Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя родного языка и литературы МБОУ «Дракинская средняя общеобразовательная школа»
Торбеевского муниципального района Республики Мордовия
Зюзиной Нины Павловны
Учитель!
Сколько надо любви и добра,
чтобы слушали, чтобы верили,
чтобы помнили люди тебя
Для чего живет человек? Что ему дорого, что важнее всего, без чего он не сможет обойтись? Наверное, каждый в разные периоды жизни отвечает на эти вопросы по-разному, но так или иначе все сводится к любви.
Моё педагогическое кредо – это стиль отношений с учениками, родителями, коллегами, людьми, меня окружающими. Оно состоит в том, чтобы отдавать энергию, душу и сердце детям, понимать их и сопереживать происходящее вместе с ними.
Моя задача – помочь каждому ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – свои способности, а может быть, и талант. И в этом поиске ведущая роль моя, его учителя.
Я – учитель родного языка и литературы. Понимаю, что это самая прекрасная профессия, но и самая трудная.
Профессия учителя-словесника привлекает меня своей гуманностью и благородством. Для меня очень важно, чтобы мои ученики ушли с урока, не только получив определенный объём знаний, но и став хоть чуточку добрее, справедливее, лучше.
Источником моего вдохновения являются: дети, мое общение с ними. Эммануил Ильенков сказал: "Каждый ребёнок есть однажды случающееся чудо!" И я считаю, что каждый ребёнок талантлив по-своему, только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого необходимо любить каждого ребёнка.
Вы загляните в детские глаза.
Вам истина откроется простая:
Нельзя учить, души не отдавая,
И в этом смысла жизни красота!"
Тема инновационного опыта:
- использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)
Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения. Педагогическое творчество чаще всего состоит в том, что учитель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей школы, с учетом особенностей конкретного детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. Все наработанное наукой он тщательно "просеивает", отбирая то, что помогает ему достичь наилучших результатов, внося свои коррективы и достижения. В результате моей работы в школе, я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Для этого я использую на уроках современные педагогические технологии.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование
выдвигаемых принципов и приемов)
Концепция предполагает применение современных подходов в преподавании родного языка и литературы, включая в себя:
- образовательную направленность уроков родного языка и литературы;
- проектную и исследовательскую деятельность;
- игровые технологии;
- технология критического мышления;
- информационные технологии.
Сегодня трудно представить работу учителя без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия. Большой интерес у учащихся вызывают беседы, сопровождающиеся показом презентаций. Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа занятия. Они практически заменяют традиционный мел и доску. Презентации удобны тем, что отбирается именно тот материал, который необходим для конкретного урока и в нужной последовательности. Это позволяет сделать урок более ярким, увлекательным.
Педагогические игры обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры.
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати.
Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал просматривается, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, подобрать фотографии.
Вообще для получения положительного результата исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.
На уроках у учащихся вызвала интерес технология критического мышления. Использую следующие приемы: «Да – нет», «Кластер», «Таблица» ЗУХ», «Синквейн» и другие.
Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников.
Определила следующие задачи для моей работы:
- формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
- находить нестандартные решения любых возникающих проблем;
- воспитывать интерес к преподаваемым предметам.
Новизна и своеобразие моего опыта заключается в том, что использование современных технологий стимулирует у ребенка интерес к учебе.
Наличие теоретической базы опыта
Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую современные технологии, а для этого занимаюсь самообразованием и изучаю труды учителей – новаторов и методистов.
Теоретической основой опыта являются педагогические идеи:
- по изучениию метода проектов - М.Ю.Бухарской, М.В.Моисеевой, А.П.Орешко, Н.Ю. Пахомовой, Е.С.Полат;
- по изучению исследовательской деятельности - М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, С.Г. Шаповаленко, М.И. Махмутовой;
- авторские концепции формирования информационной культуры подрастающих поколений С.А. Беженковой, А.В. Горячевой, А.П. Ершовой, Н.В. Матвеевой, Е.С. Полат, И.В. Роберт.
Ведущая педагогическая идея
Основная идея заключается в интеграции современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для активизации познавательной деятельности, развития творческих способностей.
Оптимальность и эффективность средств
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения то, что применение информационно-коммуникационных технологий делает урок более информативным, содержательным, ярким, по-настоящему современным. Я давно уже освоила современные компьютерные технологии, постоянно использую в работе ресурсы Интернета. Уроки литературы - это уроки искусства, где важны и музыка, и живопись. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. Сегодня на уроках литературы все чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр видеофильмов. Самой распространенной формой работы на уроке литературы можно назвать работу с компьютерными презентациями, выполненными в программе PowerPoint. При помощи проектора на широкий экран выводятся цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии и многие другие изображения, оживляющие ход урока, пробуждающие у обучающихся интерес к литературным произведениям, позволяющие образно представить жизнь и личность писателя. Индивидуальная работа учащихся по созданию презентаций развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. Защита презентаций помогает детям обрести уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных качеств.
От вдумчивого чтения текста к его анализу, сопоставлению, самостоятельному поиску ответов на вопросы, работе с дополнительной литературой – вот вектор, который берется за основу работы по исследовательской деятельности на уроках литературы.
Приучать ребят мыслить, самостоятельно находить ответы на интересующие их вопросы, работать с дополнительным материалом необходимо с самых первых уроков. Учащимся необходимо понять, что в литературной творческой деятельности не существует готовых ответов и раз и навсегда. Ответ нужно искать самому, только тогда ты увидишь результат своей работы.
Когда создаётся проблемная ситуация на уроке, возникает живой диалог, появляются игровые моменты, тогда и рождается интерес к родному языку. Нужно помочь своим ученикам увидеть за сухими строчками правил красоту, мощь, глубину языка!
Приём «Кластер» мы стали применять с учащимися недавно, но он уже нравится многим творческим ребятам. Они увлечённо составляют кластер. Этот приём очень эффективен на уроках родного языка и литературы. Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Данный прием позволяет научить учеников самих добывать информацию, создавать учебную среду для развития, развить способность к самостоятельной работе, формировать у учащихся навыки самообразования.
Использование кластера позволяет лучше учитывать индивидуальные особенности ученика: один при составлении собственного кластера будет использовать слова, а другой нарисует (или подберет соответствующие рисунки).
При создании кластера у учащихся создается зрительный образ изученного материала, который легче запоминается, чем просто произнесенное правило.
Работа в педагогической мастерской создает творческую атмосферу. В ней важен не только результат творческого поиска. Не меньше, а иногда и больше важен сам процесс. Именно он приобщает ребенка к радости творчества, открытия нового, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности. При всем многообразии мастерских есть некий общий алгоритм процесса, что позволяет говорить о ПМ как о технологии.
– начало, мотивирующее творческую деятельность каждого;
– работа с материалом
– соотнесение своей деятельности с деятельностью других. Ставится задача не только дать оценку деятельности другого, сколько дать самооценку;
Каждая мастерская несет в себе свой секрет, свою тайну познания и творчества. Эта тайна раскрывается лишь в том случае, если сам участник хотя бы на короткий срок стал мастером, исследователем, творцом. Участника ПМ охватывает радость открытия, ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого.
Любят мои ученики составлять синквейн. Используется он на стадии рефлексии, позволяет обучающимся проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту и т.п. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях (от фр. «пять», «поэтическое настроение, поэтическое дарование»).
Прием «Чистая доска»
Проводится при повторении пройденного материала. Перед началом урока учитель в разных концах школьной доски прикрепляет листочки виде белых клякс, на которых записаны вопросы. В начале урока он обращается с просьбой к ученикам «очистить» доску от проделок «злого мелка», изображение которого прикреплено также к доске. Ученики по очереди выходят к доске, снимают кляксу и отвечают на вопросы, написанные на них. Оценку получает тот, кто больше собрал клякс.
Игра – это символ успеха,
Мотивация с нею растет.
Вера в силы свои человека
С игрой, непременно, придет.
Играть любят взрослые, дети:
Я уверена в том, что всегда
На уроках ведущим приемом
Была, есть и будет игра!
Ну и наконец, моя любимая технология, которую я использую на каждом уроке-это игровая технология. Я имею свою собственную игротеку, в которой уже много различных игр. С помощью игр я и ввожу новый материал и закрепляю, причем это может быть и грамматический и лексический материал, фонетические игры тоже мои учащиеся очень любят.
Игры приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать умение общаться, способствуют эффективной отработке языкового материала и обеспечивают практическую направленность обучения. Для детей игра – это, прежде всего, увлекательное занятие. В игре все равны, она посильна даже слабым по языковой подготовке ученикам. Более того, слабый ученик в игре может стать первым, находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Непроизвольно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворенности. Игры способствуют выполнению трех важных задач:
-создают психологическую готовность детей к речевому общению;
-обеспечивают естественную необходимость многократного повторения ими языкового материала;
-тренируют учащихся в выборе нужного языкового варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Применение современных образовательных технологий в процессе обучения предмету помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний.
Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых)
В процессе работы учащиеся показывают прочные знания и сформированные навыки. В оценке достижений учащихся по мокшанскому языку и литературе наблюдается положительная динамика:
качество знаний по мокшанскому языку (по итогам учебного года)
в 2009-2010 учебном году - 72,7%;
в 2010-2011 учебном году – 48,6%;
в 2011-2012 учебном году – 56,6%;
в 2012-2013 учебном году – 54,1% ;
в 2013-2014 учебном году – 57,8%;
качество знаний по мордовской литературе (по итогам учебного года)
в 2009-2010 учебном году - 95,4%;
в 2010-2011 учебном году – 72,9%;
в 2011-2012 учебном году – 73,3%;
в 2012-2013 учебном году - 75% ;
в 2013-2014 учебном году – 79,5%;
«Ученику – удача, учителю – радость», - гласит русская народная пословица. И с ней нельзя не согласиться, ведь радостные мгновения педагога – это взлеты и победы его учащегося. Многие ребята, проявляя интерес к предмету, с удовольствием принимают участие в конкурсах и олимпиадах.
Участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников
Предмет
год
ФИО обучающегося
Класс
Место
Мокшанский язык
2010-2011
Киселева Галина Александровна
8
призёр
2012-2013
Вергазова Татьяна Игоревна
7
победитель
Мордовская литература
2010-2011
Киселева Галина Александровна
8
призёр
2012-2013
Киселева Галина Александровна
10
победитель
2012-2013
Вергазова Татьяна Игоревна
7
победитель
2013-2014
Вергазова Татьяна Игоревна
8
победитель
На протяжении ряда лет занимаюсь с учащимися исследовательской работой:
- Киселева Галина - победитель муниципальной научно-практической конференции «Мордовия глазами детей» (2013-2014 учебный год);
- Киселева Галина - участница республиканской научно-практической конференции «Историко – культурное и природное наследие родного края» (2012-2013 учебный год);
- Киселева Галина - победитель муниципального конкурса исследовательских работ «Интеллект будущего» (2013-2014 учебный год).
Возможность тиражирования
Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами.
Имею печатные работы: в газете «Торбеевские новости» от 11 июня 2009г статья «Связь семьи и школы», в сборнике «Информационно-коммуникационные технологии в преподавании мокшанского языка» напечатан урок родной литературы по теме «М.П. Девятаев «Ворьгоде адста». Разработки уроков и внеклассных мероприятий опубликованы на образовательных порталах «Продлёнка» и «Про школу ру». Обмениваюсь опытом своей работы – показываю систему работы коллегам школы и района на открытых уроках.
Урок мокшанского языка в 5 классе по теме «Кайги и аф кайги согласнайхне». Районный семинар учителей родного языка и литературы.
Урок мордовской литературы в 7 классе по теме «И тага эряфть орадсаськ кърнянц (С.В. Кинякинонь творчестванц коряс)». Районный семинар учителей родного языка и литературы.
Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя существительное ». Творческий отчет школы.
Внеклассное мероприятие «Праздник мордовской кухни». Районный семинар классных руководителей.
Опыт моей работы представлен на личном сайте «http://учительский.сайт/Зюзина-Нина-Павловна», на других образовательных сайтах в сети Интернет.
В заключение
Учитель одинаково должен любить всех своих учеников, даря им знания и доброту, свои мечты и сердце.
Я хочу пожелать вам: "Пусть каждый, прожив со всеми вместе в коллективе, чувствует себя человеком, без которого чего-то в школе не получилось бы".
Приложения
Учитель: Зюзина Н.П.
Темась: «М.П.Девятаев «Ворьгодеме адста»
Цельхне: содафтомс шабатнень М.П.Девятаевонь эрямань кинц мархта;
ваномс, кода войнась сувась Михаил Петровичень эряфозонза ;
касфтомс кельгомашить Родинати.
Урокти аноклави: диск урок-презентациять мархта, карточкат,
иллюстративнай материал
Урокть планоц.
IОрганизационнай моментсь.
Урокть теманц и целенза азомасна.
1-це слайдсь. Учительть валоц.
- Война.. Рузонь, мокшэрзянь и лия народонь цёрат – отт, шумбрат, мазыхть – кътмордазь тядяснон-аляснон, сазорснон- брадснон, кельгомаснон, содафснон и тусть
Мельгаст сёлговсь кенкшсь, нувазевсь перьфпяльсь, читоргодсть кенкшне. Лама зиянда кандсть эрь кудти войнань толомф кизотне. Равжа седи «инжихнень» каршес стясь марнек странась. Ванцаськ, кода няфтьфт войнань стакатне С. Ларионовонь «Архип атянь ёлкац» азкссонза.
II Кудонь заданиять проверямац.
Кизефкснень лангс отвечамась.
-Кодама тев арьсесь Архип атясь?
-Мес Архип атя арьсеф тевонц колга киндиге ашезь азонда?
-Мес велеряйхне шарфсть Архип атянь эзда?
-Кие ульсь цёрац?
- Мезе лиссть фашисттнень мархта?
2. 2-3 –це слайттне. Пакшень морафтомась.
-Морафтость пакшть, конац ладяй тя рисункати.
- Тинь мъзярдонга аф васьфтьсасть Од кизоть Москуса
Кинь ня валхне? Коса азфт синь ульсть? Морафтость тя пакшть.
III Работась урокть теманц коряс.
1. 4-це слайдсь. Учительть валоц.
- Сембе странаньконь келес тусь славац пелемань аф содай геройть, мокшэрзянь народть цёранц – Михаил Петрович Девятаевонь. Весть менельса фашисттнень каршес тюремста М.П. Девятаевонь самолётонц врагсь прафтозе. Ёжефтома лётчиксь повсь пленц, коса тейнза савсь няемс сембе аф няематне. Вов мезе тянь колга сёрмады сонць Девятаев.
5-це слайдсь. Лятфтаманц морафтомац.
Отечественнай войнань стакадонга стака пинкнень минь, авиаторхне, верс тюреме врагть каршес, ванфтоськ и идеськ эсь Родинаньконь свободанц и независимостенц. Ня пинкнень тейне пяк лама савсь кандомс сталмода. Эсь сельмосон няине, кода кулсесть ялгане Савсь варжамс-корштамс фашистскяй пленть сяпиензон – шапаманзон, арьсефолень плхтамс крематорияса
4. 6-це слайдсь. «Адста ворьгодемась» стихотворениять морафтомац (ульсь максф куду индивидуальнай заданиякс).
- Но кодамовок сталмотне ашезь пульзяфта сонь, ашезь синде Родинати преданностенц.Тейнза сафтовсь васькафтомс фашисттнень. Эсь сельмингольдест, эсь самолётсост, сонцень вейхкса ялганзон мархта ворьгодсь пленцта.
Адста ворьгодемась.
Мода пакш.
Лов ацасть кельмотне.
Тяк и лятфне белай светть:
Перьфке ведь, ков няихть сельмотне,
Тяста аш аф кит, аш сеть.
Арьсесть азорхневок:
Пелендемс, кле, аш туфтал
«Ули седь. Тутама менельге»,-
Девятаев тошкась вал.
Токавсь цёрась,ёнец шовордавсь
Мезень менель?
Мезень седь?
Мезень ломань?Вельмоф ловажа:
Аньцек пакарьхть, аньцек кедь
Корхнесть пленнайхне эсь ётковаст,
Но «мордвинть» пяк валдоль пряц:
Ули надьяма, хоть ёфкс тя мяльсь,
А въдь ёфкснень эряфсь кадсь.
И мъзярда васта аропнесть
Инекуйхненди лийкстамс.
Ванфоц сенем менельсь – арунясь –
Шокшендсь сельмоведень прамс.
И вов весть
( « Седсь аньцек менельге!
Шись миндейнек няфтьсы кить!»)
Ластязь врагонь нармонть (мяль вельде!)
Фрицнень шалхкалда!
Да шить!
Сятнень сельмосна мянь полдашкодсть,
Шавись эсост муськомкс нярьгсь.
Мярьгат, сонга шарьхкодсь –
Ордашкодсь,
Кашандсь,
Пялякодсь – кшнинь нярсь.
Но эрь цёрась вастонц содазе,
Фкя-фкянь шарьхкодсть и пяк лац.
Въдь синь фкя ульсь кисна – Родинась,
Атянь кядьса озафтф садсь!
И тя –
Родинати кельгомась –
Кемонь седиста тись фкя.
Тяряфтт сельгомс,нельгомс варжака
Шачем крайса касф лисьфкять.
Сяземс сязьсак, аньцек юронза
Нинге сяда виияхть
Равжа кранчсь эсь тналонц юводы,
Прафне меки ни аф стяйхть
И лийкстасть!
Да нинге кодане!
Содасть руз масторонь койть!
Къда учи эсот Родинась,
Тона шиста сайхть геройкс!
Ашесть синдев,
Ашесть комафтов,
Честьсна косовок аф прай.
Адста можна мянемс ломанти,
Коль светть лангса ули рай!
5. Видеороликть ваномац.
- Аф пяк кунара минь якаме М.П.Девятаевть музеинцты. Кулхцондоськ сонь эрямань кинц. Лятфтасаськ сонь.
7-це слайдсь.
Кизефкснень лангс отвечамась.
-Мзярда шачсь Михаил Петровичсь?
-Коса?
-Кода синь эрясть?
- Мзяра кизонят ульсь тейнза, мзярда кулось аляц?
- Кодама мялец ульсь?
-Мес ашезь прима?
7.8-це слайдсь. Эпиграфть сёрмадомац тетрадезост.
Мокшень цёрась, Девятаев лётчиксь,
Эряфть коряс шачем ширеть кельгсь,
Вестеньге Тонь лятфнемдот изь лотксе,
Нльне коста воляшиц ульсь нелькф.
С.Самошкин
8. Учительть валоц. 9-це слайдсь.
М.П.Девятаевонь подвигоц художественнай литератураса арась мялень кеподи темакс. Сонь колганза сёрматфт очеркт, повестть и поэмат.Рузонь поэтсь И.Пиняев сёрмадсь «Мужество» поэма, М. Кяшкин «Курссь – Родинась» повесть,, М.Бебан « Пацяв ломань» оперань либеретта. Ваность книжнай выставкать лангста материалть. Тяса нинге кочкафт «Якстерь тяштеня» журналста стихотвореният, азкст, лятфнемат, конат лемтьфт М.П. Девятаевонди. ( А. Тяпаев «Цёранза Россиять» №5,2002 к., М. Моисеев «Девятаевонь шуфтонянза» №7, 1991 к., Г.Пинясов «М.П.Девятаевонь кожфса мекольдень «боец» №5, 2005к.) и « торбеевскяй кулят» газетаста репорташт васедамазон колга шачема крайнц мархта.Сонць Девятаев сёрмадсь фронтовой эряманц и немецкяй пленцта ворьгодеманц колга «Адста ворьгодемась» книга. Кулхонттама пакш эздонза.
9. Учительть морафтомац;
10. 10-це слайдсь. Валхнень лангса работась.
- Войнать «пичефксу шамац»
Куломась афнезе кургонц странаньконь лангс.
Тёжятть кшнинь кранч пяшкодезь Украинань и Белоруссиянь менельть.
- Морафтость валрисьмотнень. Кодама изобразительно-выразительнай средства мархта васьфтеме?
- Мезе стамсь метафора?
Эрьхцемс, эвондамс валхнень валксть коряс мумс смузьснон.
Морафтомс, ювадемс, пичедемс, азомс валхненди кочкамс стнонипт.
(Работась тиеви компьютерть лангса).
Идивидуальнай заданиясь: «Мессершмит», «Юнкерс», «Фоккер», «Фоке –вульф». Мезень колга корхтайхть ня валхне?
11. Кизефкснень лангс отвечамась:
-Коза тусь тонафнема Мишась?
- Коса васьфтезе войнать?
- Мес Девятаевонь лемнезь нациянц коряс?
12. Выборочнай морафтомась.
-Кода Миша повсь пленц?
IY Урокть итогоц.
1 Оценкань путомась.
2. 11-це слайдсь. Куду заданиясь: с. 200-201 (морафтомс пакшть, кодама стака ульсь пленца);
3-це заданиясь, 201 с.
Исследовательская работа
«Легенды и предания села Дракино
Торбеевского района Республики Мордовия»
Выполнила: Киселева Галина Александровна
Научный руководитель: Зюзина Нина Павловна,
учитель родного языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ «Дракинская СОШ»
Оглавление
Введение:
Актуальность выбранной темы.
Цели и задачи, решаемые в процессе исследования.
Материал для исследования, его оформление.
Основная часть:
1. Общее понятие о легендах и преданиях.
2. История возникновения села Дракино.
3. Легенды и предания нашего села.
4. Результаты опроса учащихся.
Заключительная часть.
Список использованной литературы и источников.
Приложения.
Введение
Как дерево, что кроной все упорней
Стремится ввысь,
Ветвями небо обняло, а корни
Глубоко под землей сплелись, -
Так я стремлюсь к просторам светлым
Грядущих дней,
А корни там, во глубине столетий,
В преданьях родины моей.
Н. Рыленков.
На протяжении веков многие поколения людей пытались понять и дать объяснение тому, как устроен мир. Как и откуда появились люди? Есть ли жизнь после смерти? Почему вода родниковая одних лечит, другим помогает, а на третьих никак не действует. Вопросы, на которые человек не может дать ответа обрастали тайной, загадкой, люди стали фантазировать и появились легенды. Легенды о жизни и смерти, легенды о чудодейственных деревьях, реках, о людях, творящих чудеса. Легенды передавались из поколения в поколение, и дошли до наших дней, обрастая всё новыми подробностями.
Я взялась за эту работу, потому что хотела узнать о своем селе то, что не знала: легенды, предания, поверия; узнать, во что верили люди нашего села и во что верят сейчас. Для этого мне пришлось прочитать много литературы, побеседовать со старожилами села.
Цель: собрать и систематизировать сохранившиеся в селе устные предания, легенды.
Задачи:
Изучить теоретический материал о фольклорном наследии нашего народа.
Провести опрос среди жителей села Дракино.
развитие и совершенствование личных способностей исследовательской деятельности.
Методом исследования я выбрала планомерный и систематический сбор информации, основанный на воспоминаниях старожилов села.
Использовала следующие средства исследования:
Значимость данной работы – воспитание интереса к родному краю, развитие чувства патриотизма.
Много вопросов возникало у меня. Некоторые ответы на свои вопросы я нашла в легендах и преданиях. Говорят, в них есть частица правды. Сказитель В.Р.Гурьянов неоднократно повторял, что «сердцевина у предания из правды состоит, а одежонку она на себя разную надевает».
Я считаю, что всегда актуально исследовать историю возникновения своего края. Идея сбора легенд нова и никем еще в нашей школе не собрана.
Основная часть.
1. Общее понятие о легендах и преданиях.
Легенды и предания являются одним из жанров устного народного поэтического творчества. Предания и легенды считаются старинным жанром, они передаются из уст в уста, из поколения в поколение. Было время, когда предания являлись единственным источником познания истории. Когда-то при помощи преданий народ пытался объяснить многие явления в обществе и природе. И это было вполне естественно, потому что люди тогда еще не владели научными методами познания. Народ не ждал, когда наука объяснит происхождение морей и озер, рек и гор, племен и родов, он сам старался объяснить свою собственную историю. У народа был свой взгляд на жизнь. От деда к внуку, от отца к сыну передавались предания о том, как на земле жизнь появилась, откуда род людской идет, почему так много разных названий существует на белом свете.
Но к преданиям и легендам мы не должны подходить как к архивным документам, так как в данном случае мы имеем дело, прежде всего устным народным поэтическим творчеством, только основанном на весьма вероятных и правдоподобных фактах и событиях.
В «Толковом словаре» С.И.Ожегова даются такие определения:
Легенда – это устный рассказ исторического содержания, который невозможно доказать документами. В ней рассказывается о настоящем событии или человеке, но показанные факты немного изменены, преувеличены.
Предание – это устный рассказ о жизни древних людей, о происхождении географических, этнографических, исторических и других терминов. В преданиях народ по-своему объясняет происхождение названий рек, гор, селений, показывает жизнь древних людей, их взаимоотношения.
Среди многочисленных мордовских преданий можно выделить две большие тематические группы: исторические и топонимические предания. Исторические предания повествуют о крупных памятных событиях и известных деятелях прошлого, распадаясь на ряд циклов:
о великанах;
о мордовских племенных вождях;
о борьбе с внешними врагами;
о походе Ивана Грозного на Казань;
о крещении мордвы;
о Разине и Пугачеве;
о разбойниках и кладах.
Вторая группа мордовских преданий – топонимические, которые часто связаны с малой историей, т. е. одного отдельного села или местности. Чаще всего в таких преданиях рассказывается о возникновении названия села. Красота и полнота преданий полностью зависят от мастерства рассказчика: чем лучше он владеет словом, чем богаче его язык, тем полнее, художественнее звучит текст.
Мордовских легенд известно сравнительно немного. Представлены они двумя основными тематическими группами:
о сотворении мира и взаимоотношениях божеств с людьми;
о животных, растениях и их свойствах.
В первую группу легенд объединены произведения религиозно - библейского содержания о создании земли, звезд, человека, о происхождении некоторых людских пороков, а также произведения о древних божествах мордвы, браках между земными людьми и божествами. Ряд мордовских текстов религиозно – библейского характера заимствован из русского фольклора, но в своем бытовании ленегды восприняли некоторые национальные особенности.
Легенды второй группы более разнообразны и оригинальны. В них говорится о происхождении отдельных видов растений и животных, повадок зверей, птиц, насекомых.
Легенды и предания близки друг к другу, но есть у них свои особенности, которые мы можем определить по их происхождению, тематике и содержанию. В фольклоре встречается много таких текстов, где можно встретить признаки и того и другого. Именно поэтому фольклористы чаще всего рассматривают эти два жанра вместе.
2. История возникновения села.
Изучение темы я начала со знакомства с историей возникновения села, в котором я живу. Называется оно Дракино и располагается в Торбеевском районе. «Прошедшее села Дракино очень темно, так что – когда и откуда оно получило своё начало, о том точно и определенно трудно сказать в виду отсутствия каких – либо исторических документов и письменных памятников. По общему же местному народному преданию, жители села Дракино первоначально обитали в селе Шокша Темниковского края». Но в архивных материалах фонда Мордовского НИИ говорится о том, что предки дракинцев жили в селе Нароватово Теньгушевского района. Переселение же это могло быть не ранее последней четверти 17 столетия, или в начале 18 столетия. И.К. Инжеватов в «Топонимическом словаре Мордовской АССР» пишет: «Существуют разные толкования названия: утверждают, что в основе названия дохристианское мордовское имя или прозвище Драка, ныне встречающееся в родовых фамилиях Дракиных. Бытует и такое толкование: селение получило название от мордовского слова тарка «место» с последующей метатезой и озвончением начального согласного». По общему народному преданию, село Дракино будто бы получило своё название от беспокойного и немиролюбивого характера дракинских предков, точнее, от производимых грабежей, сопровождавшихся насилием и драками. В начале 18 – го столетия село Спасское вело значительную торговлю с городами Темников, Кадом, Касимов. Вероятно, предки дракинцев грабили спасские товары в окрестностях своего села, чему способствовала глухая лесная местность, где можно было вовремя и безнаказанно укрыться.
Бытует в селе и другая легенда. Село получило свое название от ссоры и драки, возникшей между двумя помещиками. Они подрались. Один из них убил другого, но второй помещик собрал все силы и убил соперника. Будто бы дракинские жители остались поэтому вольными людьми. (со слов Ботняевой Елены Артемовны). Но оно, скорее всего, не имеет под собой основания: споры из-за земли, сопровождавшиеся драками, действительно были, но гораздо позднее 1752-го года, когда село уже именовалось «Дракино». Другую легенду рассказывала Балаева Надежда Ивановна : «Кругом были дремучие леса и болота. Люди, ехавшие на лошадях в Спасск, часто тонули. Им приходилось вытаскивать лошадей. Они как бы «дрались» с болотами». Как бы то ни было, а название села «Дракино» свидетельствует о беспокойном и буйном характере его первоначальных жителей, почему село и получило такое неблагозвучное и нелестное название.
3. Легенды и предания села Дракино.
Народные предания и легенды представляют собой значительный интерес для изучения истории народа. Некоторые из них содержат топонимические данные, отражают стремление народа этимологизировать местные названия, приблизить их к конкретным фактам действительности. Конечно, предания и легенды не передают истинного значения топонимов, но могут стать стимулом к проверке этимологических гипотез, к исследовательским поискам. Приведу легенды, связанную с топонимией моего села.
В селе Дракино Торбеевского района есть озеро. В жаркие дни в этом озере купались и взрослые, и дети. А рано утром и вечером жители села ловили удочками рыбу. Трава летом вырастала по пояс, а среди неё разноцветные цветы. Кругом тихо - тихо. Около протоптанной дорожки, которая вела в Торбеево, находилась дубовая роща. Стояли деревья здоровыми – сильными дедами. В Пасху, на Троицу приходили жители села сюда. Парни, девушки пели, плясали. Люди ходили туда за грибами. В военные холодные годы деревья спилили на дрова. Корни выкорчевали. Вместо рощи осталось пустое место. Правда, и сейчас озеро немаленькое. Только из года в год оно обмелело. А люди называют его Бездонным болотом. Дело было зимой. Тогда в этом месте росли густые, темные леса. Дорог не было. Никто не знает, почему барин с барыней, которые ехали на лошади, поехали по льду. Доехали до середины озера. Лёд начал трескаться, ломаться. Люди с лошадью, телегой ушли под лёд. Жители села хотели достать их. Искали и зимой, и летом. Не нашли. В то время и стали называть «Потмаксфтума чей» («Бездонное болото»). Теперь оно обмелело, а тогда оно было глубокое и большое.
Следующая легенда также связана с названием мест нашего села. Недалеко от улицы Садовая есть овраг, который называют «Кучеронь лашма» («Яма Кучера»). Давным – давно этот овраг называли Волчьим. В те времена там водилось много волков. Они приходили и в село: воровали овец.
В этом овраге люди добывали глину и песок для строительства печек. В один из дней в этот овраг пришел кучеровский старик. Зашел он в одну из ям. В это время земля рухнула и накрыла старика. С тех пор люди стали бояться этого места, даже за песком и глиной стали ходить в другое место. А ещё старожилы рассказывают, что одна женщина собралась навестить сына в соседнем селе. Шла мимо этого оврага и упала. Еле – еле дошла домой, но с тех пор нога стала болеть. Женщина сказала родственникам: « Скоро я умру, с кучеровским стариком попрощалась» И правда, скоро женщина умерла. Вот такая легенда. Эти легенды записаны со слов старожилов села Киселевой Надежды Ермолаевны и Кудаевой Анны Семеновны. На мордовском языке они напечатаны в журнале «Якстерь тяштеня».
Наше село граничит с селом Кажлодка. Их разделяет овраг, название которому Спорный. Откуда появилось это имя? Жители этих сел с давних пор спорят по поводу принадлежности этого оврага. Отсюда и название: Спорный. До сих пор спор и не решен. Чей овраг? Дракинский или Кажлодский?
Существуют легенды и о кладах в нашем селе. Например, жил в нашем селе богатый человек. У него было много золота. Когда в селе начались аресты людей, он зарыл горшочек с золотом на огороде под большим камнем. Вскоре этого человека арестовали и отправили на север, откуда он не вернулся. Его родственники пытались найти этот золотой клад, переворачивали огромный камень, рыли землю, но безуспешно (по рассказу Ботняевой Елены Артемовны).
4. Результаты опроса учащихся.
Я решила провести опрос учеников нашей школы, знают ли они легенды нашего села. Я опросила 30. Получили следующие результаты
1. Вы знаете легенды нашего села?
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
«Да» ответили – 14 человек
«Нет» - 16 человек
3. Должны ли мы знать легенды нашего села?
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
«Да» ответили – 29 человек
«Нет» - 0 человек
«Не знаю» - 1 человек
4. Как вы думаете, сегодня сочиняют легенды?
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
«Да» ответили – 9 человек
«Нет» - 8 человек
«Не знаю» - 13 человек
Проведя опрос среди учеников нашей школы, я выяснила, что легенды нашего края надо знать, это даёт возможность лучше узнать историю местности, узнать, чем жили люди и занимались наши предки.
Заключение
Работа подошла к концу. Я собирала сведения по крупицам, внимательно слушала знакомых мне людей и осознавала, как мало знаем мы и сколько народной мудрости хранят знакомые и незнакомые нам люди. Мы много нового и поучительного узнали об истории нашего края, совершили увлекательное путешествие по уже, казалось бы, известным местам, открыли много нового. Исследовать легенды - очень полезное и увлекательное дело. По свидетельству известного ученого - фольклориста Л.Э.Элиасова, «было время, когда предания являлись почти единственным источником познания исторической действительности, они меняли неписанную народную летопись истории народов, племен и родов».
Хотелось не останавливаться на достигнутом, потому что народная мудрость не до конца изучена и, надеюсь, ещё не потеряна, поэтому буду продолжать начатую работу.
Академик С.О.Шмидт говорил: «Занятие краеведением по зову души – это всегда краелюбие». Так давайте изучать и узнавать свой родной край, а значит любить его!
Список использованной литературы и источников.
1. Седова Л.В. Родники народной мудрости. Саранск: мордовское книжное издательство. 2007г.
2. Н.А. Ануфриева. Родиноведение. Саранск, мордовское книжное издательство. 1997г.
3. Газета «Торбеевские новости» от 26 ноября 2004г., от 28 мая 2004г.
4. Журнал «Якстерь тяштеня», № 2 2008г., №10 2008г.
5. Инживатов И.К. Топонимический словарь Мордовской АССР. Саранск: мордовское книжное издательство, 1987г.
6. Очерки из истории Тамбовского края И.И. Дубасова. Выпуск первый, 1883г.
7. Церковно – приходская летопись. Тамбовские епархиальные ведомости, 1890г.
8. Шуляев А.Д. Народть мяляфтомац пефтома. Саранск: мордовское книжное издательство, 1993г.
9. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
МБОУ «Дракинская средняя общеобразовательная школа»
Ёфксонь эшиня
(неделя родного языка и литературы)
Учитель: Зюзина Н.П.
Темась: « Эрясть-ащесть атят-бабат»
Цельхне: - кемокстамс содамошиснон мокшэрзянь ефкснень коряс;
- касфтомс корхтамань маштомашиснон;
- виияфтомс кельгомаснон мокшэрзянь ёфксненди.
Оборудованиясь: книгань выставка, рисункат, презентация.
Мероприятиять молемац.
Кайги мокшень мора.
Тонафтысь: Монь койсон, аш стама шаба, кона афолезень кельге ёфкснень. Корней Чукрвскяй корхнесь: «Кда шабати ефси аф азонкшнемс ефкст, сон сонць кармай синь латцемост»
Ёфкснень эса лама вастта, коса геройсь няфневи пяк виста, пяк ёнюста, а кда сонь обжасазь, тейнза лездыхть нльне волшебнай валхне. А шабась емласта тяфтамак ерай и улемс: сембода оцюкс, сембода виикс, сембода ёнюкс.
Но аф сембе содасасть, конашкава питнихть народть еткса латцеф ня произведениятне.Синь ушедсть латцевома пяк кунара. Сиретне азонкшнезь оттненди, оттне сиретькшнесть, синь тяфта жа азонкшнезь оттненди, и тяфта векста векс, поколенияста поколенияс. Кунардонь пинкнень ёфкснень азонкшнезь ащема кудста тевонь тиемста, охотендамаста, вирень керомста. Вирень керыхне сивотькшнесть ломань-ефксонь содай, сявонделезь сонь мархтост вирень кудняс, и сон азонкшнель ёфкст Вирявать колга. Ломаттне сембе мадондсть удома вастозост, а ёфксонь азондысь азондсь ёфкст кулхцондыхнень матодовомозост.
Кулхцонттама миньге ёфкс, конань лемоц «Ежу келаськя»
Сценка « Ёжу келаськя»
Тонафтысь: Эрь народть сонцень устнай поэзияц, но лама и марстоннеда. Сембе ёфкснень эса васьфневихть фкя лацонь геройхть: Иванць, солдатсь, лама пряса куйхне и лият. Нинге фкя герой мархта васьфтяма тяни.
Сценка «Яга бабась и Натанясь»
Натанясь: Ягась. Тяни пезе
Ягась: Шумбрат, Ната уноконяй!
Натанясь:Ерясамань лястязь васькафтомс.. Шумбрат, бабаняй- кстыняй!
Ягась: Кельгома уноконязе! Мон сембе эряфозень вирьса эряйне, вестенге кивок ашемань лемне кстынь лемса. Аньцек мархтон шабат эвфнесть. А тяни тон монь кстынякс лемдемайть. И видекс, цебярь ломаненди мон пяк цебярян. И мзярда пачкодят куду, азк тядяцти и щавацти, катк мархтон оду аф эвнесазь шабатнень. И шабатневок катк эздон аф пелихть.
Натанясь: Азса, сембонди азса, бабаняй. Но вдь мон аф муса эсь кудоньконь. И ялганень эздонга эрьгодень
Ягась: Содаса, содаса, уноконяй. Тонь ялгатне ламос юватькшнесть. Но тон ашеть куле. Да монга ашихтень няе, коза туть. Сявк кептерняцень и куду.
Натанясь: Да вдь сон монь шаволь?
Ягась: Мезевок тят кашторда, Натаня. Аде, мянь крыленцязот прважете. Аньцек мярьк шаба ялгатненди, катк синь аф пелихть эздон.
Тонафтысь: А тяни ётафтома викторина « Содасайть ли тинь ёфкснень?» Арьседа, кодама ефксста сявфт ня валхне?
Эрясть – ащесть атят-бабат кафонест. Ульсь синь сяка церасна, лемоц.Церась эрь шиня корхни алянцты:
- Аляй, тонафтомак, аляй тонафтомак.(«Юртай»)
Панчк, панчк, панжемкай,
Панчк, панчк, уськомкай,
Фкя потяса лофца кандан,
Омбоцеса вайня кандан,
Лоткт- латкт пяшкотькшнян,
Тише прянят ваияфнян. («Казаня»)
Эряст-ащесть атят - бабат кафонест. Ульсь синь уське пула буканясна, оржа сюра боранцна, акша кърга яксягсна. Кичкор толга атёкшсна, кудонь ваны пинесна. Бабась мярьги атяти: «Атя, печк буканять, сиволь пидетяма!» Атясь шовась пеель и тусь буканять печкома («Буканясь и пинесь»)
Кудня, кудня! Кие кудняса эряй?
- Мон, шеернясь.
- Мон, ватракшсь- квакнайсь.
- Мон, нумолнясь.
- А тон кият?
- А мон, келаськясь («Кудня»)
Тя кептерняв мон маран пяряканят, а тон синь кандыть атязти и бабазти.Да мяляфтк, кептернять ки лангса тя панчсе, а то пярякатне кельмихть, да тоньцке фкявок тят сиве. Мон куцян тумоть пряс и мельгат ванан! («Машась и офтсь»)
Эрясь фкя велеса атя. Сон ульсь аф пяк беднай, аф пяк козя. Эрясь сон ветененза: синць атят-бабат да колма стирьсна. Весть праздник малав срхкась атясь базару и кмзефнесыне стирензон: «Мезе, азость, тейнть рамамс праздниконди?» («Пяшень тараткя»)
– Мезе тон тиендят, Фокей?- пъцтай авардезь корхтай попсь.
- А мес, бачка? Мон кенкшть вестенге ашине кадонда, фалу копсон каннеса. Виде кортайхть, што тонь пялот пяк стака работамась. А монь лангозон аф кяжият? («Фокась и Прокофий попсь»)
Тонафтысь: Ваность, мезе почтаста тейнек кандсть. Посылка и телеграммат. Кинь эзда апак тяштть. Содасасть тинь?
1.Сусекста кочкафан,
Вайвелезса шоряфан,
Пянакудса паньфан,
Вальмя лангса кельмофтьфан.
Мон атязень эзда тунь,
Мон бабазень эзда тунь,
А тонь эздот, нумол,
Апак няйхть туян (Копшанясь)
2.- Ох, идняне - лефкскяне!
Мезенди тинь панжесть кенкшть
Кяжи вача врьгазти?
Сон тинь сиводязь – ниледязь! (Сявась)
3. – Аленушка, аканяй,
Листе, листе беряку,
Азса, кода палыхть толнятне,
Кода эжихть цюгуннятне,
Синь мяльсна печкомс монь! (Иванушкась)
4. – Сембода пяк ёнюван, ёнюван,
Кевста кевонь куд тиян, куд тиян.
Катк тяни сай вирень зверсь, вирень зверсь,
Кяжи зверсь - аф панжеви тя кенкшсь, вов тя кенкшсь (Наф-Наф пурхцсь)
Тонафтысь: Тяни ванцаськ посылкать.Тяса серма и предмет. Эряви лездомс мумс синь азорснон.
Тонафтысь:Ванцаськ рисункатнень и содасаськ ёфксть.
Тонафтысь: А тяни азость, кинь кодама кельгома ёфксоц. Мес сон тусь мялезонт?
- Куду максф ульсь задания - арьсемс аф оцю ёфкскя. Кие морафтсы?
Тонафтысь: Ефксне сембодонга кельговикс, сембодонга интереснайхть. Минь инголенк оцю задача: ванфтомс семботь, мезть аф сембе содасазь. Мон корхтан ёфкснень колга, конат шачсть минь велесонк. Эряви якамс сиретнень пяли и кизефнемс, кодама ёфкст и морот азондсть и морсесть тейст, мзярда синць ульсть емланят и азондозь ли синь эсь шабаснонды и унокснонды. Минь тянь мархта тихтяма пяк пара тев, вдь минь ванфтсаськ устно-народнай творчестванькон.
Кластер
«Тяниень пингонь мокшэрзянь писательхне»
Очерки из истории Тамбовского края И.И. Дубасова. Выпуск первый, 1883г, стр. 165.
Инживатов И.К. Топонимический словарь Мордовской АССР. Саранск: мордовское книжное издательство, 1987г., стр. 63.
Исследовательская деятельность
Изучение литературных источников
Встречи с жителями села
Беседа с учителем истории и родного языка и литературы
Изучение информации по материалам газет и журналов
Доронин А.М.
Ишуткин В.И.
Лобанов В.М.
Орлова Р.К.
Нестеров В.И.
«Тяниень пингонь мокшэрзянь писательхне»
Пудин А.И.
Голенков Н.Б.
Гребенцов Г.С.
15