Программа элективного курса по русскому языку Подготовка к ЕГЭ. 11 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 Г. КЛИНЦЫ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
«Рассмотрено на заседании МО»
«Согласовано на заседании
методического совета»
«Утверждаю»
Директор МБОУ - СОШ №7
Протокол №
Протокол №
от « » _________ 2015 г.
от « » _________2015 г.
________________
Руководитель МО
Председатель МС
Приказ №
от « » _________2015 г.
_______________
________________
Рабочая программа элективного курса
«Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. 11 класс»
Составитель
Куриленко Антонина Васильевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса составлена на основе Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку, контрольно-измерительных материалов к проведению ЕГЭ по русскому языку за курс средней школы. Элективный предмет имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе.
Рабочая программа элективного курса предназначена для подготовки учащихся к экзамену по русскому языку и составлена из расчета 1 час в неделю (34 часа в год).
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. 11 класс» используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 11 класса норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, материалов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.
Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Этическая норма.
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.
Обобщающее повторение.
Учебно-тематический план
№
Наименование раздела
Количество часов
тестирование
Сочинение-
рассуждение
Всего
1
Выполнение тестовых заданий в форме ЕГЭ. Задания 1-24
2
2
2
Сочинение-рассуждение. Задание 25
2
2
Литература
1. ЕГЭ 2010 Русский язык. Тренировочные задания /И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А.Коханова, - М .:Эксмо, 2012.
2. ЕГЭ 2010 Русский язык. Репетитор/И.П.Цыбулько, С.И.Львова.-М.:Эксмо, 2012.
3.ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник заданий/И.П.Цыбулько, .И.Львова.-М.:Эксмо, 2012.
4. Бисеров А.Ю.ЕГЭ 2010.Русский язык. Тематические тренировочные задания.-М.:Эксмо, 2010.
5. Гостева Ю.Н. ЕГЭ Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ.-М.: Издательство «Экзамен», 2010.
6. Егораева Г.Т. ЕГЭ.Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3(С): М.:Издательство «Экзамен», 201. ЕГЭ-2012.
7.Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2011.
Календарно - тематическое планирование элективного курса
«Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. 11 класс» ( 34 часов -1 час в неделю )
№
п/п
Тема занятия
Кол
ч.
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Домашнее
задание
Дата пр.
Введение. Цели и задачи курса. Знакомство демоверсией.
1
Структура и содержание ЕГЭ по русскому языку, спецификация, бланки ответов, правила их заполнения.
Знать структуру и содержание ЕГЭ по русскому языку, спецификацию, правила заполнения бланков ответов.
Уметь ориентироваться в тестовом задании, заполнять бланки ответов.
Выполнить тест.
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. ЕГЭ 4
1
Основные тенденции постановки ударения в различных частях речи (в прилагательных, глаголах, причастиях, формах И.п., Р.п. мн. числа имен существительных).
Знать основные тенденции постановки ударения в различных частях речи (в прилагательных, глаголах, причастиях, формах И.п., Р.п. мн. числа имен существительных).
Уметь ставить ударение в наиболее часто встречающихся словах, работать с орфоэпическим словарем.
Выполнение задания 4 ЕГЭ
Лексика. Лексические нормы. Слова – паронимы. ЕГЭ 5
1
Лексикология, лексика, характеристика русской лексики, лексическое значение слова, слова – синонимы, омонимы, антонимы, паронимы. Стилистически окрашенная лексика. Лексика ограниченной сферы употребления.
Знать определения понятий.
Уметь определять лексическое значение слова, находить в тексте синонимы, антонимы, паронимы, стилистически окрашенную лексику (разговорную, книжную), лексику ограниченной сферы употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, просторечную лексику), работать с толковы словарем, словарями синонимов, антонимов, паронимов.
Выполнение заданий 5 ЕГЭ
Лексические выразительные средства. Тропы. ЕГЭ 24
1
Лексические средства выразительности: аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, эпитет, фразеологизм.
Знать лексические средства выразительности: аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, эпитет, фразеологизм.
Уметь находить тропы в тексте.
Выполнение задания ЕГЭ 24, анализ текста.
Синтаксические средства выразительности. ЕГЭ 24
1
Синтаксические средства выразительности: анафора, инверсия, синтаксический параллелизм, антитеза
Знать синтаксические средства выразительности.
Уметь находить синтаксические средства в тексте
Выполнение задания ЕГЭ 24, анализ текста
Изобразительно-выразительные средства языка. ЕГЭ 24
1
Лексические средства, синтаксические средства выразительности
Знать лексические и синтаксические средства выразительности.
Уметь находить синтаксические и лексические средства в тексте
Выполнение задания ЕГЭ 24
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. ЕГЭ 13, 23
1
Морфология как раздел науки о русском языке. Классификация частей речи, их морфологические признаки.
Знать определение частей речи, их морфологические признаки.
Уметь определять принадлежность слова к части речи.
Выполнение задания ЕГЭ 13, 23
Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. ЕГЭ 6
1
Трудные случаи образования форм слова: И.п, Р.п. мн. числа имен существительных, формы количественных числительных, степеней сравнения имен прилагательных, повелительного наклонения глаголов.
Знать трудные случаи образования форм слова: И.п, Р.п. мн. числа имен существительных, формы количественных числительных, степеней сравнения имен прилагательных, повелительного наклонения глаголов.
Уметь определять ошибочное образование формы слова.
Выполнение задания ЕГЭ 6.
Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.
ЕГЭ 7
1
Распространенные грамматические ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм.
Знать распространенные грамматические ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм.
Уметь находить предложения с нарушением синтаксических норм.
Выполнение задания ЕГЭ 7.
Синтаксис. Предложение. Простое, осложненное, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций.
ЕГЭ 15
1
Синтаксис как раздел науки о русском языке.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания, по интонации, по количеству ГО, по характеру основы, по наличию второстепенных членов, структурно необходимых элементов, по степени осложнения. Типы сложных предложений.
Знать виды предложений по цели высказывания, по интонации, по количеству ГО, по характеру основы, по наличию второстепенных членов, структурно необходимых элементов, по степени осложнения, типы сложных предложений.
Уметь характеризовать предложение, находить предложения указанной характеристики в тексте, производить синонимическую замену СПП с придаточным определительным на простое предложение с причастным оборотом.
Выполнение заданий ЕГЭ 15.
Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. ЕГЭ 24
1
Синтаксические выразительные средства: парцелляция, параллелизм, инверсия, бессоюзие. Стилистические фигуры: анафора, эпифора, градация, антитеза, оксюморон, риторический вопрос, обращение.
Знать синтаксические выразительные средства, стилистические фигуры.
Уметь находить синтаксические выразительные средства, стилистические фигуры в тексте.
Выполнение задания ЕГЭ 24 Анализ текста.
Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами. ЕГЭ 15, 16
1
Правила постановки знаков препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами.
Знать правила постановки знаков препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами.
Уметь определять условия постановки знаков препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами.
Выполнение заданий ЕГЭ 15,16
Пунктуация. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. ЕГЭ 19
1
Правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении.
Знать, что такое сложносочиненное предложение, правила постановки знаков препинания в нем.
Уметь определять условия постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении.
Выполнение задания А26.
Пунктуация. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
1
Правила постановки знаков препинания в БСП
Знать, что такое бессоюзное предложение, правила постановки знаков препинания в нем.
Уметь определять условия постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.
Выполнение тестовых заданий
Пунктуация. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. ЕГЭ 18,19
1
Правила постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении.
Знать, что такое сложноподчиненное предложение, правила постановки знаков препинания в нем.
Уметь определять условия постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении.
Выполнение задания ЕГЭ 18,19.
Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи. ЕГЭ 19
1
Правила постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи.
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи.
Уметь определять условия постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи.
Выполнение задания 19 ЕГЭ
Тестирование.
1
Выполнений тестовых заданий
Уметь выполнять задания, применять знания при тестировании.
Выполнить тест
Текст. Выделение основной и дополнительной информации в тексте. Способы и средства связи предложений в тексте. ЕГЭ 1, 20-23
1
Текст. Смысловой анализ текста. Текст. Основные способы и средства связи предложений в тексте: лексический повтор, местоимения, союзы, контекстные синонимы.
Знать, что такое текст, основные способы и средства связи предложений в тексте: лексический повтор, местоимения, союзы, контекстные синонимы.
Уметь выделять основную информацию в тексте, определять средства связи предложений в тексте.
Выполнение тестовых заданий
Текст. Стили и типы речи. Задания ЕГЭ 21
1
Текст. Стили речи: научный, публицистический, официально-деловой, художественный, разговорный. Типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Знать стили речи: научный, публицистический, официально-деловой, художественный, разговорный; типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Уметь определять принадлежность текста к стилю и типу речи.
Выполнение задания ЕГЭ 21.
Задание 25. Композиция сочинения. Критерии оценивания задания 25
1
Композиция сочинения
( проблема, комментарий к проблеме, позиция автора, собственное мнение, аргумент 1, аргумент 2, вывод).
Уметь строить сочинение-рассуждение по стандартной трёхчастной схеме: вступление – основная часть – заключение.
Выполнить тест
Виды вступлений к сочинению
1
Виды и формы вступления. (Проблемный вопрос; общие сведения о проблеме, ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме; создание определённого эмоционального настроя, описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста; цитата из исходного текста; обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям)
Знать виды вступлений к сочинению и уметь использовать эти знания при написании сочинения- рассуждения
Написать вступление к предложенному тексту.
Формулировка проблемы текста. Способы формулировки проблемы.
1
Типы проблем. Способы выявления проблемы. Типы проблем (философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические).
Знать, как писать сочинение, раскрывая его проблему.
Уметь формулировать проблему текста
Сформулиро-
вать проблемы текста письменно
Комментарий к сформулированной проблеме
1
Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. (Текстовый комментарий, концептуальный комментарий).
Знать об основных требованиях к сочинениям.
Уметь комментировать сформулированную проблему
Прокомментировать проблемы текста письменно
Позиция автора
1
Позиция автора. Способы выражения автора
Уметь увидеть в тексте сформулированную автором позицию
Сформулиро-
вать позицию автора письменно
Аргументация собственного мнения по проблеме
1
Аргументация собственной позиции.
Как выражать и аргументировать свою собственную позицию и своё мнение в сочинении.
Знать, как писать сочинение, раскрывая свою собственную позицию и своё мнение в сочинении.
Подобрать аргументы (письменно)
Способы аргументации собственного мнения.
1
Аргументы: рациональные, иллюстративные, ссылки на авторитет. Типичные ошибки.
Знать типы аргументов.
Уметь аргументировать собственное мнение.
Аргументация мнения. Подбор аргументов на предложенные темы.
Типы аргументов
1
Типы аргументов (рациональные, иллюстративные, ссылки на авторитет).
Знать, как писать сочинение, раскрывая свою собственную позицию и своё мнение в сочинении.
Уметь правильно подбирать аргументы к проблеме
Подобрать аргументы (письменно)
Создание банка данных аргументов
1
Типы аргументов
Знать, как писать сочинение, раскрывая свою собственную позицию и своё мнение в сочинении.
Уметь правильно подбирать аргументы к проблеме
Составить таблицу аргументов
Виды заключений к сочинению
1
Виды заключений к сочинению
Знать и уметь составлять
заключение
к сочинению в разных вариантах
Написать заключение к предложенному тексту.
Написание сочинения-рассуждения
1
Сочинение-рассуждение. Композиция сочинения-рассуждения
Знать структуру сочинения-рассуждения.
Уметь применять знания при выполнении заданий
Написать сочинение.
Анализ (самоанализ) сочинения-рассуждения
1
Сочинение-рассуждение. Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания задания 25
Знать критерии оценивания задания С.
Уметь анализировать свою письменную работу.
Написать сочинение по тексту
Речевое оформление сочинения.
1
Речевое оформление сочинения. Типы ошибок (грамматические, речевые, логические, фактические).
Знать типы ошибок, уметь их исправлять.
Выполнить тест.
Выполнение контрольного тестирования.
1
Выполнений тестовых заданий
Уметь выполнять задания, применять знания при тестировании.
Работа с тестами
Выполнение задания 25
1
Написание сочинения-рассуждения.
Уметь составлять текст сочи-
нения, исходя из требований
.
13PAGE 15
13PAGE 14915
15