Открытый классный час в 3 классе на тему Открываем волшебные двери добра 
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Зеленорощинская средняя школа
Ульяновского района Ульяновской области
«Открываем волшебные двери добра»
 
     
                                            
                                                        Открытый классный час 
                                                    подготовила и провела 
                                                           учитель начальных классов 
                                                                  Сеслюкова Галина Владимировна
                                               2016 год
Открытый классный час в 3 классе
«Открываем волшебные двери добра»
Цели и задачи: 
-формировать в сознании детей понятие «доброта»;
-развивать чувство взаимопомощи,  внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;
-расширить знания о доброте и её роли в жизни человека;
-пробудить интерес к совершению добрых дел и поступков;
Формируемые УУД
Личностные: самоопределение себя как личности, умеющей сопереживать и способной совершать добрые поступки ради других;
осознание семьи как одной из главных ценностей в жизни человека.
Метапредметные:
Познавательные: умение классифицировать объекты; осуществление поиска информации из разных источников; установление причинно-следственной связи;
Регулятивные: удерживание задачи; самооценка  
Коммуникативные: умение выражать свои мысли; владение монологической формой речи; умение высказывать свое мнение и адекватно воспринимать чужое в групповой работе.
Оборудование и оформление: 
ПК, проектор;
электронная презентация основного сюжета сказки;
рисунки с изображением сказочных героев;
карточка на доску с пословицей «Кто делает добро другому, делает добро себе»  карточки со словами «жестокость», «грубость», «уважение», «прощение», «зависть», «верность», «любовь», «ненависть»;
фонограммы музыкальной композиции и песни «Дорога добра» из телефильма «Маленький Мук» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова);
 раздаточный материал – индивидуальные карточки разного цвета с понятиями «добро», «доброта», «зло»; карточки для групповой работы с ситуациями «злые поступки»;
фонарики- игрушки
карточка с отрывком стихотворения для прочтения вслух
 
Ход классного часа
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Здравствуйте! Мне хочется, чтобы вы тоже со мной поздоровались. Только давайте это сделаем по-особому.
Ребята 1-го ряда, вы говорите «привет» и машите правой рукой.
Ребята 2-го ряда, вы говорите по-английски «хеллоу» и показываете так… (сцепить руки в «замок» над головой) Попробуем?
Ребята 3-го ряда, вы говорите «салют» и машите обеими руками.
А теперь по моей команде, когда скажу «здравствуйте». Вы поприветствуете меня так, как мы договорились. Здравствуйте!
Какие у вас добрые лица! Мне будет очень приятно пообщаться с вами. 
2. Введение в тему. Определение темы классного часа.
 
Учитель. Сегодня мы с вами собрались в такой уютной кампании, чтобы поговорить об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.
Качество это серьезное,
Главное, важное. 
То, что значит оно, 
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество 
В сердце у многих живет
И о боли других 
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Это качество - наших сердец  ДОБРОТА.   
3. Основная часть
- 
Учитель:  Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете?
Учитель:  Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, мы обратимся к работам группы «исследователей». Они провели мини-исследование по теме: «Что такое доброта?»
Выступление по проекту
Алина      Прочитаем, какое толкование добру и доброте дает Сергей Иванович Ожегов в       «Словаре русского языка»
(«Добро- все положительное, хорошее, полезное»
 («Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»)
 Это свойство души , позволяющее не оставаться равнодушным к бедам других, оказываться рядом тогда, когда это так необходимо человеку. Оказывается, «Доброта и сочувствие – основа характера россиян, всегда стремящихся прийти на помощь не только ближнему, но и совсем незнакомому человеку. Доброта – это и нежное отношение к людям, всему живому на земле. Например: «Доброта ребенка проявляется в его ласке к кошке или щенку, в его уходе за цветами, доброте надо учиться самого детства». 
 А что дает доброта человеку?   Конечно,  и любовь близких, хорошие отношения с друзьями и одноклассниками. Доброта часто проявляется настолько бескорыстно, что человек, совершивший добрый поступок, даже остается неизвестным. Для него главное – помочь другим.
Творите добро, и оно обязательно вернется к вам, даже со стороны порой совсем чужих вам людей.
АлияУ слова «доброта» есть много родственных слов: 
добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый
добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный
доброжелательный - желающий добра
добропорядочный - приличный, достойный одобрения
добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом
добросовестный - честно выполняющий свои обязанности
А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.
Софья:  Великие мудрые люди много говорили о доброте.
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».
А еще он говорил «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.»
Детский писатель Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека». 
Английский поэт Уильям Шекспир писал: «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе»
Всемирно известный испанский писатель Мигель Сервантес писал; «Ничто не обходится  нам так дешево и не ценится так дорого, как  вежливость и доброта»
Диана и Илья  В устном народном творчестве много пословиц и поговорок о добре.
«На добрый привет -    добрый ответ».       
«Жизнь дана на -    добрые дела».       
«Не одежда красит человека, а его добрые дела».     
«Без добрых дел -  нет доброго         имени».
  «Доброе слово лечит, а злое калечит».  
«За добро добром платят».
«Доброе братство – лучше богатства».
«Мир не без добрых людей»
«Доброе дело питает и душу, и тело»
Султан : Существует три понятия доброты.
 Самая маленькая доброта - пассивная. Это когда человек не ударит слабого, не обидит легкоранимого. Но - пройдёт мимо зла, не спешит сделать добро. 
Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже пройдёт мимо зла.
 И бывает доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Человек, обладающий такой добротой, всегда будет бороться со злом, защитит слабого, поможет в беде.
Арина: Я провела анкетирование «Добрый ли ты человек?» И вот что у меня получилось.   
Оказывается, в нашем классе нет ребят недружелюбных, недоброжелательных. Но зато есть ребята, которые добры далеко не со всеми, а только с теми, кто им нравится. Это неправильно, так  как , надо стараться быть добрыми со всеми, потому что  Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям.
Злата:А мы с мамой нашли индийскую притчу  «Притчу о двух волках». Притча –это рассказ с нравоучением. Посмотрите эту притчу.
-О каких волках идет речь? Как вы поняли эту притчу?
Все зависит от человека. Каким он захочет стать . таким и станет. Будет делать зло, будет злым, будет нести добро – станет добрым.
Тема добра и зла волновала людей разных народов  во все времена. Так было и у русского народа. Назовите, пожалуйста, главный закон русских народных сказок. (Добро побеждает зло)
- Я хочу вас пригласить в сказку, только совсем новую, незнакомую. Согласны? (С2)
Девочка Маша и мальчик Алеша
Гуляли однажды тропою заросшей.
Вдруг все потемнело, завыло вокруг,
И рядом уже ни друзей, ни подруг.
И чаща лесная пугает детей,
Зловещие звуки слышны в темноте. (С2+)
И дети невольно застыли в испуге,
И крепко прижались со страха друг к другу.
- Ребята, вам тоже страшно? Как же нам помочь детям? Что вы можете предложить?
(Ответы детей) 
-У меня тоже есть предложение. Положите свою ладонь на ладонь товарища. Чувствуете,  какое тепло? Почему так тепло? Это человеческая доброта, которая в каждом из нас. Давайте передадим частицу своего душевного тепла Маше и Алеше, чтобы им стало не так страшно.
(Дети трогают ладони друг друга, а затем имитируют «сдувание» с ладони)
(С3)…-Но вот перед ребятами явился сверкающий замок. В замке, наверное, можно согреться? Маша и Алеша вошли в него. (С4)Там и, правда, было нарядно и уютно, но детям все равно захотелось домой. 
- Ребята, назовите самое хорошее, доброе, что есть в вашем доме, в вашей семье, пусть это поможет детям. 
(Ответы детей)
-Скажите, когда вы вспоминаете дом, какие запахи чувствуете? Какие звуки слышите?
- Дом, семья - это самое большое добро, которое есть у человека.
4. Физкультминутка.
Представьте, что вы снеговики. Пригрело весеннее солнышко, и вы начали таять, таять…И вот на месте снеговика стал пробиваться подснежник. Он рос, рос, распустился. Чувствуете, какой аромат? Доставьте радость, подарите этот цветок!
(С5)Посмотрите, а в это время на стене появилась надпись.
«О, милые дети, вы срочно должны,
Волшебные чары, что злобы полны,
Развеять, рассеять и сразу домой,
Тогда попадете дорогой прямой»
5. Работа в группах. 
С5+)Оказывается, кроме Маши и Алеши в замке есть другие дети, которые не могут вернуться домой, потому что когда-то совершили злые поступки и не знают, как их исправить.
Послушайте в чем их ошибка и как ее исправить…
/Класс делится на три группы, каждая группа анализирует свою ситуацию. Представители групп зачитывают текст ситуации и предлагают вариант решения. Дети других из групп высказывают свое мнение /
(С6) Ситуация 1. У Димы друзей не было. Да и зачем они, когда он сам себя развеселить может? И делал он это так: примотает к одному концу веревки консервную банку, а другой конец привяжет к лапе кошки и как свистнет. Кошка бежит как шальная! А Диме весело.
Подскажите Диме, как исправить причинённое зло.
(С7) Ситуация 2. До чего же Вася не любил жадин!
Попросил на контрольной по математике у Ивановой списать, а она ему говорит, что сама ещё не решила. У Васи из-за неё «двойка».
Жадин надо учить! После уроков подкараулил он Иванову и отколотит хорошенько, чтобы неповадно было.
Можно ли назвать поступок Васи злым? Помогите Васе разобраться.
6.  Работа над понятиями 
(С8+)  - Что же такое зло?
 Прочитаем на карточке сиреневого цвета, что такое зло.
«Зло - нечто дурное, вредное… беда, несчастье»
- Ребята, а теперь на карточке желтого цвета из перечисленных понятий зачеркните те, которые можно отнести к злу.
Уважение
Зависть
Ненависть
Любовь
Верность
Прощение
Грубость
- Сейчас прочитаем вместе оставшиеся слова. Можем ли мы  их отнести к слову «добро»? 
Что значит поступать по - доброму?
/Ответы детей. Одновременно с ответами открываются надписи на доске/
- помогать слабым и больным
- быть внимательным к людям
- беречь природу
- быть вежливым
-  уважать старших
-  беречь родных и близких
-Ребята, объясните пословицу «Тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе».
(С9) -И мы совершим маленький добрый поступок – поможем вернуться домой Маше, Алеше и другим ребятам.
- Нам снова поможет волшебство наших добрых рук. Давайте передадим тепло, добро наших рук от одного к другому. Оно накапливается, его становится больше и больше. Передай наше тепло Маше и Алеше. (С8)
Вот и наши герои очутились дома! Значит, мы с вами волшебники и умеем открывать волшебные двери и совершать чудеса.
«Наш класс – это семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. 
6. Итог занятия. Рефлексия.
/Ученик читает отрывок стихотворения С. Погореловского "Как стать волшебником"/
1.Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить 
Желанье другого -
Одно удовольствие,
Честное слово!
Главное волшебство – доброта. Доброта что солнце говорят в народе. Добрые поступки нужны в сказке, нужны в жизни. 
2. Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут!
             3. Не стой в стороне равнодушно
                 когда у кого-то беда. 
                 Рвануться на выручку нужно   
                 в любую минуту всегда. 
И если кому-то поможет
 твоя доброта и улыбка твоя, 
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, 
Что годы живёшь ты не зря
 А доброта живет в каждом из нас. Где же? Покажите. Да, она живет в душе, в сердце. Дорога добра ведет от сердца к сердцу. Пусть дорогу добра освещает волшебный фонарик.  
(Дети исполняют песню  «Дорога добра»)
У французского писателя Виктора Гюго есть такие красивые слова «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце». Подумайте и определите цвет доброты. Прикрепите лучики к солнышку.
  Дорогие, ребята! Дорогие гости! В этот замечательный день я хочу пожелать вам хорошего настроения, удачи и пусть всегда вас окружают только добрые люди.
Литература:
 С.Погореловский "Как стать волшебником"
Н.Тулупова Текст песни "Доброта"(муз. И.Лученка)
С. Ожегов "Словарь русского языка"
http://poiskm.com/