Урок русского языка по теме Приставки пре и при
Тема урока: «Правописание гласных Е-И в приставках пре- при-»
Цели урока:
1. Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание гласных Е-И в приставках пре- при-».
2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую зоркость.
3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине, природе, чувство прекрасного, совершенствовать читательский вкус.
4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.
Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки с текстом, алгоритм;
Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.
Литература:
1.Учебник «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2011, авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.
Ресурсы сети Интернет:
1. Разработки уроков nsportal.ru
2.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)
Ход урока
Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Наглядность Деятельность обучающихся
Организация начала занятия
личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные: саморегуляцияВключение детей в деятельность.
-Добрый день! – ответил ты,
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Итак, друзья, внимание. Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее. Начнём скорей урок!
-Ребята, доброе утро! Я рада вас видеть.
Эпиграфом к нашему уроку станут слова К. Чуковского: «В разнообразии приставок – разнообразие смысла».
Слайд 1
Слайд 2 Включение в работу, самоопределение
Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам.
- Что такое приставка?
- Почему приставка значимая часть слова?
- Согласны ли вы с мнением известного вам писателя К.И. Чуковского, который сказал, что «в разнообразии приставок – разнообразие смысла»?
- Докажите. - Какие орфограммы в приставках мы с вами изучили?
- Расскажите о правописании неизменяемых на письме приставок.
- Как мы определяем правописание приставок, оканчивающихся на з и с?
Предметная рефлексия.
Применение ранее изученного Коммуникативные: работа в парах Выборочный диктант.
- Найдите в стихотворении С. Есенина слова с приставками и выпишите их, обозначая приставки и графически объясняя их написание. Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога Ей сегодня примечталось, Чтоб совсем-совсем недолго Ждать зимы седой осталось. Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребёнком Запрягался в наши сани. Слайд 3-4 Взаимопроверка
Изучение нового материала.
Рефлексия постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока;
познавательные: применение методов информационного поиска
коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)
Регулятивные: составление плана действий, саморегуляция;
познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи
регулятивные: оценка результатов работы.
коммуникативные: управление поведением партнера
- Можем ли мы сейчас определённо сказать, какую букву, е или и , надо писать в приставке слова пришла.
- Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?
- Правильно, сегодня мы познакомимся с правописанием приставок пре-, при-, условием выбора гласной в этих приставках. Нас ждет плодотворная работа.
Предлагаю вашему вниманию лингвистическую сказку про При и Пре.
Приложение 1
- Понравилась ли вам сказка?
- Итак, давайте выясним, при каких условиях в данных приставках пишется буква и, а когда буква е.
-Ребята, откройте учебники на стр. 68. И познакомьтесь с таблицей написания букв Е- И в приставках пре- при-
- Чтобы легче запомнить правило, давайте составим алгоритм.
Слайд 5- 10
Слайд 11 Работа со словами, поиск цели урока,
формулирование темы.
Самостоятельная работа с таблицей
в учебнике
( Дети проговаривают шаги
алгоритма).
1.Проверь можно ли заменить
приставку словом очень или пере-
ДА НЕТ
Пиши приставку пре-
2. С помощью жеста определи:
есть ли в ней значения: «Чуть-чуть»,
«друг к другу», «близко», «около»
ДА НЕТ
Пиши приставку при-
Загляни в словарь
Физминутка-Мы превосходно потрудились . Сейчас давайте привстанем и немного отдохнём.
Руками прихлопаем, ногами притопаем , приподнимемся на цыпочки, приостановимся, дух переведём , присядем и приостановленную работу опять начнём.
Слайд 12
Ученики выполняют упражнения
Первичное закрепление
Выборочно – распределительный диктант.
познавательные: структурирование знаний,
выбор наиболее эффективных способов решения задач,
логические: анализ объектов с целью выделения признаков,
регулятивные: саморегуляция,
контроль (сличение знаний с эталоном)
-Ребята! Давайте проверим, насколько мы усвоили правописание пре- и при-. Учитель читает текст 2 раза.
Задание: выписать в 2 столбца слова с пре- и при -. Значение приставок указать.
Я В ФАНТАСТИЧЕСКОЙ СТРАНЕ! Я в фантастической стране! Попал туда в ПРЕкрасном сне. ПРЕнеобычный сон, ну очень. В ракете ПРИгрунтился точно. Сияет светом розовым планета, Похожая на Марс по всем приметам. ПРИкрыл глаза, боясь вспугнуть виденье. Чуть ПРИоткрыл и , будто наважденье, ПРИблизились два существа ПРЕдлинных, Колючки ПРИлепились к ним обильно. ПРЕграды из камней ПРЕодолели, ПРЕтонкими вдруг голосочками запели. ПРИслушался я к песням их красивым, ПРЕсладкий звук! Но тут рубин массивный Упал, ПРИжав траву, меня коснулся... От страха закричав, я сразу же проснулся.
Слайд 13 2 человека работают за доской
самостоятельно
Восстановление учебной мотивации
Закрепление и совершенствование
познавательные: структурирование знаний,
логические: анализ объектов с целью выделения признаков,
регулятивные: саморегуляция,
контроль (сличение знаний с эталоном)
-Ребята, для того чтобы проверить, насколько вы усвоили тему урока, предлагаю вам творческое задание: у вас на партах лежат карточки с текстами, из которых «убежали» слова с приставками пре- и при-,ваша задача вернуть их на место пропусков.
(дифференцированное задание).
Приложение 2
Слайд 14 Самостоятельная работа с алгоритмом
комментарии.
Обучающиеся работают в группах,
после чего сверяют с эталоном на доске.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
регулятивные: саморегуляция,
контроль (сличение знаний с эталоном)
Пр..цепить, пр..интересный, пр..бегать, пр..градить, пр..седать, пр..колоть, пр..дорожный, пр..увеличить, пр..ковылять, пр..гореть, пр..неприятный, пр..рвать.
Слайд 15-16 Самостоятельная работа обучающихся,
самоконтроль.
Итог урока
– О чём мы говорили на уроке?– Что нового узнали?
Выразите ваши впечатления от урока: если урок вам понравился, было интересно, нарисуйте в тетрадях веселый смайлик, если нет – грустный.
Возвращение к цели урока,
ее формулировка, ответы на вопросы.
Домашнее задание личностные: самоопределение,
регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний;
коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация.
Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания:
- Подготовьте раздаточный материал по изученному виду орфограммы (карточки с заданиями);выполнить упражнение 156.
Слайд 17 Приложение 1
В прекрасной стране, которая называется Грамматика, жили-были подруги ПРЕ и ПРИ. Жили они, не тужили, но приставки – народ общительный, и отправились они искать друзей.
Шли они, шли, перевалили три горы, переплыли три реки, съели три хлеба. Видят на четвертой горе домик. Зашли девушки в избушку. Сидят там три колдуна. Говорит старший колдун: «Раз пришли в гости, отгадайте три загадки, тогда пустим». «Хорошо»,- послышалось в ответ. «Что вечно падает и никогда не разбивается? Что самое мягкое? Что самое жирное?» – хором спросили чародеи.
ПРЕ стала пребледной, а ПРИ приоткрыла рот и сказала: «Э-э, первое – это водопад, второе – рука, третье – земля». Колдуны очень удивились: «Ты умна, ПРИ. Отныне у тебя будет много друзей: присоединение, приближение, близость и неполнота действий. А ты, ПРЕ, будешь иметь только одного друга – очень».
Учинили колдуны тут пир горой в честь подруг. И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. Вам – сказка, а мне бубликов связка.
Новые приставки ПРЕ – и ПРИ- в безударном положении произносятся одинаково. Чтобы правильно писать, надо знать их значения.
Приложение 2
1 группа (сильные, карточки красного цвета)
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.2. Определить тип речи (повествование). Доказать.
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
2 группа (средние, карточки зелёного цвета)
1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-. 2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)
В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.
3 группа (слабые, карточки синего цвета)
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок. Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.2. Озаглавить текст.
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
Окончательный вариант.
В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.
Задание для всех:
1. Определите значение приставок ПРЕ- и ПРИ- в использованных нами в данном тексте словах.