Программа элективного курса на тему «Практикум. Подготовка к ОГЭ» (8 класс)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Телигинская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
Заседание МО
МБОУ Телигинской СОШ
Протокол № ___ от «__» _______________20___г. «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МБОУ Телигинской СОШ
УстиноваТ.Е. «__»______________20___г. «Утверждаю»
Директор МБОУ Телигинской СОШ
Пахомов Н.П.
Приказ № ___ от «__»_________________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
по русскому языку
«Практикум. Подготовка к ОГЭ»
8 класс
Учителя: Гермогенова Тамара Валериевна
Общее количество часов: 34 часа
Количество часов в неделю:1 час
2014 – 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс разработан с целью подготовки учащихся 8 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано подробное описание содержания элективного курса, тематическое планирование на 34 часа. В содержание элективного курса включены темы по работе над сжатым изложением С1, сочинением С2.1 и С2.2,  подготовке к выполнению заданий части А и В.
Элективный курс русского языка «Практикум. Подготовка к ОГЭ» предназначен для обучающихся 8 класса.
Цель изучения курса:
формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образования по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
овладение основными нормами русского литературного языка;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах;
умение пользоваться различными лингвистическими словарями.  
Задачи изучения элективного курса:
обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;  
применение  обобщённых знаний и умений  при анализе текста;
углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.  
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.  
Механизм формирования  лингворечевой компетенции:  
использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
редактирование собственного текста;        
применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
соблюдение в практике письма основных норм языка;
использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку.  Таким образом,  программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в  9 классе.  
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.  
В соответствии с требованиями государственного стандарта  у обучающихся в процессе изучения русского языка  совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.  
Курс рассчитан на 34 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ОГЭ – основной результат изучения данного курса.    
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1.  Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. 
Обучающиеся должны знать:
основные правила работы с текстом.  
Обучающиеся должны уметь:
точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
адекватно воспринимать авторский замысел;
вычленять главное в информации;
сокращать текст различными способами;
правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.  
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Тема 2. Средства выразительности речи
Богатые  возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.  
Обучающиеся должны знать:
основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
различать средства выразительности;
находить в тексте средства выразительности;
анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.  
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.  
Обучающиеся должны знать:
основные сведения по стилистике русского языка.  
Обучающиеся должны уметь:
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
работать со стилистическими синонимами.
Контроль знаний:  тренировочные упражнения.  
Тема 4.  Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
 Обучающиеся должны знать:
орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа  
Тема 5. Морфемика и словообразование
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова. Основные способы образования слов.
Обучающиеся должны знать:
виды морфем;
морфемный и словообразовательный анализы слова.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 7.  Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.  
Обучающиеся должны знать:
синтаксические и пунктуационные нормы.  
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.  
Тема 8. Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования  лингвистического положения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать:
правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь:
подбирать примеры для обоснования  лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста;
правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/пТема занятия Дата Кол-во часов Вид работы Домашнее задание
1 Вводное занятие. Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания. 1 Лекция учителя 2-3 Построение сжатого изложения. Этапы работы над изложением.
Содержательные и языковые способы сокращения текста. 2 Лекция учителя, практические задания Сотавить план текста.
Выполнить творческое задание
4-5 Сжатое изложение. Редактирование изложения. 2 Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, редактирование текстов. Закончить редактирование изложения
6-10 К/з. Построение сжатого изложения 5 Написание сжатого изложения 11 Средства выразительности речи. Стилистика русского языка.
1 Лекция учителя, практические задания Повторить правила орфографии
12 К/з. Тренировочные упражнения 1 Выполнение тренировочных упражнений 13-14 Нормы русской орфографии. 2 Работа с обобщающими таблицами Подготовить памятки морфемного и словообразовательного разбора
15-17 к/з. тренировочные упражнения 3 проверочная работа в формате тестирования 18 Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. 1 Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора. Выполнить морфологический и словообразовательный разбор слов
19-20 К/з. тренировочные упражнения. 2 тестирование. 21-22 Словосочетание. Предложение.
Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение). 2 Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, Подготовиться к проверочному тестированию
23-25 К/з. Тренировочные упражнения. 3 тренировочные упражнения, тестирование. 26-27 Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).
Работа над допущенными ошибками 2 Тестовое задание, беседа Выполнить тестирование
28-29 Виды сочинений. Этапы работы над сочинением-рассуждением. 2 Слово учителя, работа с текстами. Подготовиться к написанию сочинения
30-32 к/з. Построение сочинения-рассуждения.
Редактирование сочинения 3 Слово учителя, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ. Закончить редактирование сочинения
33 Итоговая диагностика. 1 Выполнение работы по типу ОГЭ Написать небольшое рассуждение на тему «Что мне дали элективные занятия по русскому языку»
34 Анализ итоговой диагностики.
Подведение итогов курса 1 Обобщающая беседа. Литература:
Егораева Г.Т. ОГЭ (ГИА-9) 2015. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания / Г.Т. Егораева. – М.: Экзамен, 2015.
Егораева Г.Т. ЕГЭ: Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций / Г.Т. Егораева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2011.
ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты / под ред. И.П. Цыбулько – М.: Национальное образование, 2015.
Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/