Технологическая карта урока Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества .


Теме " Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества ".
УРОК: курса ОРКСЭ
Предметная область: «Основы духовно-нравственной культуры народов России», авторы: Р. Н. Бунеев, Д. Д. Данилов, И. И. КремлёваМодуль: Светская этика
Класс: 4
Тип занятия. Усвоение новых знаний
Используемые технологии. Проблемно-диалогическое обучение
Цель занятия. Осознание ценности рода и семьи в жизни человека
Задачи занятия:
Предметные:
- познакомить учащихся с понятиями «род», «семья», «родословная»;
- рассмотреть семейные роли и обязанности.
Метапредметные:
- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности:
- формировать навыки смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с темой урока:
- развивать готовность учащихся слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
- помочь определить учащимся их место и роль в семье;
-выстраивать с близкими людьми особые родственные нравственные отношения.
Оборудование: презентация «Образы семей в религиозных культурах», творческие работы учащихся «Моя семья», песня Л. Лещенко «Родительский дом», притчи разных религиозных культур о семье.
Ход учебного занятия
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
I. Мотивационно -установочный этап
II.Актуализация знаний

Приветствует учащихся.
-Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справиться со всеми трудностями.
-Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. -Какое настроение у нас сейчас?
-Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?
- Проверим готовность к уроку
- Рассказ "Случай из моей жизни, когда кто - то проявлял справедливость или милосердие".
Приветствуют учителя.
Организуют свое рабочее место
Рассказы детей
Проверка домашнего задания: слушают рассказ по теме; делятся своими мнениями
Личностные :понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться.
Познавательные: демонстрируют свои знания и умения.
Коммуникативные: высказывают свои мнения, прислушиваются к мнению других.
III. Постановка учебной задачи Тему урока хочу начать со слов Л. Н. Толстого
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
-Как вы эти слова понимаете скажите в конце урока.
Чтение стихотворения:
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой милой всем земле!
- О чём это стихотворение?
- О чем мы будем говорить на уроке?
-Как появилась семья?
Внимательно слушают и отвечают на вопросы
О семье Познавательные:
ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают,
Какая информация нужна для решения учебной задачи.
Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи.
IV. Усвоение знаний и способов действий. Международный день семей отмечается ежегодно 15 мая начиная с 1993 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН. День семьи, любви и верности. С 8 июля 2008 года. (можно кратко рассказать об истории Петра и Февронии).
- Что стало его символом? (ромашка)
У вас на столах лежат ромашки.
Почему именно эти цветы лежат у вас на столах?
Что означают лепестки у ромашки?
Подпишите лепестки ромашки именами членов ваших семей. Что будет обозначать сердцевинка цветка?
Как вы понимаете значение слова «семья»?
А где узнать точное значение слова «семья»?
Запишите ваше понятие смысла этого слова.
Всё живое на земле имеет свои истоки, своё начало. Начало дерева – (его корни), начало реки – (ручеёк.) А истоки человека –
это( семья), где он родился, его РОД.
Каким старинным словом можно заменить слово
«семья».
Это слово можно заменить ещё одним словом «династия».
-Как появилась семья?
Мы узнаем, прочитав учебник на с.43
-Используя текст, объясни , как связаны друг с другом слова: род, семья, любовь?
- Какой вывод можно сделать?
В семье формируется культура человека, закладывается все то, что станет потом его способом действовать в этом мире. Важнейшая функция семьи воспитание и развитие детей.
- Послушайте стихотворение. (Его может прочитать подготовленный ученик).
В семейном кругу мы с вами растемОснова основ родительский дом. В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ - родительский дом.
- Что значит родительский дом? Какие однокоренные слова подберете? (родители, род, родственники, родословная).
песня Л. Лещенко .
Согласны вы, с автором песни?
Понравилась она вам? «Родительский дом», - Давайте начнем знакомство с вашими семьями. Поднимите руки те, кто живет с родителями, без старшего поколения, без бабушек и дедушек.
- Поднимите руки те, с кем в семье, кроме вас и ваших родителей живут бабушки и дедушки.
- Не важно, сколько человек живет в вашей семье. А что важно?
- Вот попробуйте сказать об отношениях в своей семье, отвечая на вопрос «какая?»
- Можете назвать свою семью дружной? Почему?
- Как относятся к вам родители? Они вас любят? А вы их? Значит, вас связывает чувство … (любви).
- Рассказываете ли вы близким о своих неудачах, обидах, спрашиваете совета? Значит, в вашей семье есть
( взаимопонимание).
- Запишите на обратной стороне лепестков слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. На лепестках напишите качества, приобретаемые человеком в семье. У каждого свои представления о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?
- Если семья это цвет, то какой...раскрасьте лепестки - Если семья это музыка, то какая...(записать)- Если семья это геометрическая фигура, то какая?
- .Если семья это настроение, то какое?
Соберите свою ромашку.
Покажите. Делаю вывод.
Прежде чем говорить о семейных ценностях прочитайте одну легенду.
1.В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: Как вам удаётся жить, никогда не
ссорясь, не обижая друг друга? Старец взял бумагу и написал на ней что то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово Какое это слово?
- Как вы думаете? ПОНИМАНИЕ. Потому что ромашка является символом праздника «Любви, семьи и верности».
Членов семьи
Самостоятельная работа детей (у каждого на парте заготовки сердцевинки и лепестков цветка) Дети составляют образ своей семьи, подписывая лепестки именами членов семьи.
Высказывают свои точки зрения
В словаре.
Дети исследуют словарь и зачитывают значение слова из разных словарей.
Записывают то понятие слова, которое им ближе.
Работа по учебнику
Обсуждение в парах
Слушают песню
беседа Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) извлечение необходимой информации из текстов; выявление сущности, особенности объектов.
Регулятивные: ориентируются в учебнике; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают с возможности в учении
V. Первичное осмысление и закрепление Осознание смысла семейных отношений
Учитель: Послушайте болгарскую сказку.
Сказка о бочке
Жил-был старик. Вот настал его последний час. Позвал он своих пятых сыновей и говорит:
- Знайте, дети мои, я скоро умру. Но перед смертью расскажу вам притчу. Слушайте хорошенько, а потом мне растолкуете, как поняли.
Старик начал рассказ:
- Рос в лесу дуб. Большое дерево было. С его толстых ветвей желуди дождём падали. Корни его глубоко вросли в землю соки из неё сосали. Трепала его буря, да ничего с ним поделать не могла. Но вот пришел дровосек, примерился к дубу, засучил рукава и давай рубить. К вечеру повалил дерево, ветки обрубил, а ствол приволок в плотницкую и распилил на тонкие полоски. Забрал те доски бочар и у себя в мастерской сделал из досок клепки, набил на них обручи, сколотил донья и смастерил большую бочку. В ту бочку он каждую осень наливал молодое вино, а потом продавал его тем, кто справлял свадьбу, крестины, поминки. Так было, пока бочка оставалась целой
Но вот один обруч сломался, и клепки разошлись. Вино вытекло, и бочка рассохлась. Ребятишки растащили обручи, стали их катать по улицам. Хозяйка сожгла в печи донья. Хороша была бочка, да на нет сошла!..
Ну, сыновья, растолкуйте мне притчу, - сказал отец
Учитель: Ребята, а вы как бы ответили. О чем хотел сказать старик?
Задумались пятеро братьев. Ничего не смогли сказать отцу. Старик покачал головой и говорит:
- Молоды вы ещё и не догадываетесь. Ну, так слушайте. Лес, где растут большие деревья, - это наша держава. Она вечная. Деревьям её народу вовеки не будет конца. Бочка это семья; клепки - это все мы, родичи; обручи согласие, вино радость и счастливая жизнь. Пока в семье согласие - она живет счастливо. А тот дом, где согласия нет, лучше ему в огне сгореть!... Берегите обручи, дети мои.
Старший сын поцеловал руку отцу и говорит:
- Благодарим тебя, батюшка, за мудрый совет. Не забудем его, пока живы и детям своим передадим.
Учитель: Зачем старик рассказал эту притчу сыновьям?
Работа с пословицами, объяснение их смысла.
Работа в группах.
Русский народ оставил нам свою мудрость в половицах.
Пословицы разделены на две части. Соберите их и объясните смысл. (У каждой группы по 6 пословиц).
На что и клад коли в семье ладРодительское слово мимо не молвится
Вся семья вместе так и душа на месте
Отца с матерью почитать горя не знать
Родители трудолюбивые дети не ленивы
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Учитель: А от кого зависит счастье и благополучие семьи? (От каждого члена семьи). И от вас? (Да).
5. Разыгрывание ситуаций, возникающих в семье и осознание в них роли ребенка. Работа в группах.
Каждая группа получает ситуацию, которую нужно разыграть, показывая свои действия.
1) в семье кто-то тяжело заболел;
2) мама пришла с работы усталая;
3) папа что-то ремонтирует;
4) в семье появилось животное; 5) бабушка или мама готовит ужин;
6) папа и мама поссорились.
Кроссворд Моя семья

Вертикаль:1. Он мужчина, и он сед,
Папе папа, мне он (дед)
А как ласково мы называем
деда? (дедушка)
2. Улыбаюсь я как мама,
Так же хмурюсь я упрямо,
У меня такой же нос
И такой же цвет волос. (дочь)
А кто еще может быть похож на маму? (сын)
3. Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама,
Не ругает нас с братишкой. Кто же это? Наша(мама)
Горизонталь:
1. Кто варежки пестрые вяжет,
Старинные песни поет?
Кто сказку такую расскажет, Что снится всю ночь напролет?
Чьи волосы снега белее,
А руки желты и сухи?
Кого я люблю и жалею,
О ком сочиняю стихи? (бабушка)
2.Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, (папа)
3. Какое слово получится дополните.(семья)
Семья это труд, друг о друге забота,
Семья это много домашней работы.
Семья это важно! Семья это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья! Мы начали урок со слов Л.Н.Толстого
- Как вы их понимаете?
Фронтальная работа.
Работа в группах Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, рассказ учителя, по воспроизведению в памяти)
VI.Итог урока .
Рефлексия. Перед вами сердечки (у каждого своя, необходимо подписать на обороте), напишите, какие добрые поступки вы можете совершать для сохранения спокойствия в своей дружной семье.
Запомните их и постарайтесь выполнять хотя бы что-то, но каждый день. В серединке нарисуйте смайлик, который отразит ваше настроение после этого урока.
Индивидуальная работа Личностные :понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные:
прогназируют результаты уровня усвоения изучаемого материала