Конспект урока по географии Почвенные ресурсы России 
Учитель Батраева Айна Васильевна                            География 8 класс   
Тема:   «Почвенные ресурсы России»
Цели:
1. образовательные: сформировать понятия: земельные ресурсы, почвенные ресурсы, эрозия,
мелиорация. Составление учащимися системного образа земельных  и почвенных ресурсов  России.
2.развивающие: дать оценку почвенным и земельным ресурсам России; продолжить развития умения работать с картами атласа, работать с текстом учебника; самостоятельно мыслить, добывать знания путем сравнения, формировать умение строить схемы, работать в группах. Усвоение ведущих понятий урока и номенклатуры. 
3.воспитывающие: продолжить формировать бережное отношение к природе России (почвам), понимать значимость охраны почвы.. 
Оборудование: почвенная карта России, карты атласа.
Орг. Момент
Опрос
А) ДИКТАНТ
Типы почв, промываемых с малым содержанием гумуса, имеющих верхний горизонт светло - серого цвета. (Подзолистые.)
Тип почв, имеющий глеевый горизонт. (Тундрово-глеевые.)
Почвы с мощным горизонтом гумуса. (Черноземы.)
Природная зона, в которой формируются подзолистые почвы. (Тайга.)
Почвы, имеющие низкое содержание перегноя, но большое засоление. (Сероземы, солончаки.)
ПЗ, имеющая самые плодородные почвы. (Степь.)
Горизонт светло-серого цвета в почвах тайги. (Подзол.)
Органическое вещество почвы. (Гумус.)
Главное свойство почвы. (Плодородие.)
Какие почвы преобладают в Северной Осетии?  В Моздокском районе?
Б) Работа по карточкам
3.Изучение нового материала. 
Почва – это богатство страны. Чем выше плодородие почв, тем больший урожай можно получить.
Есть два понятия, которые касаются почв: земельные и почвенные ресурсы.
- Земельные ресурсы - это территория страны, на которой размещаются города, предприятия, дороги, поля, пастбища.
Часть земельных ресурсов, используемая в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, называется почвенными ресурсами.
А) В какой части России больше земельных ресурсов? А почвенных ресурсов?
в тетради - 45% земельных ресурсов (земельного фонда) занято лесами,
 13% - почвенные ресурсы, из которых 8% занято под пашню.
Б) Какие почвы более всего распаханы? (Плодородные: черноземы, серые лесные.)
Характер использования почв различный: почвы тундр, пустынно и полупустынно не распаханы – это пастбища оленей, верблюдов и овец. А почвы степей на 85% и более распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу.
. Эрозия почв
Главным врагом почвы является эрозия – разрушение почв.
Назовите причины развития эрозии почв .
                                                                Виды эрозии
	Водная                        	                                                Ветровая
(смыв плодородного слоя талыми	                          (выдувание плодородного слоя пыльным)
         водами, ливнями)	бурями)
    возвышенности в степях и лесостепях	                                степи Русской равнины, Алтай, Моздокский район
             Русской равнины	
                      Овраги	         
 Меры борьбы с эрозиями:
- внедрение правильных почвозащитных севооборотов, 
- соблюдение агротехники (вспашка на определенную глубину, поперечная вспашка склонов),
- полезащитные насаждения, сохранение лесов,строительство специальных гидротехнических сооружений (водозадерживающие валы, плотины, пруды).
Мелиорация – совокупность мер по улучшению почв с целью длительного повышения их плодородия. 
СХЕМА на доске и в тетради
Виды мелиораций:
	снегозадержание
- снежные	
	снегонакопление
	осушение
- водные	орошение
	обводнение
                                  борьба с суховеями
- климатические        противоураганные меры
                             известкование почв
- химические        внесение удобрений	
                               применение гербицидов и пестицидов
	борьба с водной эрозией
- земельные       борьба с ветровой эрозией
	рекультивация (восстановление почв)
	очистка от валунов	
	создание лесополос
- фитомелиорации	водоохранные мероприятия
                                        задержание песка
Охрана почв (Самостоятельная работа с текстом учебника.)
Почему нужно охранять почву? И как охраняют почву?
Какие вы можете предложить почвоохранные мероприятия?
4.Закрепление Вопросы на карточках
Определите, какие виды мелиорации проводятся на юге Русской равнины, на севере Русской равнины.
В какой природной зоне необходимо известкование почвы? (В тайге, т.к. там кислые почвы, а известкование нейтрализует кислотность почвы.)
Почему орошение почв может привести к их засолению? (Орошение приводит к подъему уровня грунтовых вод, при высокой температуре влага испаряется, а соли остаются.)
Чем отличается мелиорация почв в тайге, от мелиорации почв в степях? (В тайге необходима комплексная мелиорация: внесение удобрений – из-за промыва почв; известкование – кислые почвы; осушение – избыточное увлажнение. В степях основные меры – противоэрозионные – борьба с оврагами и пыльными бурями; орошение.)
Докажите на примере природных зон тайги и степей, что почвы являются «зеркалом ландшафтов»? (Под хвойной растительностью – почвы подзолистые, под травами – черноземы.)
Какие виды мелиораций проводят в Осетии и почему?     
  1)Вопросы устного опроса.
- Что такое почва?
- Основное свойство почвы?
- Почвообразующие факторы?
- Органическое вещество почвы? (Гумус)
- Кого называют отцов почвоведения? (Докучаев)
2) Игра “Верите ли вы в то, что?”    
а) первыми почвами, в которые человек бросил зерно, были илистые почв рек;
б) в мире часто происходили столкновения и войны за плодородные поля;
в) первыми исследователем почв в России был М.В.Ломоносов;
г) самые плодородные почвы серые лесные;
д) современный чернозем содержит 10-13 % гумуса;
5. Итоги, д/з. 
15