Адоевцева И.В., Зюзин А.Г., Ясинская Л.Л. (г. Кострома) Обобщение опыта реализации основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС): структура мониторинга реализации программы
Адоевцева И.В., Зюзин А.Г., Ясинская Л.Л.
г. Кострома
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС):
СТРУКТУРА МОНИТОРИНГА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Мониторинг – один из важнейших компонентов реализации поставленных целей и задач, форма получения достоверной информации о степени их реализации и формирования стратегии дальнейшей работы.
В основной образовательной программе (ООП) начального общего образования определяются основные цели, задачи, содержание образования I ступени общего образования. Кроме того, определяются планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования и описывается система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В содержательном аспекте Основная образовательная программа начального общего образования состоит из нескольких программ:
программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования,программы отдельных учебных предметов,
программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования,
программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Мониторинг реализации ОПП начального общего образования осуществляется комплексно, на основе мониторинга всех ее элементов.
Мониторинг сформированности универсальных учебных действий учащихся (ФГОС начального общего образования)
Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат.
Результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и познавательные, и метапредметные, и даже личностные достижения ребенка. В профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий.
Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент, отвечающий следующим требованиям:
межпредметность,
возможность отследить динамику развития УУД;
возможность оценить уровень владения полученными знаниями.
Наиболее точным инструментом в процессе оценки развития универсальных учебных действий учащихся является мониторинг.
По итогам мониторинга отслеживаем динамику и прогресс в формировании УУД по каждому классу по следующей таблице
Мониторинг сформированности УУД
класс Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
Уч. год Планирование Оценка Контроль Коррекция Границы Анализ Синтез Сравнение Классификация Обобщение Причинно-следственные связи Аналогия Отнесение к понятию Диаграммы и таблицы Умозаключения Речевое высказывание Точка зрения Вопросы Объединение информации
Мониторинг формирования и развития метапредметных УУД – это важный момент в подведении учителями и специалистами начальной школы итогов работы за год и постановке задач работы на предстоящий учебный год.
Критерии и показатели мониторинга эффективности программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом реализации УМК «Планета знаний», УМК «Перспектива» и опыта воспитательной работы.
Критерии Средства мониторинга
Сформированность учебной мотивации Методика Лускановой Н.Г.(1-4)
Сформированность личностных УУД Таблицы оценивания личностных результатов (1-4)
Сформированность нравственного потенциала личности обучающихсяМетодика Н.П. Капустина, для изучения воспитанности учащихся.(1-4)
Состояние здоровья обучающихсяСтатический медицинский анализ состояния здоровья учащихся (1-4), физкультурная группа
Анкета «Отношение к здоровому образу жизни»
(1-4) (см. Анкета №1 из мониторинга «Здоровье»)
Психологический климат в классе Анкета М.И. Рожкова «Изучение психологического климата в классе» (1-4)
Удовлетворенность обучающихся жизнедеятельностью в школе и результатами образовательного процесса Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью».(2-4)
Рост включенности родителей в образовательный процесс школы Статистика классного руководителя (таблица)
Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью в школе и результатами образовательного процесса Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:
ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
Крите6рии и средства мониторинга реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
№ Критерий Средства мониторинга
1. Наличие в детях желания заботиться об окружающей среде, о своем здоровье (формирование заинтересованногоотношения) 1.УУД. Таблица оценивания личностных результатов
2. Карта занятости учащихся во внеурочной деятельности по классу (спортивно-оздоровительное, социальное направления)
2. Установка на использование здорового питания 1.Анкетирование
2.Наблюдение за питанием в школе и дома
3. Использование оптимальныхдвигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей 1.Учет времени на занятия физкультурой
2.Учёт динамики занятости учащихся во внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное направление)
3.Анализ посещения уроков (физкультминутки)
4.Анализ школьного врача (по группам здоровья или заболевания)
5.ГКП- выполнение режимных моментов (спортивно-оздоровительное направление)
6. Паспорт здоровья
4. Развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом 1.Анализ портфолио учащихся
-«Я посещаю кружки и секции»
-«Высота активности на занятиях кружков и секций»
2.Сводная таблица (внеурочная деятельность)
5. Применение рекомендуемоговрачами режима дня 1.Анализ выполнения рекомендаций
2.Наблюдение
3.УУД.Таблица оценивания личностных и метапредметных результатов (регулятивные)
4.Паспорт здоровья
6. Знание негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность,курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания) 1. Анкетирование
2.Паспорт здоровья
7. Становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя,
наркотических и сильнодействующих веществ 1.Анкетирование
2.Наблюдение (классные руководители, социальный педагог, родители учащихся)
3.Паспорт здоровья
8. Диагностика уровня экологической культуры личности 1. Методика Кашлева С.С. «Диагностика уровня экологической культуры личности»
2.Методика «Природа благодарит и сердится»
9. Определение отношения учащихся к объективному миру, другим людям и к самому себе 1.УУД. Таблица оценивания личностных и метапредметных результатов
2.Показатели уровня сформированности УУД (сводная таблица)
3.формирвоание толерантности учащихся (мониторинг курса «Дружные дети»)
10 Изучение экологической культуры учащихся как генеральной цели общего экологического образования 1.«Комплексная анкета по выявлению состояния экологической культуры учащихся» (Глазачев, Кашлев, Марченко)
2.Таблица сформированности УУД (таблица личностных результатов)
11 Потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным сособенностями роста и развития, состояния здоровья Анкетирование
Наблюдение врача
12
Развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены 1.Анкетирование
2.Таблица сформированности УУД (таблица личностных результатов)
13
Изучение уровня сформированности умения безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. Результаты участия в маршрутных играх по ПДД и т.д.
14 Взаимодействия с учреждениями культурно-исторического наследия и природоохранного назначения 1.Статистика посещения учащимися учреждений культурно-исторического наследия и природоохранного назначения
2.Паспорт здоровья
Результаты, полученные в ходе мониторинга, позволили обобщить портрет выпускника начальной школы
Выпускник начальной школы — это человек:
•любознательный, активно познающий мир;
•владеющий основами умения учиться;
•любящий родной край и свою страну;
•уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
•готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
•доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
•выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
•Характеристики могут быть дополнены особенностями учащихся начальной школы, которые развиваются под влиянием уклада школьной жизни, образовательной среды и воспитательной деятельности школы
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности учащихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
СТРУКТУРА МОНИТОРИНГА ООП НОО
2242185-1270ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
0ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
820483510160116586019685701420910160116586010160
582358572390372808572390
745236028575Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
0Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
498538528575Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
0Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
256603528575Программа духовно-нравственного развития, воспитания учащихся на ступени начального общего образования
0Программа духовно-нравственного развития, воспитания учащихся на ступени начального общего образования
2286028575Программы отдельных учебных предметов
0Программы отдельных учебных предметов
20802602143125Модель
личности выпускника начальной школы
00Модель
личности выпускника начальной школы
2080260485775378523548577558426354864100063284105340352242185828675Предметные результаты обучения
00Предметные результаты обучения
4756785838200Метапредметные результаты
обучения и воспитания школьника
0Метапредметные результаты
обучения и воспитания школьника
Предметные, 1337310486410-415290781050Внеурочная деятельность
Учебная
деятельность
00Внеурочная деятельность
Учебная
деятельность
6785610781685Учебная деятельность
Внеурочная
деятельность
0Учебная деятельность
Внеурочная
деятельность