прямая речь
Карточки для взаимодиктанта
Задание: записать предложения, расставить знаки препинания
Карточка № 1
Мама сказала: «Летом мы поедем к бабушке».
«Я заблудился», - сказал Сергей.
Врач подошёл к нему и спросил: «Как вы себя чувствуете?»
Карточка № 2
«Пойдём на каток», - предложила подруга.
«Бери свою стрелу», - говорит лягушка.
Ребята поинтересовались: «Куда едет этот автобус?»
Карточка № 3
«Я заболела», - сказала Маша.
Девочка закричала : «Папа приехал!»
«Сколько тебе лет, Антипыч ?»- спрашивали мы.
Карточка № 4
«Вы здесь живёте?» - спросила я.
«Всем хорошим я обязан книгам», - писал М. Горький.
Мама сказала: «Я вернусь из командировки в субботу».
Карточка № 5
1.Федя посмотрел на небо и сказал: «Гроза будет».
2. Чук и Гек закричали: «Это письмо от папы!»
3. «Операция прошла успешно», - сообщил хирург.
Карточка № 6
«Дениска, ты можешь выступить на концерте?»- спросила Зина.
. Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
Ребята кричали : «Птицы прилетели!»
Карточка № 7
1.Отец сказал: «Вернусь к обеду».
2.Мама спросила: «Когда отходит последний поезд?»
3. «Ветер к утру утихнет», - уверяли нас моряки.
Карточка № 8
1.»Отец не приедет», - сказала мать.
2. «Ты уже прочитала эту книгу?»- спросила подруга.
3. Маша сказала: «Я люблю ходить в этот парк осенью».
Карточка № 9
Классный руководитель сообщил: «Завтра состоится родительское собрание».
«Соревнования состоятся через месяц», - сказал тренер.
«Как здесь красиво!»- воскликнула девочка.
Карточка № 10
Ребята сказали леснику: «Мы заблудились».
«Откуда это дым валит?»- удивились ребята.
Федя спросил: «Картошка сварилась?»
Тема: Словосочетание
Задание: записать словосочетания, указать главные и зависимые слова, составить схему
Карточка № 1
Показался на горизонте, на чудесной картине, в осеннем лесу, объяснил другу, интересную сказку, игра в снежки , срывает с деревьев ,падают в грязь, восхищаются подвигом, на широком просторе.
Карточка № 2
Проверка диктанта, серьёзный разговор, восход солнца, бежать по тропинке,
заботиться о сестрёнке , на вершине ели, у известного мастера, рассказывают сказки, ехал на лошади, приехал в субботу.
Карточка № 3
В ночной тишине, исправить ошибки, делают зарядку , пирожки с капустой ,птичьи гнёзда, гуляет по аллее, встречал брата, кисти рябины, по узкой тропинке, покрылось ковром.
Карточка № 4
Тёплого лета, съедобные грибы, с раннего утра, из соседнего города, заросли малины, раскаты грома, отправиться в поход, стремиться к знаниям, в звёздную ночь, приехал на вокзал.
Карточка № 5
Рисует красками, восхищается подвигом, красивая степь, встретился с друзьями, перед утренней зарёй, на окраине аула, свежий воздух, отвечать у доски, слушать музыку, на берегу реки.
Карточка № 6
Въехали в лес, у лесного озера, в кустах сирени, учиться в школе, вьют гнёзда, вручение медали, у глубокого оврага, белая берёза, заметили лису, ясные дни, писать письмо.Тема: Главные и второстепенные члены предложения
Карточка № 1
1.Что называется подлежащим?
2.Найдите в предложениях главные члены предложения
1.Липа - красивое дерево.
2.Липа вынослива.
3.Летом над липой вьются пчёлы.
Карточка № 2
1.Что называется сказуемым?
2. Найдите главные члены предложения
1.Казахстан- наша Родина.
2. Книга- зеркало жизни.
3. Пословица- мудрость народа.
Карточка № 3
1.Что называется дополнением?
2.Найти дополнения в предложениях.
1.Ветер сломал дерево.
2. Птицы вьют гнёзда.
3.Приплыла к нему рыбка.
4. Лес пахнет дубом и сосной
5.Дорожки в саду усыпаны гравием.
6. Автобус привёз экскурсантов.
7. На балконе стояли мешки с яблоками.
8. Ребёнок радуется игрушкам.
9 Туман окутал землю.
Карточка № 4
1.Что называется определением?
2. Найти определения в предложениях.
1.Мы вошли в сосновый бор.
2. Сухие листья шуршат под ногами.
3.Появилсь первые, весенние цветы.
4.Осеннее солнце осветило поляну.
5.Последние птицы спрятались под крыши.
6.Тяжёлую тучу прорезали яркие молнии.
Карточка № 5
1.Что называется обстоятельством?
2.Найти в предложениях обстоятельства.
1.Вчера мы ходили в поход.
2.Домой мы вернулись вечером.
3.Он читает громко.
Карточка № 6
1.Какие предложения называются распространенными нераспространёнными?
2. Распространите второстепенными членами данные предложения.
1. Качается трава.
2. Растут деревья.
3.Шли ребята.
4.Наступила осень.
5.Птицы улетают.
Тема: Сложные предложения.
Задание: Записать предложения, дать характеристику.
Карточки для взаимодиктанта
Карточка № 1
1.В костёр дед подложил поленья, чтобы они горели всю ночь.( сложное, СПП)
2.Сверкнула молния, и ударил гром.( сложное, ССП)
Карточка № 2
1.Лес проснулся, когда взошло солнце.( сложное, СПП)
2. Глаза дела боятся, а руки делают. ( сложное, ССП)
Карточка № 3
1.Надвигалась туча, и подул сильный ветер. ( сложное, ССП)
2.Я закричал, чтобы они остановили корабль. ( сложное, СПП)
Карточка № 4
1.Подул ветерок, пошёл мелкий снег. ( сложное, БСП)
2.Птица вылетела из кустов, когда я вышел на поляну. ( сложное, СПП)
Карточка № 5
1.За лесом всходит солнце, просыпается природа. ( сложное , БСП)
2. Машины засветили фары, потому что шёл сильный снег. ( сложное, СПП)
Карточка № 6
1.
Тема: Синтаксический разбор предложений
Задание: выполнить синтаксический разбор предложений
Карточка № 1
1.От горячего света солнца быстро высыхают капельки росы.
2.Ударил первый мороз, и иней посеребрил траву.
Карточка № 2
1.Летят птицы и шлют прощальный привет родным местам.
2.Опустели поля и луга, и потянулись в небе косяки птиц.
Карточка № 3
1.Яркое солнце осветило деревья.
2.Цветут луга, шумят колосья хлеба.
Карточка № 4
1На лесной поляне росла огромная ель.
2.Труд человека кормит, а лень портит.
Карточка № 5
1.Весной ребята в теплице сажали рассаду.
2.Глаза боятся , а руки делают.
Карточка № 6
1.В тени берёз расположились грибники.
2.Пригрело солнце, и зазеленела трава.
Карточка № 7
1.Стая птиц улетела далеко за лес.
2.Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели.
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым
Чтение — вот лучшее учение.Книга — это источник знаний.
Осень — пора грибов.
Зима - прекрасное время года
Грачи – это друзья весны.
Снегири – гости зимние.
Пословица - всем делам помощница.
Каток- спортивное сооружение.
Моя сестра- продавец.
Лес – наше богатство
Тематическая карточка «Синтаксис»
1.Что изучает синтаксис?
2.Что такое словосочетание, чем оно отличается от слова?
3.Каково строение словосочетаний?
4.Что такое грамматическая основа предложения?
5.Какие предложения называются двусоставными, а какие односоставными?
6.Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?
7.Что называется дополнением?
8. Что называется определением ?9. Что называется обстоятельством ?10.Какие предложения бывают по цели высказывания?
11.Какие предложения называются распространёнными ,нераспространёнными?
12.Что называется однородными членами предложения? Как расставляются знаки препинания в предложениях с однородными членами?
13.Что такое обобщающие слова? Какие знаки препинания ставятся между обобщающим словом и однородными членами?
14 Что называется обращением? Какими знаками препинания выделяются обращения?
15.Что называется вводными словами? Как расставляются знаки препинания?
16.Что называется сложным предложением? Какой знак препинания ставится в сложном предложении между простыми предложениями?
17Что такое прямая речь ? От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью?
18.Что такое диалог? Как расставляются знаки препинания в диалоге?
Выполнить синтаксический разбор предложений
Карточка № 1
Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки.Чёрная туча уходила через поля и
леса на юг.
Карточка № 2
Тропа вывела мальчика к чистому ручью. Он напился холодной воды и побежал к палатке. На земле лежали круглые часы с острой стрелкой.