Внеклассное мероприятие Загляните в мамины глаза
Загляните в мамины глаза
Подготовка к мероприятию
Отдельным обучающимся дано задание выучить стихотворения; все обучающиеся класса оформили стенд «Наши мамы»: фотографии своих мам, красивые надписи к снимкам.
Оформление класса
- На доске записан эпиграф: «Вся гордость мира от матерей. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя» (М.Горький).
- Стенд «Наши мамы».
- Репродукция одной из Богородичных икон.
Вступительное слово учителя.
Мама – как много в этом слове У неё нет возраста, национальности и вероисповедания. Она как вечная ценность, которая дана нам Богом на все времена
Этими словами мы начинаем наш праздник, посвящённый нашим мамам. Назвали мы его «Загляните в мамины глаза». Давайте поговорим о самом дорогом для каждого человека, о маме, посмотрим, что же таит в себе её взгляд.
В.А.Сухомлинский «Материнские глаза»
Я закрываю глаза и вижу глаза материнские. Где бы я ни был, о чём бы ни думал – я вижу их везде. В них - и доброта, и ласка, и любовь. Я счастлив, когда у мамы радостные, добрые, улыбающиеся глаза. Вот я прихожу из школы, мама посмотрит мне в глаза, глянет, как я иду, как смотрю – и всё видит, как у меня на душе, всё ли у меня в порядке.
А иногда в глазах материнских грусть, тревога, печаль, смятение. Иногда – укор, обида. Я отдал бы все свои радости, только бы она не горевала и не страдала.
Материнские глаза – это первое, что открылось мне в мире. Это первый лучик счастья и лучик мысли. Отчизна начинается с материнских глаз.
Эпиграфом к сегодняшней встрече послужат слова М.Горького: «Вся гордость мира от матерей. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя.»
Вопрос: Ребята, как вы понимаете эти слова?
Р.Гамзатов «Берегите матерей»
Воспеваю то, что сердцу ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.
И когда скажу сейчас впервые,
Это Слово-Чудо, Слово-Свет,
Встаньте, люди!
Павшие, живые!
Встаньте, дети наших бурных лет!
Слово это пусть всегда пребудет
И, пробившись сквозь любой затор,
Даже в каменных сердцах пробудит
Заглушённой совести укор.
Слово это сроду не обманет,
В нём сокрыто жизни существо.
В нём – исток всего. Ему конца нет.
Встаньте!..
Я произношу его:
«Мама!»
Учитель: Слово «мама» - первое, которое произносит ребенок. В детстве, пока мы еще не выросли, всё представляется нам вечным, неизменным. Долгое время мы находимся в этом неведении. Огорчая или обижая наших мам, мы надеемся, что успеем еще исправить, успеем порадовать и отблагодарить за всё дорогого нам человека. Так проходят годы, мы меняемся, взрослеем и вдруг начинаем понимать и замечать, что и всё вокруг нас тоже меняется, что наши мамы стареют. Вот когда приходит позднее понимание того, что не всё мы можем успеть, что нередко люди опаздывают с добротой и вниманием, откладывая на будущее.
Не оттого ли так настоятельно звучат слова: спешите делать добрые дела! В такие минуты думается, что всё лучшее в нас – от мамы, воспитано ею, её любовью, самим присутствием в нашей жизни.
Вопрос: А как вы думаете, из каких времен, откуда к нам пришло уважение и почитание родителей?
Учитель: Да, уважение и почитание родителей пришло из глубокой древности с православной верой. Вспомните, одна из заповедей Ветхого Завета звучит так: «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле».
Вопрос: Какие примеры вы еще знаете (из жизни, литературы, фольклора) о почитании родителей?
Ответы при беседе: обращение к родителям на «Вы», пословицы: Корми деда на печи, и сам будешь там; Нет такого дружка, как родная матушка.
Учитель: В сказках, былинах герои обращаются за родительским благословлением; исторические записи русских князей – держать мать в чести, почитать и уважать её.
Отрывок из «Домостроя» звучит так: «Как детям отца и мать любить, и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всём».
Учитель: На протяжении многих веков поэты и писатели обращались к этой теме. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва» - подтверждение этим словам. У Лермонтова рано умерла мама, его воспитывала бабушка.
М.Ю.Лермонтов «Молитва»
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред Твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного:
Но я вручить хочу деву невинную
Тёплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную –
Ты воспринять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
Учитель: Рано ушедшая из жизни мама поэта незримо сопровождала его во все последующие годы.
Вопрос: Почему именно к Матери Божьей обращается поэт со своими просьбами?
Ответ: Образ своей мамы ассоциируется у Лермонтова с образом Матери Матерей, которую церковь называет Богородицей.
Учитель: Какое красивое необычное слово «Богородица». Можно ли какую-либо женщину назвать таким именем? А какое земное имя у Богородицы? (Мария)
Всю жизнь она была рядом с Сыном. Была рядом и во время страшной казни Иисуса – Распятия, испытывая нечеловеческие муки. Вот как прочувствовал эти события поэт Владимир Набоков в стихотворении «Мать».
Отрывок из стихотворения В.Набокова «Мать»
Смеркается. Казнён. С Голгофы отвалив,
Спускается толпа, виясь между олив,
Подобно медленному змию;
И матери глядят, как под гору, в туман,
Увещевающий уводит Иоанн
Седую, страшную Марию,
Уложит спать и сам приляжет он,
И будет до утра подслушивать сквозь сон
Её рыданье и томленье.
Что, если у Неё остался бы Христос
И плотничал, и пел?
Что, если этих слёз
Не стоит наше искупленье?..
Работа с репродукцией Богородичной иконы. (Казнь Иисуса, Богоматерь)
Учитель: Поэт Иван Алексеевич Бунин прожил долгую жизнь. На всю жизнь он запомнил детство, освещенное материнской улыбкой, лаской.
И.А.Бунин «Матери»
Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, тёплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»
Бывало, раздевает няня
И полушёпотом бранит,
А сладкий сон, глаза туманя,
К её плечу меня клонит.
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь
Я помню, помню голос твой.
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки
Не ты ли ангелом была
Учитель: За день до рождения ребенок спросил у Бога: «Я очень боюсь! Я совершенно не знаю, что должен делать в этом большом и незнакомом мире». На что Бог ответил: «Я подарю тебе ангела. Он всегда будет с тобой, а его любовь и забота помогут в трудную минуту». И тогда малыш захотел услышать имя этого ангела. «Называй его просто – Мама »,- ответил Всевышний
Много проникновенных слов написано о родительской любви. Однако не каждый понимает меру жертвенности родителей. Послушайте «Легенду о материнской любви», которая подтверждает вышесказанные слова.
В.А.Сухомлинский «Легенда о материнской любви»
Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе.
Привёл сын молодую жену в дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях».
Поселил сын мать в сенях, запретил её в хату заходить Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в хате».
Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать на воздух. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как вышла мать из сарая.
Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне». Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: «Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Смотрите под ноги. Так мы до вечера будем идти к реке».
Пришли, разделись, искупались. Убил сын мать, вынул из её груди сердце, положил на кленовый листок, несёт. Трепещет материнское сердце.
Споткнулся сын о камень, упал, ударился, упало горячее материнское сердце на острый утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».
Зарыдал сын, схватил материнское сердце в ладони, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто не любил и не может любить его так преданно и бескорыстно, как родная мать.
Столь огромной была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась истерзанная грудь, встала мать и прижала голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём степями и стали двумя курганами. Каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов
Учитель: Спрашивая у некоторых своих учеников: «Как вы относитесь к своим родителям?», в ответ слышу: «Нормально. А как еще надо?»
Чем же платят дети родителям?
В раннем детстве – безоглядной любовью. Позже – сдержанностью, а порой – резкостью. Когда у писателя Александра Фадеева спросили: «Кого мы больше всех обижаем?», он ответил; «Матерей своих». Эта тема волнует каждого человека. Вот как об этом написал 16-летний школьник Сергей Плотов.
Стихотворение «Легче всего обидеть мать»
Легче всего обидеть мать.
Она обидой не ответит,
А только будет повторять:
«Не простудись –
Сегодня ветер».
Легче всего обидеть
мать.
Пройдут века,
Мы станем выше.
Но кто-то, губы сжав
опять
Возьмёт бумагу и напишет:
«Легче всего обидеть
мать»
И, может быть, его услышат.
Учитель: На уроках ОПК да и литературы мы читали произведение, в котором говорится о силе родительской любви. Вспомните «Притчу о блудном сыне».
«Отче, я согрешил против неба и пред тобою»,-повторял младший сын эти покаянные слова. Он выстрадал своё прощение, попросил прощения и был прощён.
А трудно ли вам просить прощения?
Послушайте стихотворение «Трудный путь».
Э.Мошковская «Трудный путь»
Я решил
И я отправлюсь.
Я иду
В этот трудный путь.
Я иду
В соседнюю комнату,
Где молча
Сидит моя мать.
И придётся открыть дверь.
И сделать шаг.
И ещё
И ещё, может, десять,
Десять шагов.
И тихо к ней подойти
И тихо сказать
Прости!
Беседа: Легко ли читается стихотворение? Почему?
Есть ли в этом стихотворении рифма?
Почему опытная поэтесса не дала в этом стихотворении рифму?
Этот безрифменный стих позволяет нам прочувствовать трудный путь мальчика.
Мы проходим его вместе, спотыкаемся вместе с ним, каждый шаг даётся с трудом. И хочется повернуть назад, и надо идти вперёд. Эту нелёгкую работу по покаянию маленький человек проходит один. Знакомо ли вам такое состояние?
Но как только он скажет «Прости», мама улыбнется, обнимет его, и они вместе порадуются.
Путь к исцелению у всех один: иметь мужество признать свои ошибки, принять решение исправить их и начать эту сложную работу.
Слушаем стихотворение Л.Детушевой «Сказать «Прости»
Л.Детушева «Сказать «Прости»
Сказать «Прости» очень сложно,
Сложно, но очень нужно,
Нужно и очень важно
Просто сказать «Прости».
Обидеть ведь очень просто:
Сказал – и как в сердце ударил.
Обидеть совсем не сложно
Сложнее сказать «Прости».
Но если ты хочешь в жизни
Быть неплохим человеком,
Придётся не раз и не два
(Если вдруг ты кого обидишь)
Тебе этот путь пройти.
Каждый раз это будет сложно,
Чем старше ты, тем сложнее,
Снова как в первый раз
Десять трудных шагов пройти.
Учитель: Мама любит своего ребенка таким, каков он есть. И порой, к сожалению, дети часто неблагодарно относятся к своим родителям, не видят в их глазах ту боль, которую им доставляют.
Загляните в мамины глаза (учитель обращает внимание обучающихся на стенд «Наши мамы».
Беседа: Что таит их взгляд? (Грусть, печаль, счастье, радость, укор, осуждение и т.д.).
В.А.Сухомлинский «Сказка о гусыне».
В жаркий летний день вывела гусыня своих маленьких жёлтеньких гусят на прогулку. Она показывала деткам большой мир. Этот мир был зелёным и радостным – перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня учила деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко тёплое и ласковое, трава мягкая, мир зелёный и поющий многими голосами жучков, бабочек, мотыльков. Гусята были счастливые.
Вдруг появились тёмные тучи, на землю упали первые капли дождя. А потом посыпались очень крупные градинки. Гусята прибежали к маме, она подняла крылья и прикрыла ими своих деток. Под крыльями было тепло и уютно, гусята слышали, как будто бы откуда-то издалека доносится грохот грома, вой ветра и стук градинок. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.
Потом всё утихло. Гусятам хотелось скорее на зелёный луг, но мать не поднимала крылья. Гусята требовательно запищали: выпускай нас, мама.
Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, ято у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Мать тяжело дышала. Но мир вокруг был таким радостным, солнышко сияло так ярко и ласково, жучки, пчёлы, шмели пели так красиво, что гусятам почему-то и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И когда один самый маленький и слабенький гусёнок подошёл к маме и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» - она тихо ответила: «Всё хорошо, мой сын».
Жёлтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.
Задание:
А теперь маленькое задание для всех: сочинение-миниатюра. (На доске фраза: «Если бы я был лучшим в мире сыном (дочерью), то для своей мамы я сделал бы». 7-8 детей продолжают эту фразу.)
Учитель: В заключение нашей встречи я еще раз призываю: «Загляните в мамины глаза». Что они таят в себе?
Давайте же будем достойны материнской любви, благодарны нашим мамам за ту любовь, теплоту, которую они нам дарят.
В последнее воскресенье ноября мы отмечаем День Матери. Не забудьте поздравить своих мам! И почаще говорите им (на доске, хором): «Как же я тебя люблю, мама!»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кульбакинская средняя общеобразовательная школа»
Классный час на тему:
«Загляните в мамины глаза»
Провели:
Радченко Анастасия Ивановна
Сергеева Ирина Юрьевна
Кульбаки, 2010 г.
15